Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми 12
1.1. Проблема одаренных детей дошкольного возраста в
научных исследованиях 12
1.2. Особенности, структура и критерии готовности педагога
дошкольного образования к работе с одаренными детьми .... 22
1.3. Научное обоснование организационно-методических
условий формирования готовности педагогов дошкольного образования к работе с одаренными детьми 30
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми 46
2.1. Диагностика уровня готовности педагогов дошкольного образования к работе с одаренными детьми 46
2.2 Апробация организационно-методических условий
формирования готовности педагогов дошкольного образования к работе с одаренными детьми 58
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы 63
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложение
В настоящее время все более актуальной становится проблема одаренности. Интерес к ней всегда был очень высок, но в настоящее время - особенно. Объяснение этому - потребность общества в неординарной творческой личности, способной внести неоценимый вклад в развитие общества.
Детская одаренность является одним из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Всем известно, что умственные, физические, творческие и прочие возможности людей неодинаковы и проявляются уже в детстве. Одаренные дети отличаются от сверстников высоким уровнем активности, они любознательны и очень сообразительны. Одна из главных задач совершенствования системы образования - обучение, воспитание, поддержка и социализация одаренных детей. Необходимо развивать их внутренний потенциал, способности быть творцом, уметь ставить цели и искать способы их достижения, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы (26). Поэтому уже дошкольников следует приобщать к творчеству, создавая для этого необходимые условия и развивающую образовательную среду: дети должны иметь возможность свободно распоряжаться временем и пространством; их обучение необходимо вести по расширенной образовательной программе, но самое главное - они должны чувствовать поддержку со стороны педагога (36; 35; 59).
На сегодняшний день уже исследована природа одаренности (Д. Векслер, Дж. Миллер, Е. Шафер и др.); дано определение сущности понятий «одаренность» и «детская одаренность», а также выявлены специфические особенности, присущие одаренным детям (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.И. Панов, А.И. Савенков, К.А. Хеллер, В.С. Юркевич и др.). Б.Г. Ананьевым, В.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым и др. рассмотрены проблемы, касающиеся структуры и природы способностей, условий их развития. Были выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Р. Стенберг и др.) и предложены способы ее изучения (А. Бине, Л. Термен, П. Торренс и др.), а также предприняты попытки классифицировать виды и создать модели одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.). Вопросы практического изучения проблемы одаренности, представляющие значительный интерес для педагогов, раскрываются в трудах Ю.Д. Бабаева, Л.М. Долгополова, В.А. Орлова, Т.А. Пояровой, А.И. Савенкова, Т.В. Хромовой, В.С. Юркевич и др. (26).
В настоящее время стоит задача создания системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. В ФГОС ДО особое внимание уделяется созданию системы условий, способствующих социализации и индивидуализации детей («программа минимум») и их развития («программа максимум»), при этом обязательное условие - создание в дошкольной образовательной организации развивающей образовательной среды (38), помогающей одаренным детям проявлять и развивать свой творческий потенциал. Ведущее место в этой системе занимают психолог и воспитатель. Они совместно разрабатывают программу развития одаренности, а психолог, помимо этого, дает советы для самовоспитания и самообразования педагогов. Это очень важно, поскольку, если у педагогов не сформирована диагностическая компетенция, они не могут выявить одаренных детей; если они не знакомы с их особенностями и потребностями, то не смогут организовать эффективную работу с одаренными детьми (26; 61).
Однако ключевая роль в создании образовательной среды, способствующей развитию одаренного ребенка, принадлежит педагогу. Для того чтобы воспитатель детского сада мог плодотворно работать в этом направлении, необходимо подготовить его к работе с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми - сложный процесс, являющийся для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном плане.
В связи с этим встает проблема подготовки педагога к работе с одаренными детьми. Именно такие дети больше всего нуждаются в «своем» педагоге, поэтому востребован тот, который в своей деятельности применяет инновационные технологии, творчески мыслит, экспериментирует, ведет исследовательскую работу, иными словами - проявляет профессиональную мобильность.
