РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЯХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологии развития критического мышления в иноязычном образовании 7
1.1. Особенности и основания проблемного обучения на старшей ступени
общего иноязычного образования 7
1.2. Понятие «критическое мышление» 11
1.3. Проблемные задания как один из способов развития критического
мышления старшеклассников в иноязычном образовании 17
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Организация развития критического мышления в проблемных заданиях на уроках английского языка в старших классах 23
2.1. Требования к заданиям и упражнениям проблемного характера,
предъявляемые в современном иноязычном образовании 23
2.2. Способы развития умений критического мышления на уроках ИЯ на
старшей ступени обучения 24
2.3. Анализ и сравнение отечественных УМК «Spotlight» и «Starlight» 28
2.4. Комплекс проблемных упражнений и заданий на развитие умений критического мышления на старшей ступени обучения английскому языку 36
2.5. Описание опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по Главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 1 52
Приложение 2 53
Приложение 3 54
Приложение 4 55
Приложение 5 59
ABSTRACT 60
Глава 1. Теоретические основы технологии развития критического мышления в иноязычном образовании 7
1.1. Особенности и основания проблемного обучения на старшей ступени
общего иноязычного образования 7
1.2. Понятие «критическое мышление» 11
1.3. Проблемные задания как один из способов развития критического
мышления старшеклассников в иноязычном образовании 17
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Организация развития критического мышления в проблемных заданиях на уроках английского языка в старших классах 23
2.1. Требования к заданиям и упражнениям проблемного характера,
предъявляемые в современном иноязычном образовании 23
2.2. Способы развития умений критического мышления на уроках ИЯ на
старшей ступени обучения 24
2.3. Анализ и сравнение отечественных УМК «Spotlight» и «Starlight» 28
2.4. Комплекс проблемных упражнений и заданий на развитие умений критического мышления на старшей ступени обучения английскому языку 36
2.5. Описание опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по Главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 1 52
Приложение 2 53
Приложение 3 54
Приложение 4 55
Приложение 5 59
ABSTRACT 60
Владение иностранными языками в современном мире повышает культурную осведомленность человека, позволяет быть более конкурентоспособным на рынке труда и даёт ещё множество преимуществ. Иноязычное образование (ИО) - это сложная интегрированная структура, включающая в себя несколько компонентов, а именно лингвистический, речевой, коммуникативный, деятельностный, культурологический и личностный компоненты. Все эти компоненты тесно связаны друг с другом и частично зафиксированы в ФГОС (Федеральном Государственном Образовательном Стандарте) [23] и в примерных образовательных программах. Овладение компонентами ИО помогает сформировать личностную культуру учащихся, стать полноценными личностями и освоится им в современном мире после школы. Остаются лишь вопросы как, на основе каких принципов, какими методами и какими технологиями пользоваться для достижения главной цели ИО, а именно формирования иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), на уроках иностранного языка.
Часто старшие школьники сталкиваются с некоторой информационной дезориентированностью: информация разного вида окружает современного человека постоянно, поэтому бывает сложно определить истину высказываний, сделать правильные выводы или сформировать на какой-либо информационной базе свои личные суждения. Современная личность, являющаяся субъектом социальных отношений, должна обладать некоторой степенью «свободы от социума» и способностью быть объективным в своих суждениях, что невозможно при отсутствии способности мыслить критически [7]. Люди с развитым критическим мышлением способны поднимать жесткие вопросы и проблемы; собирать и допускать относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи; приходить к обоснованным заключениям и решениям; эффективно общаться с другими людьми при выработке решения, поэтому чтобы быть личность стала успешной и востребованной в своей профессиональной и личной жизни, нам необходимо критическое мышление еще со школьной скамьи [19]. Технология «Критическое мышление» является одним из действенных инструментов для достижения целей ИО. Умения и навыки критического мышления (КМ) необходимо формировать, начиная уже со средней ступени обучения, так как расширение информационного пространства учащихся происходит наиболее активно именно в этот период, но на старшей ступени обучения учащиеся проявляют еще больший интерес к умению мыслить критически, к обсуждению разных проблем. Развитие критического мышления школьника непосредственно связано с достижением личностных и метапредметных целей, развитие которых определено как требование ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования [23].
Преподавателям английского языка остаётся лишь выбрать правильный и наиболее результативный путь и действенный методы обучения, которые будет благоприятно влиять на развитие КМ учащихся и формирование целостной ИКК учащихся старшего звена в целом. На сегодняшний день дидактический и методический принцип проблемного обучения является не новым, но он не теряет своей актуальности и является одним из наиболее эффективных методических принципов обучения английскому языку. Приёмы и методы, рассматриваемые в поле проблемного обучения, зачастую приводят именно к тем результатам, которые предположительно должны быть получены при формировании навыков и развитии умений критического мышления.
Исходя из выше сказанного, актуальность данной работы заключается в рассмотрении особенностей технологии критического мышления в поле методического принципа проблемного обучения применительно к предмету «английский язык» при обучении иностранному языку на старшей ступени обучения (9 -11 классы).
