ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИП КИРИЛИН «АВТОКОМПЛЕКС 777»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Определение понятия «организационная культура» и ее
типы 8
1.2. Основные подходы к диагностике организационной
культуры 27
1.3. Условия формирования организационной культуры 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИП КИРИЛИН П.Н.
«АВТОКОМПЛЕКС 777» 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Исследование формирования и развития организационной
культуры 47
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИП КИРИЛИН П.Н.
«АВТОКОМПЛЕКС 777» 64
3.1 Программа формирования и развития организационной культуры 64
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Определение понятия «организационная культура» и ее
типы 8
1.2. Основные подходы к диагностике организационной
культуры 27
1.3. Условия формирования организационной культуры 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИП КИРИЛИН П.Н.
«АВТОКОМПЛЕКС 777» 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Исследование формирования и развития организационной
культуры 47
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИП КИРИЛИН П.Н.
«АВТОКОМПЛЕКС 777» 64
3.1 Программа формирования и развития организационной культуры 64
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Магистерская диссертация посвящена проблеме формирования и развития организационной культуры в российских предприятиях сферы торговли и услуг. Вопросы формирования организационной культуры являются достаточно актуальными в условиях всевозрастающей рыночной конкуренции и требующей детальной проработки темы.
Организационная культура и тот климат, который складывается в организации, оказывают самое непосредственное влияние на трудовую мотивацию работников. Организационная культура определяет стратегию предприятия; цели и средства их достижения, а также критерии эффективности в достижении намеченных целей.
Организационная культура обеспечивает более тесную коммуникацию между членами организации основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек, общими для всех.
Для российских организаций актуальность темы организационной культуры особенно велика, поскольку новые экономические преобразования нуждаются в формировании ценностных приоритетов на уровне общества и организаций. Так, по мнению многих ученых, недооценка культуры, национальных особенностей менталитета негативно сказалась на первых результатах рыночных реформ в России, а потому сегодня следует более внимательно анализировать возможности и ограничения преобразований, учитывая национальный фактор организационной культуры.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью использования принципов формирования и развития организационной культуры именно для предприятий торговой сферы и сферы услуг, и недостаточной разработанностью этого направления в отечественной теории управления организацией.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы
организационной культуры находят широкое отражение в экономике, психологии, политологии, социологии, тесно переплетаясь с исследованиями в области управления экономическими объектами. Основные направления изучения организационной культуры - это изучение её функций и содержания, диагностики, условий формирования и возможностей изменения в заданных параметрах. Из отечественных авторов наиболее широко эти темы отражают А.И. Пригожин, О.Г.Тихомирова, А.Н. Чаплина,
Е.И. Шаталова, и др. Отдельные научные исследования, посвященные управлению организационной культурой, встречаются у таких авторов, как Р. Акофф, И.В. Грошев, С. Джонсон, С. Дэвис, Дж. Лорш, Г. Шварц и др. Наиболее фундаментальные исследования структуры, уровней, типологии организационных культур принадлежат зарубежным авторам: Э. Шейну,
К. Камерону, Р. Куину, Д. МакГрегору, В. Оучи, Д. Денисону.
Целью магистерской диссертации является выявление основных элементов и факторов формирования и развития организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
В соответствии с поставленной целью, в процессе написания магистерской диссертации были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность, содержание организационной культуры, ее виды;
2) проанализировать методы формирования и поддержания организационной культуры;
3) определить факторы, влияющие на формирование организационной культуры;
5) провести эмпирическое исследование организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777», выявить ее сильные и слабые стороны;
6) разработать программу по формированию и развитию
организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе формирования и развития организационной культуры.
Объект исследования - организационная культура в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» .
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления организационной культурой торговых предприятий для стратегии развития. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Эмпирическая база исследования представлена локальными нормативными актами, статистическими данными, бухгалтерской отчетностью организации, результатами собственного исследования автора, проведенного в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Методы исследования. При выполнении диссертационного исследования применялась совокупность общенаучных методов познания, использованная в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для изучения рассматриваемой в диссертации проблемы задействованы статистический, аналитический, сравнительный и экспертный методы. Кроме того использован метод сравнительного анализа управленческих процессов, анализ экономических, социологических трудов, документальных материалов, а также эмпирические методы: наблюдение, моделирование.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что основными причинами невысокой эффективности деятельности персонала организации являются неразвитость теоретико-методологической и нормативной базы формирования организационной культуры, разрозненность системы управления развитием организационной культуры и слабость технологического обеспечения системы управления организационной культурой предприятия.
