ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Определение понятия «организационная культура» и ее
типы 8
1.2. Основные подходы к диагностике организационной
культуры 27
1.3. Условия формирования организационной культуры 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИП КИРИЛИН П.Н.
«АВТОКОМПЛЕКС 777» 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Исследование формирования и развития организационной
культуры 47
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИП КИРИЛИН П.Н.
«АВТОКОМПЛЕКС 777» 64
3.1 Программа формирования и развития организационной культуры 64
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Магистерская диссертация посвящена проблеме формирования и развития организационной культуры в российских предприятиях сферы торговли и услуг. Вопросы формирования организационной культуры являются достаточно актуальными в условиях всевозрастающей рыночной конкуренции и требующей детальной проработки темы.
Организационная культура и тот климат, который складывается в организации, оказывают самое непосредственное влияние на трудовую мотивацию работников. Организационная культура определяет стратегию предприятия; цели и средства их достижения, а также критерии эффективности в достижении намеченных целей.
Организационная культура обеспечивает более тесную коммуникацию между членами организации основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек, общими для всех.
Для российских организаций актуальность темы организационной культуры особенно велика, поскольку новые экономические преобразования нуждаются в формировании ценностных приоритетов на уровне общества и организаций. Так, по мнению многих ученых, недооценка культуры, национальных особенностей менталитета негативно сказалась на первых результатах рыночных реформ в России, а потому сегодня следует более внимательно анализировать возможности и ограничения преобразований, учитывая национальный фактор организационной культуры.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью использования принципов формирования и развития организационной культуры именно для предприятий торговой сферы и сферы услуг, и недостаточной разработанностью этого направления в отечественной теории управления организацией.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы
организационной культуры находят широкое отражение в экономике, психологии, политологии, социологии, тесно переплетаясь с исследованиями в области управления экономическими объектами. Основные направления изучения организационной культуры - это изучение её функций и содержания, диагностики, условий формирования и возможностей изменения в заданных параметрах. Из отечественных авторов наиболее широко эти темы отражают А.И. Пригожин, О.Г.Тихомирова, А.Н. Чаплина,
Е.И. Шаталова, и др. Отдельные научные исследования, посвященные управлению организационной культурой, встречаются у таких авторов, как Р. Акофф, И.В. Грошев, С. Джонсон, С. Дэвис, Дж. Лорш, Г. Шварц и др. Наиболее фундаментальные исследования структуры, уровней, типологии организационных культур принадлежат зарубежным авторам: Э. Шейну,
К. Камерону, Р. Куину, Д. МакГрегору, В. Оучи, Д. Денисону.
Целью магистерской диссертации является выявление основных элементов и факторов формирования и развития организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
В соответствии с поставленной целью, в процессе написания магистерской диссертации были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность, содержание организационной культуры, ее виды;
2) проанализировать методы формирования и поддержания организационной культуры;
3) определить факторы, влияющие на формирование организационной культуры;
5) провести эмпирическое исследование организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777», выявить ее сильные и слабые стороны;
6) разработать программу по формированию и развитию
организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе формирования и развития организационной культуры.
Объект исследования - организационная культура в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» .
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления организационной культурой торговых предприятий для стратегии развития. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, метод классификации и другие общенаучные методы к изучаемой проблеме в исследовании.
Эмпирическая база исследования представлена локальными нормативными актами, статистическими данными, бухгалтерской отчетностью организации, результатами собственного исследования автора, проведенного в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Методы исследования. При выполнении диссертационного исследования применялась совокупность общенаучных методов познания, использованная в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для изучения рассматриваемой в диссертации проблемы задействованы статистический, аналитический, сравнительный и экспертный методы. Кроме того использован метод сравнительного анализа управленческих процессов, анализ экономических, социологических трудов, документальных материалов, а также эмпирические методы: наблюдение, моделирование.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что основными причинами невысокой эффективности деятельности персонала организации являются неразвитость теоретико-методологической и нормативной базы формирования организационной культуры, разрозненность системы управления развитием организационной культуры и слабость технологического обеспечения системы управления организационной культурой предприятия.
