Введение 3
ГЛАВА I Феноменологический, герменевтический и герменевтико-феноменологический методы анализа произведения искусства: анализ ключевых концепций
§1 Феноменологический метод 6
§2 Герменевтический метод 17
§3 Герменевтико-феноменологический метод 27
Глава II Опыт прикладного применения феноменологической, герменевтической и герменевтико-феноменологической методик к анализу художественного произведения (на примере К. Малевича и Ж. Дюпре)
§1 Феноменологический метод 39
§2 Герменевтический метод 46
§3 Герменевтико-феноменологический метод 51
§4 Сопоставление методов 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложение 62
В ходе исторического развития в гуманитарных наука складываются особые методологии исследований художественных произведений, к которым можно отнести герменевтический, феноменологический, семиотический, логико-семантический, структуралистский, исторический, психологический и другие подходы. Общим для всех этих направлений является то, что они нацелены на изучение не собственно действительности, а ее вторичного отражения, опосредованного специфическими знаковыми системами, то есть текстом в широком смысле этого слова.
Однако в данной работе мы сфокусируем внимание на двух направлениях, а именно: герменевтике и феноменологии, для которых общей является проблема знака именно как начала деятельности смыслообразования. Оба метода направлены на толкование не предметной данности, а смыслов, поскольку человек сам вносит смыслы в осознаваемые предметы. Несмотря на существующие различия, оба метода пересекаются в области своих поисков и часто используются для интерпретации художественных произведений в совокупности. Наиболее полно выявляя все особенности, вместе они способны сформировать новый подход к пониманию художественного произведения, который можно назвать герменевтико-феноменологическим либо же герменевтической
феноменологией.
Таким образом, несмотря на обилие научных работ, посвященных и герменевтике, и феноменологии, актуальность данной работы обусловлена недостаточным вниманием исследователей к изучению проблемы их совместного применения в прикладной деятельности, направленной на понимание художественных произведений. Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации теоретических знаний по проблеме исследования.
Цель данной выпускной квалификационной работы - рассмотреть отличительные черты методологии феноменологии, герменевтики и герменевтической феноменологии в области эстетики для выявления их прикладного потенциала и сравнить использование этих подходов на примере живописных произведений К. Малевича и Ж. Дюпре.
Объектом исследования данной работы являются основные феноменологические, герменевтические и герменевтико¬
феноменологические подходы к проблеме понимания. Предметом исследования выступает прикладной потенциал герменевтического, феноменологического и герменевтико-феноменологического методов интерпретации живописного художественного произведения. Методами исследования избраны: сравнительный анализ, изучение и реферирование источников выбранной теме.
В соответствии с этим были поставлены такие задачи как:
• Рассмотреть ключевые положения и конкретные методы
феноменологического подхода к исследованию произведений искусства.
• Рассмотреть ключевые положения и конкретные методы
герменевтического подхода к исследованию искусства.
• Выявить предпосылки синтеза данных направлений и рассмотреть основные положения представителей получившегося герменевтико-феноменологического подхода.
• Применить все три метода для интерпретации конкретных произведений изобразительного искусства на практике.
• Провести сравнительный анализ методов и определить из числа рассмотренных метод, который наиболее полно позволяет выявить особенности живописного произведения.
Указанные цели и задачи формируют структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основная часть работы является состоящей из двух глав. При этом первая глава посвящена рассмотрению основных подходов к проблеме понимания художественного произведения, а именно феноменологическому, герменевтическому и герменевтико-феноменологическому, в соответствии с чем, разделена на три параграфа. Вторая глава посвящена применению этих подходов в прикладной деятельности по интерпретации произведений живописи с использованием наглядных примеров, и разделена на четыре параграфа, первые три в соответствии с избранными методами интерпретации. Последний параграф представляет собой сравнительный анализ методов и полученных с их помощью результатов интерпретации между собой.
В выпускной квалификационной работе были использованы материалы отечественных и зарубежных исследователей искусства в русле феноменологии и герменевтики, а так же по искусствоведенью, культурологии и прочих смежных дисциплин. Однако основными источниками выступают работы М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, Н. Гартмана, Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, П. Рикера, Р. Ингардена, Г. Шпета.
Исходя из поставленных в начале данной выпускной квалификационной работы задач, можно сделать ряд основополагающих выводов.
Во-первых, были рассмотрены ключевые положения и конкретные методы феноменологического, герменевтического и герменевтико-феноменологического подходов к исследованию произведений искусства.
Во-вторых, были выявлены предпосылки синтеза данных направлений и рассмотрены его специфические особенности.
В-третьих, все три метода интерпретации были применены на конкретных произведениях изобразительного искусства, а именно «Деревенском пейзаже» Ж. Дюпре и «Пейзаж с пятью домами» К. Малевича.
