Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологии развития критического мышления в иноязычном образовании 7
1.1. Особенности и основания проблемного обучения на старшей ступени
общего иноязычного образования 7
1.2. Понятие «критическое мышление» 11
1.3. Проблемные задания как один из способов развития критического
мышления старшеклассников в иноязычном образовании 17
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Организация развития критического мышления в проблемных заданиях на уроках английского языка в старших классах 23
2.1. Требования к заданиям и упражнениям проблемного характера,
предъявляемые в современном иноязычном образовании 23
2.2. Способы развития умений критического мышления на уроках ИЯ на
старшей ступени обучения 24
2.3. Анализ и сравнение отечественных УМК «Spotlight» и «Starlight» 28
2.4. Комплекс проблемных упражнений и заданий на развитие умений критического мышления на старшей ступени обучения английскому языку 36
2.5. Описание опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по Главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 1 52
Приложение 2 53
Приложение 3 54
Приложение 4 55
Приложение 5 59
ABSTRACT 60
Владение иностранными языками в современном мире повышает культурную осведомленность человека, позволяет быть более конкурентоспособным на рынке труда и даёт ещё множество преимуществ. Иноязычное образование (ИО) - это сложная интегрированная структура, включающая в себя несколько компонентов, а именно лингвистический, речевой, коммуникативный, деятельностный, культурологический и личностный компоненты. Все эти компоненты тесно связаны друг с другом и частично зафиксированы в ФГОС (Федеральном Государственном Образовательном Стандарте) [23] и в примерных образовательных программах. Овладение компонентами ИО помогает сформировать личностную культуру учащихся, стать полноценными личностями и освоится им в современном мире после школы. Остаются лишь вопросы как, на основе каких принципов, какими методами и какими технологиями пользоваться для достижения главной цели ИО, а именно формирования иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), на уроках иностранного языка.
Часто старшие школьники сталкиваются с некоторой информационной дезориентированностью: информация разного вида окружает современного человека постоянно, поэтому бывает сложно определить истину высказываний, сделать правильные выводы или сформировать на какой-либо информационной базе свои личные суждения. Современная личность, являющаяся субъектом социальных отношений, должна обладать некоторой степенью «свободы от социума» и способностью быть объективным в своих суждениях, что невозможно при отсутствии способности мыслить критически [7]. Люди с развитым критическим мышлением способны поднимать жесткие вопросы и проблемы; собирать и допускать относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи; приходить к обоснованным заключениям и решениям; эффективно общаться с другими людьми при выработке решения, поэтому чтобы быть личность стала успешной и востребованной в своей профессиональной и личной жизни, нам необходимо критическое мышление еще со школьной скамьи [19]. Технология «Критическое мышление» является одним из действенных инструментов для достижения целей ИО. Умения и навыки критического мышления (КМ) необходимо формировать, начиная уже со средней ступени обучения, так как расширение информационного пространства учащихся происходит наиболее активно именно в этот период, но на старшей ступени обучения учащиеся проявляют еще больший интерес к умению мыслить критически, к обсуждению разных проблем. Развитие критического мышления школьника непосредственно связано с достижением личностных и метапредметных целей, развитие которых определено как требование ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования [23].
Преподавателям английского языка остаётся лишь выбрать правильный и наиболее результативный путь и действенный методы обучения, которые будет благоприятно влиять на развитие КМ учащихся и формирование целостной ИКК учащихся старшего звена в целом. На сегодняшний день дидактический и методический принцип проблемного обучения является не новым, но он не теряет своей актуальности и является одним из наиболее эффективных методических принципов обучения английскому языку. Приёмы и методы, рассматриваемые в поле проблемного обучения, зачастую приводят именно к тем результатам, которые предположительно должны быть получены при формировании навыков и развитии умений критического мышления.
Исходя из выше сказанного, актуальность данной работы заключается в рассмотрении особенностей технологии критического мышления в поле методического принципа проблемного обучения применительно к предмету «английский язык» при обучении иностранному языку на старшей ступени обучения (9 -11 классы).
Сказанное выше определяет актуальность избранной темы исследования, которая сформулирована следующим образом:
«Развитие критического мышления обучающихся в проблемных заданиях на уроках иностранного языка на старшей ступени».
Объектом исследования выступает процесс развития критического мышления посредством проблемных заданий в ходе ИО.
