Введение 3
1 Духовно-нравственная составляющая книг допленных пророков 8
1.1 Духовная ситуация эпох пророков Исаии и Иеремии 8
1.2 Святоотеческие толкования нравственного учения пророков Исаии
и Иеремии 22
2 Духовно-нравственная составляющая книг пророков эпохи
вавилонского пленения 7
2.1 Интерпретация нравственного учения пророков в мистико-аскетическом наследии Святых Отцов 37
2.2 Интерпретация нравственного учения пророков в мистико-
аскетическом наследии Святых Отцов 44
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 58
Актуальность выбранной темы исследования обусловливается несколькими факторами. Во-первых, существует необходимость в углубленном толковании Библии, поскольку в последний период много людей обращается к Священному Писанию. Во-вторых, актуальность работы обусловлена и тем, что исследование темы процесса использования текстов книг пророков Ветхого Завета, в конструировании христианского образа жизни является относительно новым и редким явлением.
Для лучшего понимания проповеди пророков нужно, помимо изучения Священного Писания, обращаться к учениям святых Отцов Церкви. В анализе непосредственно духовно-нравственных аспектов отдельных частей из глав пророческих книг заключается новизна нашего исследования. Это важно, потому как в исследованиях ученных мы можем видеть разбор конкретных пророчеств. В трудах же святых Отцов поясняется, как те или иные слова пророков относятся к духовно-нравственной жизни христианина. Несмотря на разность времен жизни пророков, святых Отцов и людей XXI века - учения о нравственной жизни остаются неизменными, духовно-нравственные ценности непреходящие, и поскольку Бог неизменен, то таковым является формирование правильных отношений между Богом и человеком, вне зависимости от времени.
Изучая труды Отцов, мы имеем возможность понять традицию, к которой принадлежим и которую сохраняла и сохраняет до сих пор Православная Церковь. Христианину нашего времени это особо важно, так как в имеющемся огромном количестве современных философских и мировоззренческих течений, изучение Отцов помогает не сбиться с правильного пути и наладить свою духовную жизнь. Наставления Святых Отцов универсальны и не теряют актуальности, поскольку дают ответы на вопросы, от которых зависит настоящее и будущее человечества.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- опора на богословское наследие святых отцов, составляющее важнейшую часть Предания Церкви;
- герменевтический анализ структуры текста пророческих книг, позволяющий вскрыть заложенное в нем содержание;
- системный подход, позволяющий рассматривать исследуемые феномены в их целостности;
- метод контекстного анализа, позволяющий выявить особенности функционирования духовных ценностей в определенном историческом, социальном, культурном контексте.
Решение поставленных задач ведется с применением процедур анализа, синтеза, аналогии.
Объектом исследования в нашей работе является содержание книг пророков Ветхого Завета: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила.
Предмет исследования - ветхозаветные основания нравственного содержания святоотеческих творений и их влияние на духовно-нравственную сферу жизнедеятельности христиан.
Цель работы - исследование духовно-нравственных аспектов книг четырех великих пророков Ветхого Завета.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение политического и религиозного состояния израильского народа во время пророческого служения Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила;
- определение влияния учения великих пророков на
православную мистико-аскетическую традицию;
- установление сходств и различий в духовно-нравственном учении пророков.
Цель и задачи работы определили её структуру. В первой главе мы рассматриваем эпоху допленных пророков Исаии и Иеремии, систематизируем информацию, находящуюся в различных экзегетических трудах отечественных теологов, для полного понимания картины нравственной жизни людей того времени. Во второй главе рассматривается эпоха после вавилонского пленения израильского народа, в которые пророчествовали Иезекииль и Даниил. Как результат, в двух главах предпринята попытка рассмотрения отдельных частей книг пророков, как нравственных советов для стяжания добродетели, которые мы находим в учениях святых отцов Церкви.
Обзор источников и литературы.
