Введение 4
1 Теоретические основы развития персонала организации 6
1.1. Сущность и назначение системы развития персонала организации 6
1.2. Методы анализа системы развития персонала организации 11
1.3. Критерии и методы оценки эффективности системы развития персонала
организации 14
1.4. Средства совершенствования системы развития персонала организации
2. Исследование системы развития персонала ООО «Камчатка» 39
2.1. Общая характеристика и виды деятельности организации
2.2. Анализ и оценка эффективности системы развития персонала
организации 41
2.3. Рекомендации и план мероприятий по совершенствованию системы
развития персонала организации 60
2.4. Оценка экономической эффективности предлагаемых рекомендаций ....
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что система развития персонала является важной составляющей повышения эффективности производства. Для того, чтобы добиться высоких результатов, необходимо обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Система развития персонала способствует профессиональное развитие и является непрерывным. Оно является важнейшим инструментом и повышает потенциал человеческих ресурсов, а также оказывает влияние на формирование организационной культуры.
Система развития персонала для российских организаций приобретает особое значение, так как работа на рынке предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала. Когда в организации меняются внутренние и внешние условия, она должна подготавливать персонал к этим изменениям. Поэтому обучение персонала должно быть связано с процессами организационного развития.
Развитие сотрудников является особым элементом системы управления персоналом. Профессиональные знания сотрудников быстро устаревают, поэтому необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Таки образом, существует такая концепция непрерывного образования, когда обучение и развитие сотрудников проходит на протяжении всего трудового пути.
В рыночной экономике система развития персонала является актуальной задачей. Результат развития должен быть стимулом для работника. Улучшая навыки, он помогает созданию у них мотивации, что приводит к высокой производительности труда.
Большинство организаций проводят развитие персонала разных уровней, понимая, что оно позволит распространять и поддерживать все ценности и приоритеты организационной культуры среди сотрудников [18]. Они позволят получить рост компетенции, квалификации, рост самоуважения, удовлетворенность своей работой, расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации.
Объект исследования - система развития персонала организации ООО «Камчатка».
Предмет исследования - подходы к совершенствованию системы развития персонала ООО «Камчатка».
Цель исследования - выявление путей повышения эффективности системы развития персонала ООО «Камчатка».
Задачи исследования в рамках дипломного проекта:
- рассмотреть теоретические основы системы развития персонала.
- проанализировать систему развития персонала в ООО «Камчатка».
- разработать мероприятия по совершенствованию системы развития персонала в ООО «Камчатка».
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе раскрывается теоретические аспекты развития персонала организации, рассматривается сущность и назначение системы развития персонала организации. Кроме того, особое внимание в данной главе уделено методам анализа системы развития персонала организации, критериям и методам оценки эффективности системы развития персонала организации, и средствам совершенствования системы развития персонала организации. Но для решения проблемы оказывается недостаточным знание лишь теоретических положений. Поэтому вторая глава посвящена анализу практики. Здесь проведена оценка эффективности системы развития персонала организации, определены рекомендации и план мероприятий по совершенствованию системы развития персонала организации и дана оценка экономической эффективности предлагаемых рекомендаций.
Количество использованных источников 45.
Анализ кадровых данных показал, что среднесписочная численность работников за последние три года менялась незначительно.
Среди причин увольнения на первом месте - увольнения по собственному желанию, на втором - увольнения в связи с сокращением, на третьем месте - увольнения по другим причинам.
Текучесть в ООО «Камчатка» остается высокой.
В ООО «Камчатка» функции управления персоналом осуществляет отдел кадров. Руководит отделом начальник, у него в подчинении находятся: 2 менеджера по персоналу.
На предприятии нет положения о планировании развития, не производится оценка развития, а персонал, прошедший обучение, показывает низкие результаты работы. Таким образом, можно сделать вывод, что система развития персонала на предприятии организована неэффективно.
Особо следует обратить внимание на категорию молодых работников, составляющих большую часть персонала и наиболее проблемную. В соответствии с этим, первоочередную важность приобретает программа развития новых работников. В последние годы, как показал анализ, работники уходят в другие организации. В этой ситуации особенно остро стоит вопрос не только подбора сотрудников, но и их удержания. Во время адаптации неэффективная организация развития приводит к росту жалоб. Соответственно, низкоквалифицированный персонал требует вложения денежных средств, а также его последующего удержания.
По итогам проведенного исследовании можно выделить основные направления совершенствования кадровой политики:
1. процесс развития персонала;
2. организационная культура предприятия.
3. внедрение автоматизированной системы управления персоналом.
Разработанный нами проект мероприятий может быть внедрен в течение года. Общая сумма затрат на реализацию проекта составляет 479000 рублей.
Общая сумма экономии составит 1217,7 тыс. рублей/год.
1. Абрамов А. Инвестиции в профессиональное развитие персонала: как оценить эффективность // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. N 4. С. 82 - 88.
