ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДВФУ)
|
Введение 3
1. Организация системы внутреннего финансового контроля в хозяйствующих субъектах Российской Федерации 7
1.1 Понятие, задачи, цели и виды внутреннего финансового контроля на
предприятиях 7
1.2 Методика и процесс внутреннего финансового контроля
на предприятии 19
1.3 Внутренний финансовый контроль в государственных учреждениях 28
2. Внутренний финансовый контроль в учреждениях высшего образования 39
2.1 Организация внутреннего финансового контроля в высших учебных
заведениях России 39
2.2 Особенности проведения и оценка эффективности внутреннего аудита в высших учебных заведениях России 54
3. Анализ эффективности системы внутреннего финансового контроля в
Дальневосточном федеральном университете 61
3.1 Нормативная база Отдела внутреннего аудита Дальневосточного
федерального университета 61
3.2 Анализ состояния системы внутреннего финансового контроля в
Дальневосточном федеральном университете 65
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1. Организация системы внутреннего финансового контроля в хозяйствующих субъектах Российской Федерации 7
1.1 Понятие, задачи, цели и виды внутреннего финансового контроля на
предприятиях 7
1.2 Методика и процесс внутреннего финансового контроля
на предприятии 19
1.3 Внутренний финансовый контроль в государственных учреждениях 28
2. Внутренний финансовый контроль в учреждениях высшего образования 39
2.1 Организация внутреннего финансового контроля в высших учебных
заведениях России 39
2.2 Особенности проведения и оценка эффективности внутреннего аудита в высших учебных заведениях России 54
3. Анализ эффективности системы внутреннего финансового контроля в
Дальневосточном федеральном университете 61
3.1 Нормативная база Отдела внутреннего аудита Дальневосточного
федерального университета 61
3.2 Анализ состояния системы внутреннего финансового контроля в
Дальневосточном федеральном университете 65
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В условиях реализуемой в России финансовой политики, ориентированной на обеспечение стабильности бюджетов всех органов публичной власти Российской Федерации (далее - РФ), повышение результативности использования бюджетных средств, внедрение в бюджетный процесс принципов эффективного и ответственного управления публичными финансами, исследование вопросов направленных на повышение результативности государственного финансового контроля за исполнением бюджетов на предприятиях всех форм собственности и особенно в бюджетных учреждениях приобретает особую актуальность.
В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организационных структур, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные его силами надзор и проверку:
- соблюдения требований действующего законодательства;
- точности и полноты документации бухгалтерского учета;
- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнения приказов и распоряжений;
- обеспечения сохранности имущества организации.
Проблемы внутреннего финансового контроля (далее - ВФК) исследованы В.В. Бурцевым, М.В. Васильевым, В.С. Зайцевой, Т.С. Масловой, с позиций целесообразности использования бюджетных средств.
Создание и осуществление системы ВФК считается необходимой составной частью проектирования всей системы управления экономическим субъектом, за счет которой обеспечивается ее эффективная работа.
ВФК призван служить гарантом целесообразности и законности осуществления денежных операций экономических субъектов, и является неотъемлемой частью всей обеспечения эффективного функционирования финансовой системы. Данный вид контроля должен обеспечить правильность формирования доходов, и аргументированность расходов.
Признанная на законодательном уровне потребность в развитии ВФК в бюджетной сфере на практике сталкивается с отсутствием системы и механизма его внедрения в систему государственных организаций. В настоящее время органы публичной власти оказались в ситуации, когда реализация функций ВФК необходима в условиях недостаточности как методологического, так и финансового обеспечения, что приводит к формализму в его проведении.
В диссертации рассматривается система ВФК в высших учебных учреждениях. Федеральный университет является особым типом высшего учебного заведения, который обладает всеми возможностями рядовых ВУЗов и, кроме того, имеет право разрабатывать собственные образовательные стандарты, что дает ему выход на международную аккредитацию образовательных программ и расширяет возможности экспорта образовательных услуг.