Исследование духовно-нравственных аспектов книг четырех Великих пророков Ветхого Завета строятся на изучении трудов прп. Никодима Святогорца[34], свт. Григория Нисского[9], св. Иоанна Лествичника[22], прп. Макария Великого[29], еп. Игнатия Брянчанинова[15], Иоанна Кассиана Римлянина[20], прп. Нила Синайского[24], прп. Ефрема Сирина[7], Максима Исповедника[21], прп. Антония Великого[2] и др. Святые отцы в своих трудах используют цитаты из книг, исследуемых нами пророков для формирования своего нравственного учения, частью которого является борьба со страстями.
Осуществляемый ниже обзор литературы имеет целью охарактеризовать степень изученности, исследуемой нами проблематики и те теоретические положения, от которых мы отправляемся в нашей работе.
Для работы над избранной нами темой необходимо обращение к разноплановой литературе, которую, с некоторой долей условности, можно разделить на три раздела. Прежде всего, это работы отечественных богословов и церковных историков, посвященные описанию тех исторических эпох, в которые жили и вели свою проповедь Ветхозаветные пророки, а также толкованию их пророчеств. Кроме того, это теоретические работы, в которых систематически анализируются основные принципы духовно-нравственной жизни. И, наконец, это непосредственно творения святых Отцов, из которых мы заключаем, какие аспекты духовно-нравственного воспитания затрагиваются в исследуемых нами пророческих книгах.
Свт. Григорий Нисский в своем труде под «Что значит имя христианин» [9] дает советы начинающим свой путь в Церкви, людям решившим принять крещение и изменить свою жизнь. Раскрывает главную цель христианской жизни, поясняет каким нужно быть христианином, как нужно относиться к материальным благам, к скорбям. Свое учение святитель подкрепляет словами апостолов и, конечно же, пророков, что позволяет нам говорить о том, что в пророческих книгах содержатся нравственные аспекты.
В сборнике духовных наставлений прп. Никодима Святогорца «Невидимая брань» [34] мы находим полезные советы для совершенствования духовно-нравственной жизни христианина. Судя по содержанию этой книги, можно полагать, что ее название не случайно и произошло из предметов, которые в ней рассматриваются. Автор рассказывает, какие существуют страсти, какие изменения они вносят в душу человека и какие последствия имеют. Цель данной книги научить читателя распознавать различные прелести, похотения плоти и пр., а также научить бороться с ними, чтобы стяжать добродетели.
В работе проф. Лопухина А.П. «Толковая Библия» [27] содержатся комментарии на все книги Библии, но это вовсе не означает, что данный сборник представляет собой строго научное издание, потому как все же на первый план выходит стремление авторов к духовному назиданию читателей.
Добротолюбие - это сборник святоотеческих творений, посвященных аскетическому деланию. Его называют «энциклопедией духовной жизни». В этом альманахе содержатся поучения святых старцев, в которых запечатлен бесценный духовный опыт. Добротолюбие пользуется популярностью как у монахов, так и у мирян, стремящихся к добродетельной жизни.
Положения, выносимые на защиту:
1. Огрубение религиозно-нравственного чувства израильского народа напрямую связано с упадочным состоянием царства Иуды, во времена пророческого служения Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Среди народа заметна тенденция изменения религиозной жизни, в зависимости от политического положения страны.
2. Большое внимание в пророческих книгах Ветхого Завета
уделяется поучениям духовно-нравственного содержания, заключающегося в нравственной и добродетельной жизни. Здесь стоит отметить, обращение проповеди пророков в сторону нравственного учения, напрямую связано с огрубением религиозно-нравственного чувства народа.
3. Влияние учения великих пророков на православную мистико-аскетическую традицию определяется количеством отведенного места разбору и пояснению пророческих слов, в учениях Святых Отцов.
4. Благодаря святоотеческим творениям можно выявить какие стороны нравственного учения находятся в пророческих книгах и какие в них есть сходства и различия.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы и обобщения.
