Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональная и личностная идентичность у выпускников первого высшего образования

Работа №71588

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИЕЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ
ВЗРОСЛОСТИ 7
1.1. Происхождение термина «идентичность» 7
1.2. Классические представления об идентичности 12
1.3. Современные представления о развитие идентичности в
юношеском возрасте 19
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 30
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ПЕРВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 39
3.1. Организация исследования 39
3.2. Анализ данных по общей выборке 40
3.3. Анализ данных выборки выпускников психологического
профиля 47
3.4. Анализ данных по выборке выпускников иного профиля 49
3.5. Анализ интервью выпускников психологического
профиля и выпускников иного профиля 51
3.6. Обсуждение результатов 54
ВЫВОДЫ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность данной темы связана с тем, что в современном мире все ярче встает вопрос самоопределения, а также необходимости отнесения себя к какой-либо группе. Всё чаще не только в научной среде, но и в средствах массовой информации и интернете мы встречаем следующие термины: гендерная идентичность, сексуальная идентичность, личностная идентичность и профессиональная идентичность. Именно два последних термина являются фундаментальными для данной работы и позволяют описать и сопоставить феномен идентичности у студентов-выпускников первого высшего образования психологического профиля и студентов -выпускников других специальностей.
По мнению многих ученых, развитие личностной идентичности [54, 55] и профессиональной идентичности [26, 33] носит кризисный характер развития, который одновременно связан с социальными, индивидуальными и возрастными изменениями. Однако, мы можем отметить дефицит работ, которые посвящены соотношению личностной и профессиональной идентичности. На данный момент большинство работ указывают на то, что профессиональная идентичность является частью личностной идентичности и изменения в одном из видов идентичности влекут за собой изменения в другом.
Ряд авторов также отмечает дефицит работ, которые были бы посвящены исследованию идентичности у студентов, а в частности студентов -психологов, переживаемых ими кризисах идентичности и работе с ними [31]. В своем же исследование мы хотим обратить внимание именно на эту группу, сформулировать некоторую феноменологическую картину внутреннего состояния студента-выпускника первого высшего образования и, возможно, описать некоторые практические «мишени» для работы.
Новизна нашей работы заключается в том, что мы сопоставляем особенности идентичности студентов -выпускников психологического профиля и студентов-выпускников других специальностей, а также сопоставляем результаты опросников с данными, полученными в результате проведения интервью. Данный подход позволяет нам не только отметить наличие или отсутствие кризисных состояний, но и определить степень выраженности того или иного статуса эго -идентичности и соотнести его с полученным в результате интервью феноменологическим описанием внутреннего состояния.
Объектом исследования является личностная идентичность.
Предметом исследования являются особенности личностной и профессиональной идентичности у студентов -выпускников первого высшего образования психологического профиля и студентов-выпускников других специальностей.
Гипотезы:
1) Период выпуска из высшего учебного заведения является кризисным для выпускников первого высшего образования.
2) Переживание кризиса при окончание первого высшего образования выше у выпускников психологического профиля, чем у выпускников иного профиля, что проявляется в более высоких показателях по статусу мораторий идентичности.
3) У выпускников психологического профиля и выпускников иных профилей присутствуют значимые качественные различия в содержание статусов идентичности личности.
4) У выпускников психологического профиля более высокие показатели по системному типу рефлексии, чем у выпускников иного профиля.
Цель исследования провести сравнительный анализ особенностей личностной и профессиональной идентичности у студентов-выпускников первого высшего образования психологического профиля и студентов - выпускников других специальностей.
Задачи:
1) Провести аналитический обзор теорий личностной идентичности в период ранней взрослости.
2) Провести аналитический обзор исследований профессиональной идентичности и её связи с личностной идентичностью.
3) Проведение исследования, направленного на выявление показателей статусов идентичности, а также категорий, которые наполняют данные статусы у студентов-выпускников первого высшего образования
4) Анализ данных, полученных на выборке студентов -выпускников первого высшего образования психологического профиля.
5) Анализ данных, полученных на выборке студентов -выпускников первого высшего образования других специальностей.
6) Сопоставление результатов, полученных в ходе анализа обеих выборок.
Методы исследования:
1) Для оценки статусов идентичности использовалась методика «Объективного измерения статуса эго -идентичности Дж.Р. Адамса» в адаптации Т.А. Гавриловой и Е.В. Глушак 2011г. (Приложение 1).
2) Для оценки типа рефлексии использовался опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева 2009г. (Приложение 2).
3) Методы качественного анализа: полуструктурированное интервью (приложение 3-5) и последующая конденсация смыслов.
4) Методы математической обработки: критерий Краскала-Уоллиса, корреляционный анализ по Спирмену.
