ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗОВ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА И ВУЗА
(НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ») В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 28
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
МЕХАНИЗМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАБОТУ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, последствия которой до сих пор мешают нормализации ситуации. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. При первичной попытке трудоустройства у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые не оправдывают надежд и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности) в условиях невозможности трудоустройства.
Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда и борьбы с ее безработицей обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России , во-вторых, что самое главное, они - будущее государства, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие страны. Молодежь во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, правительственных документах, средствах массовой информации.
Так, например, практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.
Молодежь - это немалая часть потенциальной рабочей силы. Но, к сожалению, на сегодняшний момент мы имеем в нашей стране очень высокий уровень безработицы данной группы населения. В связи с этим существует необходимость анализа причин молодежной безработицы и разработка механизма послевузовского распределения.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования. Проблема безработицы, ее различные виды, и издержки находит отражение в работах различных авторов. Так, А.В. Буганова специализировалась на безработице в современной России, а И.Г. Жулина и А.С. Никифорова посвятили свои научные труды учебным пособиям по занятости и безработице, а так же рынку труда в целом.
Исследование проблемы трудоустройства молодых специалистов по окончании вуза было проведено различными проблемами. Так, российские исследователи Л.И. Бойко, Н.А. Гогина, О.О. Дубова исследовали профессиональные ориентации и жизненные планы молодежи.
Анализом функций современного социального института профессионального образования занимались И.С. Болотин, П. Бурдье, Г.М. Джамалудинов, В.В. Радаев, и др. В ряде работ анализируются изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России (Н.Д. Сорокина, Е.Л. Шершнева, Ю.Н. Фельдхоф).
Последнее десятилетие характеризуется новым этапом молодежной политики в сфере занятости. При учете практического опыта прошлых лет и использовании научной базы начинает формироваться новая политика занятости высококвалифицированных специалистов - выпускников вузов. При этом основное внимание уделяется взаимодействию служб занятости и системы профессионального образования, которое происходит под влиянием ряда политических, экономических и социальных факторов.
Долгое время проблеме занятости молодых специалистов в условиях рыночной экономики не уделялось должного внимания. Проблеме занятости молодых специалистов посвящены исследования П.И. Бабочкина, И.И. Задорожной, М.Г. Рогачевой.
Проблема дипломного исследования обусловлена противоречием между необходимостью снижения уровня безработицы молодых людей, получивших высшее образование с одной стороны, и отсутствием действенного механизма послевузовского распределения, с другой стороны.
Объектом дипломного исследования является безработная молодежь, закончившая высшее учебное заведение.
Предметом дипломного исследования выступает механизм послевузовского распределения выпускников вузов.
Цель дипломного исследования заключается в разработке механизма послевузовского распределения молодых людей для работы по специальности, как средства борьбы с безработицей.
Задачи дипломного исследования:
- исследовать теоретические основы понятия безработицы и занятости молодежи после окончания вузов;
- анализ помощи в трудоустройстве молодым специалистам на примере НИУ «БелГУ», изучение исторического аспекта послевузовского распределения как средства борьбы с молодежной безработицей, а так же изучение служб содействия занятости молодежи;
- практические рекомендации по разработке механизма распределения молодых людей на работу по специальности после окончания высшего учебного заведения.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составляют:
- работы, посвященные проблемам безработицы и ее различным видам, таких авторов, как А.В. Буганова, которая специализировалась на безработице в современной России, И.Г. Жулина и А.С. Никифорова, посвятивших свои научные труды занятости и безработице, а так же рынку труда в целом , послужили базисной основой работы;
- исследования, в которых освящаются проблемы занятости молодых специалистов после окончания вузов, принадлежат таким авторам, как П.И. Бабочкин, И.И. Задорожная, М.Г. Рогачева .
Методами дипломного исследования являются: методы анализа научной и нормативно-правовой литературы, проведение аналогии с историческими и современными моделями содействия занятости молодежи, метод анкетирования использовался в авторском исследовании.
Эмпирическую базу дипломного исследования составляют:
1. Нормативно-правовые документы, такие как Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2014 года и Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
2. Данные Минздравосоцразвития РФ, на основании обращений безработных в службу занятости за 2015 год.
3. Данные Росстата по безработице, численности молодежи в России, расчет доли безработных молодых людей, как отдельной возрастной категории. Данные 2015-2016 года.
4. «Рейтинг престижных и доходных профессий среди россиян в 2015 году». Исследование ВЦИОМ. 2015 год.
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в следующем:
1) Главным ожидаемым результатом ожидается снижение уровня безработицы молодежи посредством разработанного проекта механизма добровольного распределения на работу студентов после окончания вуза.
