ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия «коммуникативность» 7
1.2. Особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия «коммуникативность» 7
1.2. Особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет коммуникативность как необходимое условие жизнедеятельности.
Согласно положениям Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях, инициативных, социально-адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры. (25)
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в период дошкольного возраста закладывается фундамент для дальнейшего умственного, физического и нравственного развития ребенка. Без правильно сформированных коммуникативных навыков ребенок не сможет общаться с взрослыми и сверстниками, а значит, не сможет в полной мере быть всесторонне развитым.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Вопросы коммуникативного развития были рассмотрены в работах многих ученых: Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, С.С. Журавлевой, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, О.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др. В своих исследованиях они подчеркивали важность формирования коммуникативных навыков у детей для полноценного развития. Однако выявлено противоречие в том, что применительно к дошкольному возрасту многие аспекты формирования коммуникативных навыков остаются мало разработанными, также недостаточно раскрыты критерии и показатели их сформированности.
Поиск путей преодоления данного противоречия определил выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста».
Данное противоречие, позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативного навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников будет эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
2. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативность»
2. Охарактеризовать особенности формирования коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать педагогические условия способствующие
формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников;
4. Выявить исходный уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать методические рекомендации, направленные на
формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический: анализ литературы по проблеме
исследования; эмпирический: методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 60 г. Белгорода
Согласно положениям Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях, инициативных, социально-адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры. (25)
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в период дошкольного возраста закладывается фундамент для дальнейшего умственного, физического и нравственного развития ребенка. Без правильно сформированных коммуникативных навыков ребенок не сможет общаться с взрослыми и сверстниками, а значит, не сможет в полной мере быть всесторонне развитым.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Вопросы коммуникативного развития были рассмотрены в работах многих ученых: Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, С.С. Журавлевой, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, О.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др. В своих исследованиях они подчеркивали важность формирования коммуникативных навыков у детей для полноценного развития. Однако выявлено противоречие в том, что применительно к дошкольному возрасту многие аспекты формирования коммуникативных навыков остаются мало разработанными, также недостаточно раскрыты критерии и показатели их сформированности.
Поиск путей преодоления данного противоречия определил выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста».
Данное противоречие, позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативного навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников будет эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
2. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативность»
2. Охарактеризовать особенности формирования коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать педагогические условия способствующие
формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников;
4. Выявить исходный уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать методические рекомендации, направленные на
формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический: анализ литературы по проблеме
исследования; эмпирический: методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 60 г. Белгорода
Дошкольный возраст является уникальным периодом для развития личности ребенка. В этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное психическое и физическое развитие. Одним из аспектов его развития является формирование коммуникативных навыков.
А.В. Запорожец рассматривал коммуникативные навыки как собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений и навыков, способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач. (48)
Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки имеют свои особенности. По мнению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. (7) З.М. Богусловская писала, что в этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью. (33)
Перед педагогами дошкольного образования стоит огромная задача - правильный подбор условий и средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В результате, можно предположить, что выдвинутая гипотеза - формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, при соблюдении следующих педагогических условий: систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста; развивающая, предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Первым условием формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников является систематическое использования коммуникативно- речевых игр, ведь игра - это основной вид деятельности дошкольников.
К коммуникативно-речевым играм, по мнению Д. Б. Эльконина относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры драматизации.
Следующим условием благоприятного формирования
коммуникативных навыков является - взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда, также является неотъемлемым условием при формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. По мнению Л.Н. Павлова, Е.О. Смирновой, развивающая, предметно пространственная среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, является условием для благоприятного формирования коммуникативных навыков. (44)
На констатирующем этапе выпускной квалификационной работы, мы провели экспериментальное исследование на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали критерии оценки уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Исходя из результатов экспериментального исследования, мы разработали методические рекомендации по формированию
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
А.В. Запорожец рассматривал коммуникативные навыки как собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений и навыков, способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач. (48)
Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки имеют свои особенности. По мнению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. (7) З.М. Богусловская писала, что в этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью. (33)
Перед педагогами дошкольного образования стоит огромная задача - правильный подбор условий и средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В результате, можно предположить, что выдвинутая гипотеза - формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, при соблюдении следующих педагогических условий: систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста; развивающая, предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Первым условием формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников является систематическое использования коммуникативно- речевых игр, ведь игра - это основной вид деятельности дошкольников.
К коммуникативно-речевым играм, по мнению Д. Б. Эльконина относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры драматизации.
Следующим условием благоприятного формирования
коммуникативных навыков является - взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда, также является неотъемлемым условием при формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. По мнению Л.Н. Павлова, Е.О. Смирновой, развивающая, предметно пространственная среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, является условием для благоприятного формирования коммуникативных навыков. (44)
На констатирующем этапе выпускной квалификационной работы, мы провели экспериментальное исследование на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали критерии оценки уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Исходя из результатов экспериментального исследования, мы разработали методические рекомендации по формированию
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Теоретические аспекты изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Рефераты, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2025 - ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых образовательных ситуаций (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (Методическая работа в дошкольной образовательной организации, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективных играх
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