Положения, выносимые на защиту:
1) в том случае, когда организационная культура разрабатывается для введения инноваций, результатом деятельности могут быть повышение трудовой эффективности персонала, разработка интеллектуальной собственности компании. Все это дает возможность получить преимущества в конкурентной борьбе, благодаря наличию уникальных разработок, технологий, продукции.
2) подробный анализ организационной культуры на основе применения научно-обоснованных методик позволяет своевременно выявлять проблемы формирования и развития организационной культуры и предотвращать негативные последствия для деятельности организации.
3) программа формирования и развития организационной культуры позволит сотрудникам выйти на желаемый показатель эффективности деятельности организации.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» в условиях динамично развивающейся среды, а также возможность применения разработанной программы к формированию и развитию организационной культуры на предприятии.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством предприятия ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777» с целью совершенствования существующей организационной культуры предприятия, в результате чего уровень эффективности работы коллектива повысится, что отразится на снижении показателя текучести кадров и увеличении прибыли предприятия.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования опубликованы в Сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ - эссе «Мейнстримы HR-управления: стратегический подход и системный опыт» (12-13 января 2017 года) и международном научно-практическом журнале "Экономика и социум".
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Как уже говорилось, организационная культура может стать мощным инструментом для повышения эффективности предприятия за счет процессов активного влияния на человека окружающей его организационной средой, за счет действий процессов социализации и его активной деятельности, активного включения в социальную среду организации и профессиональных взаимоотношений. На основе проведенных исследований, сделано заключение, о сформировавшейся организационной культуре на предприятии, которая вместо использования дополнительных резервов тормозит развитие и снижает эффективность.
В процессе исследования были успешно реализованы следующие задачи:
- изучение теоретической основы проблемы роли и места организационной культуры в процессе управления персоналом и возможности повышения качества управления персоналом в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- проведен анализ основных направлений развития организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- изучена связь факторов организационной культуры и эффективности системы управления персоналом ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777»;
- разработан и обоснован организационный проект совершенствования организационной культуры в ИП Кирилин П.Н. «Автокомплекс 777».
Выявлены факторы, оказывающие влияние на организационную культуру:
• присутствие разработанной философии и миссии организации;
• наличие разделяемых ценностей;
• присутствие носителей ценностей;
• заинтересованность руководства в наличие организационной культуры;
• следование руководства провозглашенным ценностям.
К основным механизмам управления организационной культурой относятся:
• создание неписанных сводов и правил, которыми руководствуется организация;
• создание положений и программ, которые привносят ценностные ориентации в работу организации;
• поддержание процесса социализации для сотрудников;
• постоянный мониторинг системы организационной культуры, а также использование методик диагностики и анализа процесса изменений ценностных ориентаций и внешней среды.
В результате разработки проекта совершенствования организационной культуры как инструмента управления персоналом, стало возможно получение значимых результатов, таких как:
• снижение издержек по поиску нового персонала;
• повышение качества обслуживания клиентов;
• повышение конкурентоспособности организации;
• улучшение организационного климата в компании;
• формирование лояльности у сотрудника c первых дней его работы в организации;
• удовлетворенность работой и компанией в целом.
1. Агеев, А. Организационная культура современной корпорации / А. Агеев, М. Грачев // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - №6. - С. 43-56.
2. Албастова, Л.Н. Технология эффективного менеджмента / Л.Н. Албастова. - М.: Изд-во ПРИОР, 2014. - 288 с.
3. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2013. - 267 с.
4. Блауберг, И.В. Системный подход и системный анализ / И.В. Блауберг, Э.М. Мирский, В.Н. Садовский // Системные исследования. - М.,
2015. - С. 47-64.
5. Богданов, А.А. Тектология / А.А. Богданов. - М., 2008. - 664 с.
