Склонность к зависимости как условие агрессивности студентов
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения склонности к зависимости как условия агрессивности студентов
1.1. Проблема изучения зависимого поведения в психологии 8
1.2. Проявление агрессивности в студенческом возрасте 17
1.3. Склонность к зависимости как условие агрессивности студентов 24
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к зависимости как условия агрессивности студентов
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
склонности к зависимости как условия агрессивности студентов 33
2.3. Реализация психокоррекционной программы «Психологическая коррекция агрессивности у студентов, склонных к зависимому поведению» и оценка ее эффективности 42
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 64
Глава 1. Теоретические основы изучения склонности к зависимости как условия агрессивности студентов
1.1. Проблема изучения зависимого поведения в психологии 8
1.2. Проявление агрессивности в студенческом возрасте 17
1.3. Склонность к зависимости как условие агрессивности студентов 24
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к зависимости как условия агрессивности студентов
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
склонности к зависимости как условия агрессивности студентов 33
2.3. Реализация психокоррекционной программы «Психологическая коррекция агрессивности у студентов, склонных к зависимому поведению» и оценка ее эффективности 42
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 64
Актуальность темы исследования. Проблема разрушительного поведения личности обращает на себя внимание ученых уже не одно десятилетие. В процессе развития человеческой цивилизации агрессия не только не обнаружила тенденции к снижению, но и стала находить все новые, более изощренные формы проявления. Укорененность агрессивной модели поведения в молодежной среде выступает в качестве показателя искаженного образа жизни и отражает одну из серьезнейших психологических и социальных проблем нашего общества. Проблема агрессивности молодежи и, в частности, студенчества - одна из центральных социально-психологических проблем современной России, которая затрагивает общество в целом, психологов, социальных работников, родителей, привлекает внимание сотрудников полиции и исследователей.
Так, Е.В. Змановская обозначает агрессией любую тенденцию (стремление), имеющую цель подчинить себе других, или доминировать над ними, проявляющуюся в реальном поведении или в фантазиях.
Э. Фромм понимает агрессию как любое нанесение ущерба личности или животному, а также неодушевленному предмету.
По определению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, отражающее предрасположенность к агрессивному реагированию вконфликтной или фрустрирующей ситуации.
А.А. Реан понимает агрессивность как готовность к агрессивным действиям в отношении другого человека, которая обеспечивает (фактически подготавливает) готовность человека воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности уделяется очень много внимания (А Басс, К. Лоренц, Э. Фром). По данной теме проведено множество экспериментальных исследований, создаются теоретические концепции Проблемой агрессии в отечественной психологии и педагогике
занимались: М.Б. Алфимова, Е.В. Змановская, В.Н. Кудрявцев, К.В. Сельченок, С.В. Юрцевич и др.
Анализируя имеющуюся на настоящий момент научно-педагогическую и научно-психологическую литературу, можно отметить, что большинство исследований, касающихся агрессии и агрессивности, посвящены подростковому возрасту (А.Ю. Акопов, Е.В. Змановская, А.В. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский, Л.В. Маликов, Ю.Б. Можгинский, А.В. Никитина, А.А. Реан, Е.И. Осеева, А.К. Осницкий, А.М. Прихожан, К.В. Сельченок, И.А. Фурманов, Г.П. Ярмоленко и др.). Это объясняется тем, что подростковый возраст наиболее сложный в отношении агрессии и агрессивного поведения. Ряд авторов, изучая агрессию, разрабатывали способы преодоления агрессии: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комисаренко, М.И. Лисина.
Период юношества в отечественной и зарубежной литературе отмечается как интеллектуально и эмоционально стабильный период. Однако в последнее десятилетие появились работы (Ф. Райс, А.А. Реан, М.С. Калистратова, С.В. Михейкина и др.), в которых отмечается актуальность проблемы агрессии и агрессивного поведения в юношеском возрасте.
Агрессивность в студенческом возрасте в настоящее время является мало изученным явлением. Отмечено, что различные виды зависимости могут влиять как на ослабление агрессии, так и на ее усугубление. Чем раньше появляется зависимое поведение, тем труднее она в преодолении, но при своевременном вмешательстве ее влияние на жизнь зависимой личности можно свести к минимуму. Студенчество можно отнести в группу риска по вероятности развития зависимого поведения.
