ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие территориального брендинга 7
1.1. Определения понятия и подходы 7
1.2. Этапы формирования брендинга территории 13
1.3. Что представляет из себя стратегическое планирование городского и регионального развития 17
1.4. Примеры российских территориальных брендов 21
ГЛАВА 2. Характеристика развития туризма и экскурсионной деятельности Тверской
области 33
2.1. Туристский потенциал и существующее состояние сферы туризма в
Тверской области 33
2.2. Цели и задачи развития туризма в Тверской области 38
ГЛАВА 3. Проектные положения по вопросам формирования имиджа Тверской области 45
3.1. Аналитический этап. Оценка социально-экономического развития Ржева 45
3.2. Проектирование бренда. Этапы разработки территориального бренда Ржева 48
3.3. Презентация бренда «Кукла-оберег “Ржевское счастье”» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 57
На данный момент времени регионы Российской Федерации развиваются неравномерно. Они отличаются по уровню социально-экономического развития, особенностям географического положения, климата, культуры. В результате одни регионы
привлекательны для инвестиций и туристов, а другие нет. В связи с этим возрастает значение уникальности территории, формирования
1 конкурентных преимуществ .
Власти субъектов РФ стремятся повысить туристическую привлекательность регионов и считают это одной из приоритетных задач развития территорий . Чтобы добиться результатов в этой области необходимо рассмотреть приоритетные направления социально-экономической политики и учесть при этом территориальные, климатические и другие факторы, добавив к этому стабильное финансирование . Потенциального туриста необходимо заинтересовать, убедить его в том, что предполагаемая территория подходит для полезного времяпрепровождения, то есть будет пользоваться спросом у тех, кто хочет отдохнуть, развлечься или узнать что-то новое. Именно поэтому создание бренда территории является рассматривается как способ 4 повышения привлекательности для туристов .
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что для популяризации территориального брендинга Тверской области требуются новые инструменты развития. Построение бренда в этом случае поможет привлечь новые инвестиции и повысить конкурентоспособность . Если имидж региона при этом становится более привлекательным, а созданный бренд выглядит современно, инвесторы проявляют повышенный интерес к нему и, соответственно, к региону.
Таким образом, изучение механизмов формирования регионального бренда может помочь сделать заключение о том, в какой степени имидж субъекта отражает представление населения, соответствует ожиданиям туристов и является выгодным для власти. Вопросы брендинга территории изучают представители социальной психологии, социологии, маркетинга, менеджмента и даже истории. Всё вышеперечисленное определяет теоретическую и практическую значимость темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть современные подходы к формированию брендинга территории Тверской области и предложить свой авторский проект.
Достижение данной цели возможно путём решения следующих задач:
1. Изучить научные источники, которые дают разные определения понятия брендинга территории.
2. Рассмотреть брендинг Тверской области как инструмент политики органов власти. Дать характеристику деятельности управленческих структур в направлении имиджевой политики региона.
3. Проанализировать доступные статистические данные, которые отражают степень востребованности стратегии продвижения территориального брендинга Тверской области.
4. Выделить уникальные черты Тверской области как перспективного субъекта Российской Федерации.
5. Предложить свой проект продвижения малоизвестного бренда Тверской области: «Кукла-оберег “Ржевское счастье”».
Новизна данного исследования заключается в разработке продвижения нового проекта для повышения узнаваемости Тверской области: «Кукла-оберег “Ржевское счастье”».
Объект изучения - территориальный брендинг Тверской области на примере проекта «Кукла-оберег “Ржевское счастье”».
Предмет изучения - отношения, возникающие в процессе формирования брендинга Тверской области.
Применение аналитического, логического, сравнительного, системного и структурно-функционального методов позволяет раскрыть предмет исследования.
В качестве теоретической основы данной работы выступили работы „ .. . 6 _ 7 . .. .. 8 . . „
Саймона Анхольта, Н.И.Чернобровкина, А.П. Панкрухина, И.С. Важениной , А.Н. Чумикова и других специалистов в области маркетинга, бренд-менеджмента и теории рекламы.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, основную часть, включающую 3 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В выпускной квалификационной работе раскрыты основные подходы к изучению возможностей и особенностей брендинга территорий в Тверской области в соответствии с выделенной целью и задачами.