Положения, выносимые на защиту:
1) в том случае, когда организационная культура разрабатывается для введения инноваций, результатом деятельности могут быть повышение трудовой эффективности персонала, разработка интеллектуальной собственности компании. Все это дает возможность получить преимущества в конкурентной борьбе, благодаря наличию уникальных разработок, технологий, продукции.
2) подробный анализ организационной культуры на основе применения научно-обоснованных методик позволяет своевременно выявлять проблемы формирования и развития организационной культуры и предотвращать негативные последствия для деятельности организации.
3) программа формирования и развития организационной культуры позволит сотрудникам выйти на желаемый показатель эффективности деятельности организации.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» в условиях динамично развивающейся среды, а также возможность применения разработанной программы к формированию и развитию организационной культуры на предприятии.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством предприятия ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» с целью совершенствования существующей организационной культуры предприятия, в результате чего уровень эффективности работы коллектива повысится, что отразится на снижении показателя текучести кадров и увеличении прибыли предприятия.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования опубликованы в Сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ - эссе «Мейнстримы HR-управления: стратегический подход и системный опыт» (12-13 января 2017 года) и международном научно-практическом журнале "Экономика и социум".
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Организационная культура и тот климат, который складывается в организации, оказывают самое непосредственное влияние на трудовую мотивацию работников. Организационная культура определяет стратегию предприятия; цели и средства их достижения, а также критерии эффективности в достижении намеченных целей.
Организационная культура обеспечивает более тесную коммуникацию между членами организации основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек, общими для всех.
Для российских организаций актуальность темы организационной культуры особенно велика, поскольку новые экономические преобразования нуждаются в формировании ценностных приоритетов на уровне общества и организаций. Так, по мнению многих ученых, недооценка культуры, национальных особенностей менталитета негативно сказалась на первых результатах рыночных реформ в России, а потому сегодня следует более внимательно анализировать возможности и ограничения преобразований, учитывая национальный фактор организационной культуры.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью использования принципов формирования и развития организационной культуры именно для предприятий торговой сферы и сферы услуг, и недостаточной разработанностью этого направления в отечественной теории управления организацией.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы
организационной культуры находят широкое отражение в экономике, психологии, политологии, социологии, тесно переплетаясь с исследованиями в области управления экономическими объектами. Основные направления изучения организационной культуры - это изучение её функций и содержания, диагностики, условий формирования и возможностей изменения в заданных параметрах. Из отечественных авторов наиболее широко эти темы отражают А.И. Пригожин, О.Г.Тихомирова, А.Н. Чаплина,
Е.И. Шаталова, и др. Отдельные научные исследования, посвященные управлению организационной культурой, встречаются у таких авторов, как Р. Акофф, И.В. Грошев, С. Джонсон, С. Дэвис, Дж. Лорш, Г. Шварц и др. Наиболее фундаментальные исследования структуры, уровней, типологии организационных культур принадлежат зарубежным авторам: Э. Шейну,
К. Камерону, Р. Куину, Д. МакГрегору, В. Оучи, Д. Денисону.
Целью магистерской диссертации является выявление основных элементов и факторов формирования и развития организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
В соответствии с поставленной целью, в процессе написания магистерской диссертации были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность, содержание организационной культуры, ее виды;
2) проанализировать методы формирования и поддержания организационной культуры;
3) определить факторы, влияющие на формирование организационной культуры;
5) провести эмпирическое исследование организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777», выявить ее сильные и слабые стороны;
6) разработать программу по формированию и развитию
организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе формирования и развития организационной культуры.
Объект исследования - организационная культура в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» .
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления организационной культурой торговых предприятий для стратегии развития. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Эмпирическая база исследования представлена локальными нормативными актами, статистическими данными, бухгалтерской отчетностью организации, результатами собственного исследования автора, проведенного в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Методы исследования. При выполнении диссертационного исследования применялась совокупность общенаучных методов познания, использованная в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для изучения рассматриваемой в диссертации проблемы задействованы статистический, аналитический, сравнительный и экспертный методы. Кроме того использован метод сравнительного анализа управленческих процессов, анализ экономических, социологических трудов, документальных материалов, а также эмпирические методы: наблюдение, моделирование.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что основными причинами невысокой эффективности деятельности персонала организации являются неразвитость теоретико-методологической и нормативной базы формирования организационной культуры, разрозненность системы управления развитием организационной культуры и слабость технологического обеспечения системы управления организационной культурой предприятия.