Уже сложились определенные предпосылки для научно-практического решения проблемы подготовки педагога к работе с одаренными детьми. Во- первых, социальные, обусловленные потребностью общества и системы образования в педагоге, обладающем комплексом профессионально-значимых качеств. Во-вторых, теоретические предпосылки, поскольку в педагогике и психологии актуализируется проблема развития творческого педагога (10). И, наконец, практические, требующие диагностики профессиональных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.
Определенный опыт подготовки педагога к работе с одаренными детьми уже накоплен в научно-практических и методических работах Ю.З. Гильбуха, В.О. Моляко, О.Л. Музики, М.М. Кашапова, И.Н. Татариновой, Г.Ю. Ульяновой, Л.В. Шавининой др. Ведется работа над проблемой готовности педагогов к деятельности и выделение ее основных компонентов (О.В. Борденюк, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Т.В. Иванова, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.).
Однако, часть педагогов еще не готова к работе с такими детьми в условиях обновления содержания образования, поэтому дошкольные образовательные организации не могут обеспечить полноценного психолого-педагогического сопровождения детской одаренности (42; 57). Практика работы детских садов показывает, что воспитатели стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы, и потому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми. В то же время для одаренных детей не всегда создаются условия для развития их способностей.
Таким образом, возникают значительные противоречия между:
1) требованиями к совершенствованию организационно-методического сопровождения процесса формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми и недостаточной разработанностью данного вопроса в теоретических исследованиях;
2) требованиями общества к оперативному решению вопросов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях дошкольной организации и существующим уровнем готовности педагогов к решению этой задачи.
Обозначенные противоречия и обусловили актуальность и выбор темы нашего исследования: «Формирование готовности педагогов дошкольного образования к работе с одаренными детьми».
Проблема исследования: выявить и обосновать организационно - методические условия формирования готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми.
Целью исследования является выявление и обоснование организационно-методических условий готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми.
Объект исследования: процесс формирования готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми.
Предмет исследования: организационно-методические условия формирования готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми.
Гипотеза исследования заключается в том, что формированию готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми будут способствовать следующие условия:
- формирование гуманистической профессионально-личностной позиции педагогических работников;
- непрерывное комплексное (психолого-педагогическое и
профессионально-личностное) образование и самообразование воспитателей;
- организация методического сопровождения формирования готовности педагогов дошкольного образования к работе с одаренными детьми.
На основании проблемы, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть актуальные проблемы одарённых детей дошкольного возраста в научных исследованиях.
2. Рассмотреть особенности, структуру и критерии готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми.
3. Теоретически обосновать и апробировать организационно - методические условия формирования готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические методы: анализ научной, психологической и
педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 25 воспитателей детского сада.
Исследование проводилось в несколько этапов.
I этап - (2015-2016 гг.): написание введения, определение исходных параметров исследования (проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, методология и методы; изучение научной литературы по проблеме формирования готовности педагога к работе с одарёнными детьми; анализ актуальных проблем одарённых детей дошкольного возраста в научных исследованиях.
II этап - (2016-2017 гг.): анализ проблемы готовности педагогов
дошкольного образования к работе с одарёнными детьми; научное обоснование организационно-методических условий готовности педагогов к работе с одаренными детьми; написание первой главы исследования.
III этап - (2017-2018 гг.): выявление уровня готовности педагогов к работе с одаренными детьми; апробация организационно-методических условий; анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; написание второй главы исследования; написание заключения; оформление магистерской диссертации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения и идеи ученых по вопросам исследования природы одаренности (Ю.Д. Бабаева, Д. Векслер, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Дж. Миллер, А.И. Савенков, В.Д. Шадриков Е. Шафер и др.); проблем, касающихся структуры и природы способностей, условий их развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.); общих закономерностей развития одаренности и способов ее изучения (А. Бине, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Р. Стенберг, Л. Термен, П. Торренс и др.); создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.); готовности педагогов к деятельности и выделение ее основных компонентов (О.В. Борденюк, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Т.В. Иванова, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.); подготовки педагога к работе с одаренными детьми (Ю.З. Гильбух, В.О. Моляко, О.Л. Музика, М.М. Кашапов, И.Н. Татаринова, Г.Ю. Ульянова, Л.В. Шавинина др.).
