Введение 3
1. Теоретические основы проведения маркетингового анализа
деятельности предприятия 6
1.1. Понятие, этапы и направления маркетингового анализа 6
1.2. Основные инструменты эффективной организации маркетинговой
деятельности 11
1.3. Информация в маркетинговом анализе 16
2. Исследование деятельности АО «Тандер» за период 2014-2016 гг с
позиции маркетингового анализа 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Тандер» и
ПАО «Магнит» АО «Тандер» 20
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Магнит» АО
«Тандер» 27
2.3. Маркетинговый анализ деятельности ПАО «Магнит» АО
«Тандер» 33
3. Совершенствование маркетингового анализа в деятельности ПАО
«Магнит» АО «Тандер» на основе внедрения информационных маркетинговых технологий 49
3.1. Информационная система Marketing Analytic 6: характеристика,
возможности и преимущества 49
3.2. Интернет-маркетинг: «Управление покупками клиентов» 55
Заключение 63
Список использованных источников 69
Приложения
Маркетинг является одним из ключевых видов деятельности современного рынка России.
Рыночная экономика требует от торговых предприятий повышения рентабельности их деятельности, конкурентоспособности предлагаемых к продаже товаров и услуг, используя результаты научно-технического прогресса, эффективных форм управления, компетентного маркетинга и активации предпринимательства.
Для того чтобы добиться высоких результатов при ведении бизнеса и получить возможность вести успешную конкурентную борьбу, необходимо подробно ознакомиться с состоянием и перспективами рынка, его главными сегментами, желаниями и вкусами потребителей в рамках целевого рынка.
Непосредственно, целесообразно создать товар с учетом потребительских предпочтений и с помощью установления приемлемой цены, донести до потенциального потребителя идею уникальности товара; найти квалифицированных посредников, чтобы товар оказался доступным и грамотно представленным публике, разработать правильную рекламную стратегию для товара таким образом, чтобы потребители были о нём достаточно осведомлены и захотели его приобрести.
С помощью инструментов маркетинга руководство организации получает необходимую информацию о том, какими критериями должен обладать товар, который хотят покупать потребители; о ценах которые они готовы заплатить, о том, в каких районах спрос на данные товары наиболее высокий, в каком регионе, где реализация продукции торгового предприятия может принести наибольшую прибыль.
В соответствии с основами маркетинга, предприятия достигают конкурентного преимущества благодаря формированию уникальных предложений, которые удовлетворяют запросы потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов.
Исходя из этого, можно утверждать, что тематика маркетингового анализа деятельности предприятия является актуальной и очевидной в условиях рыночных отношений.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и аналитических основ маркетингового анализа деятельности предприятия, а также разработка практических стратегических подходов к укреплению позиций предприятия на рынке.
Исследование базируется на общенаучных методах познания: систематизация и обобщение теоретической информации; сравнение, анализ, исследование и обработка данных; построение научных гипотез; определение выводов исследования, их систематизация.
Информационной базой для исследования послужила литература по теории и практике маркетинга следующих авторов: Ваганов А.С, Данченок Л.А., Панкрухин А.П., Цыпкин Ю.А.Нагапетьянца Н.А., Фатхутдинов Р.А., Шмелев Н.А.,Эриашвили Н.Д., Ховард К.А.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение,
три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, сформулирована цель и задачи работы, дана краткая характеристика методической и информационной базы.
В первой главе работы изучены теоретические основы маркетингового анализа: определены понятие маркетингового анализа, его этапы и направления; изучены основные методы маркетинговых исследований и основные инструменты эффективной организации маркетинговой деятельности.
Во второй главе произведена оценка экономической и финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Магнит» АО «Тандер», проанализирована деятельность предприятия с точки зрения маркетингового анализа. организации торгового предприятия.
В третьей главе осуществлена разработка практических предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности анализируемого предприятия, дано экономическое обоснование предложенных рекомендаций.