2. Альбицкая И., Косяков А. Как развить креативность // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2017. N 2. С. 82 - 86.
3. Альбицкая И., Косяков А. Активное слушание: научиться, развивать, применять // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2016. N 8. С. 74 - 80.
4. Ананьева Т. Для чего нужен бренд работодателя и как его развить в кризис // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2016. N 4. С. 66 - 72.
5. Базарова Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов - 2-е изд / Т.Ю. Базарова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 256 с.
6. Бобков А.В. Обучение и развитие персонала / А.В. Бобков. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 202 с.
7. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей / Е.А. Борисова. - М.: СПб, 2012. - 146 с.
8. Бортникова Т.В. Обучение персонала как элемент системы управления знаниями / Т.В. Бортникова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 78 с.
9. Бергер С. Карьерный коучинг приходит в компанию "Кадровик.ру", 2016, N 1, с.46-89
10. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин.- М.: Проспект, 2015. - 340 с.
11. Герш М.В. Профессиональное выгорание сотрудников: распознаем и предотвращаем // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. N 6. С. 62 - 67.
12. Герш М.В. Развитие персонала // Отдел кадров коммерческой
организации. 2014. N 1. С. 55 - 59.
13. Голуб Б.А. Процесс обучения персонала / Б.А. Голуб.- М.: СПб, 2012. - 54 с.
14. Давыдов В.В. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей / В.В. Давыдов. - М.: СПб: Питер, 2011. - 118 с.
15. Дуракова И.Б. Управление персоналом / И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, Москва, 2015. - 282 с.
16. Емельянов П.В. Организационная культура / П.В. Емельянов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 304 с.
17.Зайцева Т.В. Управление персоналом / Т.В. Зайцева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 144 с.
18. Карпова Т. Создание, развитие и продвижение HR-бренда в социальных медиа // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2017. N 9. С. 65 - 71.
19. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 286 с.
20. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 286 с.
21. Лакша Ю. Кадровый марафон: 209 требований Роструда // Расчет. 2016. N
8. С. 22 - 25.
22. Митрофанова В. Зачем нужно стратегическое развитие отдела управления персоналом // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2016. N 10. С. 62 - 65.
23. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации./С.В. Шекшня. - М.: Интел-Синтез, 2015. - 480 с.
24. Малуев П.А. Управление персоналом / П.А. Малуев. - М.: Изд-во «Альфа Пресс», 2012. - 196 с.
25. Мамонов Е. Из исполнителей в руководители: методика обучения и развития // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2016. N 3. С. 80 - 88.
26. Мельник И., Матюшина Н. Культура ответственности очень слабо развита в нашей ментальности // Управление персоналом. 2016. N 30. С. 41 - 45.
27. Михалева О. Формирование и развитие интеллектуального капитала вуза (на примере высших учебных заведений Брянской области) // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. N 6. С. 70 - 75.
28. Носырева И.Г. Современные формы и методы обучения персонала / И.Г. Носырева.- М.: 2012. - 98 с.
29.Организация проведения деловых игр / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 2015. - 166 с.
30. Пригожин, А.И. Методы развития организаций / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2015. - 102 с.
31. Потапова М.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников / М.В. Потапова.- М.: 2011. - 386 с.
32. Раковский, С.М. Обучение и развитие персонала в компании:
методическое пособие: проект журнала Справочник по управлению персоналом / С.М. Раковский. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2012. - С. 48-56.
33. Рогожин, М.Ю. Управление персоналом / М.Ю. Рогожин.-М.: ЮНИТИ, 2015. - 410 с.
34. Терещук Н.И. Как сделать процесс обучения эффективным/ Н.И. Терещук. - М.: Справочник по управлению персоналом, 2015. - 460 с.
35.Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов.- М.: Рус. яз, 2013. - 1026 с.
36. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 2012. - 48 с.
37. Сотникова С.И. Управление карьерой / С.И. Сотникова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 156 с.
38. Савченко В.А. Управление развитием персонала / В.А. Савченко.- М.: КНЕУ, 2012. - 286 с.
39. Терещук Н.И. Как сделать процесс обучения эффективным/ Н.И. Терещук. - М.: Справочник по управлению персоналом, 2013. - 460 с.
40. Тащиян А.П. Эффективность профессионального обучения как ключевого элемента системы развития человеческих ресурсов организации / А.П. Тащиян.- М.: ИНФРА-М, 2012. - 148 с.
41. Форсиф П.А. Развитие и обучение персонала / П.А. Форсиф.-М.: СПб, ИД Нева, 2012. - 278 с.
42. Хрящева Н.А. Развитие персонала - ключевой фактор успеха бизнеса/ Н.А. Хрящева.- М.: Управление персоналом, 2011. - 360 с.
43. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 2013. - 166 с.
44. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации./С.В. Шекшня. - М.: Интел-Синтез, 2013. - 480 с.
45. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Roots. New York: HarperCollins Publishers, 2007.