Сказанное выше определяет актуальность избранной темы исследования, которая сформулирована следующим образом:
«Развитие критического мышления обучающихся в проблемных заданиях на уроках иностранного языка на старшей ступени».
Объектом исследования выступает процесс развития критического мышления посредством проблемных заданий в ходе ИО.
Предмет исследования - методика развития умений и формирования навыков и умений критического мышления учащихся старшей ступени с помощью проблемных заданий с целью овладения иноязычной коммуникативной компетенцией.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование ИКК будет более эффективным при внедрении в процесс обучения проблемных заданий с элементами технологии «Развитие критического мышления».
Цель данной работы заключается в исследовании проблемы формирования навыков и умений критического мышления с помощью проблемных заданий как средства овладения иноязычной коммуникативной компетенцией учащихся старшего звена.
Определив цель, сформулируем задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы:
1. определить понятие критического мышления (КМ); изучить технологию развития КМ и её стадии
2. выяснить целесообразность использования различных методов проблемного обучения, форм и режимов работы при обучении английскому языку на старшей ступени как средства формирования умений и навыков критического мышления;
3. рассмотреть метод проблемных заданий в качестве основного метода развития КМ на старшей ступени обучения английскому языку;
4. проанализировать существующие учебные пособия на предмет использования проблемных заданий с элементами технологии развития КМ как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
5. разработать комплекс проблемных заданий, способствующих формированию умений и навыков критического мышления, и провести его практическую апробацию во время педагогической практики в школе;
6. проанализировать результаты педагогической практики в Лицее №40 г. Петрозаводска.
Методы исследования, с помощью которых осуществлялось исследование поставленных задач:
1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. теоретический анализ, систематизация и обобщение педагогического опыта;
3. анализ учебных пособий;
4. наблюдение за процессом обучения;
5. беседы с учителем -методистом в Лицее №40 г. Петрозаводска;
6. проведение практической апробации;
7. анализ и обработка результатов, полученных в процессе практической апробации.
Апробация исследования проводилась во время педагогической практики осенью 2019г. в 10 «А» классе Лицея № 40, г. Петрозаводск в течение 16 уроков. Содержание работы изложено на 60 страницах текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 31 источник и 8 страниц приложения. Работа содержит примеры упражнений в проанализированных УМК и комплекс цепочек проблемных заданий, представленный на английском языке.
Часто старшие школьники сталкиваются с некоторой информационной дезориентированностью: информация разного вида окружает современного человека постоянно, поэтому бывает сложно определить истину высказываний, сделать правильные выводы или сформировать на какой-либо информационной базе свои личные суждения. Современная личность, являющаяся субъектом социальных отношений, должна обладать некоторой степенью «свободы от социума» и способностью быть объективным в своих суждениях, что невозможно при отсутствии способности мыслить критически [7]. Люди с развитым критическим мышлением способны поднимать жесткие вопросы и проблемы; собирать и допускать относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи; приходить к обоснованным заключениям и решениям; эффективно общаться с другими людьми при выработке решения, поэтому чтобы быть личность стала успешной и востребованной в своей профессиональной и личной жизни, нам необходимо критическое мышление еще со школьной скамьи [19]. Технология «Критическое мышление» является одним из действенных инструментов для достижения целей ИО. Умения и навыки критического мышления (КМ) необходимо формировать, начиная уже со средней ступени обучения, так как расширение информационного пространства учащихся происходит наиболее активно именно в этот период, но на старшей ступени обучения учащиеся проявляют еще больший интерес к умению мыслить критически, к обсуждению разных проблем. Развитие критического мышления школьника непосредственно связано с достижением личностных и метапредметных целей, развитие которых определено как требование ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования [23].
Преподавателям английского языка остаётся лишь выбрать правильный и наиболее результативный путь и действенный методы обучения, которые будет благоприятно влиять на развитие КМ учащихся и формирование целостной ИКК учащихся старшего звена в целом. На сегодняшний день дидактический и методический принцип проблемного обучения является не новым, но он не теряет своей актуальности и является одним из наиболее эффективных методических принципов обучения английскому языку. Приёмы и методы, рассматриваемые в поле проблемного обучения, зачастую приводят именно к тем результатам, которые предположительно должны быть получены при формировании навыков и развитии умений критического мышления.
Исходя из выше сказанного, актуальность данной работы заключается в рассмотрении особенностей технологии критического мышления в поле методического принципа проблемного обучения применительно к предмету «английский язык» при обучении иностранному языку на старшей ступени обучения (9 -11 классы).
Сказанное выше определяет актуальность избранной темы исследования, которая сформулирована следующим образом:
«Развитие критического мышления обучающихся в проблемных заданиях на уроках иностранного языка на старшей ступени».
Объектом исследования выступает процесс развития критического мышления посредством проблемных заданий в ходе ИО.
Предмет исследования - методика развития умений и формирования навыков и умений критического мышления учащихся старшей ступени с помощью проблемных заданий с целью овладения иноязычной коммуникативной компетенцией.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование ИКК будет более эффективным при внедрении в процесс обучения проблемных заданий с элементами технологии «Развитие критического мышления».
Цель данной работы заключается в исследовании проблемы формирования навыков и умений критического мышления с помощью проблемных заданий как средства овладения иноязычной коммуникативной компетенцией учащихся старшего звена.
