Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ОСВОЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РУССКОЙ ВЫШИВКИ

Работа №71700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы исследования
развития познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников средствами изобразительного искусства 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у
школьников 7
1.2 Использование возможностей изобразительного искусства в процессе
развития познавательного интереса у школьников 13
Глава II. Развитие познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников 18
2.1 Педагогические условия, способствующие развитию познавательного
интереса у школьников в процессе организации уроков по вышивке 18
2.2 Эффективность использования приемов развития познавательного интереса к изобразительному искусству на примере освоения русской традиционной вышивки 27
Глава III. Описание творческой части дипломной работы 36
3.1 Формирование художественного замысла творческой части дипломного исследования 36
3.2 Этапы создания панно в технике вышивка «Орловский спис» 39
Заключение 48
Библиографический список 51

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


В теории и практике современного педагогического образования одним из актуальных вопросов является проблема развития познавательного интереса школьников к изучаемым учебным предметам в общеобразовательной школе. Интерес как движущая сила и целеполагающий мотив учения школьника является основой формирования ценностных ориентаций развивающейся личности ребенка. Именно познавательный интерес пробуждает в личности способность к творческой активности в любом виде деятельности, о чём свидетельствуют психологические исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JI.A. Гордона, А.Г. Ковалева, A. Н. Леонтьева, Б.М. Теплова; педагогические исследования В.А. Беликова, P.A. Гильман, М.Е. Дуранова, В.И.Жернова, Т.Е. Климовой, О.В. Лешер, B. Н. Максимовой, Е.Б. Тесли, В.П. Ушачева, Г.И. Щукиной; исследования в области методики преподавания изобразительного искусства Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, С.П. Ломова.
Исследование проблемы развития познавательного интереса к предмету изобразительное искусство, в аспекте которого окружающий мир познается ребенком на чувственно-эмоциональном восприятии и воспроизведении действительности, представляется для нас наиболее важным. Главенствующим предметом, приобщающим школьников к творческой деятельности, формирующим художественно-эстетическую культуру, является изобразительное искусство.
В личности учащегося изобразительная деятельность развивает не только художественное видение, но и способность ценить прекрасное, приобщает к эстетической культуре и оказывает положительное влияние на формирование морально-нравственных качеств.
Изучение данной темы обусловлено и рядом противоречий:
- между пониманием важности развития познавательного интереса учащихся на занятиях по изобразительному искусству и недостаточным методическим обеспечением таких занятий;
- между современными требованиями к подготовке учителей изобразительного искусства и уровнем овладения учителем инновационными педагогическими технологиями, влияющими на развитие познавательного интереса учащихся в процессе работы над творческим заданием.
Актуальность проблемы и её недостаточная разработанность определили тему данного исследования: «Развитие познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников при освоении традиционных приемов русской вышивки».
Цель: выявить педагогические условия для развития познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников путем освоения традиционных приемов русской вышивки.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательного интереса у школьников к изобразительному искусству.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у школьников к изобразительному искусству средствами искусства традиционной русской вышивки.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение о том, что развитие познавательного интереса у учащихся к изобразительному искусству будет более продуктивно, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Расширение традиционных приемов, форм и методом обучения изобразительному искусству, направленных на развитие познавательного интереса учащихся;
2. Применение на уроках разнообразных видов деятельности, различных материалов и техник;
3. Продумана система заданий, способствующих развитию познавательного интереса у учащихся;
4. Разработаны критерии диагностики и система занятий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся .
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы процесса развития познавательного интереса у учащихся.
2. Раскрыть использование возможностей изобразительного искусства в процессе развития интереса у школьников.
3. Определить педагогические условия способствующие развитию познавательного интереса учащихся;
4. Провести эксперимент с учащимися по теме исследования;
5. Выполнить творческую работу по теме исследования.
Методология исследования: изучением проблемы развития интереса к изобразительному искусству занимались: В.С. Кузин, М.Н. Сокольникова, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова. Ими были разработаны научно-методические и теоретические рекомендации по повышению познавательного интереса к роле изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества.
Проблемой психологического механизма в развитии познавательного интереса и привлечения к процессу творчества школьников занимались: В.С. Выготский, А.Н. Лентьев и Л.Я. Рапацкая. Ими был внесен значительный вклад в развитие теоретических основ изобразительного искусства.