В заключении обобщены основные результаты проделанной работы, сформулированы выводы и предложения.
Изучение теоретических основ маркетингового анализа показало, что маркетинговый анализ представляет собой сбор данных о деятельности организации, изучение ее по основным направлениям (товар, цена, покупатели) и использование полученных результатов для определения направлений развития бизнеса в целом и его отдельных составляющих.
В современном мире маркетинг рассматривается с двух точек зрения: как функция сбыта и как идеология бизнеса.
Маркетинг является предпринимательской деятельностью,
сопряженной с переходом товаров и услуг от производителя к потребителю. Также зачастую, маркетинг выступает и как функция материально¬технического обеспечения экономической системы организации.
Анализ маркетинговой деятельности является новым направлением экономического анализа. Он представляет собой часть системы маркетинговых исследований, в которую входят такие процедуры, как систематический сбор, регистрация, обработка и анализ данных по вопросам, относящимся к рынку товаров, работ, услуг для принятия правильных управленческих решений.
В данном контексте необходимо сказать, что определяющими задачами, которые ставят перед собой компании, осуществляя создание и реализацию продукции, выступают выбор товаров и услуг, которые организация может производить; определение желаний потребителей; определение количества товара, которое можно продать; поиск рынков сбыта и способов распространения продукции; установление ценовой политики; установление продвижения продукции на рынке и рекламной политики; анализ качества и конкурентоспособности продукции.
В условиях конкурентной борьбы и изменяющейся системы рынка большое внимание уделяется результатам маркетинговых исследований, являющихся основой для определения сметы продаж и прибыли от продаж.
Маркетинговые исследования помогают предприятию решить стратегические задачи, в числе которых: определить основные
характеристики товаров или услуг, способных обеспечить их успех на рынке; установить возможность широкого производства товаров или услуг; осуществить анализ различных типов потенциальных потребителей и их мотивации; обозначить эффективные условия продажи товаров или услуг.
Основной целью маркетингового анализа является решение следующих проблем организации: исследование и определение потенциала рынка или продукта, о прогнозируемом объеме продаж, условиях сбыта, ценовой стоимости, возможностях потенциальных клиентов; изучение сбыта на определенной территории, рассматриваемой как наилучшей с точки зрения продаж, объема продаж на более эффективном рынке; анализ поведения конкурентов, стратегий их действий и их возможностей.
Итогом маркетингового анализа выступает создание маркетинговой стратегии организации, которая включает в себя выбор оптимального рынка и комплекса маркетинга, использование которых обеспечит максимальный эффект от продаж продукции.
Итоги маркетингового анализа могут использоваться организацией в следующих ключевых целях: при составлении маркетинговой стратегии компании, принятии решения о ее корректировке или изменении; при разработке краткосрочных задач маркетинговой и производственной деятельности, оценке их функционирования; при принятии решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов (в рамках используемой маркетинговой стратегии); в оценке руководителем текущего положения дел предприятия.
Исследуя основные инструменты эффективной организации маркетинговой деятельности, нами было выяснено, что в современном мире при проведении практической маркетинговой деятельности, организации используют большое количество методов маркетинговых исследований, использование которых направлено на создание эффективной маркетинговой
65 стратегии. Специалисты в сфере маркетинга непрерывно изучают образ жизни, уровень платежеспособности потенциальных покупателей и учитывают их возможности, для того чтобы выходя на рынок предложить тот товар, который бы точно заинтересовал покупателя.
Основные методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований как правило разбиваются на две группы: качественные и количественные.
Специалисты в области маркетинга применяют такие основные методики качественных исследований, как эксперимент; наблюдение; фокус-групповые дискуссии; личное интервью;
полуформализованные интервью (сочетание формализованного и свободного интервью).
В качестве количественных методов исследования выступают - методы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме. Их применение дает возможность получить числовые показатели исследуемых характеристик, при этом изучению подвергаются только часть объектов, которая составляет выборку.