Характеристика выборки и базы исследования. Выборку составили 329 выпускников, из которых 78 выпускники психологического профиля и 251 выпускники иного профиля. Стоит отметить, что большую часть выборки (90%) составил женщины. Исследование проводилось в google-форме и распространялось среди респондентов путем ссылок в социальной сети. С десятью выпускниками психологического профиля и с 10 выпускниками иного профиля было проведено полуструткурированное интервью. Участники интервью были выбраны в случайном порядке. Перед участием в опросе респондентами объяснялось что их данные будут обработаны и будут рассмотрены лишь в совокупности, после чего предоставлялся выбор: дать согласие или отказаться от прохождения методик.
Теоретико-методологические основания: представления об идентичности (Э. Эриксона) и о статус эго -идентичности (Дж. Марсиа), представления о Я-концепции (К. Роджерс), представления о психологической устойчивости личности (Е.П. Крупник), о динамике личности как взаимодействия базовых психодинамических тенденций: идентификация и обособления.
Теоретическая значимость заключается в том, что нами были проанализированы современные научные представления об идентичности личности и об особенностях становления идентичности личности у студентов, а также в исследовании мы сконцентрировалась на особенностях идентичности выпускников первого высшего образования, что позволило не только описать особенности идентичности личности на конкретных группах, но и сопоставить результаты с исследованием прошлого года, в котором исследовались особенности идентичности личности у студентов -психологов и студентов других специальностей. Также наша работа дополняет научные представления об личностной и профессиональной идентичности у студентов, о связах личностной идентичности с осмысленностью жизни и типом рефлексии.
Практическая значимость заключается в том, что полученные нами данные могут быть использованы для выделения студенческих групп риска и описания психологического климата в высшем учебном заведении для дальнейшей практической деятельности, направленной не только на повышение уровня психологического благополучия студентов, но и для улучшения психологического климата в высшем учебном заведении и на модернизация самого процесса образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В прошлой нашей работе мы показали, что период студенчества является кризисным для становления личностной и профессиональной идентичности, как у выпускников психологического профиля, так и у выпускников иного профиля. В этой работе мы решили сконцентрироваться непосредственно на выпускниках первого высшего образования.
В эмпирической части работы были выявлены различия в распределении статуса диффузная идентичность, который является менее выраженным для выпускников психологического профиля, что говорит о том, что для них менее распространен статус, при котором человек не прошел период кризиса. Также были выявлены значимые различия, указывающие на то, что психологи имеют более высокий уровень рефлексии. Данное направление исследований является довольно перспективным в связи с тем, что, возможно, в процессе психологического образования имеется специфика, обеспечивающая развитие у студентов-психологов рефлексии.
Стоит отметить, что наша выборка в 329 выпускников является недостаточной. Необходимо расширять выборку и сопоставлять особенности личностной идентичности у представителей различных специальностей. Подобный сбор информации может быть крайне эффективен в выделении студенческих групп риска, а также в оценке психологического климата в высших учебных заведениях, что открывает широкую дорогу для практической деятельности, направленной на поддержание и улучшение не только психологического состояния студентов, но и улучшение самого процесса образования.



1. Coleman J. С. Relationships in adolescence. - L.: Routledge & Kegan Paul, 1974.
2. Fogelson R. D. Person, Self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects II Lee B.(ed.) Psychosocial theories of the self: Proc. of a Conf, on new approaches to the self, held March 29 - April 1 1979, by the Center for psychosocial studies, Chicago, III. N. Y. - L.: Plenum Press, 1982.
3. Gergen K. J. From self to relationship. The staturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. -N. Y.: BasicBooks, 1991.
4. Gergen K. J. Mind, text, society; self memory in social context. II The remembering self. Construction and accuracy in the self-narrative/ Ed. U. Neisser, R. Fivush. - Cambridge: Cambridge University press, 1994. - P. 78-105.
5. Goffman E. The neglected situation II Amer. Anthropol. - 1964. - Vol. 66.- №5. Part 2.
6. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. - Engleewood Cliffs: Prentice-Hall, 1963.
7. Marcia J.E. Identity in adolescence II Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. - N.Y.: John Wiley, 1980.
8. Matteson D. R. Adolescence today. Sex roles and the search for identity. Homewood (III): Dorsey Press, 1975.
9. McAdams D. P. A thematic coding system for the intimacy motive II Journal of Research in Personality. - I980.-Vol. 14. - P. 412-432.
10. McAdams D. P. The 'Imago': A key narrative component of identity. II In P. Shaver (Ed.), Self, situations and social behavior. - Beverly Hills, CA: Sage,
1985.