Система внутреннего контроля деятельности ВУЗа должна иметь высокоорганизованную структуру, его организация должна полностью отвечать задачам управления всеми процессами и информационными потребностями эффективной работы составляющих элементов экономического механизма. При этом должны соблюдаться положения документов внутренней регламентации, регулирующих среду контроля, а также правовые нормы действующего законодательства.
Целью магистерской диссертации является изучение нормативно- правовых актов, структуры и организации ВФК в учреждениях высшего образования, на примере Дальневосточного федерального университета (далее - ДВФУ).
Задачи магистерской диссертации:
- рассмотреть теоретические аспекты организации ВФК в хозяйствующих субъектах различных форм собственности;
- исследовать особенности ВФК в ВУЗах РФ;
- рассмотреть основные формы, способы и методики проведения ВФК в ВУЗе;
- исследовать организацию ВФК в ДВФУ.
Объектом исследования диссертации является формирование и функционирование системы ВФК в бюджетных учреждениях.
Предметом исследования являются теоретические аспекты, методологические и практические вопросы организации ВФК, сущность, формы, особенности организации и проведения контрольных мероприятий соответствующим подразделением бюджетного учреждения (ВУЗа).
Теоретической и методологической основой научной работы послужили труды отечественных ученых в области ВФК, теории государственных и муниципальных финансов, а также разработки специалистов по вопросам организации и стратегии бюджетного процесса в ВУЗе.
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, учебные пособия, учебники, информационные источники Интернет.
В процессе изучения данной темы, были использованы такие методы, как: наблюдение, опросы, анализ, сравнение, агрегирование, метод индукции, и дедукции.
По итогам написания диссертации, было предложено внедрение риск- ориентированной системы контроля в ДВФУ. Данная система позволит определять области, наиболее подверженные риску, и организовывать контрольные мероприятия по основным направлениям деятельности, подверженным риску. Контроль позволит получить своевременную информацию о вероятности наступления рисковых ситуаций, влекущих за собой нарушения в финансовой сфере.
В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организационных структур, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные его силами надзор и проверку:
- соблюдения требований действующего законодательства;
- точности и полноты документации бухгалтерского учета;
- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнения приказов и распоряжений;
- обеспечения сохранности имущества организации.
Проблемы внутреннего финансового контроля (далее - ВФК) исследованы В.В. Бурцевым, М.В. Васильевым, В.С. Зайцевой, Т.С. Масловой, с позиций целесообразности использования бюджетных средств.
Создание и осуществление системы ВФК считается необходимой составной частью проектирования всей системы управления экономическим субъектом, за счет которой обеспечивается ее эффективная работа.
ВФК призван служить гарантом целесообразности и законности осуществления денежных операций экономических субъектов, и является неотъемлемой частью всей обеспечения эффективного функционирования финансовой системы. Данный вид контроля должен обеспечить правильность формирования доходов, и аргументированность расходов.
Признанная на законодательном уровне потребность в развитии ВФК в бюджетной сфере на практике сталкивается с отсутствием системы и механизма его внедрения в систему государственных организаций. В настоящее время органы публичной власти оказались в ситуации, когда реализация функций ВФК необходима в условиях недостаточности как методологического, так и финансового обеспечения, что приводит к формализму в его проведении.
В диссертации рассматривается система ВФК в высших учебных учреждениях. Федеральный университет является особым типом высшего учебного заведения, который обладает всеми возможностями рядовых ВУЗов и, кроме того, имеет право разрабатывать собственные образовательные стандарты, что дает ему выход на международную аккредитацию образовательных программ и расширяет возможности экспорта образовательных услуг.
Система внутреннего контроля деятельности ВУЗа должна иметь высокоорганизованную структуру, его организация должна полностью отвечать задачам управления всеми процессами и информационными потребностями эффективной работы составляющих элементов экономического механизма. При этом должны соблюдаться положения документов внутренней регламентации, регулирующих среду контроля, а также правовые нормы действующего законодательства.
Целью магистерской диссертации является изучение нормативно- правовых актов, структуры и организации ВФК в учреждениях высшего образования, на примере Дальневосточного федерального университета (далее - ДВФУ).