Главной задачей количественных исследований является получение количественной информации о предметах исследования: потребителей, компаний, учреждений. Эти сведения демонстрируют действия покупателей и их реакцию при проведении конкретных мероприятий. Основополагающим является то, что при получении информации можно провести выборку и получить непредвзятую и достоверную информацию.
Таким образом, маркетинговый анализ предполагает многостороннее исследование ситуации на рынке, для того чтобы установить целесообразность принятия решений или же сгенерировать работу организации, согласно сформировавшейся конъюнктуре.
Маркетинговый анализ деятельности АО «Тандер» за период 2014-2016 гг показал, что основным видом деятельности АО «Тандер» является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая
66 напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности АО «Тандер» показал, что на протяжении анализируемого периода наблюдается положительная тенденция. Стоимость основных и оборотных средств возросла за этот же период времени. Такую же тенденцию мы можем наблюдать и в стоимости собственного и заемного капитала. Негативным моментом в развитии этих показателей можем считать превышение величины заемного капитала над собственным в 4 раза.
Основным видом бизнеса АО «Тандер», большую долю выручки, которого приносит в консолидированную отчетность компании, является крупнейшая розничная сеть в России «Магнит».
Целью ПАО «Магнит» является: «Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей».
Анализ ее финансово-хозяйственной деятельности показал, что не смотря на недостаточную ликвидность баланса ПАО «Магнит», компания является финансово устойчивой и рентабельной. Это свидетельствует о правильно выбранных стратегиях торговой деятельности: начиная от гибкого реагирования на изменения, происходящие во внешней среде до планирования деятельности компании и доведения всех товаров до конечного потребителя.
Маркетинговый анализ деятельности ПАО «Магнит» - это всестороннее изучение как внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на работу предприятия, так и внутренних, имеющих отношение к маркетингу компании, то есть к товарной, ценовой, ассортиментной, сбытовой политике и т.д.
Исследование рыночной среды показало, что на рынке действует большое количество конкурентов, три из которых являются ближайшими, то
67 есть занимаемые ими доли приблизительно равны.
Важным моментом в исследовании внешней среды ПАО «Магнит» АО «Тандер» и факторов ее формирующих явилось государственное регулирование торговой деятельности.
1. Российская Федерация. Госстандарт России. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения: Постановление Госстандарта России от11.08.1999г. № 242-ст // Нормативные документы.- http:ZZwww.consultant.ru.
2. Российская Федерация. Министерство промышленности и торговли. Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года: Приказ Минпромторга от 31.03.2011г. № 422 // Нормативные документы.- http:ZZwww.consultant.ru
3. Астратова, Г.В. Маркетинговые исследования на рынке органических продовольственных товаров. Особенности использования графического анализа [Текст]: научная монография / Г. В. Астратова, В. В. Климук, О. А. Рущицкая. - Екатеринбург : Ажур, 2016. - 159 с.
4. Афасенко, И.Д. Торговое дело: Учебник для вузов [Текст] / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.
5. Барамыко, Л.В. Методические подходы к формированию и оценке
эффективности товарной политики предприятия [Текст] / Л.В. Барамыко // Управление экономическими системами: электронный научный журнал [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZmetodicheskie-podhody-k-formirovaniyu-i- otsenke-effektivnosti-tovarnoy-politiki-predpriyatiya
6. Большой экономический словарь [Текст] / под. ред. А. Н. Азрилияна. - 2-е изд. доп. и перераб. - М. : Институт новой экономики, 2013. - 864 с.
7. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и
управление [Текст] : Учебник / Р.И. Бунеева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 450 с.
8. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность [Текст] : Учеб / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - Мн. : Выш. шк., 2016. - 352 с.
