Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №14511

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
754
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования проблемы
профессионального и личностного самоопределения у
старшеклассников 7
1.1. Проблема профессионального самоопределения личности в
отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Подходы к изучению личностного самоопределения в психолого-педагогической литературе 14
1.3. Характеристика старшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование связи профессионального и
личностного самоопределения у старшеклассников 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Описание программы по развитию профессионального и
личностного самоопределения старшеклассников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


Актуальность проблемы исследования. Основная цель профессионального самоопределения состоит в постепенном формировании у старших школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
В старшем школьном возрасте на первый план выходит необходимость определения своего места в жизни, формируются ключевые для этого возраста потребности в личностном, а, следовательно, в профессиональном самоопределении. В нашем исследовании большую роль имели работы отечественных педагогов и психологов, занимавшихся изучением личности старшего школьника (К.А. Абульханова - Славская, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, И.В. Дубровина и др.), а также влияние возрастных особенностей школьников на их профессиональное самоопределение (Л.И. Божович, Л.Г. Борисова, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др).
Проблеме профессионального самоопределения посвящено множество исследовательских работ современных ученых, таких как Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Е.М. Борисова, С.Н.Чистякова и др.
Также в старшем школьном возрасте происходит становление личностного самоопределения — определение человеком своего места в обществе и жизни.
При общем внимании ученых проблема профессионального и личностного самоопределения старших школьников активизировалась только в последние годы в связи с модернизацией системы российского образования и переходом к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы.
Даже в современных профориентационных программах личностному развитию старшеклассника либо не уделяется внимания, либо учитываются отдельные компоненты личностного самоопределения, такие как навыки целеполагания, мотивация и т.д. Но даже к этим немногим характеристикам часто обращаются формально. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте рассматривалось в работах Л.И. Божович, М.Р. Гинзбурга, К.А. Абульхановой-Славской и других.
Насколько профессиональный выбор молодых людей обусловлен внутренними качествами личности, стремлением к самодетерминации, самостоятельности, а насколько внешними факторами, мнением окружения, потребностью государства в тех или иных специалистах, доступностью профессионального образования? Эта проблема касается взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения. Личностное самоопределение, с одной стороны, задает ценностно-смысловую направленность профессиональному самоопределению, с другой стороны, необходимость профессионального выбора влияет на систему ценностей и смыслов жизни личности.
Проблема исследования: существует ли связь профессионального и личностного самоопределения у старшеклассников?
Цель исследования: изучение связи профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
Объект исследования: самоопределение личности.
Предмет исследования: характер связи профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
Гипотеза: существует связь между показателями профессионального и личностного самоопределения у старшеклассников, а именно: выраженность склонности к работе с людьми связана с выраженностью показателей личностного самоопределения «процесс жизни», выраженность склонности к исследовательской деятельности связана с выраженностью показателя личностного самоопределения «результат жизни»; выраженность склонности связана с выраженностью показателя личностного самоопределения «цель жизни».
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте.
2. Исследовать характеристики профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Исследовать характеристики личностного самоопределения старшеклассников.
4. Выявить характер связи профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
5. Разработать программу по развитию профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
Теоретические основы исследования составили положения представителей отечественной науки изучения личностного и профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, М.Р. Гинзбург и др.).
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (для установления различий между показателями личностного и профессионального самоопределения U-критерий Манна- Уитни, для выявления связи между показателями профессионального и личностного самоопределения старшеклассников - коэффициент корреляции Пирсона на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0»).
- интерпретационный метод: структурный метод.
Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью следующих методик:
1. Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).
2. Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной).
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, а также разработанная программа по развитию профессионального и личностного самоопределения старшеклассников могут быть использованы в психологической практике педагогов-психологов общеобразовательных школ при работе со старшеклассниками.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ
«Разуменская СОШ» №3, п. Разумное Белгородской обл. В нем приняли
участие 80 старшеклассников - учащиеся 10-11 классов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем работы составил 61 страницу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В старшем школьном возрасте активно развивается рефлексия, стремление к самопознанию, подросток начинает осознавать свои сильные и слабые стороны. Именно осознание своих личностных особенностей является одним из внутренних факторов профессионального самоопределения и показывает, насколько осознанным является выбор. Данная характеристика также относится и к личностному самоопределению, она показывает, насколько человек понимает и принимает себя.
