Объект исследования - г. Новоалтайск (Алтайский край).
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Показаны пути совершенствования управления дошкольным образованием .
Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления дошкольным образованием на муниципальном уровне 5
1.1 Сущностная характеристика дошкольного образования в Российской Федерации 5
1.2 Нормативно-правовые основы управления дошкольным образованием на муниципальном уровне 13
1.3 Реализация программно-целевого подхода к управлению дошкольным образованием на муниципальном уровне 19
Глава 2. Анализ управления дошкольным образованием в городском округе г. Новоалтайске 26
2.1 Общая характеристика системы дошкольного образования в городском округе 26
2.2 Анализ структуры и субъектов управления дошкольным образованием в городском округе 37
2.3 Основные направления совершенствования управления дошкольным образованием в городском округе 51
Заключение 61
Список используемых источников и литературы 64
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 73
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что одним из направлений совершенствования системы дошкольного образования на местах (на территории муниципалитетов, включая городские округа) выступает внедрение в практику управления наиболее эффективных подходов, в том числе программно-целевого метода. При этом следует учитывать, что данный подход применяется во всех сферах управленческого воздействия, однако его механическое, шаблонное привнесение в сферу дошкольного образования недопустимо. Напротив, в обязательном порядке здесь важно учитывать специфику данного элемента муниципальной образовательной политики и на основании этого подстраивать методологическую базу.
Целью работы является анализ управления дошкольным образованием в городском округе г. Новоалтайске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущностную характеристику дошкольного образования в Российской Федерации;
охарактеризовать нормативно-правовые основы управления дошкольным образованием на муниципальном уровне;
установить особенности реализации программно-целевого подхода к управлению дошкольным образованием на муниципальном уровне;
дать общую характеристику системы дошкольного образования в городском округе г. Новоалтайске;
проанализировать структуру и субъектов управления дошкольным образованием в городском округе;
обозначить основные направления совершенствования управления дошкольным образованием в городском округе.
Объектом исследования в данном случае выступает управление дошкольным образованием на муниципальном уровне.
Предмет исследования – управление системой дошкольного образования в городском округе г. Новоалтайске.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др. Теоретическая основа исследования сформирована работами таких авторов, как Н. Лаптева, М. Васильева, И. Василенко, Ю. Михайлов, Е. Грязнова, Г. Сериков и др.
В качестве методов исследования использовались общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование) и частные методы (статистический метод, социологический метод, контент-анализ и т.д.).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные результатов для совершенствования системы управления дошкольным образованием в городском округе г. Новоалтайске.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложения. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его практическая значимость. В первой главе раскрываются теоретико-методологические основы управления дошкольным образованием на муниципальном уровне. Вторая глава посвящена оценке особенностей управления дошкольным образованием в городском округе г. Новоалтайске и поиску путей его совершенствования. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
Дошкольное образование как первая ступень системы общего образования в РФ является важным этапом в жизни каждого ребенка. Анализ действующих нормативных правовых документов показывает, что сегодня в системе дошкольного образования на первый план выходят задачи обеспечения гармоничного развития личности ребенка и создание благоприятных условий для его самореализации, развития личностного потенциала. Достижение этих целей в дошкольном образовании может и должно быть обеспечено за счет использования воспитательных возможностей образовательной среды, которая складывается из специально отобранного содержания, совокупности материальных, социальных, духовных компонентов и продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Создавая, поддерживая и развивая единую систему образования, включая ее дошкольный уровень, государство должно последовательно выстраивать структуру управления данной сферой, где главное место может быть занято только образовательным учреждением, непосредственно осуществляющим образовательный процесс.
Роль и значение органов муниципальной власти в системе управления дошкольным и другими типами образования обусловлена сущностью самого местного самоуправления, которая заключается в максимальной приближенности муниципальной власти к детским садам и школам как основным субъектам реализации образовательных программ. Иными словами, проблемы образовательной системы в конкретном муниципальном образовании намного более очевидны органам МСУ, чем власти субъекта РФ и, тем более, федеральной власти.
Вместе с тем, в системе управления дошкольным образованием необходимо учитывать специфику образовательного процесса, направленного на интеллектуально-нравственное развитие личности. Управленческое воздействие здесь должно быть направлено на удовлетворение объективных, реальных интересов общества, а не на реализацию их ведомственно-бюрократического, оторванного от действительности, понимания. В настоящее время в системе управления дошкольным образованием особо востребованы новые, наиболее эффективные методы (подходы), в первую очередь программно-целевой.
Практическое исследование особенностей управления дошкольным образованием в городском округе осуществлялось на примере г. Новоалтайска.