2) Снижение нерациональных затрат государства на студентов, которые в будущем не осуществляют трудовую деятельность по полученной в вузе специализации.
3) Обеспечение первого рабочего места, помощь в получении выпускниками профессиональных навыков и опыт работы по специальности.
Апробация результатов дипломного исследования: Результаты авторского исследования ожидают публикации в электронном журнале «Экономка и социум», так же имеется справка о внедрении проекта.
Структура дипломной работы включает в себя: введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
Показатель безработицы является одним из основных для определения общего состояния экономики. Изучение безработицы позволяет совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. В дипломной работе нами было рассмотрено понятие безработицы, ее основные виды, издержки и последствия.
Проблемы трудоустройства выпускников вузов и как следствие молодежной безработицы всегда были актуальными, и остаются, таковыми по сей день. В Российской Федерации уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-30 лет находится на достаточно высоком уровне - 39% среди всех безработных и необходимо срочное решение данной проблемы для стабилизации экономики, ведь молодежь - самая работоспособная часть населения. Молодежь во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране.
Так, например, практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда. В ходе нашего исследования мы выяснили, что проблема отношения работодателей к молодым специалистам, действительно существует. По мнению большинства экспертов и самих студентов, работодатели не спешат брать на работу молодых специалистов, а то и во все отрицательно относятся к ним из-за недостатка опыта и профессиональных навыков. По мнению большинства опрошенных респондентов, проблема трудоустройства молодых специалистов актуальна всегда, но особенно на современном этапе развития нашей страны.
Изучив основные проблемы трудоустройства молодых людей после вузов, мы пришли к выводу, что даже при увеличении связей компаний и учебных заведений спрос на рынке молодых специалистов растет очень медленно. Связано это с тем, что работодатели предъявляют завышенные требования к выпускникам. Так же, изучив программы содействия трудоустройству студентов, мы пришли к выводу, что со стороны государства и вуза необходимы дополнительные меры помощи в трудоустройстве молодых специалистов, так как отношения компаний с вузами все еще остаются на низком уровне и этот процесс требует модернизации.
Создавая наш проект создания механизма послевузовского распределения, мы узнали мнение компетентных экспертов и самих студентов по поводу системы распределения. Большинство респондентов считает систему распределения на работу положительным опытом прошлых лет, способом получения опыта и профессиональных навыков, и, конечно же, работу по специальности. Как эксперты, так и студенты, сошлись в мнении в том, что данная модернизация образовательной системы будет полезна, как в борьбе с молодежной безработицей для государства, так и для студентов- выпускников, которые хотели бы получить гарантию трудоустройства по специальности после окончания высшего учебного заведения. В нашу анкету так же был введен вопрос по образовательному кредитованию, однако как эксперты, так и студенты отнеслись к западной системе скептически. Некоторые отметили, что необходимо искать собственный путь развития, остальные же посчитали, что стоит перенимать опыт запада, но с адаптированием к нашей стране. Данные факты свидетельствуют о том, что наш проект найдет положительное отношение в обществе и будет иметь практическую значимость, однако опыт прошлых лет требует своих корректировок и подстройки под современную систему образования, тип экономики и государственный строй.
Нами был создан такой проект механизма послевузовского распределения студентов, адаптированного к условиям современной России, как средство борьбы с безработицей молодежи на государственном уровне. В данном проекте мы комбинировали систему послевузовского распределения, функционирующую в СССР и систему образовательного кредитования, это позволило создать механизм, выгодный как для студентов-выпускников, так и для государства. Согласно проекту, студенты-выпускники гарантированно могут получить первое место работы по специальности, опыт работы и необходимые профессиональные навыки, государство в свою очередь получает снижение уровня безработицы молодых людей, а так же снижение расходов на образование бюджетников-выпускников, которые не работают по специальности.
В проекте мы так же учли определенные нами заранее требования в добровольности выбора своего будущего и возможностью самостоятельного выбора предприятия и места жительства. Нами была определена основная последовательность функционирования распределительного механизма от подписания договора об оказании образовательных услуг, до сроков создания Комиссии по распределению и определения сроков работы по распределению после вуза.
Учтены социально-незащищенные и льготные категории выпускников, а так же выпускников, выполняющих свой гражданский долг - службы в армии юношей и декретный отпуск у девушек. Определены были основные риски проекта и методы борьбы с ними.
Понимая, что реализация нашего проекта не возможна без государственной поддержки, мы разработали рекомендации по модернизации работы Центра профессиональной карьеры НИУ «БелГУ», как средства борьбы с безработицей молодежи на уровне университета. Это позволит нам предпринять шаги на пути к цели борьбы с безработицей молодежи уже сейчас, путем модернизации Центра. Нами были разработаны основные меры по сотрудничеству со студентами, а так же разработаны мероприятия PR кампании, посредством которой мы добьемся активизации работы подразделения, более эффективной помощи в трудоустройстве выпускников, а, следовательно, поспособствуем снижению уровня молодежной безработицы.