В течение длительного периода служения пророков Исаии и Иеремии положение царства Иуды было жалким и в политическом и в духовном плане. Наблюдаются огрубение религиозно-нравственного чувства, на которое влиял культ языческих народов. В целом, народ не обращал внимания на призывы пророков.
Со временем полнейшего упадка Израиля, его разграбления вавилонянами и уведение в плен большей половины населения, в сознании израильтян происходит перелом и они в большей степени начали осознавать себя как единое целое - богоизбранный народ. Проповедь пророков Иезекииля и Даниила направлена на утешение людей.
Из анализа духовно-нравственного содержания пророческих книг Ветхого Завета мы заключаем:
У пророка Исаии большое место уделено духовно-нравственному наполнению его учения, так например Исаия требовал от людей всецелой преданности Богу; учил о том, что вера должна прежде всего проявляться в нравственной жизни.
Пророк Иеремия в своих проповедях также уделяет большое внимание духовно-нравственному становлению человека; учит преданности и любви Богу, через любовь к ближнему.
Книга пророка Иезекииля примечательна необычайными формами видений, которые свидетельствовали о интенсивности его духовного опыта. Главную мысль духовного учения этого пророка, мы находим в сохранении души от разного рода внешних влияний.
Несмотря на то, что книгу пророка Даниила относят к апокалиптическим, однако в ней мы тоже находим духовно-нравственное учение, хотя ему и отводится меньше всего внимания в отличие от книг вышеперечисленных пророков. Тем не менее из личного примера Даниила мы делаем вывод, какой должна быть правильная духовная жизнь.
В ходе исследования духовно-нравственных аспектов книг четырех Великих пророков Ветхого Завета, нами был проведен анализ на выявление сходств и различий в духовно-нравственном учении пророков, с помощью Святоотеческого наследия.
Нравственное учение пророка Исаии отцы аскеты использовали для обоснования различных сторон своего учения: об уповании на промысел Божий; о любви; о терпении; о смирении; о малодушии; о добродетелях; о молитве; о покаянии; о трезвении ума; о воздержании, о борьбе со злыми помыслами, с тщеславием.
Святые отцы, используя нравственное учение пророка Иеремии выделяют следующие аспекты: об уповании на промысел Божий; об очищении чувств; о правильном употреблении чувств; о беспристрастии; о борьбе со злыми помыслами, со скорбями; о покаянии; о любви; о правильном отношении к обидчикам.
Из книги пророка Иезекииля святые подвижники выделяют следующие стороны нравственного учения: о различении помыслов; об уповании на Бога; о воздержании; о божественной благодати; о покаянии; об отчаянии; о любви; о прелести.
На основании нравственного учения пророка Даниила, Отцы Церкви говорят: о любви; об уповании на промысел Божий; о маловерии; о добродетелях; об искушениях; о правильном употреблении чувств.
В результате анализа источников, нам удалось выявить общие аспекты в духовно-нравственных учениях пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, которые заключаются в следующем: упование на Бога; правильное употребление чувств; усердие ко всякому доброму делу; страх Божий; трезвение ума; любовь.
1. Антоний Великий, прп. Наставления //Добротолюбие. В 5 т. Т.1. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 13 - 120.
2. Григорий Двоеслов, свт. Беседы на пророка Иезекииля// В 2 кн. Кн. 1. -
Казань [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.odinblago.ru/dvoeslov iezekii/1
3. Григорий Нисский, свт. Что значит имя христианин. - М.: Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 2000. - 318 с.
4. Григорий Палама, свт. Десятословие по христианскому законоположению //Добротолюбие. В 5 т. Т.5. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 305 - 328.
5. Григорий (Синаит), прп. Главы о заповедях и догматах //Добротолюбие. В 5 т. Т.5. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 197 - 235.
6. Григорий (Синаит), прп. Наставления безмолствующим //Добротолюбие. В 5 т. Т.5. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 235 - 258.
7. Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово //Добротолюбие. В 5 т. Т.3. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 11 - 80.
8. Евагрий. Наставления в подвижничестве //Добротолюбие. В 5 т. Т.2. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 505 - 567.