Предмет исследования - методика развития умений и формирования навыков и умений критического мышления учащихся старшей ступени с помощью проблемных заданий с целью овладения иноязычной коммуникативной компетенцией.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование ИКК будет более эффективным при внедрении в процесс обучения проблемных заданий с элементами технологии «Развитие критического мышления».
Цель данной работы заключается в исследовании проблемы формирования навыков и умений критического мышления с помощью проблемных заданий как средства овладения иноязычной коммуникативной компетенцией учащихся старшего звена.
Определив цель, сформулируем задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы:
1. определить понятие критического мышления (КМ); изучить технологию развития КМ и её стадии
2. выяснить целесообразность использования различных методов проблемного обучения, форм и режимов работы при обучении английскому языку на старшей ступени как средства формирования умений и навыков критического мышления;
3. рассмотреть метод проблемных заданий в качестве основного метода развития КМ на старшей ступени обучения английскому языку;
4. проанализировать существующие учебные пособия на предмет использования проблемных заданий с элементами технологии развития КМ как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
5. разработать комплекс проблемных заданий, способствующих формированию умений и навыков критического мышления, и провести его практическую апробацию во время педагогической практики в школе;
6. проанализировать результаты педагогической практики в Лицее №40 г. Петрозаводска.
Методы исследования, с помощью которых осуществлялось исследование поставленных задач:
1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. теоретический анализ, систематизация и обобщение педагогического опыта;
3. анализ учебных пособий;
4. наблюдение за процессом обучения;
5. беседы с учителем -методистом в Лицее №40 г. Петрозаводска;
6. проведение практической апробации;
7. анализ и обработка результатов, полученных в процессе практической апробации.
Апробация исследования проводилась во время педагогической практики осенью 2019г. в 10 «А» классе Лицея № 40, г. Петрозаводск в течение 16 уроков. Содержание работы изложено на 60 страницах текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 31 источник и 8 страниц приложения. Работа содержит примеры упражнений в проанализированных УМК и комплекс цепочек проблемных заданий, представленный на английском языке.
В нашей работе мы рассмотрели ключевые основания проблемного обучения на старшей ступени общего иноязычного образования и технологию развития КМ вместе с ее основными этапами (стадия Вызова, стадия Осмысления, стадия Рефлексии). Мы рассмотрели данную технологию в качестве одной из технологий, способных реализовать проблемное обучение и при этом развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, которые учитель английского языка может использовать для достижения целей иноязычного образования.
Мы убедились, что технология развития КМ - многоаспектное и многошаговое явление, которое затрагивает не только иноязычное образование, но и в целом весь образовательный процесс и его результаты. Без умений и навыков мыслить критически учащиеся не могут в полной мере овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, а также достичь личностные цели образования.
Проведя данное исследование, мы пришли к выводам, что в настоящее время современные учебно-методические комплексы включают проблемные упражнения с элементами технологии развития Критического мышления. В связи с их небольшим количеством, учитель иностранного языка получает относительную свободу в составлении своих упражнений. Мы убедились, что в результате включения данных упражнений в обучение формирование ИКК будет более эффективным, так как при варьировании методов и способов развития КМ у учащихся увеличивается мотивация к тому, что говорить по- английски и как выражать свою точку зрения свободнее . Применение такой технологии разнообразит речевые ситуации и речемыслительные задачи, расширяет знания учащихся, приучает их выражать и аргументировать свою позицию, уважительно относиться к чужим мнениям. Внедрение
проблемного обучения в рамках технологии развития КМ является эффективным способом, который обеспечивает как развитию ИКК как основной цели ИО, так и формированию критичности ума у учащихся на старшей ступени обучения, что является одновременно и метапредметным результатом образования, и личностным. Практическая апробация предложенного комплекса упражнений показала эффективность такого подхода. Таким образом, цели и задачи нашей работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Икар, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7.
2. Богданов И., и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс] //
Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - Режим доступа:
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/07.php (дата
обращения: 13.12.2018).
3. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. - Киев, 1974. - 24 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Астрель, 2011. - 324 с.
5. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 2. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 496 с
6. Иванов, Д. Технология КМ: «Вызов» / Д. Иванов [Текст] //Директор школы. - 2013. - № 4. -С. 59-64. ISSN 1562-1308. - (Организация учебного процесса)
7. Иванов, Д. Технология КМ: «Рефлексия» / Д. Иванов [Текст] //Директор школы. - 2013. - № 7. -С. 62-66. ISSN 1562-1308. - (Организация учебного процесса). - Окончание. Начало №№ 4,5
8. Калашникова Н.А. Роль критического мышления в формировании
инновационной социальной среды [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kriticheskogo-myshleniya-v-
formirovanii-innovatsionnoy-sotsialnoy-sredy (дата обращения 15.01.2019)
9. Кейс-метод на уроках английского языка [Электронный ресурс] //
Просвещение. Иностранные языки. - Режим доступа :
http://iyazyki.prosv.ru/2012/08/casemethod-englishlessons/(дата обращения: 14.03.2020).
10. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] / Д.
Клустер. - Электрон. ст. - [США], 2002. - Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902, свободный. - Аналог печ. изд. (Русский язык. - 2010. - № 29) (дата обращения: 20.10.2018).
11. Куимова М. В. The use of case study method in teaching English as a foreign language in technical university [Электронный ресурс] // Молодой ученый.
— 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 82-86. — Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/13/1176/(дата обращения: 10.03.2020).
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. -- 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175
13. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. // Советская педагогика. - 1968 г.-№ 7.
14. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968.
15. Подласый И.П. Педагогика. Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, 2001. - 309 с.
16. Психологические условия эффективности обучения старших школьников
иностранному языку. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskie-usloviya-
effektivnosti-obucheniya-starshih-shkolnikov-inostrannomu-yazyku (дата
обращения: 15.02.2020).
17. Самарцев В.Ю. Реализация технологии развития критического мышления в условиях школьного иноязычного образования // Сборник статей Международной научно-практической конференции 13 апреля 2016 г. Часть 1. - Саратов: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2016. - С. 218-223.
18. Сапух Т.В. Развитие критического мышления как базис студентоцентрированного образования [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZrazvitie- kriticheskogo-myshleniya-kak-bazis-studentotsentrirovannogo-obrazovaniya(дата обращения: 15.01.2019).
19. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5.; Режим доступа: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=22783(дата обращения: 15.01.2019).
20. Терно С.А. Критическое мышление в школе - средневековая отсталость?
[Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9. - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2013/09/26512(дата обращения: 25.03.2019).
21. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
[Электронный ресурс] // Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. - Режим доступа: http://cito-
web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html (дата обращения: 17.01.2019).
22. Толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс]. -
Режим доступа :
https://www.efremova.info/word/myshlenie.html#.XE3juVwzZPY (дата
обращения: 15.12.2018).
23. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный
ресурс] // Министерство науки и образования РФ [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения:
06.05.16)
24. Халперн Д. Психология критического мышления [Электронный ресурс] //
ВикиЧтение. - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/35355 (дата
обращения: 01.04.2018).
25. Чернявская А. П. РКМЧП как педагогическая технология // Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века. - Н. Новгород, 2001.
26. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии № 4. 1971. - С. 6-20.
27. 6 Minute English [Электронный ресурс] // BBC Learning English. - Режим доступа: https://www.bbc.co.Uk/worldservice/learningenglish/general/sixminute/2014/0 5/140516_6min_living_at_home.shtml (дата обращения: 20.10.2019).
28. Critical Thinking: Theory, Research, Practice, and Possibilities. ASHE-ERIC HigherEducationReportNo. 2, 1988.
29. Digital Natives, Digital Immigrants [Электронный ресурс] // Marc Prensky. -
Режим доступа :
https://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20%20Digital%20Natives,% 20Digital%20Immigrants%20-%20PartEpdf (дата обращения: 19.02.2019).
30. Engaging Ideas: The Professor's Guide to Integrating Writing, Critical
Thinking, and Active Learning in the Classroom by John Bean [Электронный ресурс] // Cabrillo Community College District. - Режим доступа :
http://cabrillo.edu/~anajarro/researchpapermaterials/EngagingIdeasChap5.pdf(дата обращения: 11.04.2019).
31. Net generation or Digital Natives: Is there a distinct new generation entering
university? [Электронный ресурс] // Open Research Online. - Режим
доступа: http://oro.open.ac.uk/19890/2/8CECE8C9.pdf(дата обращения:
14.02.2019)