9. Волкова, О.А. Маркетинговый анализ как метод снижения
70 предпринимательского риска [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-analiz-kak-instrument-snizheniya- predprinimatelskogo-riska
10. Горфинкеля, В. Я. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / В. Я. Горфинкеля. - 6-е изд., перераб. и допол. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 718 с.
11. Данцова, Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой отчетности) [Текст] : практикум / Л.В.Донцова, Н.А. Никифорова. - 5-е изд., переаб. И доп. - М.: Дело и сервис, 2015. - 160 с.
12. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст]: Учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп.- М. : ИТК «Дашков и К°», 2013. - 696 с.
13. Ефименко, А.З. Маркетинговый анализ и управление развитием предприятий / А. З. Ефименко. - Москва : изд-во АСВ, 2016. - 288 с.
14. Жданова, А. О. Финансовый анализ предприятия [Текст] / А. О. Жданова. - М. : Инфра-М, 2014. - 332 с.
15. Жук, Е.С. Маркетинговый анализ и прогнозирование рынка: практический аспект [Текст] / Е.С. Жук // Вопросы регулирования экономики, 2013. - № 4. Том 4. - СС. 126-136.
16. Инвестиции: учеб. / А.Ю. Андрианов, С.В. Валдаейцев, П.В. Воробьев [и др.]; отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 584 с.
17. Калиева О.М. Способы и методы исследования маркетингового потенциала предприятия [Текст] / О.М. Калиева, О.П. Михайлова // Вестник ОГУ, 2015. - № 13. - СС.216-221.
18. Касьянова, Г.Ю. Торговая деятельность: учет и налообложение для индивидуальных предпринимателей [Текст] / Г.Ю. Касьянова.- М.: АБАК, 2017. - 544 с.
19. Качалов, А. М. Основы менеджмента и управленческой деятельности [Текст] : учеб. для вузов / А. М. Качалов. - Изд. 4-е, перераб. и
доп. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 383 с.
20. Кириллова, А. Т. Менеджмент и анализ [Текст] : учеб. пособие / А. Т. Кирилова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2013. - 479 с.
21. Киселица, Е.П. Маркетинг-менеджмент и маркетинговые исследования рынка [Текст] / Е.П. Киселица, А.В. Воронин. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2015. - 336 с.
22. Клименко, О.И. Экономика и управление народным хозяйством: учеб. пособие / О.И. Клименко. - Часть 1. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016.
- 432 с.
23. Клименко, О.И. Экономика и управление народным хозяйством: учеб. пособие / О.И. Клименко. - Часть 2. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016.
- 444 с.
24. Комлев, Е.Б. Маркетинговый анализ [Текст] : монография / Е.Б. Комлев ; Московский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2014. - 135 с.
25. Комлев, Е.Б. Маркетинговые стратегии и маркетинговый анализ в управлении проектами [Текст] : учебное пособие / Е. Б. Комлев ; Московский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2016. - 197 с.
26. Коротких, И.Ю. Основы коммерческой деятельности в схемах, рисунках, таблицах [Текст]: Учеб. пособие / И.Ю. Коротких.- Белгород: Кооперативное образование, 2013. - 390 с.
27. Костина, Г.Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие [Текст] / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. - М.: Омега-Л, 2013.
- 175 с.
28. Красовская, Е.А. Маркетинговый анализ конкуренции больших торговых центров России [Текст] / Е. А. Красовская, А. М. Ситжанова. - Оренбург : Университет, 2013. - 100 с.
29. Кром, О. Достижение преимущества в торговле. Перевод Самсонов П.А. / О.Кром, М.Кром. - М.: Изд-во «Попурри», 2015. - 448 с .
30. Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент на предприятиях [Текст] / А. Н. Люкшинов. - М. : Колос, 2013. - 367 с.
31. Маркетинговый анализ [Текст] : учебное пособие для студентов экономических специальностей / Б. И. Герасимов [и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. технический ун-т". - Тамбов : ТГТУ, 2012. - 87 с.