Подводя итог, стоит отметить, что цель дипломного исследования достигнута, разработан проект механизма послевузовского распределения молодых людей для работы по специальности, как средства борьбы с безработицей молодежи.
1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 2012. - № 7. - 54 с.
2. Гражданский кодекс РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51 [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - 134 с.
3. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197 (в ред. от 30.12.2006 г.) [Текст] // Российская газета. - 2001. - №256. - 54 с.
4. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. №1032-1 «О
занятости населения в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1991. - №12. - 60 с.
5. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 № 220 «Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения» [Текст] // Известия. - 1995. - №4. - 40 с.
6. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст] /
В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - M.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.
7. Арапов, М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины, следствия [Текст] / М.В. Арапов // Общественные науки и современность. - 2004. - №6. - С. 30-40.
8. Арсентьева, H.M. Модели поведения молодежи сфере образования на рынке труда: механизмы и факторы формирования [Текст] / Н.М. Арсентьева, В.П. Бусыгин, И.И. Харченко // Регион: экономика и социология. - 2006. - №1. - С. 126-140.
9. Бабочкин, П.И. Социально-профессиональные ориентации учащихся и факторы выбора профессии (региональный аспект) [Текст] / П.И. Бабочкин, И.И. Задорожная, М.Г. Рогачева. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 65 с.
10. Баскина, Т.М. Техники успешного рекрутмента [Текст] / Т.М. Баскина. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 288 с.
11. Беляева, М.К. Работник и работодатель: особенности различных форм контрактных отношений [Текст] / М.К. Беляева // Человек и труд. -
2009. - №4. - С. 32-40.
12. Боголюбова, О.А. Эх, молодежь [Текст] / О.А. Боголюбова // Бизнес-журнал. - 2006. - №9. - С. 56-60.
13. Бойко, Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества [Текст] / Л.И. Бойко // СоцИс. - 2002. - №3. - С. 35-50.
14. Болотин, И.С. Социология высшей школы [Текст] / И.С. Болотин, Г.М. Джамалудинов. - М.: Экономика и финансы, 2003. - 136 с.
15. Борисова, Е.В. Занятость молодежи в условиях формирования рынка труда РФ [Текст] / Е.В. Борисова. - Волгоград, 2002. - 24 с.
16. Боровик, В.С. Занятость населения: Учебное пособие [Текст] /
B. С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 с.
17. Бреев, Б.Д. Безработица в современной России [Текст] / Б.Д. Бреев. - M: Наука, 2005. - 271 с.
18. Буганова, А.В. Безработица в современной России [Текст] /
А.В. Буганова // Наука и жизнь. - 2012. - №3. - С. 7.
19. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики [Текст] / П. Бурдье. - М.: Альпина Паблишер, 2007. - 298 с.
20. Вавилина, Н.Д. Запросы рынка труда к системе профессионального образования в условиях инновационного развития [Текст] / Н.Д. Вавилина // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 3. -C.146-156.
21. Васильев, В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ [Текст] / В.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин. - М.: Техносфера, 2007. - 680 с.
22. Гогина, Н.А. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства [Текст] / Н.А. Гогина // Высшее образование в России. -
2010. - №12. - С. 151-154.
23. Гудков, Л.М. Образование в России: привлекательность,
доступность, функции [Текст] / Л.М. Гудков, Б.О. Дубин, А.В. Леонова // Вестник общественного мнения. - 2004. - №1. - С. 35-55.
24. Данные Минсоцздравразвития РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.minzdravsoc.ru. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
25. Данные Федерального агентства по образованию РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.ed.gov.ru. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
26. Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.gks.ru. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
27. Джабраилов, М.А. Студент окончил вуз [Текст] / М.А. Джабраилов // Вестник высшей школы: орган министерства высшего и среднего специального образования СССР. - 1961. - № 5. - С. 72-73.
28. Джонстоун, Д. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование [Текст] / Д. Джонстоун // Университетское управление. - 2003. - №5-6 (28). - С. 92-102.
29. Дидковская, Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ [Текст] / Я.В. Дидковская. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 70 с.
30. Дубова, О.О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи [Текст] / О.О. Дубова // Человек и труд. - 2007. - № 1. - С. 34-42.
31. Дунаева, Н.Л. Эффективная занятость российской молодёжи стратегическая проблема [Текст] / Н.Л. Дунаева // Человек и труд. - 2010. - №2. - С. 19-23.