В данной работе нами была поставлена цель - выявить характер связи профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
В первой главе нашего исследования был проведен теоретический анализ проблемы профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте; описаны характеристики профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. В ходе теоретического анализа было выявлено, что профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально¬трудовой среде и способ ее самореализации.
Профессиональное самоопределение всегда сопровождает личностное самоопределение, то есть личностное самоопределение - это поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии.
Нами был проведен качественный и количественный анализ показателей личностного и профессионального самоопределения. В результате выявлено, что доминирующим показателем личностного самоопределения у учащихся 10 и 11 классов является «процесс». На последнем месте - выраженность показателя - «локус-контроль Я». По итогам всех шкал можно утверждать, что выпускникам присущ уровень осмысленности жизни, находящийся в пределах нормы. Ученики 11 класса имеют более высокий уровень жизненного самоопределения, который характеризуется наличием четкой структурой ценностных ориентаций, то
По результатам анализа показателей профессионального самоопределения выявлено, что среди одиннадцатиклассников процент профессионально самоопределившихся немного выше, чем среди учащихся 10-го класса. У школьников из 11-го класса ярко выраженная и средне выраженная профессиональные склонности наблюдаются в таких сферах как: склонность к работе с людьми, склонность к работе на производстве, склонность к исследовательской деятельности, к эстетическим и экстремальным видам деятельности.
Большинство учащихся 10 класса не определились с выбором будущей профессии. В их предпочтении находится по 5-6 разных видов деятельности, в основном это деятельности со средне, слабо и не выраженной профессиональной склонностью, ярко выраженную профессиональность мы наблюдаем к исследователькой деятельности и к работе на производстве.
Для выявления различий в выраженности исследуемых показателей личностного и профессионального самоопределения у учащихся 10 и 11 классов была проведена статистическая обработка данных с помощью U- критерия Манна-Уитни. Анализ показал, что значимых различий в выраженности исследуемых показателей у учащихся 10 и 11 классов не выявлено.
Далее с целью подтверждения гипотезы мы использовали корреляционный анализ Пирсона, в ходе которого была найдена статистически значимая связь профессионального и личностного самоопределения у старшеклассников, а именно: склонность к работе с людьми имеет положительную связь со следующими показателями личностного самоопределения: «процесс», «локус контроля Я» (и «осмысленность жизни». Выявлена положительная связь склонности к исследовательской деятельности и показателя личностного самоопределения «результат», склонности к планово-экономической деятельности и показателя личностного самоопределения «цель», а также выявлена отрицательная связь склонности к экстремальной деятельности и показателя «цель».
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует связь между показателями профессионального и личностного самоопределения у старшеклассников, а именно: выраженность склонности к работе с людьми связана с выраженностью показателей личностного самоопределения «процесс жизни», выраженность склонности к исследовательской деятельности связана с выраженностью показателя личностного самоопределения «результат жизни»; выраженность склонности связана с выраженностью показателя личностного самоопределения «цель жизни», нашла свое подтверждение, кроме того были получены новые интересные факты: была выявлена положительная связь склонности к работе с людьми и такими показателями личностного самоопределения, как «локус контроля Я» и «осмысленность жизни», отрицательная корреляционная связь склонности к экстремальной деятельности с выраженностью показателя личностного самоопределения «цель жизни».
На основе проведенного исследования нами была разработана программа по развитию профессионального и личностного самоопределения старшеклассников, а также был составлен комплекс рекомендаций по психологическому сопровождению личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, которыми могут воспользоваться как педагоги-психологи, так и учителя школы.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. -
528 с.
2. Багина, В.А. Личностное самоопределение старшеклассников в условиях учебной деятельности [Текст] / В.А. Багина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. - № 2.- С.20-25.