Более остро проблема зависимости (или аддикции) стоит в подростковом и юношеском возрастах. Студенты вузов относятся к юношескому возрасту согласно большинства психологических и педагогических периодизаций (Л.С. Выготский, В.С. Мухина). Это период, когда активно продолжается становление личности. В это время зависимое поведение обязательно оказывает негативное, разрушающее влияние на всю дальнейшую жизнь и личность зависимого. Студенты выступают в качестве группы риска по вероятности развития дезадаптации, отклонений в психическом здоровье, а так же аддиктивного поведения.
Проблему зависимости в среде студентов вузов изучали такие зарубежные ученые, как Г. Крайг, Э. Пайнс, Э. Фром, а также отечественные авторы Л.Г. Губанова, Ц.П. Короленко, Е.В. Змановская, Н.П. Фетискин.
Анализируя статистику преступлений за 2015 год, можно сказать, что каждое пятое из них совершено в состоянии алкогольного опьянения, а именно - 44 тысячи 184 тяжких преступления и 13 тысяч 742 особо тяжких. Можно предположить, что зависимости могут служить провоцирующим фактором агрессивности.
Теоретический анализ специальной литературы и исследований на тему «Склонность к зависимости как условие агрессивности студентов», изучение опыта деятельности специалистов в области психологии позволили выявить противоречие между повышенным интересом к специфике агрессивного поведения студентов, склонных к зависимости, и недостаточной разработанностью данной проблемы.
Проблема исследования: каким образом склонность к зависимости выступает условием агрессивности студентов?
Цель работы: Изучить склонность к зависимости как условие агрессивности студентов для разработки и реализации психокоррекционной и профилактической программы снижения склонности к зависимости и агрессивности студентов.
Объект: склонность студентов к зависимости.
Предмет: склонность к зависимости как условие агрессивности
студентов.
Гипотеза: склонность к зависимости повышает проявление
агрессивности и враждебности студентов, а именно физической агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, общей лигитимизированной агрессии и ее проявление в сферах политики, спорта, СМИ. Психокоррекционные мероприятия, направленные на снижение склонности к зависимости студентов, способствуют проявлению более адаптивных способов поведения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения особенностей агрессивного поведения у склонных к зависимости студентов.
2. Разработать систему профилактической и психокоррекционной работы по преодолению склонности к зависимости и, как следствия, снижения агрессивности студентов.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование склонности к зависимости как условия агрессивности студентов.
4. Выявить эффективность предложенных профилактических и психокоррекционных мероприятий снижения склонности к зависимости и агрессивности студентов.
Теоретико-методологическая основа исследования: культурно¬
историческая концепция Л.С. Выготского; деятельностный подход к пониманию личности и концепция единства сознания и деятельности, разработанная C.JI. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и развивающаяся в трудах Б.М. Теплова, К.А. Абульхановой-Славской; исследования межличностного взаимодействия Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Куницыной, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина, исследования агрессии и агрессивности в работах Э. Фрома, Л. Берковица, А. Басса, А. Дарки, Д. Ричардсона и Р. Бэрона и др.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные.
2. Эмпирические (измерение, наблюдение, беседа,
психодиагностические методики).
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
4. Методы интерпретации.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, с использованием U-критерия Манна - Уитни, корреляционного анализа на основе пакета статистических программ «SPSS- 13.0».
Методики:
1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимости (Г.В. Лозовая).
2. Опросник уровня агрессивности Баса-Дарки.
3. Опросник легитимизированной агрессии (авторы-разработчики: С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский).
Эмпирическая база исследования и краткое описание выборки: ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». В нашем исследовании приняли участие студенты факультета психологии и института управления. Общая численность выборки составила 170 человек
Структура дипломной работы: дипломная работа включает в себя введение, 2 главы, включающие 3 рисунка и 8 таблиц, заключение, список литературы, содержащий 71 источник, приложения.
Объем работы составляет 63 страницы машинописного теста.