11. McAdams D. P. The stories we live by: personal myths and the making of the self. -N.Y.: William Morrow and Company, 1993.
12. Tajfel K, Terner J., The social identity theory of intergroup behavior. Psychology of intergroup relations. - Chicago: Nelson-Hall, 1986.
13. Tajfel H., Human groups and social categories: studies in social psychology. -Cambridge: Cambridge university press, 1981.
14. Tajfel H., Social identity and intergroup relations. - Cambridge: Cambridge university press, 1982.
15. Turner J. С Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior //Lawler E. J. (ed.) Advanced in group process. Theory and research. - Greenwich: Connect,- 1985 - Vol. 2.
16. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review II Devel. Psychol. - 1982. - Vol. 18. - №
3. - P. 341-358.
17. Waterman A. S. (ed.) Identity in adolescence: Processes and contents. - San Francisco-L.: Jossey-Bass, 1985.
18. Widdershoven, G. A. M. Identity and development: A narrative perspective II In H. A. Bosma, T. L. G. Graafsma, H. D. Grotevant, and D. J. De Levita (Eds.), Identity and development: An interdisciplinary approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1994.
19. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально¬психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.
20. Агеев Н.Я. Сравнительный анализ особенностей идентичности личности у студентов-психологов и студентов других специальностей // ХУШ Всероссийская научно -практическая конференция молодых исследователей образования. - М.: ФГБОУ ВО МГНПУ, 2019. - 569 с.
21. Аринушкина И.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. — 2004. — № 2. — С. 46—53.
22. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол. - соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
23. Василюк Ф.Е Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: МГУ, 1984.- 200 с.
24. Выготский Л. С. Кризис семи лет// Собр. соч. Т.4. Детская психология/ под ред. Д.Б. Эльконина - М.: Педагогика, 1984. - с. 376-385.
25. Выготский Л.С. Проблема возраста// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т., М., 1984, т. 4. 1984 или Психология развития ребенка. М., Эксмо, 2003
26.Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учеб. Пособие для вузов. М.: Академический проект, Екатеребург: Деловая книга, 2005. 240с.
27. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль: МАПН, 2003. - 132 с.
28. Исаева Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник СПбГУ. Серия
12. Социология. 2013. №2.
29. Кон И.С. «В поисках себя: личность и её самосознание» - М. Политиздат, 1984. - 335 с.
30. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005, С.676—679.
31. Кринчик Е. П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2005. №2.
32. Крупник Е.П «Психологическая устойчивость личности как методологическая категория» // Научные труды МПГУ. М., 2004. (Сер. «Психолого-педагогические науки»)
33. Манукян В.Р. Субъектная картина жизненного пути и кризисы взрослого развития: дис. Канд. Психол. Наук. СПб., 2003. 217 с.
34. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996, 308 с.
35. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. - С-Пб., 1997. - 352 с.
36. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 429 с.
37. Мухина В.С. Проблема генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу.
- Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М. : МГПИ, 1985 (1986). - 103.
38. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160с.
39. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Саратов: Саратовский гос. социально¬экономический ун-т, 2013. - 322 с
40. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная
идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 //
Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. №3 (17).
41. Роджерс К. «Взгляд на психотерапию. Становление человека», Москва, 1984, Дайджест
42. Рубенштейн С.Л. «Человек и мир» СПб.: Питер, 2003. — 512 с. — (Мастера психологии)
43. Слободчиков В.И «психологические проблемы становления внутреннего мира человека»// Вопросы психологии, №6, 1992.
44. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Академия, 2005. 400 с.
45. Собкин B.C., Грачева AM, Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии. - 1990.№4.-С. 23-31.
46. Трубникова С.Г. Психология одиночества (Генезис, виды:,
проявления): Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 - М.: РГБ, 2002 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
47. Фрейд З. «Введение в психоанализ: лекции», Москва, «Наука», 1991.
48. Фромм Э. «Иметь или быть?»; пер. с нем. Э. Телятниковой - Москва: Издательство АСТ, 2017. - 320 с. - (эксклюзивная классика)
49. Хеновес С. «поведение изолированной группы людей в Атлантике» - «Знание- сила» 1974г., №5, с. 38
50. Шибутани Т./ Социальная психология - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002-544с.
51. Шихи Г. / Предсказуемые кризисы зрелого возраста - Москва // Психология развития: хрестоматия / Ред. А.К. Болотова, О.Н Молчанова. - Москва: ЧеРо: Омега-Л, 2005. - С. 427-433.
52. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.
53. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурноисторической теории Л.С. Выготского) / Б.Д. Эльконин. - М: Тривола, 1994. - 168 с.
54. Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис»: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.344 с.
55. Эриксон Э.«Детство и общество» Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ.
— СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