Введение
Историография
Глава 1. Серия С. Шерман «Кадры из кинофильмов без названия» в контексте гендерной теории искусства
1.1. Жанр автопортрета в творчестве женщин-фотографов и его специфика
1.2 Серия «Кадры из кинофильмов без названия» и концепция «мужского взгляда»
1.3. Творчество С. Шерман и автопортрет на рубеже 20-21 вв.
Глава 2. Серия С. Шерман «Портреты старых мастеров» в контексте идей Р. Барта
2.1. «Живопись» в эпоху фотографии: теоретические аспекты проблемы
2.2. Рецепция классического искусства в творчестве Синди Шерман
2.3. Серия «Портреты старых мастеров» в свете теории мифа Ролана Барта
Глава 3. Серии С. Шерман «Сексуальные картины» и «Ужасы» в контексте теоретических идей Ю. Кристевой
3.1 Мотивы кукол и манекенов в фотоискусстве XX века
3.2 Серия «Сексуальные картины» и теория отвратительного Ю. Кристевой
3.3 Рефлексия о женственности и цене красоты в серии снимков «Ужасы»
Заключение
Список использованной литературы
Автопортретная фотография представляет собой широкую область для изучения взаимосвязи между автоматизмом (представлением о том, что фотография является продуктом бессознательного, естественного или механического процесса) и художественным фактором в фотографии. Эти отношения рассматриваются как проблема в философии искусства. Синди Шерман на снимках серий исследует и изображает свою собственную идентичность как художник, работающий в области фотографии. Автоматизм, включенный в воспроизведение фотографии, позволил художникам расширить традицию автопортретов таким образом, что радикально отличается от предыдущих визуальных искусств.
Творчество Синди Шерман включает преимущественно автопортреты. Художница создает свои работы на протяжении сорока лет и до сих пор является одной из самых влиятельных персон в мире искусства. Можно сказать, что Синди Шерман стала знаковой фигурой в международном культурном пространстве. Благодаря её образам многие вдохновились на создание своих собственных работ. Например, японский фотохудожник Ясумаса Маримура, снимающий в жанре автопортрета, создал аллюзию на самый известный снимок Шерман, в точности воспроизведя его. А Мэри Джо Бэнг написала стих к снимку «Без названия №48» из серии «Кадры из кинофильмов без названия». Помимо фотографии, образы Шерман можно встретить в моде, рекламе и кинематографе.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что Синди Шерман является крупнейшим художником постмодернизма, работы которого оказали значительное влияние на развитие современного искусства. В данной работе творчество С. Шерман рассматривается в рамках гендерного подхода, востребованного в современном искусствознании. Предметом исследования в выпускной квалификационной работе является гендерная проблематика в творчестве С. Шерман. Объектом исследования в данной работе являются наиболее известные серии работ Синди Шерман «Кадры из кинофильмов без названия», «Портреты старых мастеров», «Сексуальные
картины», созданные в 1970-х-1990-х гг., которые отчетливо показывают специфику творческого метода художницы.
Целью данной работы является исследование творчества Синди Шерман в контексте гендерной теории искусства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Провести аналитический обзор литературы по творчеству С. Шерман, выявив основные проблемы его интерпретации.
• Проанализировать основные особенности зарубежного искусства 1970-х-1990-х гг.
• Выявить роль творчества С. Шерман в искусстве 1970-х-1990-х гг.
• Провести сравнительный анализ творчества С. Шерман и произведений фотохудожников XX века, работающих в жанре автопортрета.
• Рассмотреть творчество С. Шерман в контексте гендерной теории искусства и понятия «мужского взгляда».
• Проанализировать серию «Портреты старых мастеров» в контексте теории мифа Ролана Барта.
• Провести анализ серий работ С. Шерман «Сексуальные картины» и «Ужасы» в контексте теоретических идей Ю. Кристевой.
Поставленная цель и задачи дают возможность выявить
специфические особенности искусства Шерман, а также сопоставить ее работы с творчеством других фотохудожников XX в.
С самого начала своей карьеры С. Шерман примеряла на себя множество ролей для того, чтобы раскрыть сущность всюду проникающих стереотипов и подвергнуть критическому анализу образные представления СМИ, кино, моды, классической живописи. Творчество С. Шерман, таким образом, может рассматриваться как инструмент для преображения социального сознания. Рассмотрев творчество Синди Шерман, а также других фотохудожников, мы пришли к выводу, что Шерман повлияла не только на определенных фотохудожников, занимающихся автопортретами, но на искусство постмодернизма в целом.