Первая глава исследования посвящена теоретической стороне вопроса. В ходе изложения материала были выявлены основные подходы и понятия, а также этапы формирования бренда территории.
Важной частью проделанной работы было изучение специфики формирования стратегического планирования территории. В конце первой главы были приведены примеры из российской практики брендинга территорий, которые помогли определить, на какие аспекты территориального брендинга стоит обратить внимание при разработке нового бренда. Обобщив материалы исследовательской работы можно сделать вывод о том, что разработка качественной стратегии по созданию бренда территории - невозможна без понимания текущей ситуации в регионе и в стране в целом, а также без изучения целевой аудитории и мнения жителей.
Вторая глава данной работы раскрывает ситуацию на туристическом и экскурсионном рынке Тверской области. В ней рассматривается туристический потенциал региона, а также состояние сферы туризма на данный период времени. В завершение главы были освещены цели и задачи туризма в Тверской области до 2023 года. Благодаря рассмотрению туристической отрасли Тверской области, удалось сделать вывод о её состоянии на сегодняшний день. На данный момент времени Тверской области нужны новые инструменты развития, а также новый и узнаваемый бренд, который привлечёт в регион инвестиции и гарантирует стабильный туристический поток.
В последней главе выпускной квалификационной работы был описан проект по созданию нового бренда Тверской области. В качестве площадки для внедрения нового бренда был выбран город Ржев. На основе анализа социально-экономического развития города были сформулированы основные варианты его позиционирования. В основном Ржев позиционируется как «Город воинской славы», данная идея затмевает собой другие, менее популярные, но не менее значимые факты из жизни города, которые можно использовать в качестве продвижения территории на туристическом рынке.
Проект «Кукла-оберег “Ржевское счастье”», суть которого заключается в создании нового бренда территории, с целью популяризация города Ржева и формирования стабильного туристического потока.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что территориальный бренд это не только привлекательная идея для туристов, но продуманная стратегия по эффективному развитию конкретного места.
1. Агафонов, Н. С. Брендинг территорий в России: проблемы и возможности / Н. С. Агафонов // Молодой ученый. - 2019. - № 14 (252). - С. 79-81 // URL: https://moluch.ru/archive/252/57758/ Дата обращения: 13.04.2020.
2. Алексеева С. И. «Ржевский мещанин во дворянстве»: история семьи Тертия Ивановича Филиппова (по данным отечественных архивов) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. — 2008. — № 2 (27). — С. 7-27.
3. Анхольт Саймон Бренд Америка: мать всех брендов : как культурные ценности одной нации завоевывают сердца и умы миллионов людей в других странах благодаря правильно построенным маркетинговым стратегиям : пер. с англ. / Саймон Анхольт, Джереми Хильдрет . - М. : Добрая книга, 2010 . - 231 с.
4. Архипова Ю.И. Разработка и использование инструментов управления развитием туризма в Тверской области / Ю.И. Архипова // Электронный научно-практический журнал «ИнноЦентр».- 2018. - № 2(19). - С. 78-81.
5. Банных Г.А., Буторина С.С. Использование возможностей территориального маркетинга в социальном развитии малых и средних городов / Г.А. Банных, С.С. Буторина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (61). - С. 111-122.
6. Бойков Д. Не уступает Суздалю. Зачем москвичам Торжок, а Торжку - москвичи / «Еженедельник Аргументы и Факты».-
2017. - № 44. // URL: https://tver.aif.ru Дата обращения: 28.03.20
7. Бутова Т.Г., Демакова Е.А., Казаков А.А., Улина С.Л. Формирование концепций брендинга регионов: направления исследований / Т.Г. Бутова, Е.А. Демакова, А.А. Казаков, С.Л. Улина / Сервис в России и за рубежом. - 2019. - Т.13, № 4 (86). -
С. 100-110.
8. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / И. С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом.- 2011. - № 6. - Москва: УРСС. - С. 1-12.
9. Важенина И.С. О сущности бренда территории / И.С. Важенина // Экономика региона. - 2011. - №3(27). - С. 18-23.
