Введение 3
Глава 1. Теоретические основы возникновения права. общее понятие и специфика теории естественного права 5
1.1 Общая характеристика теорий возникновения права и особенности теории естественного права 5
1.2 Соотношение естественного и позитивного права 10
Глава 2. Генезис теории естественного права от истоков до современных представлений 15
2.1 Мифические и античные представления о естественном праве 15
2.2 Современный подход к естественно-правовой теории 20
2.3 Современная правовая основа естественных прав в России 25
Заключение 29
Список использованных источников 32
Исследование процесса возникновения и формирования права вообще и естественного права в частности, позволяет глубже понять его социальную природу, особенности и черты.
Исследуемое право, изначально было оценочной категорией относительно той правовой системы определенного политического общества и определяемого этой системой построения общественных отношений. Нельзя не заметить тот факт, что наполнение естественного права, перманентно трансформировалось под воздействием динамично меняющейся исторической действительности, и, безусловно, в зависимости от социально-политических пристрастий его апологетов .
Характеризуя в целом уровень изученности темы настоящей работы, можно определить его как достаточно глубокий, в связи с чем, представляется возможным обратить внимание на труды известных специалистов в рассматриваемой сфере, в частности, работы: С.С. Алексеева, Е.Ю. Бархатовой, Г.В. Гегеля, А.Н. Головистиковой, Ю.А. Дмитриева, Т.В. Кашаниной, И.Ю. Козлихина, О.Э. Лейста, В.С. Нерсесянца, П.А. Сорокина и других авторов.
Объект исследования составляют общественные отношения, идеи естественного права, сформулированные в процессе развития политико-правовой мысли в различные периоды, включая современный.
Предметом исследования являются закономерности и основания развития научного познания естественного права, как в работах классиков философско-правовой мысли, так и современных исследователей, а также современное состояние естественного права в России.
Целью настоящей работы является исследование процесса формирования и развития теория естественного права.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
− дать общую характеристику теорий возникновения права и особенности теории естественного права;
− проанализировать соотношение естественного и позитивного права;
− рассмотреть мифические и античные представления о естественном праве;
− исследовать современный подход к естественно-правовой теории;
− провести анализ современной правовой основы естественных прав в России.
Методология исследования определяется современными методами теории познания, а именно: историческим, диалектическим, формально-логическим, системно-структурным и специальными: формально-юридическим, сравнительно-правовым и другими.
В нормативно-правовую основу исследования вошли международные правовые акты, Конституция РФ, кодифицированные нормативно-правовые акты.
Структура работы сформирована согласно целям и задачам и представлена: введением, основной частью, состоящей из двух глав, объединивших пять параграфов, заключением и библиографическим списком использованных в работе источников.
Итак, подводя итог вышеизложенному, можно выделить ряд основных положений.
К получившим широкую известность теориям можно отнести такие, как: теологическая теория возникновения (происхождения) права, примирительная теория происхождения права, регулятивная теория, теория исследуемого нами естественного права, историческая теория возникновения права и, наконец, теория специализации.
Известно, что на сегодняшний день существует множество теорий происхождения права. Данные теоретические концепции рождались разными народами, в разные исторические эпохи, как следствие, исследование их, способно привести к осмыслению закономерностей возникновения и поступательного процесса совершенствования права.
Исследуемое естественное право, оставаясь и по сей день актуальным политико-правовым понятием, в общем смысле выражает синтез принципов, прав, ценностей, которые детерминированы самой сутью человеческой природы, чем определено особое место указанного права, которое оно занимает, в известном смысле, не зависимо от внешних социальных условий и государства. Это право, оказывает влияние наряду с позитивным, но, лишь только в истинно правовом государстве, возможно «приближение» позитивного права к естественному и тогда, закон будет соответствовать своей правовой сути, проявляете способность закреплять и гарантировать ценности и интересы и общества в целом, и отдельно взятого индивида.
Как представляется, большая значимость естественного права, относительно права позитивного, детерминирована тем, что первое, вводит в ткань юридических норм идеи разума, фундамент которых покоится на естественных, глубинных и корневых потребностях жизни людей.
В соответствии с содержанием религиозных, мифических концепций времен древнего Египта, квинтэссенцию правда и справедливого суда воплощала в себе, глубоко почитаемая богиня Маат, Незыблемый постулат божественной сути земных правителей и, на официальном уровне, возведенные ими в ранг закона правила поведения, вбирая также и базовые источники права, подразумевал, что все это, безусловно согласуется с естественной, по сути божественной, справедливостью (ма-ат). Подспудно, рассматривал саму природу, в качестве источника прав человека, в своем трактате Лао-Цзы. Также, опираясь на анализ естественно-правовой теории античной эпохи, возможно обнаружить, что на разработчиков этих идей довлела идея невозможности какого бы то ни было отчуждения естественного права. Заметим, к первым разработчикам теории естественного права, относится Гуго Гроций (1583-1645 гг.), по твердому убеждению которого, источник рассматриваемого права -человеческий разум, со стремлением к мирному естественному общению людей друг с другом.