Научная новизна исследования заключается в разработке проблемы формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и обосновании организационно-методических условий формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов апробации организационно-методических условий формирования готовности педагогов дошкольного образования к работе с одаренными детьми на практике.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- в научных публикациях:
1. «Проблема формирования готовности педагогов дошкольного образования к работе с одаренными детьми» в Международном научном журнале: «Pedagogu &Psychology. Theory and practice», материалы рубрики «Дошкольное образование» (г. Волгоград, 12 апреля 2016г);
2. Публикация статьи: «ARRANGING EDUCATIONAL ACTIVITIES OF GIFTED CHILDREN BY PRESCHOOL TEACHERS» в сборнике статей: «Experientia Est Optima Magistra», Междунар. науч.- практ. конф. в НИУ «БелГУ» (г. Белгород, 14-15 апреля 2016г);
3. Публикация статьи: «Особенности развития одаренных детей» в сборнике статей: «Педагогика и Психология: Актуальные вопросы теории и практики», IX Междунар. науч.- практ. конф. (г. Чебоксары, 13 декабря 2016г);
4. Публикация статьи: «Оценка готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми» в III Выпуске Сборника методических разработок «Педагогическая копилка 2017» (Научно - методический центр «Сова», 14 ноября 2017г).
За активное участие во Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех 21 век» - «Презентации в образовательном процессе» и размещении работы «Развитие талантов ребенка» на сайте конкурса награждена Дипломом Победителя.
- семинарах и конференциях:
1. Теоретический семинар МБДОУ д/с № 86 «Радость» (г. Белгород, 25 января 2016г);
2. Межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы управления вариативным дошкольным образованием» НИУ «БелГУ» (г. Белгород, 8 апреля 2016г), награждена Сертификатом участника и Почетной грамотой;
3. Международная научно - практическая конференция «Experientia Est Optima Magistra» НИУ «БелГУ» (г. Белгород, 14-15 апреля 2016г), награждена Сертификатом участника и Почетной грамотой;
4. Межвузовская студенческая конференция «Инновационные процессы в дошкольном образовании» НИУ «БелГУ» (г. Белгород, 14 апреля 2017г), награждена Сертификатом участника;
5. Семинар - практикум для слушателей Школы резерва руководителей и молодых заведующих ДОУ (г. Белгород, 24 апреля 2017г) на базе МБДОУ д/с № 28.
Содержание магистерской диссертации. Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования. В первой главе рассмотрена проблема одаренных детей дошкольного возраста в современных научных исследованиях; особенности, структура и критерии готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми; обоснованы организационно-методические условия формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми. Вторая глава содержит анализ опытно-практической работы по формированию готовности педагога дошкольного образования к работе с одаренными детьми. В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Список использованной литературы содержит 62 наименования. Приложение содержит отдельные исследовательские и научно-практические материалы, диагностические методики исследования уровня готовности педагогов дошкольного образования к работе с одаренными детьми, анкетирование «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми», анкетирование «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?», семинар-практикум, консультации, тренинг и др. мероприятия.
Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Долгое время одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. В первую очередь происходило это потому, что исследования в области одаренности не были востребованы системой образования. Исследовался не сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а проблема его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую.
Признание научной деятельности как высшего вида творчества внесло значительные изменения во взгляды ученых начала ХХ века. Большинство ученых стали видеть проявление одаренности в научном творчестве и научном мышлении.
Сегодня интерес к проблеме одаренности повышен, изучаются проблемы, связанные с выявлением, обучением и развитием одаренных детей. Повышенное внимание к проблеме одаренности выдвигает на первый план проблемы подготовки педагогов для работы с одаренными детьми.
Сейчас одаренность определяется не только как способность к выдающимся достижениям в академической области, но и в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать не только как достижения, но и как возможность достижения, то есть во внимание нужно принимать и уже проявившиеся способности, и способности, которые еще могут проявиться.
