Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи

Работа №7175

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы157стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
922
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Молодая семья как объект социально-педагогического исследования
1.1. Молодая семья в современном обществе 13
1.2. Основные характеристики молодой семьи 23
1.3. Социально-демографический и психологический портрет современной молодой семьи 33
1.4. Социальные запросы молодой семьи 47
Выводы по первой главе 67
Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи
Ш
как процесс
2.1. Сущность и структура процесса социально-педагогического
сопровождения молодой семьи 69
2.2. Содержание социально-педагогического сопровождения
молодой семьи 73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 88
Выводы по второй главе 111
Заключение 112
• Литература 116
Приложения 129



Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством, семья является одной из величайших. Семья — это основной социальный институт, одной из основных функций которого является формирование нового поколения. Семья - это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения.
В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. В соответствии с ними должен установиться приоритет гражданина над государством, когда самореализация каждого члена общества может обеспечить последовательное повышение жизненного уровня населения, укрепление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Объектом и субъектом такой политики является молодежь и молодая семья. Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности.
Первая из них - недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, и в то же время объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью устроения семейной жизни. Проходящая в России реформа экономических отношений, целью которой являлся переход страны от социалистических методов хозяйствования к рыночным, поставила российскую молодую семью перед дополни¬тельными жизненными трудностями и проблемами. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Вторая особенность - специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.
Наконец, третья особенность - необходимость психологической адаптации к семейной жизни и к появлению детей. Как правило, именно молодые семьи имеют малолетних детей, которые нуждаются в индивидуальном под¬ходе к их воспитанию, обучению и укреплению здоровья. От того, как успешно будет пройден данный адаптационный период, во многом зависит со¬хранение и прочность семейного союза. Сегодня 17,9% молодых семей нуждаются в педагогическом и психологическом консультировании [11].
В настоящее время значимым становится еще один фактор, негативно влияющий на качество жизни молодых людей - наблюдается общее ухудшение здоровья молодежи. В частности, значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Остро стоит проблема распространения наркомании среди молодежи.
Научные исследования, практика работы с молодой семьей свидетельствуют, что эффективность развития собственного потенциала семьи, ее психическое здоровье во многом определяются содержанием социально¬педагогического обеспечения, степенью соответствия системы мер социально-педагогической работы потребностям молодых семей.
В противном случае, некомпетентность в социально-педагогической работе с молодой семьей может еще более усложнить внутрисемейные проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. Одним из важнейших объектов и субъектов такой политики является молодая семья.
Противоречие, которое возникло между возросшими требованиями со¬временного общества к молодой семье и низким уровнем адаптации членов молодой семьи проявляется сейчас особенно интенсивно. Меры поддержки членов молодой семьи в современных условиях бессистемны и не сфокусированы, не учитываются внутренние ресурсы самих членов семьи и потенциал семейных объединений. Научные исследования, практика работы с молодой семьей свидетельствуют, что эффективность развития собственного потенциала семьи, ее психическое здоровье во многом определяются содержанием социально-педагогического обеспечения, степенью соответствия системы мер социально-педагогической работы.
Организация социально-педагогического сопровождения именно молодой семьи, оказавшейся в экстремальной жизненной ситуации, когда общество и вся страна переживает кризис, будет способствовать укреплению молодых семей. Проблема укрепления молодой семьи, социально¬педагогическая помощь членам молодой семьи, которые сейчас находится в непростой ситуации, становится первоочередной задачей.
Все эти трудности могут быть разрешены, если будет разработана про¬грамма социально-педагогического сопровождения молодой семьи, направленная на реализацию субъектности членов семьи, которая будет реализовываться специалистами социальных служб.
Особенно важна организация социально-педагогического сопровождения для молодых семей, которые не имеют опыта и навыков решать проблемы, возникающие в процессе становления семьи, и не могут воспользоваться опытом старших поколений, так как социально-экономические условия существования семьи кардинально изменились.
Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи — это процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи членам молодой семьи и система коррекционных воздействий на основе постоянного отслеживания изменений, происходящих в молодой семье. Для содействия формированию субъектной позиции, активизации внутренних ресурсов членов молодых семей и организации системы эффективной взаимоподдержки среди молодых семей нами выделены условия, в которых процесс социально¬педагогического сопровождения протекает наиболее эффективно.



