Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Диалогичность понимания» в философии М.М.Бахтина

Работа №26783

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
582
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1: Многоаспектность феномена понимания
1.1 Экспликация герменевтических идей Античности и Средневековья в герменевтической концепции М.М.Бахтина 6
1.2 Влияние герменевтики Нового времени на формирование концепции М.М.Бахтина 10
1.3 Место и роль творчества М.М.Бахтина в современной философской герменевтике 20
1.4 Многообразие понятия «понимание» с точек зрения герменевтики и феноменологии 29
Глава 2.Основные аспекты концепции «диалогичности понимания» в философии М.М.Бахтина
2.1 Онтологический статус диалога в решении проблемы понимания 36
2.3 Значение категории «Другого» в формировании герменевтической концепции М.М.Бахтина 48
2.3 Познавательный потенциал идеи «диалогичности понимания» в
герменевтике М.М.Бахтина 54
2.4 Значение языка и текста в концепции понимания М.М.Бахтина 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вызывающим интерес продолжительное время остается исследование проблемы понимания. Обсуждение данного вопроса можно увидеть во многих трудах в различных областях научного знания. Например, в логико-лингвистических исследованиях мышления и языка, социальной философии, гносеологии и онтологии, психологии, педагогике и других исследованиях.
Также, можно говорить о понимании в тех случаях, когда идёт речь касаемо коммуникации людей, взаимодействии разных типов культур и сравнительном анализе их взаимодействия, так же при сопоставлении старого и нового знания, раскрытии смысла выражения, при анализе различных аспектов человеческой деятельности (ценностных, конкретно¬исторических, субъективных) и.т.д. Можно сказать, что понимание, в целом, является характеристикой человеческой жизни и выражением её специфики.
Стоит отметить, что миру, где рядом друг с другом существуют люди с разнообразными социальными, политическими, религиозными традициями, с разнообразными морально-психологическими установками и ценностными ориентациями. Миру, в котором быстро и стремительно осуществляется технический и научный прогресс, необходим конструктивный диалог для собственного прогресса.
Также имеется необходимость возможности взаимопонимания в разнообразном и изменяющемся научном мире и обращение к такому феномену как понимание есть путь, который приводит к обогащению теоретико-методологических основ, социально-гуманитарного и необходимость целостного представления о герменевтической концепции М.М.Бахтина Гипотеза данного исследования - согласно философской концепции М.М.Бахтина понимание диалогично.
Степень разработанности. К осмыслению феномена понимания обращались многие мыслители. Но наиболее существенные разработки были сделаны в русле герменевтики и смежных с ней направлениях, так как исторически постановка данной проблемы, проблемы понимания происходила в рамках герменевтической традиции. И это, в свою очередь, работы Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Г. Гадамера, П. Рикера и др.
Важнейшим теоретическим базисом исследования служат труды Г.В. Дильтея, Г.-Г. Гадамера, М. Хайдеггера, П. Рикёра, а также отечественных мыслителей Г.Г. Шпета, Г.Л. Тульчинского, В.В. Бибихина, В.В. Знакова, В.Г. Кузнецова, , P.M. Габитовой, П.П. Гайденко, Н.В. Мотрошиловой, В.И.Кудашова и др.
Следует добавить, что тематика понимания продумывалась также в западноевропейской философии XX века в работах представителей так называемого «диалогического» направления (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер, Э. Левинас, О. Розеншток-Хюсси и др.). Здесь понимание трактуется как обретение смысла в коммуникации или «соучастии». Особое место в «диалогической» философии занимает сформулированная впервые в трудах М.М. Бахтина идея событийности смысла и понимания.
Среди зарубежных исследований творчества М.М. Бахтина следует отметить работы К. Кларк, М. Холквиста, Г. Морсона, К. Емерсон, Ю. Кристевой. В основном зарубежные исследователи останавливают свое внимание на какой-либо одной идее Бахтина, подчиняя эту идею своим специальным интересам.
Все это свидетельствует о неизменном интересе современных ученых к проблематике и результатам исследований М.М. Бахтина.
Для исследования герменевтического потенциала философского творчества М.М. Бахтина анализируются такие работы, как: «К философии поступка», «Проблемы поэтики Достоевского», «К философским основам гуманитарных наук», «Автор и герой в эстетической деятельности», «Проблема речевых жанров», «Проблема текста».