С точки зрения психологии одаренность - это сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены различные сферы психики человека (познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и др.).
Присущие одаренным детям особенности обогащают нашу жизнь, вносят в нее значимый вклад.
Во-первых, одаренные отличаются высокой чувствительностью во всем, у многих обострено чувство справедливости; они чутко улавливают изменения в общественных отношениях, новые веяния в культуре, технике, науке, способны быстро и адекватно оценить характер этих тенденций.
Вторая особенность заключается в непрекращающейся познавательной активности, высокоразвитом интеллекте, которые дают одаренным возможность непрерывно получать новые знания об окружающем мире.
В-третьих, большинство одаренных детей энергичны, целеустремленны и настойчивы. В сочетании с большим запасом знаний и творческими способностями эта особенность позволяет воплотить в жизнь огромное количество интересных и значимых проектов.
Существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных детей. Одни педагоги и психологи считают, их обучение необходимо проводить в специальных группах. Согласно другой точке зрения, такие дети должны обучаться вместе со всеми детьми. Только при этом условии они научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.
Сложность работы с одаренными детьми отмечается нетипичностью подходов в каждом отдельном случае. Однако педагог зачастую не вооружен надежными критериями выявления одаренности, определения ее типа, необходимыми умениями, способствующими ее развитию, поэтому необходима специальная подготовка педагогов к работе с одаренными детьми. Личностные и профессиональные качества педагога должны соответствовать указанным в главе критериям, а деятельность включать необходимые компоненты, свидетельствующие о профессионально-личностной готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Особенности личностной и познавательной сфер одаренных детей определяют новые для педагогов направления деятельности, формируют новое мировоззрение. Поэтому в своей работе педагоги должны опираться на принципы, наиболее эффективные в работе с одаренными, а механизмы подготовки педагогов для этой работы должны изменить сложившиеся ранее у данного педагога стереотипы восприятия ребенка, образовательного процесса и самого себя; стереотипы общения и способов взаимодействия, методов обучения и воспитания.
В ходе проведения контрольного эксперимента было установлено, что постепенно изменялся уровень знаний педагогов по вопросу детской одаренности, что нашло подтверждение в результатах апробации организационно-методических условий формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми. Он показал, что возросло число педагогов, у которых сформирована склонности к работе с одаренными детьми; большее число педагогов стали понимать проблемы воспитания одаренности. Произошел частичный рост показателей всех системообразующих (основополагающих) умений.
В заключение хочется отметить, что работа педагога с одаренными детьми является сложным непрекращающимся процессом, который требует от воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, постоянного роста мастерства, педагогической гибкости. Кроме того педагогам необходимо тесно сотрудничать с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.
1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.eidos.ru.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - С. 180-181.
3. Ананьина Н.А. Детская одаренность, как психолого-педагогическая проблема. / Электронный ресурс. Режим доступа:http: //do shvozrast.ru.
4. Асмолов А.Г. Образование в России: сохраняя традиции, двигаться дальше / А.Г. Асмолов. - М.: Федеральный институт развития образования,
2012. - 40 с.
5. Асташова Н.А. Гуманистические основы педагогической деятельности. // Вестник Брянского госуниверситета. - 2016. - № 1. - С. 307-310.
6. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические
технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 112 с.
7. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - Москва, 1991 г.
8. Белокрылова Н.В. Проблема изучения гуманистической центрации. // Вестник удмуртского университета. - 2007. - № 9.
9. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2005.
10. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с.
11. Богоявленская Д.Б. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.den-za-dnem.ru.
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для учителей. - М.: 2002. - 416 с.
13. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. - М.: 1998. - 38 с.
14. Бочкарева Т.Н. Формирование компетенций педагога для работы с одаренными детьми // Педагогические науки. -2017. - № 8. - С. 36-38.
15. Брюханова И. И. Одаренные дети в детском саду [Текст] / И. И. Брюханова, В. М. Пантыкина // Молодой ученый. - 2014. - №16. - С. 320-322.