Так, Е.В. Змановская обозначает агрессией любую тенденцию (стремление), имеющую цель подчинить себе других, или доминировать над ними, проявляющуюся в реальном поведении или в фантазиях.
Э. Фромм понимает агрессию как любое нанесение ущерба личности или животному, а также неодушевленному предмету.
По определению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, отражающее предрасположенность к агрессивному реагированию вконфликтной или фрустрирующей ситуации.
А.А. Реан понимает агрессивность как готовность к агрессивным действиям в отношении другого человека, которая обеспечивает (фактически подготавливает) готовность человека воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности уделяется очень много внимания (А Басс, К. Лоренц, Э. Фром). По данной теме проведено множество экспериментальных исследований, создаются теоретические концепции Проблемой агрессии в отечественной психологии и педагогике
занимались: М.Б. Алфимова, Е.В. Змановская, В.Н. Кудрявцев, К.В. Сельченок, С.В. Юрцевич и др.
Анализируя имеющуюся на настоящий момент научно-педагогическую и научно-психологическую литературу, можно отметить, что большинство исследований, касающихся агрессии и агрессивности, посвящены подростковому возрасту (А.Ю. Акопов, Е.В. Змановская, А.В. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский, Л.В. Маликов, Ю.Б. Можгинский, А.В. Никитина, А.А. Реан, Е.И. Осеева, А.К. Осницкий, А.М. Прихожан, К.В. Сельченок, И.А. Фурманов, Г.П. Ярмоленко и др.). Это объясняется тем, что подростковый возраст наиболее сложный в отношении агрессии и агрессивного поведения. Ряд авторов, изучая агрессию, разрабатывали способы преодоления агрессии: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комисаренко, М.И. Лисина.
Период юношества в отечественной и зарубежной литературе отмечается как интеллектуально и эмоционально стабильный период. Однако в последнее десятилетие появились работы (Ф. Райс, А.А. Реан, М.С. Калистратова, С.В. Михейкина и др.), в которых отмечается актуальность проблемы агрессии и агрессивного поведения в юношеском возрасте.
Агрессивность в студенческом возрасте в настоящее время является мало изученным явлением. Отмечено, что различные виды зависимости могут влиять как на ослабление агрессии, так и на ее усугубление. Чем раньше появляется зависимое поведение, тем труднее она в преодолении, но при своевременном вмешательстве ее влияние на жизнь зависимой личности можно свести к минимуму. Студенчество можно отнести в группу риска по вероятности развития зависимого поведения.
Более остро проблема зависимости (или аддикции) стоит в подростковом и юношеском возрастах. Студенты вузов относятся к юношескому возрасту согласно большинства психологических и педагогических периодизаций (Л.С. Выготский, В.С. Мухина). Это период, когда активно продолжается становление личности. В это время зависимое поведение обязательно оказывает негативное, разрушающее влияние на всю дальнейшую жизнь и личность зависимого. Студенты выступают в качестве группы риска по вероятности развития дезадаптации, отклонений в психическом здоровье, а так же аддиктивного поведения.
Проблему зависимости в среде студентов вузов изучали такие зарубежные ученые, как Г. Крайг, Э. Пайнс, Э. Фром, а также отечественные авторы Л.Г. Губанова, Ц.П. Короленко, Е.В. Змановская, Н.П. Фетискин.
Анализируя статистику преступлений за 2015 год, можно сказать, что каждое пятое из них совершено в состоянии алкогольного опьянения, а именно - 44 тысячи 184 тяжких преступления и 13 тысяч 742 особо тяжких. Можно предположить, что зависимости могут служить провоцирующим фактором агрессивности.
Теоретический анализ специальной литературы и исследований на тему «Склонность к зависимости как условие агрессивности студентов», изучение опыта деятельности специалистов в области психологии позволили выявить противоречие между повышенным интересом к специфике агрессивного поведения студентов, склонных к зависимости, и недостаточной разработанностью данной проблемы.
Проблема исследования: каким образом склонность к зависимости выступает условием агрессивности студентов?
Цель работы: Изучить склонность к зависимости как условие агрессивности студентов для разработки и реализации психокоррекционной и профилактической программы снижения склонности к зависимости и агрессивности студентов.
