Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и анализ конструкторско-технологических решений композитных тройников трубопроводов

Работа №7182

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

технология производства продукции

Объем работы149стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1049
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Анализ состояния вопросов. Цель и задачи исследования 11
1.1. Анализ конструкторско-технологических решений фасонных элементов трубопроводов топливных систем авиационной промышленности и нефтепроводов 11
1.2. Анализ технологических решений в производстве композитных тройников 22
1.3. Анализ существующих подходов к проектированию конструкции
и технологии изготовления изделий из композитов 29
1.4. Цель и задачи исследования 37
Глава 2. Разработка методик для конструирования и расчета фасонных
элементов трубопроводов из КМ 39
2.1. Модели приближенного расчета конструктивно-технологических параметров фасонных элементов трубопроводов 39
2.2. Использование метода конечных элементов для проектного расчета многослойных конструкций из КМ 42
2.3. Конструкторско-технологическое проектирование тройников, изготовленных склеиванием стеклопластиковых труб 68
Глава 3. Модели совмещенного конструкторско-технологического
проектирования тройника из КМ. Разработка и построение
морфологических блоков и баз данных 72
3.1. Алгоритм и этапы синтеза конструкторско-технологических решений фасонных элементов трубопроводов из ПКМ 72
3.2. Выбор предпочтительных вариантов с использованием функций полезности и платы за полезность 83
3.3. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных конструкции фасонных элементов трубопроводов из ПКМ 87

3.4. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных технологии изготовления фасонных элементов трубопроводов из ГЖМ
3.5. Создание укрупненного техпроцесса
3.6. Создание конструкторско-технологической документации для синтезированных вариантов
Глава 4. Практическое применение разработанных моделей конструкторско-технологического проектирования криогенного и нефтепромыслового тройников
4.1. Анализ технического задания на разработку криогенного тройника
4.2. Совмещенное конструкторско-технологическое проектирование криогенного тройника
4.3. Выбор конструктивно-технологических параметров силовой оболочки криогенного тройника
4.4. Анализ технического задания на разработку нефтепромысловых тройников магистральных трубопроводов
4.5. Совмещенное конструкторско-технологическое проектирование нефтепромыслового тройника поддержки пластового давления
4.6. Выбор конструктивно-технологических параметров силовой
оболочки нефтепромыслового тройника
Заключение и общие выводы по диссертационной работе
Список литературы


Применение композиционных материалов (КМ) определяется
необходимостью повышения эффективности разрабатываемых конструкций. В
свою очередь КМ открывают возможности для реализации принципиально
новых конструкторских решений и технологических процессов. Эффективная
реализация достоинств этих материалов в конструкциях требует решения
комплекса задач, связанных с конструированием изделия, выбором материалов,
с определением рациональной структуры материала, соответствующей полю
механических, тепловых, химических и других воздействий, с учетом
существующих технологических ограничений.
На рис. 1.1 представлена круговая диаграмма потребления полимерных
композиционных материалов (ПКМ) в наиболее развитых государствах мира в
различных отраслях народного хозяйства. Как следует из рис. 1.1, наибольшее
применение ПКМ в настоящее время находят в нефтегазодобывающей
промышленности, в авиаракетостроении и в космических программах.
Некоторые элементы конструкций космических аппаратов станций изготавливают из композитов. К ним относятся высокопрочные штанги ферм, панели солнечных батарей, сосуды давления, "сухие" отсеки, рефлекторы и т.п. Для космической станции "Альфа", созданной в соответствии с российско-американской программой, многие конструкции изготавливались из композиционных материалов.
Особое место занимают КМ в космических программах XXI века. В рамках разработки демонстратора Х-34 (прототип космического челнока нового поколения) создаётся экспериментальный бак жидкого кислорода и крыло из КМ. По данным печати [1] планируется создание двух баков из КМ: первый для стендовых, второй для лётных испытаний. В ГКНПЦ им. Хруничева в план экспериментальных работ включено создание криогенного топливного бака из КМ для 1 ступени универсального разгонного модуля (УРМ) ракет системы “Ангара”.
МГТУ им. Н.Э. Баумана уже несколько лет успешно сотрудничает с КБ "Салют" в области разработки и изготовления прямых и криволинейных трубопроводов из ПКМ для разгонного блока изделий 12КРБ и КВРБ ракеты- носителя "Протон". Применение трубопроводов из ПКМ также предусмотрено в новой PH “Ангара”.
Применение КМ в конструкциях криогенной техники приводит к экономии массы в 1,5-2 раза по сравнению с аналогичными металлическими конструкциями. При разработке изделий из КМ для криогенной техники очень важно, чтобы отдельные детали были созданы из материалов с одинаковыми коэффициентами линейного термического расширения (KJITP). Иначе, в дополнение к основным нагрузкам возникают температурные.
Использование ПКМ предоставляет возможность широкого выбора исходных компонентов материала, структурных схем материалов в конструкции, технологических способов формообразования, геометрии и формы конструкции, что дает большую степень свободы разработчику.
В настоящее время во всем мире производится более 200 тысяч тонн труб