Положения, выносимые на защиту:
1) в том случае, когда организационная культура разрабатывается для введения инноваций, результатом деятельности могут быть повышение трудовой эффективности персонала, разработка интеллектуальной собственности компании. Все это дает возможность получить преимущества в конкурентной борьбе, благодаря наличию уникальных разработок, технологий, продукции.
2) подробный анализ организационной культуры на основе применения научно-обоснованных методик позволяет своевременно выявлять проблемы формирования и развития организационной культуры и предотвращать негативные последствия для деятельности организации.
3) программа формирования и развития организационной культуры позволит сотрудникам выйти на желаемый показатель эффективности деятельности организации.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» в условиях динамично развивающейся среды, а также возможность применения разработанной программы к формированию и развитию организационной культуры на предприятии.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством предприятия ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» с целью совершенствования существующей организационной культуры предприятия, в результате чего уровень эффективности работы коллектива повысится, что отразится на снижении показателя текучести кадров и увеличении прибыли предприятия.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования опубликованы в Сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ - эссе «Мейнстримы HR-управления: стратегический подход и системный опыт» (12-13 января 2017 года) и международном научно-практическом журнале "Экономика и социум".
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Как уже говорилось, организационная культура может стать мощным инструментом для повышения эффективности предприятия за счет процессов активного влияния на человека окружающей его организационной средой, за счет действий процессов социализации и его активной деятельности, активного включения в социальную среду организации и профессиональных взаимоотношений. На основе проведенных исследований, сделано заключение, о сформировавшейся организационной культуре на предприятии, которая вместо использования дополнительных резервов тормозит развитие и снижает эффективность.
В процессе исследования были успешно реализованы следующие задачи:
- изучение теоретической основы проблемы роли и места организационной культуры в процессе управления персоналом и возможности повышения качества управления персоналом в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- проведен анализ основных направлений развития организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- изучена связь факторов организационной культуры и эффективности системы управления персоналом ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- разработан и обоснован организационный проект совершенствования организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Выявлены факторы, оказывающие влияние на организационную культуру:
• присутствие разработанной философии и миссии организации;
• наличие разделяемых ценностей;
• присутствие носителей ценностей;
• заинтересованность руководства в наличие организационной культуры;
• следование руководства провозглашенным ценностям.
К основным механизмам управления организационной культурой относятся:
• создание неписанных сводов и правил, которыми руководствуется организация;
• создание положений и программ, которые привносят ценностные ориентации в работу организации;
• поддержание процесса социализации для сотрудников;
• постоянный мониторинг системы организационной культуры, а также использование методик диагностики и анализа процесса изменений ценностных ориентаций и внешней среды.
В результате разработки проекта совершенствования организационной культуры как инструмента управления персоналом, стало возможно получение значимых результатов, таких как:
• снижение издержек по поиску нового персонала;
• повышение качества обслуживания клиентов;
• повышение конкурентоспособности организации;
• улучшение организационного климата в компании;
• формирование лояльности у сотрудника c первых дней его работы в организации;
• удовлетворенность работой и компанией в целом.
В процессе исследования были успешно реализованы следующие задачи:
- изучение теоретической основы проблемы роли и места организационной культуры в процессе управления персоналом и возможности повышения качества управления персоналом в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- проведен анализ основных направлений развития организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- изучена связь факторов организационной культуры и эффективности системы управления персоналом ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- разработан и обоснован организационный проект совершенствования организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Выявлены факторы, оказывающие влияние на организационную культуру:
• присутствие разработанной философии и миссии организации;
• наличие разделяемых ценностей;
• присутствие носителей ценностей;
• заинтересованность руководства в наличие организационной культуры;
• следование руководства провозглашенным ценностям.
К основным механизмам управления организационной культурой относятся:
• создание неписанных сводов и правил, которыми руководствуется организация;
• создание положений и программ, которые привносят ценностные ориентации в работу организации;
• поддержание процесса социализации для сотрудников;
• постоянный мониторинг системы организационной культуры, а также использование методик диагностики и анализа процесса изменений ценностных ориентаций и внешней среды.
В результате разработки проекта совершенствования организационной культуры как инструмента управления персоналом, стало возможно получение значимых результатов, таких как:
• снижение издержек по поиску нового персонала;
• повышение качества обслуживания клиентов;
• повышение конкурентоспособности организации;
• улучшение организационного климата в компании;
• формирование лояльности у сотрудника c первых дней его работы в организации;
• удовлетворенность работой и компанией в целом.