Объектом данного исследования является концепция понимания М.М. Бахтина, предметом - концепт «диалогичности понимания».
Целью исследования является исследование диалога как способа понимания в философской концепции М.М.Бахтина.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1) Эксплицировать понятие понимание в связи с герменевтической концепцией М.М.Бахтина (трактовки данного понятия в Античности и Средневековье).
2) Исследовать и описать различные концепции понимания в их связи с герменевтической концепцией М.М.Бахтина (В.Дильтей, П.Рикёр, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер).
3) Выявить место и роль творчества М.М.Бахтина в современной философской герменевтике.
4) Эксплицировать понятие «понимание» с точек зрения герменевтики и феноменологии.
5) Проанализировать понятие «понимание» в философии М.М.Бахтина.
6) Проанализировать особенности понятия «диалог» в философской концепции М.М.Бахтина.
7) Определить значение категории «Другого» в концепции понимания М.М.Бахтина.
8) Определить значение языка и «текста» концепции М.М. Бахтина.
проводить аналогии, параллели, моделировать ситуацию диалога между различными мыслителями, что способствовало выявлению содержательной специфики герменевтической концепции М.М. Бахтина.
Необходимым методом является герменевтический метод реконструкции. Применение этого метода обусловлено необходимостью воссоздания содержательного своеобразия теории понимания русского мыслителя.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие ключевых проблем философской концепции М.М.Бахтина связано с герменевтической традицией. Так, ведущий принцип различения внутреннего и внешнего слова герменевтической концепции М.М.Бахтина близок идеям Августина, для которого разграничение внутреннего и внешнего является основанием существования самого понимания. Бахтин приходит к идеям о «вненаходимости» и «не-алиби в бытии» через анализ шлеермахеровской теории слияния с автором. Бахтин подверг весьма активной критике позицию Шлейермахера, однако его точка зрения во многом была предопределена шлейермахеровской постановкой вопроса. Сведение проблемы герменевтики к диалогической модели во многом определено воздействием Шлейермахера. В герменевтической концепции М.М.Бахтина также значимыми являются дильтеевская тематизация проблем обоснования гуманитарных наук - историзма, философии жизни. Сравнительный анализ герменевтических теорий М.Хайдеггера и го ученика Г.-Г.Гадамера с концепцией Бахтина показал, что с хайдеггеровской позицией Бахтина объединяет построение новой онтологии, с Гадамером - общая постановка проблем его герменевтической философии.
Исследовав онтологический статус идеи диалога в решении проблемы понимания, мы пришли к сл дующим заключениям. Диалогизм Бахтина имеет свою специфическую преддиалогическую фазу, то есть его учение о бытии-событии, которое определило особенности бахтинского «диалога». «Диалог» М.М.Бахтина - это, скор е, метафора этического отношения, этического- в смысле «второй формулировки» кантовского императива, то есть в нравственном поступке «Другой всегда» должен быть целью и никогда- средством. Диалогическая философия Бахтина есть де что иное, как искомая им «нравственная философия», «философия поступка», объединяющая культуру и жизнь. Бахтинский диалог - противостояние двух «я», «чистое отношение человека к человеку». Поэтому диалог, прежде всего-это встреча двух смысловых позиций, двух личностей. Это всегда идеальная высота человеческих отношений. Ведь диалога может и не получится, так как «диалогичность - это активность познающего и активность открывающегося». М.М.Бахтин считает, что само бытие есть глубочайшее общение. Быть, значит общаться диалогически, быть на границ . Так он говорит о том, что коммуникация, общ ни , встреча могут выступать «как высший момент понимания». В идеале исследование ученого тоже должно стать спрашиванием и беседой, то есть диалогом.
Определив значение категории «Другого», мы выявили, что «Другой», по Бахтину, есть источник любой познавательной активности. Мы всегда учитываем де только отношение к нам других, но и предполагаемый нами образ нашей личности в сознании «Другого». Ценностный коэффициент, с которым подана наша жизнь для «другого», совершенно отличается от коэффициента, с которым она переживается нами самими в нас самих. Эти переживания постоянно расширяют самосознание, открывают перспективу всегда предстоящего единства, заставляют самосознание постоянно перешагивать любой законченный образ своего Я. Подобный «Другой» присутствует всегда и везде, кроме отвлеченного познания.