Методологическую базу исследования составили учебные пособия по изобразительному искусству, статьи по проблемам развития познавательного интереса у школьников к изобразительному искусству.
Методы исследования:
• Анализ литературы по проблеме исследования;
• Изучение передового педагогического опыта в области
изобразительного искусства;
• Педагогический эксперимент.
База исследования: школьники 5 классов МБОУ СОШ №40 города Белгорода.
Практическая значимость:
1. Раскрыты педагогические условия и методика развития познавательного интереса школьников в процессе освоения традиционных приемов русской вышивки;
2. Раскрыты педагогические возможности занятий
изобразительного искусства в развитии познавательного интереса школьников;
3. Обоснован выбор художественного замысла творческой части исследования;
4. Создано авторское панно по теме исследования, в технике вышивки «Орловский спис».
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, главу I - научно-теоретические основы исследования развития познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников средствами изобразительного искусства, главу II - развитие познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников, главу III - описание творческой части дипломной работы, заключение, библиографический список, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование подтвердило возможность процесса работы на занятиях по изобразительному искусству с вышивкой, способствующей развитию познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников при условии создания наиболее оптимальных педагогических условий и выбора методов и приемов обучения.
Обучение важный период, в течение которого происходит развитие познавательного интереса. Основными условиями развития, которого является наличие нового, необычного вида работы на занятиях, проявление самостоятельности учащимися в творческой деятельности, создание проблемных ситуаций на занятиях.
Таким образом, педагогические условия по организации работы на уроках по изобразительному искусству путем освоения традиционной русской вышивки выступают как средство развития познавательного интереса у школьников.
Гипотеза исследования педагогических исследований развития познавательного интереса школьников на занятиях изобразительного искусства была реализована.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были проанализированы особенности развития познавательного интереса школьников, роль изобразительного искусства в развитии познавательного интереса учащихся, обобщены методы обучения и педагогические условия развития познавательного интереса школьников, раскрыты основные приемы создания панно в технике вышивка «Орловский спис».
B ходе анализа методической литературы были выделены методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса школьников такие как словесные, к которым относятся рассказ, беседа, напоминание, поощрение, художественное слово, совет; наглядные, такие как показ наглядных пособий, показ последовательности действий при выполнении работы вышивки, педагогический рисунок на доске, создание презентаций, проведение просмотров и анализа работ школьников; практические, в ходе которых школьники вышивают творческие работы; игровые.
B ходе выполнения экспериментальной части исследования работа проводилась с учащимися среднего школьного возраста в МБОУ СОШ № 40 г.Белгорода.
B связи с поставленными целями и задачами выпускной квалификационной работы были разработаны и проведены занятия с школьниками, направленные на развитие познавательного интереса при освоение традиционной русской вышивки, в ходе которых были составлены методические разработки конспектов занятий, подобран наглядный материал, разработаны критерии диагностики уровня развития познавательного интереса.
По завершению констатирующего и контрольного этапов проведенного эксперимента работы школьников были проанализированы, а результаты отображены в таблицах.
По результатам экспериментальной работы можно сделать вывод - гипотеза исследования подтвердилась.
Таким образом, в ходе проведения эксперимента было доказано, что предложенная методика развития познавательного интереса дала положительные результаты, так как уровень развития познавательной активности школьников экспериментальной группы повысился до 60%.
B процессе работы над практической частью было создано панно в технике вышивка «Орловский спис».
B приложении представлены: анкета для диагностики развития
познавательного интереса, технологическая карточка, схемы вышивок «бранок», фотографии эскизов и творческих работ детей.
Таким образом, в ходе исследования, были успешно выполнены теоретическая часть, педагогический эксперимент по теме «Развитие познавательного интереса у школьников путем освоения традиционных приемов русской вышивки» и создана творческая декоративная работа панно в технике вышивка «Орловский спис».



1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Завед/ А.С Белкин. - М.: Академия, 2006. - с. 357.
2. Беляев М.Ф. Психология интереса /. М.Ф. Беляев - М., 2008. - с. 122.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2008. - 123 с.
4. Власов В. Г. Декоративно-прикладное искусство. Программа курса. / В.Г. Власов - СПб., Питер, 2007.- с. 12.
5. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский - М.: Современное слово, 2008. -с. 480.
6. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А.Гордон // Радяньска школа, 2000. - №11- с. 33
7. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию;с.89
8. Ерёменко Т. Вышивка (Техника Приёмы Изделия) / Т. Ерёменко. - М., изд-во АСТ-ПРЕСС, 2000 , с. 48
9. Иванова А.А. Вышитый пейзаж: Вышивка/А. А. Иванова. - Изд.: Культура и традиции, 2004. - с. 48.
10. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание / Д.А. Кикнадзе; под ред. и при участии проф. В.Г. Афанасьева. - М., 1968. - с. 210.
11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2005. - 70 с.
12. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах/ В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984. - с. 192.
13. Куликова Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание / Т.А. Куликова. СПб: ГРМ- 2011.- с. 38.
14. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев - М.: Прометей, Юрайт, 2008. - 464 с.
15. Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся./ В.Н. Максимова - М.: 2002. - с.134.
16. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / С.П. Манукян / Ред. А.М. Матюшкин, А.В.Брушлинский. - 1984. - №4 июль-август 1984. - с. 130-134
17. Маркова А.К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности /
А.К.Маркова //Сов.педагогика. 2009. - №11.-С. 63-71
18. Маркова А.К. Пути исследования мотивов учебной деятельности школьников / А.К. Маркова // Вопр. психологии. 2000. - №5. - с. 63-71
19. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории/ М.И.Махмутов. - М., 1978. - с. 320.
20. Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе / Б.В. Нешумов. - М.: Просвещение-АСТ, 2000. - 146 с.
21. Ньюхауз С. Вышивка пейзажей / С. Ньюхауз. - Р. н/Д: Феникс, 2003. - с. 64.
22.Осипов Ю.С. Большая Российская энциклопедия/Ю.С.Осипов. - Спб., БРЭ, 2002. - с. 18900.
23. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства / В.М. Романенко // Преподавание технологии. - М.: Изд-во Дом «Первое сентября», 2004. - 86 с.
24. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. —2-е изд., допол. иперераб. / Н.Н. Ростовцев. - М., Агар, 1998. - с. 256.
25. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии /А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2010. — с. 143
26. Русакова Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс/ Т.Г. Русакова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - с. 178.
27. Савельева О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. М.: Просвещение 2006. - с. 133.
28. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб.пособие к спецкурсу / Ф.К.Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича. 2009. - с.130
29. Ушинский К.Д. Теоретические проблемы воспитания и образования. О пользе педагогической литературы: Собрание сочинений / К.Д.Ушинский. - М., 1974г. - с.103-106
30. Фроловская М.Н. Педагогика искусства / М.Н Фроловская - Барнаул: Издательство АГУ, 2007. - 130 с.
31. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов. - 7-е изд., - М.: Университетское, 2002. - 560с.
32. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе /
А.С. Хворостов. - М.: Просвещение, 1981. - 166 с.
33. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе/
А. С. Хворостов - М., Просвещение, 1998. - с.170.
34. Хворостян А.С. Декаративно-прикладное искусство/ А.С. Хворостян. - М., Просвещение, 2000. - с. 175.
35. Шорохов Е.В. Основы композиции/ Е.В. Шорохов - М., 1979. - с.199.
36. Шпикалова Т.Я. Программы средней общеобразовательной школы.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно¬
прикладного искусства 1- 8 кл./ Т.Я.Шпикалова. М., Дрофа, 2006. - с. 122.
37. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе / Г.И.Щукина. - М., 2009. - №7- с. 97.
38. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М., Педагогика, 1998.- с. 204.
39. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г.И. Щукина. — М., Педагогика, 2010. — с. 241-246
40. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль/ М.С Якимова — 2012. — № 4. — с. 122—124.
Электронные ресурсы
41. Власкина Ю.В. Формирование познавательного интереса и
познавательной активности младших школьников / Ю.В. Власкина // [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/589424/(Дата обращения: 17.10.2017).
42. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» / В.Б. Косминская, Н.Б.Халезова // [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/1255547/(Дата
обращения: 10.01.2018).
43. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников/
А. М. Матюшкин //[Электронный ресурс]: http://bookfi.org/book/527308
(Дата обращения: 13.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