Проанализировав творчество С. Шерман в контексте идей гендерной теории искусства, мы пришли к выводу, что ее работы критически переосмысляют концепцию «женского», сформировавшуюся в современной культуре. Кроме того, следует отметить, что творчество С. Шерман и его интерпретации, предложенные кураторами, арт-критиками и
искусствоведами, оказали значительное влияние на последующее изучение места женщины в сфере репрезентации.
Нами был проведен сравнительный анализ работ женщин-художниц, таких как К. Каон, Ф. Вудмен, Н. Годин, А. Гаскел, И. Левенберг, Д. Керленд и снимков Синди Шерман. Выявлена специфика и подход к созданию снимков, а также общее и различия в методике автопортретирования. Также нами была исследована серия работ С. Шерман «Портреты старых мастеров» в контексте теории «мифа» Ролана Барта. По мысли Барта, оказаться во власти мифа значит «купить» некий товар, даже не удосужившись заглянуть под обертку. Рассмотрев снимки из серии «Портреты старых мастеров» в контексте концепции «мифа», мы пришли к выводу, что в работах нет самостоятельного персонажа перед нами лишь последовательность означающих. Более подробный анализ помог интерпретировать этот феномен через понятия «означающего» и «означаемого».
В ходе написания работы были проанализированы теоретические идеи Ю. Кристевой, центральной из которых является концепция «отвратительного» Мы пришли к выводу, что своими снимками Шерман поднимает острые социальные вопросы, путем фокусировки на отвратительном и неприятном. При этом она затрагивает темы красоты, и тоже время смерти, тему женственности и тему увядания. Благодаря сериям «Ужасы» и «Сексуальные куклы» становится очевидно, что Шерман без прикрас и лести пытается показать окружающую нас действительность.
1. Андреева Е. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины 20 века / Е. Андреева. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт- Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. С. 78-85
2. Андреева Е. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины 20 века. СПб., 2011. С. 78 - 258
3. Барт Р. Мифологии, М., 1996. С. 244
4. Беньямин В. Краткая история фотографии.. М., 1996, С. 78 - 87
5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.,1996 С.24 - 29
6. Волкова А.В. Сюрреалистическая традиция репрезентации куклы в актуальном визуальном и медийном искусстве. Артикульт. 2016. 21(1). С. 34 - 40
7. Джеймисон. Ф.. Постмодернизм и общество потребления. СПб., 2000., С.8
8. Дианова В.М. Постмодернизм как феномен культуры. СПб., 2003. C.125-130.
9. Краусс Р. Переизобретение средства. М., 2003. С.105-127
10. Краусс Р., Холостяки. М., 2004, С.76 - 115
11. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003. C. 27 - 63
12. Куклы в актуальном визуальном и медийном искусстве / А.В. Волкова // Артикульт. 2016. 21(1). С. 3-25
13. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998., С. 160.
14. Лотман Ю. Куклы в системе культуры // Ю. Лотман. Избранные статьи:
в 3-х тт. Таллин: Александра, 1992. Мазин В. Техника и призраки: Виктор Мазин о «жутком» у Фрейда [Электронный ресурс]. Теории и практики. 2014. Режим доступа:
http://special.theoryandpractice.ru/unheimlichkeit
15. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма.
http: //media.ls. urfu.ru/519/1362/3095/3022/2112/
16. Петровская Е. Сгинувшие персики или живопись в эпоху фотографии/журнал «Диалог искусств» №5, 2009, С.90 - 93
17. Петровская Е. Сгинувшие персики, или живопись в эпоху фотографии. Диалог искусств № 5, 2009. С. 91 - 92
18. Резникова О. И. Реалистическое изобразительное искусство в контексте культуры постмодерна современной России // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 3(34). Новосибирск: СибАК, 2014. С.128-129.
19. Смолянская Н. В. Между эротическим и «жутким»: куклы Синди Шерман // Артикульт. 2012. 6(2). С. 1-10.
20. Сулейманова А.С. . Постмодернизм: история термина и его толкования // Постмодернизм в литературах Азии и Африки. Очерки. - СПб., 2010.
