ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ. ОСОБЕННОСТИ
РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ 7
1.2 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 13
1.3 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
1.4 ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ОДАРЁННЫХ
ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 30
2.1 ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 30
2.2 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.3 ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЙ 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире развитие и реализация личности в обучении стоит на первом месте. Это значит, что при обучении необходимо учитывать все особенности учащихся для того, чтобы их развитие проходило гармонично.
У каждого ученика имеются свои особые способности и наклонности. Такие способности могут оказаться детской одаренностью. Проблема детской одаренности должна рассматриваться в начальной школе учителями, так как именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития способностей, а именно одаренности.
Дети всегда проявляют любопытство к неизведанному и от природы наделены желанием учиться. Именно в младшем школьном возрасте мы можем наблюдать особое стремление учащихся к изучению нового, к творчеству, проявлению инициативы в учебных вопросах. Дети этого возраста хотят узнать как можно больше и как можно быстрее, отсюда их уникальная способность к познанию мира в короткие сроки. Но, чтобы их желание к познанию не угасало, чтобы они развивались в правильном направлении, необходима своевременная поддержка со стороны взрослых, в том числе и учителей начальных классов. Именно от них многое зависит в жизни ребенка на начальной стадии обучения.
Практическая деятельность - основной вид деятельности для младших школьников. Они все узнают на практике, исследуют новые объекты и предметы эмпирическим путем. Данный вид деятельности изучался такими педагогами и учеными, как Джон Дьюи, Наталья Викторовна Матяш, Виталий Зуфарович Юсупов, Нинель Юловна Пахомова и другими.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью практико-ориентированного обучения одаренных детей младшего школьного возраста и недостатком методических разработок для учителей с информацией о том, как это делать в условиях общеобразовательной организации .
Проблема. Организация практике -ориентированного обучения в развитии одарённости детей в начальной школе посредством проектной деятельности.
Объект: организация практико-ориентированного обучения одарённых детей.
Предмет: проектная деятельность как средство практико¬
ориентированного обучения одарённых детей.
Цель: обосновать роль проектной деятельности в практико -
ориентированном обучении одарённых детей.
Гипотеза: практико-ориентированное обучение одарённых детей будет успешно, если включать младших школьников в проектную деятельность, так как проектная деятельность предполагает решение конкретных проблем; требует самостоятельной интеллектуальной, творческой, практической деятельности; предполагает получение конкретного продукта, позволяет осуществлять деятельность в соответствии с интересами одаренного ребенка.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность, виды одарённости.
2. Изучить психолого-педагогические основы практико¬
ориентированного обучения.
3. Обосновать возможности проектной деятельности в организации практико-ориентированного обучения одарённых детей.
4. Апробировать практико-ориентированное обучение одаренных детей в проектной деятельности. Составить рекомендации для учителей.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение)
-эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование)
Новизна исследования обоснована эффективность проектного метода в практико-ориентированном обучении одаренных детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для учителей начальных классов по работе с одаренными детьми, с использованием проектного метода.
База исследования: Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №67 имени Героя Советского Союза Бориса Константиновича Таныгина г.Тюмени. В эксперименте приняли участие 49 обучающихся первых классов.
В ходе исследования нами было рассмотрено понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе, рассмотрены виды одаренности, выявлены особенности развития одаренности у учащихся младших школьников. Было установлено, что проблема развития одаренности у учащихся младших классов является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
Представлены критерии одаренности (направленность интересов младших школьников, креативность, познавательная активность) и на их основе проведена диагностика, определяющая направленность и уровень одаренности младших школьников.
Проведены занятия с применением проектной деятельности, способствующие развитию уровня одаренности младших школьников. При этом были учтены результаты диагностик, а также возрастные особенности младших школьников. После был проведен контрольный этап эксперимента, подтвердивший эффективность использования проектной деятельности для развития одаренности у младших школьников, который подтвердил то, что проектную деятельность стоит рассматривать как средство обучения одаренных детей в начальной школе.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
На основе полученных данных в ходе исследования нами были составлены рекомендации для учителей начальных классов по работе с одаренными детьми, представленные в памятке для учителей, работающих с одаренными детьми.
1. Авдеева Н. И., Шумакова Н. Б. Одаренный ребенок в массовой школе. Москва : Просвещение, 2004. 244 с.
2. Багрова А. Я. Проектный метод в обучении иностранным языкам //
Вестник Московской международной академии. 2015. № 1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/proektnyy-metod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 05.06.2020).
3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. Москва : Просвещение,
2013. 175 с.
4. Блинова В. Л, Блинова Л. Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2010. 56 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
6. Богоявленская Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. Москва : Наука, 1997. 331 с.
7. Бондаренко Т. Н., Латкин А. П. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ / ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7784 (дата обращения: 05.06.2020).
8. Брушлинский А. В. Рабочая концепция одаренности Москва : ИЧП «Издательство магистр», 1998. 227 с.
9. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский [и др.]. Москва, 2003. 310 с.
10. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках
практико-ориентированных образовательных концепций). Москва:
Совершенство, 1998. 608 с.
11. Гусева Е. Б Организация практико-ориентированного
образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Актуальные проблемы и приоритетные направления развития образования в современных условиях: материалы Всероссийской заочной научно-практической
конференции. Строитель, 2017. 400 с.
12. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Москва: Астрель. Хранитель, 2006. 559 с.
13. Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Alma Mater. 2002. № 7. С. 55-56.
14. Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО: Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. С. 167-170.
15. Дьюи Дж. Демократия и образование: перевод с английского. Москва : Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
16. Ершов С. В. Управление проектами и программами. Конспект лекций. Архангельск : САФУ. 2015. 226 с.
17. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. 2013. № 11. С. 20-33.
18. Казакова З. М. Одаренные дети. Признаки и виды одаренности //
«Мультиурок»: образовательная площадка. URL:
https://multiurok.ru/files/odarennye-deti-priznaki-i-vidy-odarennosti.html (дата
обращения: 06.06.2020).
19. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / Под ред. В.И. Хайруллина. Санкт-Петербург : Питер, 2006. 561 с.
20. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Москва : Вентана -Граф, 2013. 178 с.
21. Образцов П.И., Виленский М.Я., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. Москва : Педагогическое общество России, 2004. 144 с.
22. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3 -е изд., испр. и доп. Москва : АРКТИ, 2005. 112 с.
23. Рабочая концепция одаренности. Москва : ИЧП «Издательство магистр», 1998. 68 с.
24. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. Москва : «Большая Российская Энциклопедия», 1993. 1617 с.
25. Саскевич П. А., Дубежинский Е. В., Трапянок Н. Г. Практико-
ориентированное обучение в учреждениях высшего аграрного образования (взгляд преподавателей) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №2 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7praktiko-orientirovannoe-obuchenie-v- uchrezhdeniyah-vysshego-agrarnogo-obrazovaniya-vzglyad-prepodavateley (дата обращения: 04.07.2020).
26. Светенко Т. В. Учебный проект в школе. Книга для учителей. Псков, 2000. 28 с.
27. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
28. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект. Москва : Первое сентября, 2010. 44 с.
29. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Москва : Просвещение, 1996. 136 с.
30. Юсупов В. З. Основы социально-педагогического проектирования в региональном образовании : учеб. пособие Вят. гос. пед. ун -т. Лаб. проектирования развития регион. образования. Киров : ВГПУ, 1999. 61 с.
31. Ялалов Ф.Г., Многомерные педагогические компетенции // Научно - теоретический журнал Российской академии образования. 2012. № 4. С. 45-53.