ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия «коммуникативность» 7
1.2. Особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет коммуникативность как необходимое условие жизнедеятельности.
Согласно положениям Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции развития образования РФ до 2020 г, современное общество испытывает потребность в активно развивающихся, нравственно стойких, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях, инициативных, социально-адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию молодых людях, способных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры. (25)
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в период дошкольного возраста закладывается фундамент для дальнейшего умственного, физического и нравственного развития ребенка. Без правильно сформированных коммуникативных навыков ребенок не сможет общаться с взрослыми и сверстниками, а значит, не сможет в полной мере быть всесторонне развитым.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Вопросы коммуникативного развития были рассмотрены в работах многих ученых: Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, С.С. Журавлевой, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, О.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др. В своих исследованиях они подчеркивали важность формирования коммуникативных навыков у детей для полноценного развития. Однако выявлено противоречие в том, что применительно к дошкольному возрасту многие аспекты формирования коммуникативных навыков остаются мало разработанными, также недостаточно раскрыты критерии и показатели их сформированности.
Поиск путей преодоления данного противоречия определил выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста».
Данное противоречие, позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативного навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников будет эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
2. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативность»
2. Охарактеризовать особенности формирования коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать педагогические условия способствующие
формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников;
4. Выявить исходный уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать методические рекомендации, направленные на
формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический: анализ литературы по проблеме
исследования; эмпирический: методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 60 г. Белгорода
Дошкольный возраст является уникальным периодом для развития личности ребенка. В этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное психическое и физическое развитие. Одним из аспектов его развития является формирование коммуникативных навыков.
А.В. Запорожец рассматривал коммуникативные навыки как собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений и навыков, способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач. (48)
Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки имеют свои особенности. По мнению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. (7) З.М. Богусловская писала, что в этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью. (33)
Перед педагогами дошкольного образования стоит огромная задача - правильный подбор условий и средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В результате, можно предположить, что выдвинутая гипотеза - формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, при соблюдении следующих педагогических условий: систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста; развивающая, предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Первым условием формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников является систематическое использования коммуникативно- речевых игр, ведь игра - это основной вид деятельности дошкольников.
К коммуникативно-речевым играм, по мнению Д. Б. Эльконина относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры драматизации.
Следующим условием благоприятного формирования
коммуникативных навыков является - взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда, также является неотъемлемым условием при формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. По мнению Л.Н. Павлова, Е.О. Смирновой, развивающая, предметно пространственная среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, является условием для благоприятного формирования коммуникативных навыков. (44)
На констатирующем этапе выпускной квалификационной работы, мы провели экспериментальное исследование на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали критерии оценки уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Исходя из результатов экспериментального исследования, мы разработали методические рекомендации по формированию
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками / Л.М Шипицына - СПб.: Детство - Пресс, 2013.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев.
- М. : Педагогика 2011.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2016.
4. Анохина, Т.М. Как организовать современную развивающую
предметно-пространственную среду / Т.М. Анохина // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
5. Белобрыкина, O.A. Речь и общение / O.A. Белобрыкина. - Ярославль :
Академия развития, 2008.
6. Бойченко H. A. и др. «Общие основы руководства сюжетно-ролевыми
играми детей дошкольного возраста», Киев, 2012.
7. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» Изд-во
«Радянська школа», Киев, 2014.
8. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. - Т.1 (А -
О). - М.: Вече; АСТ, 2013.
9. Боулби, Дж. Детям - любовь и заботу / Дж. Боулби // Лишенные
родительского попечительства : хрестоматия. - М.: Просвещение, 2008.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2013.
11. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М.,2015.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. - М.: АСАДЕМА, 2016.
13. Артемова М.В. Театрализованные игры дошкольников / М.В. Артемова: Просвещение, 2013.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. №6-2016.
15. Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014.
16. Выготский, J1.C. Этюды по истории поведения: обезьяна. Примитив. Ребенок / J1.C. Выготский, А.Р. Лурия. - М.: Педагогика- Пресс, 2011.
17. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2009.
18. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. -М.: Просвещение, 2012.
19. Доценко Е.В. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)» - Волгоград, 2014.
20. Запорожец, A.B. Развитие общения у дошкольников / A.B. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2010.
21. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М., 2012.
22. 24. Консультативные пункты как вариативная форма дошкольного образования: методические рекомендации/ сост. Майорова Т. А., Шмелькова Н.В., Жильцова Ю.В., Галахова С.К. - Рязань, 2012. -
23. 25. Концепция развития образования РФ до 2020 г.
24. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь - справочник. - М.:ФАИР- ПРЕСС, 2015.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Издательство политической литературы, 2013.
26. Лисина М.И. Общение со взрослым и психологическая подготовка к школе. - Кишинев: Штиинца, 2014.
27. Лисина, М.И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание. - 2011 - № 8.
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 2009
29. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - Кишинев : Штиница, 2009.
30. Лисина, М.И. Организация общения взрослых с детьми /М.И. Лисина H.H. Авдеева, С.Ю. Мещерякова // Дошкольное воспитание
31. Ломов, Б.Ф. Познание и общение / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 2008.
32. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов М., «Просвещение», 2014.
33. 31. Мудрик А.В., Бугаенко А.Э. Социальная педагогика. - М.: Айрис-пресс, 2008.
34. Национальная доктрина образования в Российской
ФедерацииНИр://5тпсот.ги/соп1еп1/ге1Ьгта/1Ыех5.Н1т
35. Образовательные проекты в детском саду: пособие для
воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П., Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008.
36. Общение с дошкольниками / А. Д. Мансуров [и др.]. - М. :
Просвещение 2003.
37. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
38. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М.,2013.
39. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - Кн.2: Процесс воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2013.
40. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С.Романова. - С-Пб: Питер, 2016.
41. Развитие психики ребенка в общении со взрослым и сверстником/ под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во АПН СССР, 2011
42. Репина О.А. Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2 - 4 года) // Ребенок в детском саду. Рязань, 2012.
43. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстника¬ми / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2.
44. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. - М., 2016.
45. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников: теоретическое и практическое обеспечение: учеб.метод. пособие/ сост. Журавлева С.С.- Курск: ООО Планета/2014.
46. Стрелкова Л. Н. Проблемы формирования личности дошкольника.- Саратов: СГТ, 2013.
47. Театр, где играют дети / [под ред. А.Б. Никитиной]. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
48. Теория и методика воспитательной работы / под ред. Байбородовой Л.В., МельниковаА.Э.- Ярославль, 2016.
49. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Просвещение, 2014
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
51. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
52. Флегонтова Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей / Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции
преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. - М.,2014.
53. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2014.
54. Адалин / Детская психология [Электронный ресурс] URL: http://adalin.mospsy.ru/
55. Коммуникативные навыки современных детей / Научная статья [Электронный ресурс] URL: http://www.isras.ru/blog ad 2.html
56. Лото / Дидактическая игра [Электронный ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-sportivnoe-loto-
dlj a-detei- starshego-do shkolno go-vozrasta. html
57. Магазин / Сюжетно-ролевая игра [Электронный ресурс] URL: http: //www.maam.ru/detskij sad/syuzhetno -rolevaj a-igra-magazin- ovoschi-i-frukty.html
58. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / Научная статья [Электронный ресурс] URL: http: //www.maam.ru/detskij sad/nauchnaj a-statj a-komunikativnye- navyki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html