Анализ показал, что в 2017-2019 гг. в рамках муниципальной системы дошкольного образования городского округа г. Новоалтайска удалось достичь положительных результатов, к которым могут быть отнесены количественный рост и укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных организаций, обеспечение доступности дошкольного образования для 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет. С другой стороны, несмотря на положительную динамику развития городской системы дошкольного образования, здесь все еще сохраняются нерешенные проблемы, прежде всего: 1) неполное обеспечения местами в МДОУ детей в возрасте до 3 лет; 2) недостаточное финансирование как основная причина относительно низких темпов ведения строительно-ремонтных работ и замены технологического оборудования в ДОУ, а также низкого уровня оплаты труда педагогических работников; 3) отсутствие интереса у молодых педагогов к работе в системе дошкольного образования; 4) ежегодное сокращение финансовых ресурсов ДОУ, получаемых от приносящей доход деятельности. Наличие перечисленных проблем и необходимость их скорейшего решения требует особого внимания к эффективности работы субъектов управления системой дошкольного образования в городском округе.
Управление в сфере образования на территории г. Новоалтайска осуществляет одно из структурных подразделений городской Администрации – Комитет по образованию, который стремится последовательно выстраивать структуру управления всеми элементами местной системы образования, включая дошкольное. В отчетном периоде деятельность Комитета была ориентирована на улучшение качества данного вида образования. Однако здесь обнаруживается и ряд недостатков, которые можно объединить в рамках двух основных проблем: 1) недостаточно высокая подготовка педагогических кадров и управленческого персонала, в том числе в связи с низким качеством подготовки процессов их аттестации и обучения, ставшая причиной снижения уровня удовлетворенности родителями качеством как дошкольного, так и общего образования; 2) недостаточное количество рекомендуемых законом Управляющих и Попечительских Советов в образовательных организациях города, что не позволяет обеспечить максимально эффективное управление образовательным процессом с привлечением родителей и общественности как его неотъемлемых участников, исключить или значительно снизить число конфликтов между педагогами и родителями, а также отработать методики широкого общественного обсуждения и решения проблем образования, включая справедливую оплату труда педагогов, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений и др.
Решению обозначенных проблем в условиях более тесного взаимодействия Комитета по образованию и образовательных организаций г. Новоалтайска будут способствовать: 1) повышения квалификации педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений для ликвидации выявленных пробелов в рамках их профессиональных компетенций; 2) развитие государственно-общественного управления образованием в г. Новоалтайске.
Для реализации данных мероприятий были разработаны рекомендации, предполагающие проведение активной работы по повышению квалификации педагогов и руководителей ДОУ г. Новоалтайска, а также развитие здесь государственно-общественного управления образованием в рамках общей муниципальной целевой программы «Развитие педагогических и управленческих кадров системы образования в городе Новоалтайске» на 2022-2026 годы.
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Барнаул, 2021. – URL: http://consultant.ru (дата обращения: 27.04.2021).
2. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Барнаул, 2021. – URL: http://consultant.ru (дата обращения: 27.04.2021).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Барнаул, 2021. – URL: http://consultant.ru (дата обращения: 27.04.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 15.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Барнаул, 2021. – URL: http://consultant.ru (дата обращения: 27.04.2021).
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Барнаул, 2021. – URL: http://consultant.ru (дата обращения: 27.04.2021).
6. Письмо Минобразования РФ от 24.06.1997 № 06-51-34ин/25-02 «О муниципальном уровне управления образованием» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Барнаул, 2021. – URL: http://consultant.ru (дата обращения: 27.04.2021).
7. Устав городского округа г. Новоалтайска: утвержден решением Новоалтайского городского Собрания депутатов от 18.06.2013 №36 (в ред. от 16.06.2020) [Электронный ресурс] // Официальный сайт городского округа г. Новоалтайска. – 2021. – URL: https://novoaltaysk.ru/ (дата обращения: 14.05.2021).
8. Постановление Администрации города Новоалтайска от 11.12.2015 № 2585 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие системы образования в городе Новоалтайске на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета по образованию г. Новоалтайска. – 2021. – URL: http://kano-nvl.my1.ru/ (дата обращения: 14.05.2021).
9. Айрапетян, Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ / Л.Н. Айрапетян. – М., 2019. – 188 с.
10. Багутдинова, Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова // Стандарты и качество. – 2017. – № 9. – С 17-18.
11. Барциц, И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: Т. 1 / И.Н. Барциц. – М.: РАГС, 2017. – 464 с.
12. Баскаев, Р.М. От повышения качества и эффективности управления к повышению качества общего образования / Р.М. Баскаев // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2018. – № 1. – С. 3-8.
13. Безрукова, В.С. Педагогика. Проектная педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2017. – 344 с.
14. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. – М.: МАКС Пресс, 2018. – 437 с.
15. Болгова, В.В. Реформа государственного управления образованием: некоторые проблемы формирования целей [Электронный ресурс] / В.В. Болгова, Е.Б. Калашникова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1-1. –URL: https://science-education.ru/ (дата обращения: 14.05.2021).
16. Борытко, Н.М. Управление образовательными системами / Н.М. Борытко. – М.: Городец, 2017. – 411 с.