16. Власенко С.В. Силлабус по дисциплине «Введение в педагогическую профессию». / Электронный ресурс. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5317831/.
17. Галайко Т.И., Иванова И.В. Формирование профессионально-личностной Готовности педагога к работе с одаренными детьми. (Статья) / Электронный ресурс. Режим доступа:http://doshvozrast.ru.
18. Галацкова И.А., Журбенко Е.Ю., Лукьянова М.И., Пентехина Л.И., Табарданова Т.Б. Одаренный ребенок: психолого-педагогические основы выявления и развития: учебно-методическое пособие [Текст]. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 146 с.
19. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ- Харвест, 1998.
20. Готовность педагога к обучению и развитию одаренных детей Структурные компоненты профессии. / Электронный ресурс. Режим доступа: https://doc4web.ru.
21. Губина М.В. Изучение личностной готовности педагога к профессиональной деятельности с одаренными детьми // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 269-273.
22. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е гг. XX вв.) // Под ред. MB. Богуславского. З.И. Равкина - М.: ИТОиП РАО, 1998. - 290 с.
23. Делягина Л.К. Методика преподавания английского языка одаренным детям в концепции ускоренного бакалавриата: учебно-методический комплекс [Текст]. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/144. pdf.
24. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.
25. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 210 с.
26. Журба Н.Н. Организация работы педагога - воспитателя с одаренными детьми: учебно - методическое пособие /. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2012. - 168 с.
27. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 377 с.
28. Ищенко О.С. Особенности профессиональной подготовки педагогов к работе с одаренными детьми //Научный альманах. - 2015. - № 12-1(14). - С. 498-501.
29. Кашапов М.М. Специфика творческого мышления педагога в работе с одаренными обучаемыми. - Иркутск, 2009. - С. 92-101.
30. М.М. Кашапов, Н.В. Дудырева Структура психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми. / Электронный ресурс. Режим доступа:https://doc4web.ru.
31. Климентьева З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З.А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013. - 52с.
32. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М., 1999.
33. Лейтес Н. Легко ли быть одаренным?//Семья и школа. - 1990. - № 6. - С. 34.
34. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М. , Педагогика, 1971.
35. Макеева Т. В. Гуманистическая позиция учителя в сфере оказания педагогической поддержки школьникам // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1(34). - С. 95-97.
36. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] /
А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М., 1991.
37. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных образовательных учреждений / Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.litsoch.ru.
38. Методическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации для руководителей и старших воспитателей ДОУ. - с. Троицкое: РМК, 2015 - с.32
39. Муратова А.М. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология одаренного ребенка». - Бишкек: Кыгргызский ГУ им. И. Арабаева, 2015. - 108 с.
40. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. - М.: Пргресс, 1991. - 376 с.
41. Пасечник Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4.
42. Пасечник Л.В. Одаренный ребенок - особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2.
43. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности / Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.kursx.ru.
44. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
45. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996.
46. Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М.М. Кашапова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2003. - 398 с.
47. Работа с одаренными детьми. (Статья) / Электронный ресурс. Режим доступа:http://doshvozrast.ru.
48. Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - М.:
2003. - 94 с.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989.
50. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М.: Гос. Учебно-пед. изд., 1935.
51. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - С. 181-184.
52. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / под ред. И.Н.Панютиной, В.Н.Рагинской. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204с.
53. Словарь Л.С. Выготского. / Электронный ресурс. Режим доступа: https://psychology.academic.ru.
54. Стеркина Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования // Дошкольное воспитание.- 1991. - №5. - С. 40-44.
55. Тавстуха О.Г., Муратова А.А. и др. Организация работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении. - Оренбург: ИПК и ППРО ОГПУ, 2010. - 100 с.
56. Тарасова Г.В. Организационно-педагогические условия развития готовности учителя к работе с одаренными детьми: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 2005. - 267 с.
57. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1 - М., 1971.
58. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: издательство Моск. Ун-та, 1982.
59. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия. 1997. - 354 с.
60. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 400 с.
61. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1992.
62. Энциклопедия социологии. / Электронный ресурс. Режим доступа: https:ZZpsychology.academic.ru.