3. Бадашкеев, М.В. Личностное самоопределение сельских школьников [Текст] / М.В. Бадашкеев // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2016. - № 4. - С. 184-193.
4. Бадашкеев, М.В. Особенности личностного самоопределения в отечественной теории и практике [Текст] // М.В. Бадашкеев // Образовательная среда сегодня: стратегии развития., 2016. - № 3 (7). - С. 8-10.
5. Бахтина, Т.А. Исследование особенностей психологической готовности учащихся профильных классов к профессиональному самоопределению [Текст] / Т.А. Бахтина, Е.Д. Сергеева Е.Д // Педагогическое образование: вызовы XXI века Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В. А. Сластенина. Под общей редакцией Н. И. Вьюновой; Воронежский государственный университет, 2016. - С. 120-124.
6. Борутто, Е.А. Учебно-педагогические способы взаимодействия - путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося [Текст] / Е.А. Борутто // Молодой ученый, 2016. - № 10 (114). - С. 1177-1179.
7. Веселкова, Е.А. Готовность к профессиональному самоопределению [Текст] / Е.А. Веселкова, А.В. Веселков // Интерэкспо Гео- Сибирь, 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 256-259.
8. Вотчин, И.С. Психология личности [Текст]: учебно-методическое пособие / И.С. Вотчин. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. - 422 с.
9. Гайнутдинова, Л.Р. Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений [Текст] / Л.Р. Гайнутдинова // В сборнике: Современная психология материалы IV Международной научной конференции, 2016. - С. 45-47.
10. Герцен, С.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России (межпоколенный подход). Автореф. дис. ... кандидата социологических наук [Текст] / С.М. Герцен. - Тюмень, 2012.- 30 с.
11. Гутник, И.Ю. Организация диагностики в профильном обучении [Текст] / И.Ю. Гутник. - СПб.: КАРО, 2005. - 128 с.
12. Гущина, Т.Н. Ценностные ориентации старшеклассника: опыт исследования в дополнительном образовании детей [Текст] / Т.Н. Гущина // Ценности и смыслы, 2012. - № 1. - С. 127-136.
13. Данченко, С.А. Профессиональное самоопределение подростков: учебное пособие [Текст] / С.А. Данченко, Е.В. Шилова, О.В. Савченко. - Владивосток, МГУ, 2012. - 65 с.
14. Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении [Текст] / О.Б. Даутова; под ред. А.П.Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 352 с.
15. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие [Текст] / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. - 142 с.
16. Дрибинский, П.Л. Формирование готовности к профессиональному самоопределению как фактор успешной социализации личности[Текст] // П.Л. Дрибинский // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность, 2016. - № 2. - м С. 123-130.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности:Учеб.пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. - М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.
18. Иванова, Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования [Текст] / Т.Н. Иванова // Карельский научный журнал, 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 100-102.
19. Каменский, А.М. Управление процессом самоопределения и самореализации подростка в современной школе [Текст] / А.М. Каменский // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО, 2016. - № 3 (3). - С. 29¬33.
20. Карабанова, О.А. Возрастная психология [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 240 с.
21. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
22. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
23. Конт, О. Дух позитивной философии [Текст] / О. Конт. - М.: Либроком, 2011. - 392 с.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 423 с.
25. Колосова, О.А. Проблема формирования профессионального самоопределения и построения профессиональной типологии личности [Текст] / О.А. Колосова // Управление, 2016. - Т. 4. - № 1. - С. 21-30.
26. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности[Текст] / Л.А. Коростылева. - М.: РГБ,
2001. - 403 с.
27. Крючкова, И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность - действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации [Текст] / И.И. Крючкова // Классный руководитель. - 2002. - № 6. - С.65-69.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- 464с.
29. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология эмоций. [Текст] / А.Н. Леонтьев; под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 288с.
30. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
31. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) - 2-е изд. [Текст] / Д.А. Леонтьев.— М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. - 22 с.