В-четвертых, был проведен сравнительный анализ представленных методов, выяснено, что результат их прикладного применения зависит, в том числе, от специфики предмета, на который направлена интерпретация. Например, в наших примерах, результат анализа и степень его продуктивность отличались в зависимости от
В-пятых, из трех методов, был выявлен тот, который наиболее полно позволяет выявить особенности живописного произведения. По нашему мнению, это синтетический герменевтико-феноменологический подход, соединяющий в себе сильные стороны обоих подходов.
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы - рассмотреть отличительные черты методологии феноменологии, герменевтики и герменевтической феноменологии в области эстетики для выявления их прикладного потенциала и сравнить использование этих подходов на примере живописных произведений К. Малевича и Ж. Дюпре - была успешно достигнута.
Результаты нашего исследования могут быть в перспективе использованы для дальнейших исследований представленных подходов. В перспективах дальнейшего исследования - рассмотрение и сравнение других методов и подходов к проблеме понимания художественного произведения.
1. Авксентьевская М. Эстетические элементы философского метода в контексте феноменологического подхода // Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. №3 СПб. 2012. - С. 34-46.
2. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства М.: 2004.
3. Белоусов М. Герменевтический круг и принцип беспредпосылочности у Гуссерля и Хайдеггера // HORIZON. Феноменологические исследования. 2012. №2. С.100-116.
4. Владыкина Е. Идеи философской герменевтики // Вестник ВятГГУ. 2007. №19 С.19-25.
5. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М. 1991.
6. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М. 1988.
7. Гартман Н. Эстетика К.:, 2004.
8. Гройс Б. Малевич и Хайдеггер: Вопрос об истине искусства // „37“. № 20. Л. 1980. С. 299-318.
9. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // “Вопросы философии”, 1988, № 4 С. 135—152.
10. Думинская М. Событийная природа современной онтологической эстетики // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. Томск 2013. - С. 121-124.
11. Дюфренн М. Кризис искусства / Пер. с фр. Э. П. Юровской // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002.
12. Ингарден Р. Исследования по эстетике. — М.1962.
13. Инишев И. Взаимосвязь визуального восприятия, пространства и действия в герменевтической концепции образа // Вестник ТГПУ. 2014. №7 (148) С.16-24.
14. История эстетики: Учебное пособие. / Отв. ред. В. В. Прозерский, Н. В. Голик. СПб. 2011.
15. Козлова М. Язык как мимесис (лирическая поэзия в герменевтике Г. -Г. Гадамера) // Кантовский сборник. 2014. №1 С.66-75.
16. Кудрин А.Г. Художественное произведение и эстетическое событие / А.Г. Кудрин // Вестник СамГУ, 2008. - № 1. - С. 174-180.
17. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. # 10, 1999. - С.43-88.
18. Курбановский А. Малевич и Гуссерль: Пунктир супрематической
феноменологии Историко-философский ежегодник - 2006 / Ин-т
философии РАН. - М.: Наука, 2006, с. 329-336.
19. Куренной. В. К вопросу о возникновении феноменологического движения // Логос. 2005 № 5 С.247-275.
20. Лехциер В. Ноэтическая структура художественного // Философия культуры’98 Самара. 1998.С. - 80-93.
21. Малахов В. А. Художественный образ как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987.
22. Малевич К. Черный квадрат СПб. 2017.- С. 84.
23. Михайлов А. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. — СПб.: 2006.
24. Рыбаков В. Абстрактное искусство и эстетическое восприятие // Studia culturae. Вып. №15 СПб. 2013. С. 211-219.
25. Статкевич И. Проекция и интерпретация в структуре художественного восприятия // Вестник БГУ. 2010. №6 С.287-292.
26. Терехов В. Перспективы развития современной герменевтики на
примере компаративистского анализа герменевтико¬
феноменологической философии г. Шпета и П. Рикёра // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №1 С.182-189.
'll. Хаардт А. Образное сознание и эстетический опыт у Гуссерля // Логос. 1996. № 8. С. 69-77.
28. Хайдеггер М. Исток художественного творения //Соч. М., 2008.
29. Чепкасова Е. Герменевтический и феноменологический подходы к анализу текста // Библиосфера, 2008, № 1, с. 39-42.
30. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб. 2004.
31. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания // Декоративное искусство. 1996. № 3.
32. Шульга Е. Герменевтика П. Рикёра и современные проблемы эпистемологии // Поль Рикёр «философ диалога», М.: ИФРАН. 2008.
33. Ягудина Д. Объяснение и понимание в герменевтической процедуре // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. № 2 (22) С. 96-101.