10. Виноградова К.Е., Дегтярева О.В., Кащук А.А. Компаративная оценка развития национального брендинга / Connect-Universum - 2018 сборник материалов IV Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции.- 2019. - С. 72-78.
11. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Анализ зарубежной практики применения коммуникационных технологий в продвижении национального брендинга / Н.В. Девдариани, Е.В. Рубцова // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - № 4(37). - С. 1-12.
12. Демакова Е.А., Кротова И.В., Казаков А.А. Интегрированная модель товарного и территориального брендинга на основе анализа ценностей стейкхолдеров / Е.А. Демакова, И.В. Кротова, А.А. Казаков // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 7. - С. 79-86.
13. Демьяненко А.Н. Районирование в контексте стратегий регионального развития / А.Н. Демьяненко // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. - 2006. - № 3 (127). - С. 11-17.
14. Домбровская В.Е. Системный и региональный подходы в анализе потенциала туристского пространства / В.Е. Домбровская // Вестник Тверского государственного университета. Серия: география и экология. - 2019. - №2(26). - С. 120-133.
15. Ергунова О. Т. Маркетинг территории: учебное пособие / О. Т. Ергунова // Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета. - 2017. - 136 с.
16. Ермишкина О.К. Тенденции развития событийного туризма в
Тверской области / Ермишкина О.К. // Сборник статей участников VII международной научно-практической
конференции. 2018. - №13. - С. 141-148.
17. Зотов, В. Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 493 с.
18. Канапухин П.А., Горте О.В. Территориальный маркетинг или маркетинг территорий: единство и различия / П.А. Канапухин, О.В. Горте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 4.- С. 131-134.
19. Книга-практикум «Делай как Урюпинск» // Официальный сайт краудфандинговой платформы Planeta.ru // URL: https://planeta.ru/campaigns/likeurupinsk Дата обращения: 24.03.20
20. Ковалевский А.В., Козыренко Н.Е. Брендирование как способ социально-экономического развития современных городских территорий / Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. - 2017. - № 1. - С. 620-624.
21. Ковынева Л. В. Формирование территориального бренда в регионах России / Л. В. Ковынева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 5 (97). — С. 61-68.
22. Костюковский А. Потому что Урюпинск / А. Костюковский // Русский репортер. - 2017. - №7. - С. 34-41.
23. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер // СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. - 2005. - 382 с.
24. Кузнецова А.В., Ворожцов С.Н. Управленческий аспект создания бренда / А.В. Кузнецова, С.Н. Ворожцов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 43-50.
25. Кусраева О.А. Современная теория брендинга: разделение подходов на основе функциональной составляющей / О.А. Кусраева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2017. - Т. 16. - № 1. - С. 69-91.
26. Ладыгин В. Эффективные маркетинговые стратегии современных городов России // URL: https://www.hse.ru/ Дата обращения: 12.03.20
27. Лучшие практики малых городов России. Торжок. // URL: https://www.town-practices.ru/practices/torzhok/ Дата обращения: 28.03.20
28. Макарова Г.И. Взгляд на региональную идентичность: к программе социологического исследования / Г.И. Макарова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2017. - №1 (29). - С. 84-94.
29. Мещеряков Т. В. Бренд как коммуникативный капитал / Т. В.
Мещеряков, I. Ю. Окольнишникова, Г. Ю. Никифорова // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 1. — С. 149-153. — URL https://moluch.ru/archive/80/14255/ Дата
обращения: 25.02.2020
30. Морозова В.В. Туристические ресурсы Ярославской области в свете территориального брендинга / В.В. Морозова // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Брендинг как коммуникативная технология XXI века. - 2017. - С. 104-107.
31. Об утверждении стратегии развития туризма в Ярославской
области до 2025 года / Правительство Ярославской области Постановление от 13 августа 2014 года N 797-п Об утверждении развития туризма в Ярославской области до 2025 года (с изменениями на: 26.02.2016) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL:
http://docs.cntd.ru/document/422400446 Дата обращения: 26.03.20
32. Орлова М. Вы видели весь мир, но не были в Торжке? / М. Орлова // Караван. Ярмарка. - 2018. - №11(1143) URL: http://www.karavantver.ru/gazeta-14748/ Дата обращения: 28. 04.20
33. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: учеб. пособие / А.П. Панкрухин. - 2-е изд., дополн. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.