32. Михайлова, Т.В. Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. Дисс ... кандидата педагогических наук [Текст] / Т.В. Михайлова. - Чебоксары, 2008.
- 232 с.
33. Махаева, О.А. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников [Текст] / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 52 с.
34. Митина, Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности [Текст] / Л.М. Митина. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2002. - 400 с.
35. Мордовская, А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материала этнопедагогики народа Саха) [Текст] / А.В. Мордовская. - М.:
Academia, 2000. - 176 с
36. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. III. Психология личности: учебник . - 6-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Р.С. Немов.- М.: Издательство Юрайт, 2014. - 739 с.
37. Панина, С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / С.В. Панина, Т.А. Макаренко. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 312 с.
38. Пахомова, Е.А. Система государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся [Текст] / Е.А. Пахомова // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2016. - № 3 (23). - С. 9-15.
39. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] / Под ред. Д.Я. Райгородского.- Самара, 2005.
40. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: «Академия», 2007 . - 125 с.
41. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С, Пряжников. - М.: Изд-во «Институт практич. Психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
42. Пряжников, Н.С. Психология элитарности [Текст] / Н.С, Пряжников. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 512 с.
43. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
44. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 1999. - 97 с.
45. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст] / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 496 с.
46. Пряжникова, Е.Ю. Профессиональное самоопределение: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С.
Пряжников. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 496 с.
47. Психология личности: учебное пособие [Текст] / Авт. составитель О.А. Ахвердова , И.В. Белашева, И.В. Боев, А.Н. Каргалева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 592 с.
48. Психология личности. Учебное пособие [Текст] / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007 - 653 с.
49. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков [Текст] / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000. - 128 с.
50. Салаватова, О.А. Особенности работы социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников [Текст] / О.А. Салаватова // Таврический научный обозреватель, 2016. - № 3 (8). - С. 180¬183.
51. Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (28-30 мая 2007 года) [Текст] / Под общ. Ред. С.Н.Чистяковой. - М.: МЭСИ, 2007. - 296 с.
52. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин. - Свердловск, 1994.
53. Сергеев, И.С. Руководителю образования о введении
профильного обучения [Текст] / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2006. - 136 с.
54. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст]. - СПб., 2000.
55. Слободчиков, В.И. Психологические образования личности. Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Бахрах-М, 2000. - 544 с.
56. Старостина, Н. Н. Профессиональное самоопределение как важная составляющая профессиональной социализации [Текст] / Н.Н.
Старостина // Научное обозрение. Педагогические науки, 2017. - № 5. - С. 174-177.
57. Тард, Г. Законы подражания [Текст]: Пер. с фр. / Г. Тард. - М.: Академический проект, 2011. - 304 с.
58. Филиппова, Е.С. Особенности профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте [Текст] / Е.С. Филиппова // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7. - С. 23-28.
59. Чередниченко, Г.А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятельности и карьеры учащихся/ Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ [Текст] / Г.А, Чередниченко. -Сб. научных трудов (под ред. В.Н.Шубкина, Д.Л.Константиновского). - М.: РАО, РАН, Институт социологии, 1996.
60. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А.П. Чернявская. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2001. - 96 с.
61. Чистякова, С.Н. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения [Текст] : пособие для учителя / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев и др. - М.: 2005. - 160 с.
62. Чистякова, С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. - Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин. - М.: Академия, 2004. - 96 с.
63. Шаматульская, Е.В.Опыт работы по профессиональному самоопределению учащихся в условиях профориентационной работы [Текст] / Е.В. Шаматульская // Наука - образованию, производству, экономике материалы XXI региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов : в 2-х томах, 2016. - С. 178-179.
64. Шмидт, В.Р. Профориентация в условиях несвободы [Текст] / В.Р. Шмидт. - М.: Фонд Информатика для демократии - ИНДЕМ, 2006. - 127 с.
65. Шмидт, В.Р. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии [Текст] / В.Р. Шмидт, А.Л Шиловская. - М.: Фонд ИНДЕМ, 2005. - 44 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