из ПКМ, в основном из стеклопластика. Углепластиковые трубы более дороги и их применение целесообразно только для снижения массы конструкции. В криогенных конструкциях трубопроводов для силовой оболочки широкое применение нашли полиимидные пленки. Наиболее известными зарубежными фирмами, которые производят композитные трубы, являются: "Пластрекс- Манурен" (Франция), 'Труппо-Сарпласт" (Италия), "Хеганес" (Швеция), "Макклау-Андерсен инк", "Амерон" и "Центрон" (США). Только в США произ¬водится до 100 тысяч тонн, а в Германии и Италии - до 25 тысяч тонн труб в год.
В России и на Украине (в остальных странах СНГ подобного производства вообще нет) изготавливается не более 4 тысяч тонн стеклопластиковых труб. В России и на Украине имеются фирмы, накопившие уникальный опыт создания конструкций из ПКМ, на которых возможно производство труб и трубопроводов.
Соответственно возникла потребность производства не только трубопроводов, но также тройниковых и других фасонных элементов для трубопроводов различного назначения, в частности нефтегазовых. Силовая оболочка фасонного элемента имеет сложную форму с точки зрения намотки и в настоящее время производство фасонных элементов ограничено. Литературы, в которой рассматривается изготовление подобных элементов, также крайне мало [2].

Рис. 1.2. Тройник с раструбными законцовками На рис. 1.2 показан возможный вариант конструкции тройника для трубопровода.
Создание крупномасштабного производства труб и их соединений

7
является перспективным направлением, и эта задача определена в приоритетных федеральных программах России.
На рис. 1.3. показан тройник из стеклопластиковой ленты после завершения намотки.

Рис. 1.3. Тройник, полученный непрерывной намоткой стеклопластиковой лентой Особенно это относится к трубопроводам, применяемым в аэро¬космической технике и при добыче нефти и газа, когда предъявляемые требования находятся в области экстремальных. В аэрокосмонавтике и ракетостроении это связано с началом широкого применения криогенных топлив - жидкого кислорода, жидкого водорода и сжиженного природного газа, поскольку возможности ныне используемых топлив через 25-30 лет будут исчерпаны. Поэтому в настоящее время активно разрабатывается концепция криогенного топливного комплекса ракетных и аэрокосмических систем, и прорабатываются конструкторско-технологические решения агрегатов, баков и трубопроводов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Совокупность разработанных в диссертационной работе моделей конструкторско-технологического проектирования фасонных элементов трубопроводов из КМ, а также практические результаты внедрения позволяют сделать общие выводы по работе, которые изложены ниже.
1. В представленной диссертации решена важная задача, направленная на сокращение сроков конструкторско-технологического проектирования и повышение качества фасонных элементов трубопроводов топливных систем аэрокосмической техники и нефтепроводов.
2. Рассмотрены различные технологии изготовления фасонных элементов трубопроводов из ПКМ. Варианты технологии учтены при формировании морфоклассов технологии и синтезе конструкторско- технологических решений.
3. Исследована возможность использования существующих систем автоматизированного проектирования для автоматизации выпуска КД для синтезированных вариантов.
4. Реализован метод расчета фасонных элементов из КМ, основанный на МКЭ с использованием программы MSC/Nastran. Проведен анализ результатов расчетов и сравнение с результатами экспериментальных исследований.
5. Разработаны структура и состав морфологических блоков и баз данных конструкции и технологии фасонных элементов трубопроводов из ПКМ, на основе декомпозиции изделия, как по элементам конструкции, так и по элементам технологии их изготовления.
6. Использованы математические методы морфологического анализа и синтеза, позволяющие осуществлять генерацию вариантов без перебора синтезируемых элементов, уменьшать пространство допустимых решений посредством отсеивания заведомо непригодных вариантов по конструкторским и технологическим ограничениям, качественного и количественного характера, а также по физической несовместимости элементов синтеза между собой.