17. Булкина, И.А. Цель и сущность современного государственно–общественного управления образованием [Электронный ресурс] / И.А. Булкина // Сборник научных статей «Россия на пути выхода из экономического кризиса». – 2019. – URL: http://www.ibl.ru/ (дата обращения: 14.05.2021).
18. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. – М.: КноРус, 2019. – 492 с.
19. Васильева, М.С. Теория и практика программно-целевого управления развитием образовательного учреждения / М.С. Васильева. – Автореферат дисс..докт. пед. наук. Улан-Удэ, 2017. – 34 с.
20. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Гимазова. – М.: Юрайт, 2018. – 537 с.
21. Глушенко, В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозиро- вание – планирование. Теория проектирования экспериментов / В.В. Глушенко, И. И. Глушенко. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 237 с.
22. Головчин, М.А. Участие гражданских институтов в решении проблем региональной системы образования / М.А. Головчин // Проблемы развития территории. – 2019. – №2. – С. 87-96.
23. Гончаров, М.А. Государственно-общественное управление педагогическим образованием как социально-педагогическое явление / М.А. Гончаров, Т.Б. Соломатина // Государственно-общественное управление в области образования: дайджест / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; сост. Е. В. Шутько. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – С. 57-65.
24. Гречнева, О.В. Деятельность современных дошкольных организаций (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Пушкинского городского округа) / О.В. Гречнева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Г.П. Новиковой. – Ярославль-Москва: Канцлер, 2020. – С. 162-166.
25. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы / Е.В. Грязнова // Вестник НГУ. – 2017. – № 3. – С. 26-32.
26. Жукова, О.В. Развитие государственно-общественного управления в общем образовании как приоритет образовательной политики РФ / О.В. Жукова // Science Time. – 2019. – №1 (13). – С. 141-145.
27. Иванников, А.Д. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Д. Иванников. – М.: Проспект, 2017. – 206 с.
28. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2019. – 32 с.
29. Итоговый отчет Комитета по образованию Администрации города Новоалтайска о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета по образованию г. Новоалтайска. – 2021. – URL: http://kano-nvl.my1.ru/ (дата обращения: 14.05.2021).
30. Карташов, В.Н.. Государственная политика в сфере образования / В.Н. Карташов // Вестник ЯрГУ им. П. Демидова. Гуманитарные дисциплины. – 2017. – № 2. – С. 103-109.
31. Кочкаров, Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А. Кочкаров. – М.: Экономика, 2017. – 223 с.
32. Кривошеева, М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления / М.Ю. Кривошеева. – Воронеж, 2018. – 115 с.
33. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2019. – 575 с.
34. Курчеев, В.С. Модернизация системы управления образованием: юридические и административные аспекты / В.С. Курчеев. – Новосибирск.: изд-во НГУ. – 2018. – 196 с.
35. Лаптева, Н.П. Управление общеобразовательной организацией на основе программно-целевого подхода / Н.П. Лаптева. – Автореферат дисс…канд. пед. наук. – Елец, 2016. – 31 с.
36. Лунев, А.Н. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы / А.Н. Лунев // Концепт. – 2018. – № 2. – С. 93-99.
37. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сб. науч. трудов / Под общ. Ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2017. – 192 с.
38. Оболяева, Н.М. Информационное управление качеством образования / Н.М. Оболяева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2018. – №12. – С.58-62.
39. Пугачева, Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным образованием / Н.Б. Пугачева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 1. – С. 63-67.
40. Райзберг, Б.А. Системный подход в перспективном планировании / Б.А. Райзберг. – М.: Экономика, 2017. – 255 с.
41. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 448 с.
42. Саенко, Т.В. Развитие моделей государственно-общественного управления общим образованием в России в конце XX-XXI в / Т.В. Саенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – №1. – С. 167-171.
43. Севрук, А.И. Информационное обеспечение качества образования на муниципальном уровне управления / А.И. Севрук // Педагогика. – 2018. – № 1. – С. 41-47.
44. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация / Г.Н. Сериков. – М.: Гардарики, 2017. – 214 с.
45. Тулякова, И.В. Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / И.В. Туляква // Финконтроль. – 2017. – №4. – URL: http://rufincontrol.ru/article/332551/ (дата обращения: 27.04.2021).
46. Туровский, Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений / Р.Ф. Туровский. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 400 с.
47. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2017. – 120 с.
48. Федотова, Г.В. Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институциализации обратных связей в управлении: дисс. д.эк. н. / Г.В. Федтова. – Курск, 2016. – 392 с.
49. Чернецова, О.Ю. Реформа российского образования: проблемы, методы, результаты / Н.С. Чернецова, О.Ю. Соколова // Экономические науки. Управление в экономике. – 2016. – №1 (4). – С. 59-70.
50. Чечулина, О.Г. Развитие современного дошкольного образования в контексте национального проекта «Образование» / О.Г. Чечулина // Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научнометодических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020. – С. 12-15.