32. Жасимов, М.К. Как сбалансировать спрос и предложение специалистов [Текст] / М.К. Жасимов // Человек и труд. - 2009. - №3. - С. 31¬32.
33. Жижко, Е.О. О трудовой мотивации безработных [Текст] / Е.О. Жижко // Человек и труд. - 2009. - №8. - С. 51-52.
34. Жулина, Е.Г. Экономика труда: Учебное пособие [Текст] / Е.Г. Жулина. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.
35. Занятость молодежи: проблема, выходящая на первый план [Текст] // Человек и труд. - 2001. - №12. - С. 63-65.
36. Захаров, Д.С. Система высшего образования не отвечает запросам рынка труда [Текст] / Д.С. Захаров // Человек и труд. - 2009. - №3. - С. 29-31.
37. Зборовский, Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда [Текст] / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2003. - №4. -С.99-106.
38. Земская, А.В. Молодой специалист глазами работодателей [Электронный ресурс] / А.В. Земская // Режим доступа к изд.: http://www.physcareer.ru. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
39. Илясов, Е.П. Организационные и методические основы создания и функционирования государственной системы содействия трудоустройства и занятости выпускников учреждений профессионального образования [Текст] / Е.П. Илясов. - М.: МЦПТ МГТУ им. Баумана, 2004. - 43 с.
40. Калиновская, И.М. Адаптация молодого специалиста [Электронный ресурс] / И.М. Калиновская // Режим доступа к изд.: http://www.ministri.ru. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
41. Кашепов, A.B. Рынок труда: проблемы и решения [Текст] /
A. В. Кашепов, A.C. Малчинов. - М.: Научный эксперт, 2008. - 232 с.
42. Ковелев, В.Н. Социология управления социальной сферой [Текст] / В.Н. Ковелев. - М.: Академический.проспект, 2003. - 240 с.
43. Лисовский, В.Т. Молодежь вступает, в жизнь [Текст] /
B. Т. Лисовский. - М.: Знание, 1998. - 39 с.
44. Никифорова, А.С. Рынок труда: занятость и безработица [Текст] /
А.С. Никифорова. - М.: Наука, 1991. - 23 с.
45. Омельченко, Е.В. Молодежь: открытый вопрос [Текст]/
Е.В. Омельченко. - Ульяновск: Сибирская книга, 2004. - 184 с.
46. Орловский, Ю.П. Труд молодежи в СССР [Текст] /
Ю.П. Орловский. - М.: Наука, 1974. - 83 с.
47. Официальный сайт НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://abitur.bsu.edu.ru/abitur/payment/03/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
48. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица [Текст] /
В.А. Павленков. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 368 с.
49. Радаев, В.В. Экономическая социология: Курс лекций [Текст] /
B. В. Радаев. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 213с.
50. Рощин, С.Ю. Переход «учеба-работа»: омут или брод? [Текст] /
C. Ю. Рощин. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006. - 52 с.
51. Рощин, С.Ю. Выбор каналов поиска работы на российском рынке труда [Текст] / С.Ю. Рощин, К.В. Маркова. - М.: EERC, 2004. - 68 с.
52. Слуцкий, Е.Г. Молодежная политика на рубеже веков: вопросы теории и практики [Текст] / Е.Г. Слуцкий. - Спб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 1999. - 88 с.
53. Сорокина, Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов [Текст] / Н.Д. Сорокина // СоцИс. - 2009. - № 10. - С. 48-55.
54. Социология молодежи. Энциклопедический словарь [Текст] / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М.: Академия, 2008. - 269 с.
55. Топилин, A.B. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития [Текст] / А.В. Топилин. - М.: Экономика, 2004. - 321 с.
56. Тощенко, Ж.Т. Социология труда [Текст] / Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 423 с.
57. Упатов, А.М. Молодой специалист: выигрывает инициативный и знающий [Электронный ресурс] / А.М. Упатов // Режим доступа к изд.: http://www.aliancer.ru. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
58. Уржинский, К.П. Правовые вопросы трудоустройства в СССР [Текст] / К.П. Уржинский. - М.: Правоведение, 1965. - 145 с.
59. Шершнева, Е.Л. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований [Текст] / Е.Л. Шершнева, Ю.Н. Фельдхоф. - СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2008. - 320 с.
60. Шишкин, C.B. Доступность высшего образования в России [Текст] / C.B. Шишкин. - М.: Независимый институт социальной политики, 2004. - 71 с.
61. Энциклопедия экономиста «Страхование - классификация, сущность и функции» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.grandars.ru/college/strahovanie.html. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
62. Яконченко, Н.В. Послевузовское распределение: дорога в будущее или шаг назад? [Электронный ресурс] / Н.В. Яконченко, Н.О. Кязимова // Режим доступа к изд.: http://www.edu.ru. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.