Задачи магистерской диссертации:
- рассмотреть теоретические аспекты организации ВФК в хозяйствующих субъектах различных форм собственности;
- исследовать особенности ВФК в ВУЗах РФ;
- рассмотреть основные формы, способы и методики проведения ВФК в ВУЗе;
- исследовать организацию ВФК в ДВФУ.
Объектом исследования диссертации является формирование и функционирование системы ВФК в бюджетных учреждениях.
Предметом исследования являются теоретические аспекты, методологические и практические вопросы организации ВФК, сущность, формы, особенности организации и проведения контрольных мероприятий соответствующим подразделением бюджетного учреждения (ВУЗа).
Теоретической и методологической основой научной работы послужили труды отечественных ученых в области ВФК, теории государственных и муниципальных финансов, а также разработки специалистов по вопросам организации и стратегии бюджетного процесса в ВУЗе.
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, учебные пособия, учебники, информационные источники Интернет.
В процессе изучения данной темы, были использованы такие методы, как: наблюдение, опросы, анализ, сравнение, агрегирование, метод индукции, и дедукции.
По итогам написания диссертации, было предложено внедрение риск- ориентированной системы контроля в ДВФУ. Данная система позволит определять области, наиболее подверженные риску, и организовывать контрольные мероприятия по основным направлениям деятельности, подверженным риску. Контроль позволит получить своевременную информацию о вероятности наступления рисковых ситуаций, влекущих за собой нарушения в финансовой сфере.
Анализ содержания ВФК за исполнением бюджетов субъектов федерации направлен главным образом на исследование существующих представлений о предмете указанного контроля и его специфики в системе финансового контроля, как в организации, так и в ВУЗе.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что вопросы построения эффективной системы внутреннего финансового контроля в настоящий момент являются особо актуальными и широки, исследуются как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Изучение существующих подходов позволило определить ВФК как совокупность мероприятий, направленных на контроль за соблюдением законодательной базы, целесообразности использования бюджетных средств, а также предотвращения возможного хищения денежных средств в организации, а также в ВУЗе.
Финансовый контроль — это вторая по значимости категория, относящаяся к предмету финансы, это форма реализации контрольной функции финансов. Главный вывод, который удалось сделать - внутренний финансовый контроль необходим для эффективной работы любого ВУЗа.
ВУЗ, который позиционирует себя как современное, инновационное, конкурентоспособное и востребованное учебное заведение, должен постоянно совершенствовать систему диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих управление качеством образования.
В диссертации был установлен тот факт, что организованная система внутреннего контроля препятствует возникновению ошибок бухгалтерского и налогового учёта, а также погрешностей текущей работы ВУЗа.
В процессе изучения данной темы, было сделано заключение о том, что хорошо поставленная система работы внутреннего контроля может свести к минимуму возможность принятия неверных, не предусмотренных решений и возникновения неожиданных ситуаций деятельности ВУЗа.
В ходе изучения ВФК в образовательных учреждениях было сделано заключение, что система внутреннего контроля в ВУЗе для эффективного функционирования, должна быть спланирована и осуществлена в строгом выполнении следующих требований:
- соблюдение требований бюджетного законодательства;
- четкое соблюдение финансовой дисциплины;
- производительность использование имущественных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами и нормативами, утвержденными в ВУЗе;
- целесообразность финансово-хозяйственных операций;
- достоверное составление бухгалтерской отчетности;
- обеспечение сохранности имущества и контроль за использованием обязательств;
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском учёте и отчетности, требованиям нормативно-правовых актов.
В целях комплексного исследования теоретических особенностей ВФК были исследованы формы, методы, и цели проверок.
Причем анализ производился как с целью установления актуальности существующих элементов в условиях совершенствования используемых контрольных технологий, так и исходя из необходимости установления проблем в их использовании.
Были исследованы теоретические основы ВФК за исполнением бюджетов субъектов федерации в государственных учреждениях, ВУЗах, был исследован процесс ВФК в ДВФУ.
