Работа сделана на примере Санкт-Петербурга.
Проведен анализ статистических данных за 2017-2020 годы.
Введение 3
1. Роль малого бизнеса в экономике страны и регионов 4
2. Анализ и развитие малого бизнеса в регионе 9
Заключение 19
Библиографический список 21
Стабильное развитие экономики каждого региона и страны в целом немыслимо без развития сектора малого бизнеса. С точки зрения мировой экономики малый бизнес представляет собой экономическую категорию, способную аккумулировать средства, заниматься производством товаров, оказывать услуги, а также стимулировать занятость и торговлю.
Предприятия малого бизнеса играют очень важную роль в экономике региона и общественной жизни регионов и стран. Они не требуют крупных начальных инвестиций, формирую быструю оборачиваемость разных ресурсов, быстрый рост, оперативно и адекватно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике гибкость и стабильность.
На сегодняшний день субъекты малого бизнеса являются значимым элементом роста как национальной экономики, так и отдельных ее регионов.
Малые и средние предприятия (МСП) вносят большой вклад в экономику. На их долю приходится до 90% от всех компаний в мире, более 70% мировой занятости и 50% ВВП, что делает предприятия малого и среднего бизнеса основными субъектами экономической среды.
Целью данной работы является исследование развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге на основе анализа.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть роль малого бизнеса в экономике региона и страны;
провести анализ и охарактеризовать развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования является малый бизнес.
Объектом – развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге.
Методы исследования: описание, классификация, нормативно-правовой методы, сравнение, анализ.
Статья 4 указанного Федерального закона определяет, что к субъектам малого предпринимательства относят внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческих организаций и физических лиц, внесенных в ЕГРН индивидуальных предпринимателей, которые соответствуют некоторым условиям. Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого бизнеса, согласно требованиям законодательства, вносятся в Единый реестр субъектов малого бизнеса.
Динамика количества субъектов малого бизнеса в России за 2017-2020 гг. показывает, что количество малых предприятий имело тенденцию к росту до начала 2019 г. Однако к 2020 году в целом за исследуемый период количество субъектов малого бизнеса сократилось на 3,07%, что оценивается отрицательно.
Наличие корреляции между уровнем развития малого предпринимательства в определенном регионе и темпами роста его экономики, благосостоянием населения подтверждается результатами многих научных исследований. При этом в регионах наблюдаются значительные отличия по ряду параметров, что влечет за собой определенные различия в степени и характере влияния малого предпринимательства на социально-экономическое развитие территорий.
С 2017 году происходит рост количества субъектов малого бизнеса в Санкт-Петербурге. С начала 2019 года наблюдается сокращение количества субъектов малого бизнеса в Санкт-Петербурге до 342 тыс. ед. в 2020 году, что практически соответствует уровню 2017 года. На данную тенденцию также оказал влияние экономический кризис и вынужденная остановка производства, которая привела к банкротству множества субъектов малого бизнеса. Согласно представленным данным, наибольшую долю в малом бизнесе Санкт-Петербурга в 2020 году занимают предприятия торговли (оптовая и розничная), на которые приходится 22,9%.
Ежегодно в городе в рамках программ по развитию малого и среднего предпринимательства реализуются специальные программы по субсидированию МСП, поддержке образовательной деятельности, молодежного предпринимательства, приобретения основных средств в лизинг, социального предпринимательства, выставочно-ярмарочной деятельности и пр. В процессе реализации государственной поддержки МСП используется совокупность инструментов финансовой (субсидирование предоставление гарантий, лизинг, гранты, возмещение затрат по кредитам и пр.) и нефинансовой (центры субконтрактации, инжиниринга, возмещение расходов на сертификацию, технологическое присоединение, технопарки, промышленные парки и пр.) поддержки предпринимательства.
Наиболее важной проблемой является нехватка финансовых ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, а также проблемы поиска клиентов и рынков сбыта. Ввиду ограниченности ресурсов предприятий малого и среднего предпринимательства в нестабильных экономических условиях поддержка со стороны государства является более чем необходимой.
В целях поддержки инновационной активности малых предприятий в Санкт-Петербурге необходимо дальнейшее развитие бизнес-инкубаторов, технопарков, развивать инфраструктуру венчурного (рискового) финансирования малого бизнеса в научно-технической сфере и поддерживать действующие инновационные компании, являющиеся субъектами малого бизнеса.
1. Федеральный закон от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии ма¬лого и среднего предпринимательст¬ва в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
2. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 15. – Ст. 2097.
3. Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. № 771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года». [Электронный ресурс] // СПС Гарант. - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/peter/1236888/ (дата обращения: 19.04.2021)
4. Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_business/gosudarstvennaya-programma-sankt-peterburga-razvitie-predprinimatelstv/ (дата обращения: 20.04.2021)
5. Барабанов, А. А., Гринько А.О. К вопросу о перспективах взаимодействия власти и малого бизнеса в Санкт-Петербурге // Вестник экспертного совета. – 2019. - №2 (1). – С. 3-7.
6. Борисова Е.Г. Вклад малого бизнеса в экономику России // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2019. - №7. – С.113-116.
7. Глебов С. Н., Петраков М. А. Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России // Российское предпринимательство. – 2019. - №4. – С. 78-82.
8. Глоба, А.П., Соколов А.П. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии в России: государственная поддержка и оценка влияния на экономику // Индустриальная экономика. – 2020. - №3. – С. 39-44.
9. Головачева М.А. Малый и средний бизнес / М.А. Головачева. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2017. - 376 с.
10. Зайцева, А.О., Кокина А.Н., Печерица Е.В. Анализ влияния пандемии covid-19 на малый и средний бизнес России // XV конференция «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». - 2020. – С.1459-1465.
11. Сапожникас, И. Д. Механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. - №4. – С. 175-182.
12. Сергеева, Т.Л., Лазич Ю.В. Оценка влияния малого бизнеса на развитие регионов // BENEFICIUM. - 2020. - № 1 (34). - С. 13-20.
13. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html. (дата обращения: 18.04.2021).
14. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс] // Центр развития и поддержки предпринимательства, Санкт-Петербург. – URL: https://www.crpp.ru/info/infrastruktura_podderzhki (дата обращения: 17.04.2021).
15. Малое предпринимательство [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – URL: https://petrostat.gks.ru/folder/55959(дата обращения: 18.04.2021).