32. Маркетинговые исследования [Текст] : учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. В. Конина, О. С. Пескова, О. В. Юрова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Волгоградский гос. технический ун-т. - Волгоград : ВолгГТУ, 2015. - 168, [1] с.
33. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ [Текст]. - Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017. - 339 с.
34. Олейник, К.А. Все об управлении продажами [Текст] / К.А. Олейник, С. Иванова, Д. Болдогоев. - 3-е изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014 г. - 331 с.
35. Пантелеева, М.С. Маркетинговая политика предприятия как
основа системного подхода к анализу его деятельности [Тескт] / М.С. Пантелеева, С.М. Бороздина // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. - №7 Том 2. [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZmarketingovaya-politika-predpriyatiya-kak- osnova-sistemnogo-podhoda-k-analizu-ego-deyatelnosti.
36. Порсев, А.А. Маркетинговый анализ : учебное пособие для студентов экономического факультета / Порсев А. А. ; Федер. агентство по образованию РФ, Ин-т социал. и гуманитар. знаний, каф. менеджмента и экон. теории. - 2-е изд. - Казань : Юниверсум, 2015. - 73 с.
37. Правила оказания услуг и продажи. Закон РФ «О защите прав потребителей [Текст]. - М.:Изд-во «Норматика», 2017. - 350с.
38. Раицкий К.А. Экономика и управление в организациях торговли [Текст] : учеб. пособие для вузов / К.А. Раицкий. - М.: Аспект Пресс, 2013. -
192 с.
39. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учебник / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 1012 с.
40. Савицкая, Г.В. Экономический анализ [Текст] : учеб. / Г.В. Савицкая. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Новое знание, 2016. - 651 с.
41. Садовникова, Н.А.
Маркетинговый анализ конкурентоспособности образовательных услуг вузов: статистические методы прикладных исследований [Текст] / Н. А. Садовникова, А. А. Рязанова. - Ярославль : Канцлер, 2014. - 182 с.
42. Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле: учебник для вузов [Текст] / М.В. Сорокина. - М.: СПб.: Питер, 2017 г. - 722 с.
43. Староверова, Г.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / Г.С. Староверова, А.Ю. Медведев, И.В. Сорокина. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 312 с.
44. Сысоева, С.В. Оперативное управление в розничной торговле [Текст] / С.В. Сысоева, Н.П. Новоселова. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.
45. Тарасов, Е.О. Анализ маркетинговой деятельности предприятия [Текст] / Тарасов Е. О. - Москва : Лаборатория Книги, 2015. - 80 с.
46. Технологии маркетинговых исследований рынков товаров и услуг [Текст] : монография / Чвякин В.А., Шаройко Ф.В., Архипова О.Н., Глебова И.А.; Социально-правовой ин-т экономической безопасности (СПИЭБ). - Курск : Социально-правовой ин-т экономической безопасности, 2016. - 151с.
47. Хазбулатова, Б.М. Концептуальные подходы к определению маркетинговой и товарной политике предприятия [Текст]/ Б.М. Хазбулатова // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 16. - С. 91-94.
48. Халявина, М.Л. Ассортиментная политика предприятий: анализ
основных взглядов [Текст] / М.Л. Халявина // Научный журнал КубГАУ, 2012. - № 84 (10) [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/assortimentnaya-politika-predpriyatiy-analiz-
osnovnyh-vzglyadov
49. Шейнов, В.П. Искусство торговли: эффективная продажа товаров и услуг [Текст] / В.П. Шейнов. - М.: Харвест. - Серия «Библиотека практической психологии», 2016. - 416 с.
50. Шохина, Е. И. Финансовый менеджмент [Текст] : учебное пособие / Е. И. Шохина. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. - 408 с.
51. Экономика, анализ и планирования на предприятии торговли: учебник для вузов [Текст]. - СПб.: Питер, 2016. - 560 с.