Отдельное внимание в рамках анализа внутреннего контроля уделено вопросу их организационно-правовых основ.
Кроме того, был проведен анализ по таким показателям в ДВФУ, как динамика количества контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, количество обнаруженных и ликвидированных финансовых нарушений, в зависимости от проверенных объектов контроля.
Также в ходе изучения структуры работы ОВА в ДВФУ и написания диссертации, было установлено, что сотрудники ОВА в ДВФУ следят, чтобы совершалось эффективное использование денежных средств. Данная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств в случае, если сотрудники отдела докажут, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть решены с использованием меньшего объема средств или, мог быть, достигнут лучший результат (основание - статья 34 БК РФ).
Сформулированы основные факторы, с учетом которых представляется целесообразным осуществлять расчет результативности контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ.
К их числу можно отнести:
- направленность на возможность фактического использования критериев и показателей результативности при оценке рассматриваемых итогов проверочных и экспертно-аналитических мероприятий;
- реализация возможности определения результативности отдельных контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий и результативность работы сотрудников органов ВФК в проводимых мероприятиях;
- учет специфики деятельности органов ВФК;
- внедрение и взаимосвязь результативности контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ с иными составляющими эффективности, а также с оценкой качества контроля за исполнением их бюджетов.
ОВА в ДВФУ создан для обеспечения эффективной деятельности управления ВУЗа по защите законных имущественных интересов учебного заведения, улучшения функционирования системы бухгалтерского учёта и помощи в содействии повышения эффективности работы университета, укреплению его финансового состояния.
Согласно устоявшейся практике, ОВА подчиняется непосредственно ректору ДВФУ.
Осуществление ВФК в ДВФУ проводится на основании распорядительных документов.
Реализация процесса ВФК в ДВФУ обеспечивают сотрудники, руководители структурных подразделений, комиссия по проведению инвентаризации имущества и обязательств, а также по списанию имущества.
Сотрудники ОВА в своей профессиональной деятельности не зависят от исполнительных органов Университета, работа которых подвергается проверке.
Сотрудники ОВА, при выполнении своих обязанностей должны руководствоваться Конституцией РФ, положениями федеральных законов и другими законодательными актами РФ, а также нормативными актами ДВФУ по соответствующим направлениям деятельности ДВФУ.
Реализация результатов данного исследования позволит существенно изменить сложившуюся практику работы внутреннего финансового контроля субъектов РФ в условиях реформирования системы ВФК в организациях, государственных учреждениях Российской Федерации, а также в ВУЗах страны.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что вопросы построения эффективной системы внутреннего финансового контроля в настоящий момент являются особо актуальными и широки, исследуются как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Изучение существующих подходов позволило определить ВФК как совокупность мероприятий, направленных на контроль за соблюдением законодательной базы, целесообразности использования бюджетных средств, а также предотвращения возможного хищения денежных средств в организации, а также в ВУЗе.
Финансовый контроль — это вторая по значимости категория, относящаяся к предмету финансы, это форма реализации контрольной функции финансов. Главный вывод, который удалось сделать - внутренний финансовый контроль необходим для эффективной работы любого ВУЗа.
ВУЗ, который позиционирует себя как современное, инновационное, конкурентоспособное и востребованное учебное заведение, должен постоянно совершенствовать систему диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих управление качеством образования.
В диссертации был установлен тот факт, что организованная система внутреннего контроля препятствует возникновению ошибок бухгалтерского и налогового учёта, а также погрешностей текущей работы ВУЗа.
В процессе изучения данной темы, было сделано заключение о том, что хорошо поставленная система работы внутреннего контроля может свести к минимуму возможность принятия неверных, не предусмотренных решений и возникновения неожиданных ситуаций деятельности ВУЗа.