6. Бородкин, Л.И. Моделирование взаимодействия в системе «народ-
правительство»: модификация модели Вайдлиха / Л.И. Бородкин //
Математическое моделирование исторических процессов. - M., 2014. - С. 122-142.
7. Брянский, В.П. Теоретические основания социальной синергетики / В.П. Брянский // Петербургская социология. - 2014. - № 1. - С. 148-179.
8. Будон, P. Социальные механизмы без «черных ящиков» / Р. Будон // Социология на пороге XXI века. - M., 2015. - С. 109-128.
9. Будон, Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Р. Будон. - М.: Аспект Пресс. -2013. - 284 с.
10. Бургин, М.С. Введение в современную точную методологию науки / М.С. Бургин, В.И. Кузнецов. - М.: Аспект Пресс,2016. - 246 с.
11. Бурков, В.Н. Модели и методы управления организационными системами / В.Н. Бурков, В.К. Ириков. - М.: Наука,2013. - 355 с.
12. Бурков, В.Н. Механизмы функционирования организационных систем / В.Н. Бурков, В.В. Кондратьев. - М.,2017. - 227 с.
13. Бюль, В.Л. Изменение культуры: к динамической социологии культуры / В.Л. Бюль // Общественные науки за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 141-145.
14. Василенко, Е.И. Топология организационной культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук; 09.00.13 / Е.И. Василенко; Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. - Ростов н/Д, 2013. - 25 с.
15. Гвоздкова Г.Ю. Стратегическое управление организационной культурой в предпринимательской деятельности (на примере предприятий сферы услуг Кировской области) : автореф. дис. ... канд. эконом. Наук / Г.Ю. Гвоздкова. - М.: МФПА, 2016. - 24 с.
16. Горохов, Б. Технологический менеджмент: от теории к практике (на примере научно-информационных организаций) / Б. Горохов // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 2. - С. 107-114.
17. Гришиани, Д.М. Организация и управление / Д.М. Гришиани; Моск. ин-т экономики, политики и права. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд-во МГПУ им. Н.Э. Баумана, 2015. - 331 с.
18. Грищенко, Ж.М. Социальный портрет предпринимателя / Ж.М. Грищенко, И.Н. Лапша, Л.Г. Новикова // Социологические исследования. - 2014. - №10. - С. 53-61.
19. Грошев И.В. Организационная культура в системе менеджмента современного российского предпринимательства: дис. ... док. эконом. наук / И.В. Грошев. - Тамбов: ТГУ, 2014. - 493 с.
20. Гуияр, Ф.Ж. Преобразование организации: пер. с англ. / Ф.Ж. Гуияр, Д.Н. Келли. - М.: Дело, 2015. - 376 с.
21. Дятченко, Л.Я. Формирование социально-технологической культуры школьников в регионе: Монография / Л.Я. Дятченко, В.П. Бабинцев, Т.И. Морозова. - Белгород: БелГУ, 2013 - 162 с.
22. Заржевский, С.Г. Организационная культура в современной России:
(Социал.-филос. аспект): автореф. дис. ... канд. филос. наук / С.Г.
Заржевский; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.,
2014. - 23 с.
23. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. - СПб: Питер, 2014. - 320 с.
24. Катков, В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии / В. Катков // Управление персоналом. - 2014. - № 2. - С. 66-70.
25. Кочеткова, А.И. Введение в организационное поведение / А.И. Кочеткова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2016. - 512 с.
26. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А.И. Кочеткова. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2014. - 384 с.
27. Кредисов, А.И. История учений менеджмента / А.И. Кредисов. - Киев: ВИРА-Р, 2013. - 336 с.
28. Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Дело, 2014. - 398 с.
29. Магура, М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2015. - 376 с.
30. Магура, М. Организационная культура как средство реализации организационных изменений / М. Магура // Управление персоналом. - 2016.
- № 1. - С. 24-30.
31. Место и роль организационной культуры в антикризисном
управлении. - Режим доступа: // http:/ crisis.ru/anti-2. html
32. Молл, Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: учеб.
пособие / Е.Г. Молл. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 160 с.
33. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис. - СПб.: Питер, 2000.
- 447 с.
34. Острейковский, В.А. Теория систем / В.А. Острейковский. - М.: Высшая школа,2017.
35. Перепелкин, О.В. Российский предприниматель: штрихи к
социальному портрету / О.В. Перепелкин // Социологические исследования. -
2013. - № 2. - С. 35-40.
36. Плотинский, Ю.М. Модели социальных систем и современность / Ю.М. Плотинский // Вестник МГУ. Сер. 18. - 2013. - № 4. - С. 96-107.
37. Погорадзе, А.А. Культура производства: сущность и факторы развития / А.А. Погорадзе. - Новосибирск: Наука. Сибир. отд-ние, 2015. - 206 с.
38. Подьоло, Ж. Социальный порядок: принципы социологического анализа / Ж. Подьоло // Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. - М., 2014. - С. 93-110.
39. Почебут, Л.Г. Организационная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Речь, 2015. - 296 с.
40. Пригожин, А.И. Деловая культура: сравнительный анализ / А.И. Пригожин // Социологические исследования. - 2016. - № 9. - С. 74-80.
41. Рылова А.П. Повышение эффективности организационной культуры внешне экономической службы промышленного предприятия автореф. дис. ... канд. эконом. Наук / А.П. Рылова. - Екатеринбург: УГТУ,
2016. - 24 с.
42. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании / Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 624 с.
43. Спивак, В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. - СПб.: Питер,
2013. - 352 с.
44. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2016. - С. 113.
45. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ,2017. - 576 с.
46. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии. - Режим доступа: // http://www.mte.ru
47. Фосис, П. 30 минут для овладения методами мотивации персонала: [Перевод] / П. Фосис. - М.: Лори, 2017. - 80 с.
48. Фоткин, Л.В. Управленческая культура в финансовой организации / Л.В. Фоткин, Д.С. Петросян, А.В. Раскатов // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2013. - № 1. - С. 67-76.
49. Чернышева З. А. Методика формирования и оценка эффективности организационной культуры предпринимательской деятельности: Дис. ... канд. экон. Наук / З. А. Чернышева. - Санкт-Петербург: СПб., 2013. - 153 с.
50. Шаповалова, И.С. Коллективообразование малых групп: автореф. дис. ... канд. социол. наук / И.С. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГТАСМ,
2015. - 20 с.
51. Шаповалова, И.С. Моделирование организационной культуры / И.С. Шаповалова // Научные ведомости БелГУ. - Белгород: БелГУ, 2013. - № 5. - С. 159-167.
52. Шаповалова, И.С. Управление и изучение организационной культуры / И.С. Шаповалова // Проблемы экономики и управления. - Казань: РОНИ, 2015. - № 1-2. - С. 143-146.
53. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учеб.
/ Г.М. Шеламова. - М.: Профобриздат, 2014. - 127 с.
54. Шихирев, П.Н. От столкновения деловых культур к становлению их общей основы / П.Н. Шихирев // Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию / Р.Д. Льюис.
- М.: Дело, 2016. - С. 7-17.
55. Штайрер, Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы / Й. Штайрер // Проблемы теории и практики управления. - М., 2015. - № 4. -
С. 102-106.
56. Шэннон, Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука / Р. Шэннон. - М.: Мир, 2014.
57. Щербина, В.В. Социальные теории организации: словарь / В.В. Щербина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 264 с.
58. Щербина, С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции / С.В. Щербина // Социологические исследования. - 2017. - № 7. - С. 47-55.
59. Элвессон, М. Организационная культура / М. Элвессон. - : Изд-во Гуманитарный центр, 2014. - 460 с.
60. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология,
программа, методы / В.А. Ядов. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2013.
61. Яковец, Ю. В. Циклы, кризисы, прогнозы / Ю.В. Яковец. - М.: Наука, 2014. - 448 с.
62. Яковец, Ю.В. Эпохальные научные инновации XXI века / Ю.В. Яковец. - М., 2016.