34. Позднякова Ж.С., Федько А.А. Проблемы и перспективы брендинга территории / А.А. Федько, Ж.С. Позднякова // Управление в современных системах. - 2019. - №1 (21). - С. 22-30.
35. ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2017 года N 465-пп О государственной программе Тверской области "Развитие туристской индустрии в Тверской области" на 2018 - 2023 годы // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // URL: http://docs.cntd.ru/document/446630797 Дата обращения: 1.04.20
36. РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 февраля 2013 года N 80-рп О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // URL: http://docs.cntd.ru/document/430628877 Дата обращения: 27.03.20
37. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Т. Бренды и имиджи / И.Я. Рожков, В.Т. Кисмерешкин // Бренды и имиджи.- 2013. - М.: РИП-холдинг. - 256 с.
38. Руденя И.М.: в создание кластера «Волжское море» вложат почти 8 млрд рублей // РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/20190417/1552781854.html Дата обращения: 02.04.20
39. Русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева / Сост., послесл. и словарь малоупотреб. и обл. слов В. П. Аникина.- М.: Худож. лит., 1987.- 383 с. (Классики и современники). Рус. классич. лит.).
40. Смирнов И.П. Средние города Центральной России / И.П. Смирнов // Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. - 165 с.
41. Туристический портал Тверской области // URL: http://welcometver.ru/ Дата обращения: 28.03.20
42. Цыганова А.В. Агротуризм как фактор развития туристской привлекательности сельских территорий тверского региона / А.В. Цыганова // Сборник статей участников VIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства».- 2019. - С. 233-234.
43. Чернобровкина Н.И. Бренд и экономическая идентичность региональных акторов / Н.И. Чернобровкина // Крымский научный вестник. - 2016. - № 6 (12). - С. 14-24.
44. Чернобровкина Н.И. Территориальный брендинг как способ формирования экономической идентичности в регионе / Н.И. Чернобровкина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Т. 7. № 10A. - С. 111-117.
45. Чернобровкина Н.И. Экономическая идентичность как форма самоопределения и самопозиционирования регионального социума / Н.И. Чернобровкина // Гуманитарий Юга России. - 2015. - № 4. - С. 134-141.
46. Чечулин, А. В. Маркетинговые коммуникации территорий : учеб. пособие / А. В. Чечулин. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т. Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций., 2015. — 102 с.
47. Что такое «Волжское море»? / Интернет-портал «Тверьлайф» //
URL: https://old.tverlife.ru/news/chto-takoe-volzhskoe-more-.html
Дата обращения: 2.04.20
48. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью Теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров // М.: Дело. - 2006. - 495 с.
49. Шелег Е.А., Очкасова И.С. Туристско-рекреационные кластеры как одна из наиболее перспективных моделей развития туризма и гостиничного бизнеса / Е.А. Шелег, И.С. Очкасова / Сборник статей и тезисов научных докладов студентов и аспирантов по итогам II научной конференции «Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве».- 2019. - С. 478-479.
50. Шпаковский В.О. PR-дизайн и PR-продвижение [Электронный
ресурс]: учебное пособие/ Шпаковский В.О., Егорова Е.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Инфра-Инженерия,
2018. — 452 c. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/78249.html.— ЭБС «IPRbooks». Дата обращения: 21.03.20.
51. Яковлева Л.А., Зобова Е.В., Морева С.Н. Формирование бренда как фактор развития внутреннего и въездного туризма / Л.А. Яковлева, Е.В. Зобова, С.Н. Морева // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12. № 6. - С. 411-417.
52. Якубова Т.Н., Крюкова А.П. Территориальный брендинг как инструмент развития региона / Т.Н. Якубова, А.П. Крюкова // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 484-488.
53. Ясько С.Е., Кузнецова Л.А. Необходимость формирования и продвижения бренда города / С.Е. Ясько, Л.А. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 140-142.