Бахтин пытался создать новую гносеологию, основанную на «участном» мышлении. Различие осмысляющей деятельности (понимания) от познающей свойства или сущность в контексте «субъект - объект», заключается в принципиальной активности «объекта» понимания, причем проявляющейся как самораскрытие, «методика» процесса понимания должна строиться по принципам диалогичности. Первый из этих принципов заключается в том, что, как и в любом подлинном диалоге с личностью мы должны признать автономность «объекта» наш го обращения, его неуничтожимую и неотменимую, несводимую инаковость. Иначе говоря, мы должны отказаться от самовольного проектирования, должны признать, что смысл бытия «другого» и смысл нашей с ним встречи мы изначально не можем установить своими проектами. Во-вторых, мы должны быть готовы услышать от другого в ходе его говорения нечто, не входящее в наши эгоцентрические планы. В-третьих, мы должны научиться воспринимать участника диалога в качестве личности, то есть в качестве существа, наделенного не менее глубоким онтологическим статусом, чем я сам. Это означает, что как самих себя мы де воспринимаем в качестве просто вещи среди других вещей, в качестве лишь одного из множественных фактов бытия, так и другого в событии диалога мы должны суметь отличить в потоке «вещных восприятий». Неотрадиционализм Бахтина де отказывается ни от строго «бытийно связанного мышления», ни от его внутренней свободы. Персоналистическая ответственность мыслителя - это амбивалентное сопряжение свободы и необходимости, это свобода самоопределения (самоограничения) в отношении к «Другому» и это необходимость держать отв т перед этим «Другим» за свою свободу. В силу диалоговой взаимозависимости мышлений даже не высказанная вовне мысль есть поступок (само умолчание тоже поступок). Каждая новая мысль не отменяет событийные ей дентальное, но, напротив, актуализирует их и одновременно хотя бы в малейшей ст п ни трансформирует общую перспективу мира, который открыт и свободен для новых смыслов и новых соотношений между прежними смыслами. Однако существенная особенность бахтинской гносеологии состоит в неантагонистичности, амбивалентности личностного и вещного бытия. Таким образом, бахтинский вариант герменевтики стремится к некой универсализации: основным методом новой теории познания, и в гуманитарной области и в мире физическом является понимание. Акт диалога и понимания предполагает личное отношение к предмету исследования, то есть, во-первых, свободно-волящее и потому неспровоцированное никакой обязательностью, во-вторых, личностное, то есть именно моё, а не чьё-то отношение к истине, в третьих, установление отношений диалогичности предполагает сущностную пер мену меня как личности: когда человек открывает, что некое знание не может быть им просто «принято к сведению», а требует от него жизненного ответа.
М.М.Бахтин определяет язык как миропонимание. По Бахтину, это специфичный для данной культуры способ словесного оформления, осмысления мира. Его исследования в области языка направлены, прежде всего, на внелингвистическую природу диалогических отношений, который оформляются в слове. «Слово» («голос», «высказывание») - целостная смысловая позиция, индивидуальный взгляд на мир, в рамках социального кругозора. Рассматривая внелингвистические образования языка Бахтин приходит к мысли о необходимости создания «металингвистики» - науки об идеологическом творчестве. Термин «идеология» в употреблении Бахтина соответствует «области социального общения», области культуры человечества, которая вырабатывает смыслы. Идеи, принципы, присущие той или иной культуре, и выражают себя через слово. Таким образом, человек с самого рожд ния попадает в мир «оговоренных вещей», в мир «чужих» слов. Его становление как личности происходит как оформление диалога с окружающей его сложившейся идеологи й, и попытка спастись от растворения в дискурсе с помощью «своего слова». В современном урбанистическом мире, в котором «поток информации» обрушивается на человека в огромном количестве, эта проблема становится наиболее актуальной. Диалогический характер человеческого бытия, из которого исходит М.М.Бахтин, определяет его подход к разработке философских основ гуманитарных наук, в частности, к анализу проблемы текста в гуманитарных науках. Гуманитарные науки, поскольку они имеют дело с личностью, предполагают диалогическую активность познающего, диалогическое движение понимания, которое в свою очередь, основывается на диалогическом контакте между текстами.



1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Автор и г рой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. - 336с.