В самом общем смысле, в современной практике, естественное право трактуется как некий синтез «сверхпозитивных обязательностей человеческой практики» , чем обусловлена своя специфика естественно-правового мышления, суть которой, состоит в отграничении и сопоставлении права и закона, рассматриваемая в контексте принципов справедливости. Соответственно, в наше время, довольно часто, концепции естественного права называют концепциями справедливости (либеральными теориями). Так называемое «Новое естественное право», известное современникам как «права человека», корнями уходят в эпоху Реформации, когда, отталкиваясь от постулата прав на свободу совести, интерпретируемого в качестве основополагающего права, дающегося каждому с момента его рождения, составило фундамент юридической доктрины Просвещения.
Итак, можно сделать вывод, что теория естественного права видит источник права в высших, непреходящих истинах справедливости, равенства и добродетели. Несмотря на то, что такое понимание проблемы возникновения (происхождения) представляется чрезмерно общим, «философским», абстрактным, оно содержит в себе рациональное зерно, не сводя право к позитивным моментам, обнаруживая в нем устремленность к морально-этическим идеалам человека. Эта теория не имеет утилитарно-инструментального характера (теория «для чего»), ее объяснительная суть выражается в ответе на вопрос «Откуда?» или «Из чего?».
Таким образом, подводя общий итог проведенному исследованию, основываясь на проведенном анализе современного состояния естественного права в нашей стране, можно констатировать наличие их реальной государственной поддержки и их конституциональным закреплением. Вместе с этим, их реализация реализована в России, далеко не в той мере, в какой это необходимо.
В результате, формирующаяся ситуация, характеризуется нередкими нарушениями законности, что с неизбежностью тянет за собой недоверие российских граждан к различным властным органам государства, неуважение и к действующему законодательству. Думается, очень важно, а вернее, просто необходимо не допустить отрыва того, что закрепляют положения Конституции РФ, от перманентно меняющихся условий реальной действительности. С учетом огромного массива, как действующих, так и издающихся вновь разнообразных нормативно-правовых актов, необходимостью является принятие соответствующих мер, направленных на ознакомление российских граждан с этими важными для них документами. Необходимо принять эффективные меры, целью которых станет повышение правовой культуры российских граждан. Несмотря на то, что на данном этапе развития нашего государства, ему еще очень много нужно сделать чтобы соответствовать идеалам государства истинно правового, необходимо работать в этом направлении, какими бы сложными не были современные реалии.
Думается, в итоге, Россия обязательно найдет образ правового государства, в полной мере соответствующей ее истории, традициям и культуре, что гарантированно сформирует истинно свободное демократическое российское общество.
1. Всеобщая декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 10.12.1998.
2. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. – Выпуск XLVI. – 1993.
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
Научная и специальная литература
7. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 2018. – 336 с.
8. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. – 272 с.
9. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Перевод с немецкого языка Ь.Г. Столпнера. – М.: Мир книги, Литература, 2017. – 524 с.
10. Голевинский В. О происхождении и делении обязательств // Вестник гражданского права. – 2016. –№ 2. – С. 202
11. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2018. – 649 с.
12. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 2004. – 868 с.
13. Дойч Д. Начало бесконечности: Объяснения, которые меняют мир / Перевод с английского языка М. Талачевой. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. –125 с.
14. Иовчук М.Т., Ойзерман Т.И., Щипанов И.Я. Краткий очерк истории философии. Изд. 3-е, переработ. М.: «Мысль», 2017. – 790 с.
15. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало». 2018. – 568 с.
16. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2018. – 944 с.
17. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2019. – 335 с.
18. Козлихин И. Ю. Гуго Гроций // Правоведение. – 2019. – № 4. – С. 29.
19. Локк Дж. Два трактат о правлении / Перевод с английского языка А.Л. Субботина. – М.: Канон, Реабилитация, 2019. – 338 с.
20. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2018. – 652 с.
21. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. – М.: Астрель, 2016. – 624 с.
22. Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др. Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Изд-воЭксмо, 2018. – 416 с.
23. Хеффе О. Справедливость: Философское введение / Перевод с немецкого языка О.В. Кильдюшова / под редакцией Т.А. Дмитриева. – М.: Праксис, 2017. – 192 с.
24. Чичерин Б. Собственность и государство. СПб.: 2017. – 332 с.