1. И.Черный “Новости космонавтики” №5 2000.
2. Johan Scholliers, Hendrik Van Brussel, Computer-integrated filament winding: computer-integrated design, robotic filament winding and robotic quality control. Composites manufacturing, №1, 1994.
3. Каган Д.Ф. Трубопроводы из пластмасс. - М., Химия, 1980.
4. Технология и оборудование для сварки и склеивания пластмассовых труб в системах газо- и водоснабжения. /АН УССР. Институт электросварки им. Е.О.Патона. - Киев, ИЭС им. Е.О.Патона, 1985. - 98с.
5. Дудко Д.А. и др. Сварка особотонкостенных труб. - М., “Машиностроение”, 1977.
6. Гуревич Д.Ф., Шпаков О.Н. Справочник конструктора трубопроводной арматуры. - JL, “Машиностроение”,1987. -517с.
7. Буланов И.М. Дисс. докт. техн. наук.
8. Буланов И.М., Воробей В.В. Технология ракетных и аэрокосмических конструкций из композиционных материалов. - М.: МГТУ, 1998.-516с.
9. Буланов И.М., Кузнецов В.М., Нехороших Г.Е. Исследование технологии изготовления металлоуглепластиковых криогенных трубопроводов // Технология: Межотраслевой научно-технический сборник (Миасс). - 1994. - №2. - С. 23-34. - д.с.п.
10. Буланов И.М., Комков М.А., Нехороших Г.Е. Опыт создания криогенных труб из КМ // Технология: Межотраслевой научно-технический сборник (Миасс). -1991. -№4. - С. 31-45. - д.с.п.
11. Смыслов В.И. Научно-технические основы создания высокоэффективных корпусов РДТТ из КМ: Автореферат на соискание диссертации доктора технических наук: 05.07.04. - М., 1985. -432с.
12. Половников С.П. Разработка и внедрение высокоэффективных КМ, новейших технологических решений и комплексов оборудования: Дисс. докт.техн.наук: 05.02.08. - М., 1982. - 78с. - с.
13. Композиционные материалы: Справочник / В.В. Васильев, В.Д. Протасов, И.А. Соловьев и др.; Под общей редакцией В.В. Васильева, Ю.М.

143
Тарнопольского. - М.: Машиностроение, 1990. - 512с.
14. Цыплаков О.Г. Конструирование изделий из композиционных волокнистых материалов. - Д.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1984. - 140с.
15. Рогинский С.А., Дрейцер В.И. Предварительно пропитанные ровинги - новый материал для изделий, формируемых методом намотки. - М.: ВНИИСПВ, 1975.-62с.
16. Рогинский СЛ., Канович М.З., Колтунов М. А. Высокопрочные стеклопластики. - М.: Химия, 1979. - 144с.
17. Буланов И.М., Добровольский А.К., Харченко Е.Ф. Оптимизация технологии изготовления изделий из органопластика по структурным параметрам // Применение пластмасс в машиностроении. -1981. -№18. - С. 81-91.
18. Протасов В.Д., Филипенко А.А., Харченко Е.Ф. Влияние структурной неоднородности распределения компонентов в намоточных изделиях на их несущую способность // Проблемы прочности. - 1978. -№4. -С.82-86.
19. Комков М.А., Буланов И.М. Определение конструктивно-технологических параметров оболочек, намотанных из композиционных материалов. - М.: МГТУ, 1992. - 84с.
20. Булатов Г.А. Пенополиуретаны и их применение на летательных аппаратах.
- М.: Машиностроение, 1970. -212с.
21. Термопластичные полиуретаны: Каталог. - Черкассы: НПО "Полимерсинтез", 1989. - 10 с.
22. Вспененные пластические массы. - Черкассы: НПО "Полимерсинтез", 1988. -39 с.
23. Вспененные пластические массы: Сборник трудов НПО "Полимер-синтез". - М.: НИИТЭХИМ, 1990. - 223 с.
24. Сатель Э.А., Летенко В.А., Брянский Г.А. Основы технической подготовки производства и организации труда. - М.: Машгиз, 1959.-243с.
25. Киселев Г.А., Венгеровский Ю.Я. Структура технологической подготовки производства //Стандарты и качество. - 1969. - № 11. -С. 29-35.
26. Исаченко В.А. Новые принципы подхода и формирования научных исследований в области техники и технологии. // Тр. XIX чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. - М., 1985. - С. 17-33.

27. Смирнов А.В. Модели и средства концептуального проектирования автоматизированных производственных систем: Дисс. докт. техн. наук: 05.13.16. - С.-Петербург, 1994. - 314 с.
28. Смирнов А.В., Юсупов P.M. Совмещенное проектирование: необходимость, проблемы внедрения, перспективы. - С.-Петербург: СПИИРАН, 1992. -37 с.
29. Богомольский М.А. Автоматизированное проектирование авиационных конструкций. Этап предварительного проектирования. - Казань: КАИ, 1982. -68 с.
30. Резниченко В.И. Оптимизация структуры и технологических параметров силовых элементов конструкции летательных аппаратов из гибридных композиционных материалов на полимерной матрице: Автореферат дисс. канд.техн.наук: 05.07.04. - М., 1983. - 19 с.
31. Тарасов В.Б. Применение методов нечеткой математики на ранних стадиях проектирования динамических систем // Научно-технический прогресс в машиностроении и приборостроении. - М.: МВТУ, 1982, - Вып.2. - 57 с.
32.Осин М.И. Методы автоматизированного проектирования летательных аппаратов. - М.: Машиностроение, 1984. - 176 с.
33. Прокофьев Г.И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Система автоматизированного формообразования. “Автоматизация и современные технологии”. №11 1999. с.18-28.
34. Прокофьев Г.И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Система автоматического формования. “Автоматизация и современные технологии”. №8 1999. с. 14-25.
35. Прокофьев Г.И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Состояние и проблемы. “Автоматизация и современные технологии”. №5 1999. с.18-28.
36. Елькин А.В. Кузнецов А.И. Метод системного подхода при исследовании трубных соединений типа “Раструб”. “Автоматизация и современные


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