Объект: склонность студентов к зависимости.
Предмет: склонность к зависимости как условие агрессивности
студентов.
Гипотеза: склонность к зависимости повышает проявление
агрессивности и враждебности студентов, а именно физической агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, общей лигитимизированной агрессии и ее проявление в сферах политики, спорта, СМИ. Психокоррекционные мероприятия, направленные на снижение склонности к зависимости студентов, способствуют проявлению более адаптивных способов поведения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения особенностей агрессивного поведения у склонных к зависимости студентов.
2. Разработать систему профилактической и психокоррекционной работы по преодолению склонности к зависимости и, как следствия, снижения агрессивности студентов.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование склонности к зависимости как условия агрессивности студентов.
4. Выявить эффективность предложенных профилактических и психокоррекционных мероприятий снижения склонности к зависимости и агрессивности студентов.
Теоретико-методологическая основа исследования: культурно¬
историческая концепция Л.С. Выготского; деятельностный подход к пониманию личности и концепция единства сознания и деятельности, разработанная C.JI. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и развивающаяся в трудах Б.М. Теплова, К.А. Абульхановой-Славской; исследования межличностного взаимодействия Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Куницыной, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина, исследования агрессии и агрессивности в работах Э. Фрома, Л. Берковица, А. Басса, А. Дарки, Д. Ричардсона и Р. Бэрона и др.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные.
2. Эмпирические (измерение, наблюдение, беседа,
психодиагностические методики).
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
4. Методы интерпретации.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, с использованием U-критерия Манна - Уитни, корреляционного анализа на основе пакета статистических программ «SPSS- 13.0».
Методики:
1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимости (Г.В. Лозовая).
2. Опросник уровня агрессивности Баса-Дарки.
3. Опросник легитимизированной агрессии (авторы-разработчики: С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский).
Эмпирическая база исследования и краткое описание выборки: ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». В нашем исследовании приняли участие студенты факультета психологии и института управления. Общая численность выборки составила 170 человек
Структура дипломной работы: дипломная работа включает в себя введение, 2 главы, включающие 3 рисунка и 8 таблиц, заключение, список литературы, содержащий 71 источник, приложения.
Объем работы составляет 63 страницы машинописного теста.
Рассматривая психологические термины нашего исследования, мы выяснили, что «агрессия», «агрессивность», «эмоциональное выгорание» в психологии актуальны как у отечественных, так и у зарубежных ученых - исследователей. При этом в понимании значения агрессия и агрессивность существуют расхождения во мнениях, которые составляют довольно большой спектр подходов. Так, агрессивное поведение студенческой молодежи имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, применение сравнительного анализа и реализации
междисциплинарного подхода. Системный анализ индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении студентов позволит конкретнее наметить приемы профилактической работы с целью коррекции и предупреждения агрессивного поведения и ухода в зависимое поведение.
Подобна ситуация складывается в науке и относительно подходов к определению зависимого поведения. Наиболее распространенным в современной психологии является определение, согласно которому зависимое (аддиктивное) поведение как аутодеструктивное поведение связанно с употреблением какого-либо вещества в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность
По результатам эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов исследуемой группы демонстрируют средний и высокий уровни склонности к разным видам зависимости (пищевой, игровой, компьютерной и даже зависимости в любви).
Данные диагностики состояния агрессии выявили наличии статистически значимых различий в группах испытуемых со склонностью к зависимому поведению и отсутствием таковой. Студенты со склонностью к зависимости в большей степени склонны к использованию физической силы по отношению к партнерам по общению, которые с их точки зрения неправы или представляют для них истинную или мнимую угрозу. Они могут быть более резкими, вспыльчивыми и даже грубыми, чем студенты без склонности к зависимости, причем без существенных на то причин. Они, как правило, обижены на весь мир за истинные или чаще придуманные страдания. Испытуемые с данной склонностью в большей степени склонны к осторожности и недоверию в отношениях с людьми, более подозрительны и уверены , что окружающие хотят причинить вред.