9. Ефрем Сирин, прп. Подвижнеческие наставления //Добротолюбие. В 5 т. Т.2. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 335 - 505.
10.Зосима (Палестинский), прп. Собеседования //Добротолюбие. В 5 т. Т.3. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 117 - 144.
11. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу //Аскетические опыты. В 2 т. Т.2. - Мн.: Лучи Софии, 2001. - С. 365 - 413.
12. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве //Аскетические опыты. В 2 т. Т.2. - Мн.: Лучи Софии, 2001.
- С. 329 - 364.
13. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о страхе Божием и о любви Божией //Аскетические опыты. В 2 т. Т.2. - Мн.: Лучи Софии, 2001. - С. 51 - 75.
14. Илия (Экдик). Цветообрание // Добротолюбие. В 5 т. Т.3. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 482
15. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на пророка Иеремию / Свт. Иоанн Златоуст. - М.: Изд-во Святитель Иоанн Златоуст, 1998. - 682 с.
16. Иоанн Златоуст, свт. Толкования на пророка Исаию/ Свт. Иоанн Златоуст.
- М.: Изд-во Святитель Иоанн Златоуст, 1998. - 488 с.
17. Иоанн Карпский, прп. Сто увещевательных глав //Добротолюбие. В 5 т. Т.3. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 81 - 112.
18. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Обозрение духовной брани //Добротолюбие. В 5 т. Т.2. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 11 - 157.
19. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. - М.: Правило веры, 1996. - 553 с.
20. Иоанн Лествичник, св. Подвижнические уроки //Добротолюбие. В 5 т. Т.2.
- М.: Православный паломник, 1998. - С. 523 - 587.
21. Ипполит Римский, свт. Толкование на книгу пророка Даниила // Творения. В 4 т. Т.3. - Казань: Типо-Литография Императорского Университета, 1898. - 170 с.
22. Исаия, прп. Слова//Добротолюбие. В 5 т. Т.1. - М.: Православный
паломник, 1998. - С. 251 - 404.
23. Исихий (Иерусалимский), прп. Душеполезное слово о трезвении и молитве //Добротолюбие. В 5 т. Т.2. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 165 - 220.
24. Кирилл Александрийский, свт. Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля и Даниила [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbuka.ru/otechnik/Kirill Aleksandrijskij/otryvki-iz-tolkovanij-na-ieremiyu-varuha-iezekiilja-i-daniila/
25. Лопухин, А.П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 7 т. Т.4. - Изд-во Белый город, Даръ, 2009. - С. 1168.
26. Лопухин, А.П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 7 т. Т.5. - Изд-во Белый город, Даръ, 2009. - С. 992.
27. Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij Bulgakov/vvedenie-v-pravoslavnoe-bogoslovie/
28. Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послания и слова. - М.: Правило веры, 2002. - 661 с.
29. Максим Исповедник, прп. Подвижнеческое слово, в вопросах ученика и ответах старца//Добротолюбие. В 5 т. Т.3. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 149 - 177.
30. Максим Исповедник, прп. Четыреста глав о любви//Добротолюбие. В 5 т. Т.3. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 177 - 231.
31. Марк Подвижник, прп. Наставления о духовной жизни//Добротолюбие. В 5 т. Т.1. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 411 - 472.
32. Никита Стифат, прп. Деятельные главы //Добротолюбие. В 5 т. Т.5. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 89 - 174.
33. Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. - 335 с.
34. Нил Синайский, прп. Аскетические наставления //Добротолюбие. В 5 т. Т.2. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 221 - 321.
35. Ростовский Дмитрий, свт. Жития Святых. В 12 т. Т3. Май. - К.: Изд-во Киево-Печерской Лавры, 2006. - С. 21 - 178.
36. Симеон Новый Богослов, прп. Подвижническое слово //Добротолюбие. В 5 т. Т.5. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 15 - 639.
37. Фаласий, прп. О любви, воздержании и духовной жизни //Добротолюбие. В 5 т. Т.3. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 313 - 344.