- С. 7 - 18
21. Baker G. Photography's Expanded Field. October,Vol. 114 (Autumn, 2005), PP. 120-140
22. Barthes R. Mythologies, New-York ,1972, p.244
23. Barthes R. Mythologies, New-York ,1972, p.109 - 257
24. Brehm M. The Body and its Surrogates. Rotterdam, 1996. P. 135.
25. Cantz Hatze. Cindy Sherman: A Play of Selves. 2007. P. 61
26. Cooke Lynne. Culture and Commentary. The Burlington Magazine, Vol. 132, No. 1046 (May, 1990), PP. 378-399.
27. Coward R., Ellis J, Language and Materialism. London, 1977, P.43 - 47
28. Cruqui J.-P. The Lady Vanishes.- In: Cindy Sherman. P: Flammarion/ Jeu de Paume, 2005. PP.279-280
29. Dalton J. Look at Me: Self-Portrait Photography after Cindy Sherman. A Journal of Performance and Art, Vol. 22, No. 3 (Sep., 2000), P.47
30. Dalton J. Nikki S. Lee, Anthony Goicolea, David Henry Brown // A Journal of Performance and Art. 2000. Vol. 22, No. 3. P. 47 - 50
31. Danto Arthur C. Cindy Sherman: Untitled Film Stills, New York, 1990,p.47
- 49
32. Danto A. Past Masters and Post Moderns: Cindy Sherman’s History Portraits. - In: Cindy Sherman. History Portraits.With a Text by Arthur C. Danto. New York: Rizzoli, 199/. P. 7-10
33. Dorfman E. Mistress of Disguise // The Women's Review of Books. 1985. Vol. 2, No. 11. P. 13-14.
34. Galassi P. Cindy Sherman: The Complete Untitled Film Stills, New-York, 1997, P. 4 - 72
35. Heiferman М. Cindy Sherman . MoMA, No. 25 (Summer, 1997), P. 18 - 21
36. Heiferman M. Claude Cahun // MoMA. 1997. No. 25. P. 16 - 17
37. July M. Cindy Sherman: Untitled Horrors, New York, 2013. P. 46 - 62
38. Kerchy A. THE WOMAN 69 TIMES: Cindy Sherman’s «Untitled film stills» Hungarian Journal of English and American Studies (HJEAS), Vol. 9, No. 1, FEMININITY AND SUBJECTIVITY (Spring, 2003), p. 181 - 189
39. Kley E. Impersonations: Morimura, Colette, and Dellsperger in Costume // A Journal of Performance and Art. 2003. Vol. 25, No. 3. P. 91.
40. Kismaric S. Self-Portrait: The Photographer's Persona, 1840-1985. MoMA. 1985. No. 37. P. 5.
41. Lacan J. Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis, London, 1982,
p.189-190
42. Liu Jui-Ch'i Francesca Woodman's Self-Images: Transforming Bodies in the Space of Femininity Woman's Art Journal, Vol. 25, No. 1 (Spring - Summer, 2004), PP. 26-31
43. Loewenberg I. The Reflection on Self-Portraiture in Photography // Feminist Studies. 1999. Vol. 25, No. 2. P. 400 - 401
44. Loughery J. Short takes. Woman's Art Journal, 1991. Vol. 12, No. 1. P. 56.
45. Munhall E. Whistler and Montesquiou: the butterfly and the bat. Frick Collection. New York and Paris, 1995. P. 42.
46. Mulvey L.A. A Phantasmagoria of the Female Body: The Work of Cindy Sherman // New Left Review. 1991. Vol. 188. P.139.
47. Mulvey L.A. Visual Pleasure and Narrative Cinema// Screen. 1975. № 13. P. 6-18.
48. Nilson L. Q&A: Cindy Sherman // American Photographer. 1993. P. 77.
49.Oberhuber A. Claude Cahun: contexte, posture, filiation. Pour une esthetique de l'entre-deux // Dalhousie French Studies. 2009. Vol. 86: Litteratures francophones: Mythes et exotismesa l’ere de la mondialisation. P. 163.
50.Rice S. Inverted odysseys : Claude Cahun, Maya Deren, Cindy Sherman. North Miami,1999. P. 153.
51.Schneider Cindy Sherman: History Portraits: The Rebirth of the Painted Picutre after the End of Painting, 2012. P.57
52.Silverman Kaja. The Epismology Of Cindy Sherman , New York, 2000, p.38
53.Solomon- Godeau A. Suitable for Framing: The Critical Recasting of Cindy Sherman// Parkett, №29 (1991), p.112 - 113
54.Sussler B. An Interview with Cindy Sherman. BOMB, No. 12, Photography in Fashion/Writing from Central America (Spring - Summer, 1985), PP. 30-33
55. Tribe M. New Media Art/ Introduction // Brown University Wiki: Art, Technology and Culture Colloquium 2007. [Electronic resource]. Access: http: //atc.berkeley.edu/201 /readings/New%20Media%20Art%20- %20Introduction%20-%20Mark%20Tribe%20- %20Brown%20University%20Wiki.pdf
56. Tony Godfrey Recent Exhibitions of Contemporary // Art The Burlington Magazine. 1992. Vol.134. No. 1068. P. 199.
57. Wilder K. E. "Genevieve Elisabeth Disderi" // Oxford Companion to the Photograph., 1997. P. 36.
58. Williamson Judith. Images of 'woman', Screen, 24 (6). pp. 25
59. Wilkerson Wendi D. Cindy Sherman. Material Culture, Vol. 43, No. 1 (Spring 2011), pp. 128-130