1. Абабков В.А., Перре М. Новый подход к анализу семейных процес¬сов в стрессогенных условиях // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. №2. С.5.
2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедея- тельности.//Психология формирования и развития личности.М., 1981.
3. Абульханова-Славская К.А. Психология активности личности // Пси-хологический журнал.1985. т.6. № 5.
4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. / Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Са¬мара: Издательский Дом «Бахрах-М». 2002.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М., 1980.
6. Антология социальной работы в 3-х томах // Феноменалогия соци¬альной патологии. Т.2. М., 1995.
7. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1.
8. Аристотель. Сочинения в 4-т. М., 1983.
9. Ачильдиева Е.Ф. Предисловие. Нетипичная семья: исследовательская условность или реальная объективность. Сб. нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе. М., 1997.
10. Ашихмин О.А. Особенности злоупотребления подростками психо¬активными веществами // Социальная и клиническая психиатрия.
1998. № 1.
11. Бабочкин П.И., Плотников А.Д. Положение молодой семьи в Рос¬сийской Федерации. М., 2002.
12. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в совре¬менной школе. Ярославль, 1997. 380 с.
13. Барадулин B.C. Социальная жизнь общества. М. 188 с.

14. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 174 с.
15. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. 176 с.
16. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
17. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Эрос и личность. М., 1989.
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб., 1992. 400 с.
19. Бестужев-Лада И.В. Россия накануне XXI в.: 1904-2004 / от коллоса к коллапсу и обратно. М., 1997.
20. Большой толковый 4-х томный словарь / Ребер Артур, 2000. С. 592
21. Бочарова В.Г. Личность, семья, община // Соц. работа. 1992. №1. 22 с.
22. Бочарова В.Г. Подросток и взрослый: зона доверия // Нар. образова¬ние. 1990. № 9 - 17 с.
23. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся мире // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6 С.33.
24. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические. М., 1972.
25. Вайнштейн Г.И. Общественное сознание и институционные переме¬ны // Человек в переходном обществе. М., 1998.
26. Валгрейв А. (Бельгия). Использование психологических данных в междисциплинарном подходе к проблеме юношеской делинквентно¬сти // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 2. С. 15.
27. Валиева С.Ф. Социализационная функция семьи в контексте ее раз¬вития и реализации в современных условиях: Диссертац. на соиск. степени докт. социол. наук. М., 2000.
28. Васильева Э.К. Семья как философская проблема // Сила первого взгляда. М., 1998. С.40.
29. Верб М.С. Любовь и семья в XXI веке. Свердловск, 1988. С.49.
30. Вестермарк Э. История брака. Пер. Семенова И. М., 1896. С.21.

118
31. Вишневский А.Г. Развитие человека и демографические процессы в России // Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М., 1999.
32. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики // Семья и семейная политика. Вып.1. М., 1991. С.25.
33. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения личного развития. Калу¬га, 1997. 21с.
34. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М., 1937.
35. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспита¬нию. - М.: Педагогическое общ-во России, 2001. - 192 с.
36. Вульфов Б.З.Дарькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. 112 с.
37. Выгодский Л.С. Трудное детство / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.5. С.138.
38. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. 240 с.
39. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в Рос¬сии // Социологические исследования. 1998. № 10. С.77-84.
40. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. СПб., 1994.
41. Голофаст В.Б. Изменения семьи при капитализме // Семья как объект философского и социологического исследования. Ленинград, 1974.
42. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Со-циологические исследования. 1994. № 8-9.
43. Горшков И.В., Горинов В.В. Личностная патология и внутрисемей¬ная агрессия // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 2. С.25.
44. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1984. 392 с.
45. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.

46. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. 93 с.
47. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. — 160 с.
48. Григорьев С.И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либераль¬ных и антилиберальных ориентаций // Социологические исследова¬ния. 1998. № 8. С.36-46.
49. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психо¬логии. 1997. № 1.
50. Громан С.Г. Всебрачие будущего. (Пантагамия). Предсказание. СПб., 1908.
51. Гуров В.Н., Селюкова Л .Я. Социализация личности: социальный пе¬дагог, семья, школа. Ставрополь, 1993. 184 с.
52. Дармодехин С.В. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993.
53. Джил Горелл Барис. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.
54. Дзагкоев А.К. Молодая семья в современных условиях: Диссертация на соиск. степени канд. социол. наук. 2001.
55. Джерри Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. И.: Вече Аст, 1999. Т.2 «П-Я».
56. Дружинин В.Н. Теоретическая типология моделей семьи. / Психоло¬гия семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Самара: Из¬дательский Дом «Бахрах-М». 2002.
57. Дюркгейм Э. Самоубийства: социологический этюд. СПб., 1998. С.194.
58. Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи. М., 1987.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