38. Федор Студит, прп. Подвижнеческие наставления//Добротолюбие. В 5 т. Т.4. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 25 - 651.
39. Феогност, прп. О жизни деятельной и созерцательной //Добротолюбие. В 5 т. Т.4. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 443 - 464.
40. Феодор (Едесский), св. Сто душеполезнейших глав //Добротолюбие. В 5 т. Т.3. - М.: Православный паломник, 1998. - С. 15 - 639.
41. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. - М.: Правило веры, 1998. - 718 с.
Исследования
42. Бухарев, А.М. Св. пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и священной книги/ А.М. Бухарев - М.: Изд-е Книгопродавца А.И. Манухина, 1864. - 191 с.
43. Бухарев, А.М. Св. пророк Иезекииль: очерк его времени, жизни и
пророчествах [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://azbuka.ru/otechnik/Aleksandr Buharev/sv-prorok-iezekiil-ocherk-ego-vremeni-zhizni-i-prorochestvah/
44. Бухарев, А.М. Св. пророк Иеремия: очерк его времени, пророческого служения и книги [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //azbuka.ru/otechnik/Aleksandr Buharev/sv-prorok-ieremij a-ocherk-ego-vremeni-prorocheskogo-sluzhenija-i-knigi/
45. Бухарев, А.М. Св. пророк Исаия: очерк его времени, пророческого служения и времени [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //azbuka.ru/otechnik/Aleksandr Buharev/sv-prorok-isaij a-ocherk-ego-vremeni-prorocheskogo-sluzhenija-i-knigi/
46. Ергозерский, А. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета/ Ерзогерский А. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1998 - 235 с.
47. Ружемонт, Ф. Краткое изъяснение двенадцати последних пророческих книг Ветхого Завета/ Ружемонт Ф. Пер. с франц. - Спб., 1880 - 535 с.
48. Рыбинский, П.В. Ветхозаветные пророки [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://azbuka.ru/otechnik/Vladimir Rybinskij/vethozavetnye-
proroki/
49. Спасский, П.Н. Толкование на пророческие книги Ветхого Завета/ П.Н. Спасский - СПб., 1912. - 628 с.
50. Шаудингер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет? [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://azbuka. ru/zachem-chitat-vetxij -zavet/
51. Юнгеров, П.А. Книги Ветхого Завета в переводе. Пророк Даниил. Малые пророки: хрестоматия/ П.А. Юнгеров. - Изд-во Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - С. 296.
Справочная литература
52. Михеева, И.Н. Духовность// Этика: Энциклопедический словарь/ М.: Гардарики, 2001. - С. 131 - 133.
53. Нюстерм, Э. Библейский словарь Нюстерма [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://azbuka. ru/otechnik/ Spravochniki/slovar-nusterma/
Учебная литература
54. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история: учебное пособие/ Архиеп. Вениамин (Пушкарь). - СПб.: Завет, 2003. - 768 с.
55. Давыденков, О., прот. Догматическое богословие: учебное пособие/ прот. О. Давыденков. - М., 2013. 622 с.
56. Добыкин, Г. Д. Православное учение о толковании Священного Писания: учебное пособие/ Г.Д. Добыкин. - СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016. - 272 с.
57. Егоров, Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций/ свящ. Геннадий Егоров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. - 607 с.
58. Мень, А., прот. Опыт курса по изучению Священного Писания: Ветхий Завет, Т. 2/ прот. А. Мень - Загорск, 1983 - 138 с.
59. Соколов, Н., прот. Ветхий Завет: курс лекций. Часть вторая/ прот. Н. Соколов. - М.: Изд-во ПСТБи, 1997. - 100 с.
60. Шихляров, Л., свящ. Введение в Ветхий Завет: конспект лекций/ Интернет-издание Вэб-Центра Омега. 2002 [Электронный ресурс] - Режим доступа:www. wco. ru/biblio/books/shihyar3/main.hyml