2. Бахтин М.М. К философии поступка / Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984—1985. М., 1986. - 80-160с.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / Бахтин М.М. Автор и г рой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. -336с.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - 360с.
5. Бахтин М.М. Слово в романе / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 504с.
6. Бахтин. М.М.К переработке книги о Достоевском. / Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1994, № 1. - 137с.
7. Бахтин М. М. Эст тика словесного творчества. М., 1979. - 423с.
8. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура: ( Идея культуры в работах М.М. Бахтина) / Одиссей. М., 1989.
9. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.,
1991. - 169с.
10. Богатыр ва Е.А. М.М. Бахтин: этическая онтология и философия языка / Вопросы философии. 1993, № 1. - 54с..
11. Бон цкая Н.К. Бахтин и ид и герменевтики / Бахтин как философ. М.,
1992. - 448с.
12. Волкова Е.В., Оруджаева С.З. Тона и обертона серьезного в философии М. Бахтина. / Вопросы философии М, 2000, № 1. - 102-118с.
13. Волошинов В.Н. Конструкция высказывания / Литературная учеба. 1939, № 3. - 270с.
14. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка / Михаил Михайлович Бахтин. Фрейдизм. Формальный м тод в лит ратуроведении. Марксизм и философия языка. Статьи. / Сост., текст, подг. И.В.Пешкова. Комм нтарии В.Л. Махлина, И.В. Пешкова. М., 2000. - 640с.
15. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермах р / Отв. р д. З.А. Каменский. М., 1989. - 160с.
16. Гадам р Г.-Г. Истина и м тод: Основы философской герменевтики: Пер. с н м. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н.Бессонова. М., 1988. - 704с.
17. Гадамер Г.-Г. Язык и понимание / Актуальность прекрасного / Сост. М.П. Стаф цкого; посл сл. B.C. Малахова; коммент. B.C. Малахова и В.В. Бибихина; науч. р д. B.C. Малахов. М., 1991. - 364с.
18. Гадам р Х.-Г.Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмай ра В., Франка Х., Маркова Б. В. СПб.,1999. 202 — 242с.
19. Герменевтика: история и современность. Критические очерки: Сб. ст./ Редкол. Б ссонов Б.М. и др. М., 1985. - 303с.
20. Гоготишвили Л.А. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма / Бахтин как философ., /С. С. Аверинц в, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбин и др. ; Отв. ред. Л. А. Гоготишвили, П. С. Гуревич М.,1992. -256с.
21. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994. - 489с.
22. Дильтей В. Введение в науки о духе / Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. / Сост., общ. р д. Г.К. Косикова. М., 1987. - 512с.
23. Дильт й В. Описательная психология / Пер. с нем. Е.Д.Зайцевой; под р д. Г.Г. Шп т. СПб, 1996. - 160с.
24. Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1996, № 3 - 192с.
25. Знаков В. В. Понимание в познании и общении М, 1994. - 237с.
26. Ивин А.А, Фурманова О.В. Философская гармонавтика и проблема научного знания / Философские науки. 1984, № 5. 66-73с.
27. Кудашов В.И. Диалогичность как форма бытия сознания : Философские очерки. — Красноярск: КВШ МВД РФ, 1998. — 162 с.
28. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.-191 с.
29. М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Саранск, 1992. ч. 2. - 368с.
30. Махлин B.JI. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. М., 1997. - 247с.
31. Махлин B.JI. Диалог как способ нового мышления:
(Культурологическая концепция М.М. Бахтина и современность) /Человек в зеркале культуры и образования. М., 1988.- 82-92с.
32. Милл р Дж.А. Психолингвисты / Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики . М., 1968. - 266с.
33. Хайдеггер М. Бытие и время. / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио»., 2003. - 503с.
34. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / Вопросы философии. 1989, №9. 136-137с.
35. Шлейермахер Ф. Герменевтика / Ф. Шлейермахер. - СПб.: Европейский дом, 2004. - 242c.
36. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., «Гермес», периздание: Томск.,1996 - 214с.
37. Яковлев А.А. Загадка человеческого понимания: Сб./ Под общ.
ред. А.А.Яковлева; сост. В.П.Филатов. - М.: Политиздат, 1991. -352 с.
38. Яковлев А.А. Проблема понимания в историко-философской работе / Понимание как философско-методологическая проблема / Вопросы философии. 1986, № 8. 50-52с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