Введение 3
1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда 4
2 Работоспособность и влияние на нее различных факторов 7
3 Роль мышечной активности в активизации умственной работоспособности 11
Заключение 16
Список использованных источников 17
Формирование современного молодого человека происходит в противоречивых условиях: с одной стороны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, с другой – резко усиливается действие ряда факторов, противодействующих полноценной психофизиологической адаптации организма.
В результате сужается диапазон приспособительных и компенсаторных возможностей, снижается уровень физиологических резервов организма, что в конечном итоге негативно влияет на успешность адаптации, ее устойчивость. Как следствие, снижаются показатели физического развития, физической работоспособности и состояния здоровья студентов.
Цель работы: рассмотреть психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психофизиологическую характеристику интеллектуальной деятельности и учебного труда.
2. Рассмотреть понятие работоспособности и влияние на нее различных факторов.
3. Выявить роль мышечной активности в активизации умственной работоспособности.
Объект исследования: организация учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Предмет исследования: психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Методы, используемые в работе, составили: анализ литературы по теме, обобщение и классификация полученной информации; сравнительный метод исследования.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов, является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий.
Двигательный дефицит, в котором вынужденно существует большинство студенческой молодежи, значительно усугубляет имеющиеся и провоцирует возникновение новых заболеваний. Под влиянием гиподинамии и стресса меняется множество показателей работы различных органов и систем: артериальное давление, частота сердечных сокращений, электрокардиограмма, температура кожи, кровенаполнение сосудов мозга и нижних конечностей и т.д.
Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Исследования показывают, что работоспособность у сту¬дентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.
Умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в ук¬реплении которого огромная роль принадлежит физической культуре. Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом органи¬зованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятель¬ные занятия физическими упражнениями.