Определив цель, сформулируем задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы:
1. определить понятие критического мышления (КМ); изучить технологию развития КМ и её стадии
2. выяснить целесообразность использования различных методов проблемного обучения, форм и режимов работы при обучении английскому языку на старшей ступени как средства формирования умений и навыков критического мышления;
3. рассмотреть метод проблемных заданий в качестве основного метода развития КМ на старшей ступени обучения английскому языку;
4. проанализировать существующие учебные пособия на предмет использования проблемных заданий с элементами технологии развития КМ как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
5. разработать комплекс проблемных заданий, способствующих формированию умений и навыков критического мышления, и провести его практическую апробацию во время педагогической практики в школе;
6. проанализировать результаты педагогической практики в Лицее №40 г. Петрозаводска.
Методы исследования, с помощью которых осуществлялось исследование поставленных задач:
1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. теоретический анализ, систематизация и обобщение педагогического опыта;
3. анализ учебных пособий;
4. наблюдение за процессом обучения;
5. беседы с учителем -методистом в Лицее №40 г. Петрозаводска;
6. проведение практической апробации;
7. анализ и обработка результатов, полученных в процессе практической апробации.
Апробация исследования проводилась во время педагогической практики осенью 2019г. в 10 «А» классе Лицея № 40, г. Петрозаводск в течение 16 уроков. Содержание работы изложено на 60 страницах текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 31 источник и 8 страниц приложения. Работа содержит примеры упражнений в проанализированных УМК и комплекс цепочек проблемных заданий, представленный на английском языке.
В нашей работе мы рассмотрели ключевые основания проблемного обучения на старшей ступени общего иноязычного образования и технологию развития КМ вместе с ее основными этапами (стадия Вызова, стадия Осмысления, стадия Рефлексии). Мы рассмотрели данную технологию в качестве одной из технологий, способных реализовать проблемное обучение и при этом развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, которые учитель английского языка может использовать для достижения целей иноязычного образования.
Мы убедились, что технология развития КМ - многоаспектное и многошаговое явление, которое затрагивает не только иноязычное образование, но и в целом весь образовательный процесс и его результаты. Без умений и навыков мыслить критически учащиеся не могут в полной мере овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, а также достичь личностные цели образования.
Проведя данное исследование, мы пришли к выводам, что в настоящее время современные учебно-методические комплексы включают проблемные упражнения с элементами технологии развития Критического мышления. В связи с их небольшим количеством, учитель иностранного языка получает относительную свободу в составлении своих упражнений. Мы убедились, что в результате включения данных упражнений в обучение формирование ИКК будет более эффективным, так как при варьировании методов и способов развития КМ у учащихся увеличивается мотивация к тому, что говорить по- английски и как выражать свою точку зрения свободнее . Применение такой технологии разнообразит речевые ситуации и речемыслительные задачи, расширяет знания учащихся, приучает их выражать и аргументировать свою позицию, уважительно относиться к чужим мнениям. Внедрение
проблемного обучения в рамках технологии развития КМ является эффективным способом, который обеспечивает как развитию ИКК как основной цели ИО, так и формированию критичности ума у учащихся на старшей ступени обучения, что является одновременно и метапредметным результатом образования, и личностным. Практическая апробация предложенного комплекса упражнений показала эффективность такого подхода. Таким образом, цели и задачи нашей работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
Мы убедились, что технология развития КМ - многоаспектное и многошаговое явление, которое затрагивает не только иноязычное образование, но и в целом весь образовательный процесс и его результаты. Без умений и навыков мыслить критически учащиеся не могут в полной мере овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, а также достичь личностные цели образования.
Проведя данное исследование, мы пришли к выводам, что в настоящее время современные учебно-методические комплексы включают проблемные упражнения с элементами технологии развития Критического мышления. В связи с их небольшим количеством, учитель иностранного языка получает относительную свободу в составлении своих упражнений. Мы убедились, что в результате включения данных упражнений в обучение формирование ИКК будет более эффективным, так как при варьировании методов и способов развития КМ у учащихся увеличивается мотивация к тому, что говорить по- английски и как выражать свою точку зрения свободнее . Применение такой технологии разнообразит речевые ситуации и речемыслительные задачи, расширяет знания учащихся, приучает их выражать и аргументировать свою позицию, уважительно относиться к чужим мнениям. Внедрение
проблемного обучения в рамках технологии развития КМ является эффективным способом, который обеспечивает как развитию ИКК как основной цели ИО, так и формированию критичности ума у учащихся на старшей ступени обучения, что является одновременно и метапредметным результатом образования, и личностным. Практическая апробация предложенного комплекса упражнений показала эффективность такого подхода. Таким образом, цели и задачи нашей работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Использование кейс-метода на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Формирование исследовательских умений обучающихся на уроках
английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия повышения готовности учителей к формированию у обучающихся основной школы познавательных универсальных учебных действий (на материале предметов естественнонаучного цикла)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Интенсификация процесса обучения устному монологическому высказыванию
на английском языке студентов вуза с использованием цифрового лингафонного кабинета
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016