Анализ результатов наличия легитимизированной агрессии показал, что студенты со склонностью к зависимости в большей степени склонны к обоснованию приемлемости и оправданию различных форм агрессивного поведения путем атрибуции их общественно одобряемого (легитимного) статуса. Для таких респондентов приобретаемое в процессе социализации знание о существовании легитимных форм агрессии может способствовать актуализации потребности именно в агрессивных формах поведения, если они будут достаточно эффективны для достижения поставленных целей и удовлетворения различных потребностей конкретных студентов.
Таким образом, по результатам исследования мы определили основные направления деятельности психолога, направленные на развитие альтернативных способов поведения и внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию или уход в зависимое поведение. Нами была разработана и реализована психокоррекционная программа и проведена повторная диагностики респондентов. Выяснилось, что результаты всех диагностических методик подтверждают эффективность разработанной и проведенной психокоррекционной работы. То есть, склонность к зависимости как условие агрессивности студентов поддается целенаправленному 56
воздействию и может быть снижена путем специально организованной профилактической работы.
Следовательно, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: склонность к зависимости повышает проявление агрессивности и враждебности студентов, а именно физической агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, общей лигитимизированной агрессии и ее проявление в сферах политики, спорта, СМИ. Психокоррекционные мероприятия, направленные на снижение склонности к зависимости студентов, способствуют проявлению более адаптивных способов поведения.
междисциплинарного подхода. Системный анализ индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении студентов позволит конкретнее наметить приемы профилактической работы с целью коррекции и предупреждения агрессивного поведения и ухода в зависимое поведение.
Подобна ситуация складывается в науке и относительно подходов к определению зависимого поведения. Наиболее распространенным в современной психологии является определение, согласно которому зависимое (аддиктивное) поведение как аутодеструктивное поведение связанно с употреблением какого-либо вещества в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность
По результатам эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов исследуемой группы демонстрируют средний и высокий уровни склонности к разным видам зависимости (пищевой, игровой, компьютерной и даже зависимости в любви).
Данные диагностики состояния агрессии выявили наличии статистически значимых различий в группах испытуемых со склонностью к зависимому поведению и отсутствием таковой. Студенты со склонностью к зависимости в большей степени склонны к использованию физической силы по отношению к партнерам по общению, которые с их точки зрения неправы или представляют для них истинную или мнимую угрозу. Они могут быть более резкими, вспыльчивыми и даже грубыми, чем студенты без склонности к зависимости, причем без существенных на то причин. Они, как правило, обижены на весь мир за истинные или чаще придуманные страдания. Испытуемые с данной склонностью в большей степени склонны к осторожности и недоверию в отношениях с людьми, более подозрительны и уверены , что окружающие хотят причинить вред.
Анализ результатов наличия легитимизированной агрессии показал, что студенты со склонностью к зависимости в большей степени склонны к обоснованию приемлемости и оправданию различных форм агрессивного поведения путем атрибуции их общественно одобряемого (легитимного) статуса. Для таких респондентов приобретаемое в процессе социализации знание о существовании легитимных форм агрессии может способствовать актуализации потребности именно в агрессивных формах поведения, если они будут достаточно эффективны для достижения поставленных целей и удовлетворения различных потребностей конкретных студентов.
Таким образом, по результатам исследования мы определили основные направления деятельности психолога, направленные на развитие альтернативных способов поведения и внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию или уход в зависимое поведение. Нами была разработана и реализована психокоррекционная программа и проведена повторная диагностики респондентов. Выяснилось, что результаты всех диагностических методик подтверждают эффективность разработанной и проведенной психокоррекционной работы. То есть, склонность к зависимости как условие агрессивности студентов поддается целенаправленному 56
воздействию и может быть снижена путем специально организованной профилактической работы.
Следовательно, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: склонность к зависимости повышает проявление агрессивности и враждебности студентов, а именно физической агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, общей лигитимизированной агрессии и ее проявление в сферах политики, спорта, СМИ. Психокоррекционные мероприятия, направленные на снижение склонности к зависимости студентов, способствуют проявлению более адаптивных способов поведения.
Подобные работы
- СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Педагогические условия преодоления агрессивного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Связь между уровнем агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - СПЕЦИФИКА СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,СКЛОННЫМ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



