Критерии психологического анализа теорий личности. Функции и компоненты теории личности (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Введение 3
1. Критерии психологического анализа теорий личности 5
2. Функции и компоненты теории личности 10
Заключение 15
Список использованных источников 17
В наше время исследованию личности уделяется довольно большое внимание. Возникает все больше теорий и возможностей развития личности. Актуальность исследования заключается в том, что изучение личности дает возможность достичь понимания поведения человека, а также прогнозирование его действий в будущем, что эффективно воздействует на достижение организацией поставленных задач, а также целей. Для достижения этой цели в психологии разработаны теории личности.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
В психологии психологический анализ теорий личности проводили как зарубежные (А. Бандура, Д. Зиглер, Б. Скиннер, К. Роджерс, А. Хьелл и др.), так и отечественные исследователи (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Основные вопросы, на которые отвечали ученые: Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный? Какие процессы являются доминирующими в структуре личности - сознательные или бессознательные и др.
Объект исследования: психологический анализ теорий личности.
Предмет исследования: критерии, функции и компоненты теории личности.
Цель исследования: изучить критерии психологического анализа теорий личности, функции и компоненты теории личности.
Задачи исследования:
1. Выявить критерии психологического анализа теорий личности.
2. Определить функции и компоненты теории личности.
Методы исследования: при написании работы был использован теоретический метод – анализ литературы, синтез данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Подводя итоги исследуемой работы можно сделать вывод, что личность достаточно объемный объект изучения. Это понятие включает в себя множество аспектов. В наше время эта тема остается актуальной и продолжает разрабатываться. Необходимость изучения данной темы обусловлена тем, что при понимании поведения индивида как отдельно, так и в группе помогает эффективно использовать его ресурсы, а также формировать эффективные группы, дополняющие недостатки друг друга.
Личность с психологической точки зрения была предметом интереса разноплановых специалистов – многие учёные проанализировали этот аспект человеческой психики, и дальнейшие исследования все еще продолжаются. На сегодняшний день существует несколько основных теорий личности и устойчивая их классификация: психодинамическая теория, аналитическая теория, когнитивная теория и др.
С помощью понимания характеристик личности возможно более точно и правильно мотивировать людей и стимулировать конкретными, верными способами.
В психологии достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно, в том случае если удовлетворяет каждому из перечисленных критериев: верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя последовательность, экономичность, широта охвата, функциональная значимость.
Функции теории личности должны ответить на вопрос, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.
Выделяют следующие компоненты теорий личности: структура личности, мотивация, психопатология, психическое здоровье, изменение личности с помощью терапевтического воздействия.
Развитие личности так же не стоит на месте и является сейчас актуальной темой. Существует большое количество пособий и учебной литературы для повышения и развития своих внутренних личностных качеств и приобретение еще не освоенных способностей.
1. Аверин, В. А. Психология личности / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайдлова В.А., 2015. – 210 с.
2. Баксанский, О. Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О. Е. Баксанский, В. М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
3. Барсукова, О. В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О. В. Барсукова. – РнД: Феникс, 2015. – 109 c.
4. Калина, Н. Ф. Психология личности / Н. Ф. Калина. – М.: Академический проект, 2015. – 214 c.
5. Методические материалы по курсу лекций «Психология личности» / Сост. Э. В. Котлярова. – М.: МГУ, 201 4. – 349 с.
6. Мироненко, И. А. Классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологической теории / И. А. Мироненко // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С.95-105.
7. Первин Л., Джон, О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 310 с.
8. Пикулева, О. А. Психология самопрезентации личности: Монография / О. А. Пикулева. – М.: Инфра-М, 2017. – 400 c.
9. Столяренко, Л. Д. Психология личности: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Рн/Д.: Феникс, 2017. – 396 c.
10. Утлик, Э. П. Психология личности: Учебник / Э. П. Утлик. – М.: Academia, 2018. – 448 c.
11. Фрейджер, Р. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимеп. – М.: Прайм-Еврознак, Харвест, 2017. – 704 c.
12. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2016. – 355 с.
13. Яценко, Д. А. Основы конструктивно-критического метанаучного (методологического) анализа теорий, экспериментальных исследований и практических методов работы с личностью Д. А. Яценко. – М.: Московский институт психоанализа, 2015. – 304 с.