В ходе изучения ВФК в образовательных учреждениях было сделано заключение, что система внутреннего контроля в ВУЗе для эффективного функционирования, должна быть спланирована и осуществлена в строгом выполнении следующих требований:
- соблюдение требований бюджетного законодательства;
- четкое соблюдение финансовой дисциплины;
- производительность использование имущественных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами и нормативами, утвержденными в ВУЗе;
- целесообразность финансово-хозяйственных операций;
- достоверное составление бухгалтерской отчетности;
- обеспечение сохранности имущества и контроль за использованием обязательств;
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском учёте и отчетности, требованиям нормативно-правовых актов.
В целях комплексного исследования теоретических особенностей ВФК были исследованы формы, методы, и цели проверок.
Причем анализ производился как с целью установления актуальности существующих элементов в условиях совершенствования используемых контрольных технологий, так и исходя из необходимости установления проблем в их использовании.
Были исследованы теоретические основы ВФК за исполнением бюджетов субъектов федерации в государственных учреждениях, ВУЗах, был исследован процесс ВФК в ДВФУ.
Отдельное внимание в рамках анализа внутреннего контроля уделено вопросу их организационно-правовых основ.
Кроме того, был проведен анализ по таким показателям в ДВФУ, как динамика количества контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, количество обнаруженных и ликвидированных финансовых нарушений, в зависимости от проверенных объектов контроля.
Также в ходе изучения структуры работы ОВА в ДВФУ и написания диссертации, было установлено, что сотрудники ОВА в ДВФУ следят, чтобы совершалось эффективное использование денежных средств. Данная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств в случае, если сотрудники отдела докажут, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть решены с использованием меньшего объема средств или, мог быть, достигнут лучший результат (основание - статья 34 БК РФ).
Сформулированы основные факторы, с учетом которых представляется целесообразным осуществлять расчет результативности контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ.
К их числу можно отнести:
- направленность на возможность фактического использования критериев и показателей результативности при оценке рассматриваемых итогов проверочных и экспертно-аналитических мероприятий;
- реализация возможности определения результативности отдельных контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий и результативность работы сотрудников органов ВФК в проводимых мероприятиях;
- учет специфики деятельности органов ВФК;
- внедрение и взаимосвязь результативности контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ с иными составляющими эффективности, а также с оценкой качества контроля за исполнением их бюджетов.
ОВА в ДВФУ создан для обеспечения эффективной деятельности управления ВУЗа по защите законных имущественных интересов учебного заведения, улучшения функционирования системы бухгалтерского учёта и помощи в содействии повышения эффективности работы университета, укреплению его финансового состояния.
Согласно устоявшейся практике, ОВА подчиняется непосредственно ректору ДВФУ.
Осуществление ВФК в ДВФУ проводится на основании распорядительных документов.
Реализация процесса ВФК в ДВФУ обеспечивают сотрудники, руководители структурных подразделений, комиссия по проведению инвентаризации имущества и обязательств, а также по списанию имущества.
Сотрудники ОВА в своей профессиональной деятельности не зависят от исполнительных органов Университета, работа которых подвергается проверке.
Сотрудники ОВА, при выполнении своих обязанностей должны руководствоваться Конституцией РФ, положениями федеральных законов и другими законодательными актами РФ, а также нормативными актами ДВФУ по соответствующим направлениям деятельности ДВФУ.
Реализация результатов данного исследования позволит существенно изменить сложившуюся практику работы внутреннего финансового контроля субъектов РФ в условиях реформирования системы ВФК в организациях, государственных учреждениях Российской Федерации, а также в ВУЗах страны.
Подобные работы
- Автоматизация вузовских научных библиотек: состояние, проблемы (на примере ИНИ-ФБ ДВФУ)
Дипломные работы, ВКР, библиотечное дело. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2012 - Антикоррупционная деятельность в образовательных организациях высшего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - PR-деятельность Федерации керлинга России по популяризации вида спорта (Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование процесса управления развитием персонала (на примере ООО ДРЦ DreamLand)
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы правового регулирования налогообложения иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО УЩЕРБА РОССИИ, НАНЕСЕННОГО САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ ЗАПАДНЫХ СТРАН
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



