ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальности темы исследования. Система ценностей человека определяет многие аспекты его деятельности, в процессе осуществления которой формируются особенности образа и стиля жизни. Здоровый образ жизни в последние годы стал привлекать все больше общественного внимания. Сегодня мы можем услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни практически везде: на телевидении, в интернете, в газетах и журналах. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние различных факторов на отношение молодежи к нему, а также динамику роли здорового образа жизни в системе ценностей молодых людей.
В данной работе предполагается установить, какое место занимает здоровый образ жизни в системе ценностей сегодняшней молодежи, выявить представления о нем, а также определить какие факторы оказывают влияние на образ жизни современной молодежи.
Среди современной молодежи распространено представление о том, что здоровье, как комплексная характеристика состояния организма, должна больше интересовать пожилых людей, ведь болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Формируется необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано само по себе молодым возрастом, что любые чрезмерные нагрузки, грубые нарушения питания, режима дня, недостаточная физическая активность, вредные привычки, стрессы и другие факторы риска не навредят молодому организму, что он справится со всеми выпавшими на его долю испытаниями. В итоге, активная деятельностная составляющая и роль молодых людей в поддержании и укреплении собственного здоровья минимальна.
Значимость проблемы здорового образа жизни в системе ценностей актуальна и обусловлена, во-первых, особой важностью периода молодости для всей последующей жизни человека, во-вторых, наличием негативных тенденций в увеличении числа представителей российской молодежи, имеющих вредные привычки, и в-третьих, тем, что именно молодежь представляет собой потенциал трудового и популяционного ресурсов в России.
Степень разработанности темы исследования. Многогранность проблемы здорового образа жизни в системе ценностей молодежи обусловила междисциплинарный подход к ее научному изучению. Современные исследования в этой области опираются на обширную теоретическую и эмпирическую базу, сформированную отечественными и зарубежными исследованиями.
Основы осмысления образа жизни и стиля жизни различных социальных групп заложили представители философской науки, начиная с античного периода и они же, развивали идеи, связанные со способами жизнедеятельности, в контексте общественно-исторического развития (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон и др.) .
В теориях общественного развития в качестве ключевых рассматривались вопросы отношения человека к бытию, смыслу жизни, выбору жизненных ориентиров, соотношение духовного и телесного, наслаждения и аскетизма, потребления и обладания, разумного и неразумного, рационального и иррационального, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению и счастью, а также траектории саморазвития.
Формирование здорового образа жизни было предметом исследования таких философов как Ф. Бекон, Ж. Ламетри, П.Ж. Кабанис, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и др.
Значительный вклад в развитие исследований данной проблемы своими разработками динамики социального здоровья общества, роли государства в укреплении общественного и личного здоровья внесли отечественные и зарубежные социологи конца XIX - начала XX века (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Асмус, Ф. Бэкон ).
В отечественной науке второй половины XX - начала XXI веков сформировались различные подходы к определению сущности понятия «образ жизни»: как биосоциальной категории (Ю.П. Лисицын), как интегрального способа бытия индивида во внешнем и внутреннем мире (A.M. Изуткин, Г.Ц. Царегородцев и др.).
Исследователи советского периода (И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Полунина) рассматривали «образ жизни» как сложно структурированную категорию, выделяя здоровый образ жизни как качественный уровень базисной категории. В рамках этих исследований были выделены критерии здорового образа жизни (Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина). Современные российские социологи акцентируют внимание на направлениях трансформации образа жизни от советского к российскому (A.A. Возьмитель, Ж.Т. Тощенко и др.), ценностно-нормативном содержании образа жизни (Н.И. Лапин, Р.В. Рывкина и др.).
Исследованию проблемы взаимообусловленности качества жизни и социально здорового поведения посвящены работы И.И. Брехмана, Ю.П. Лисицына, С.Б. Добчинова, Е.В. Курашкина.
Проблемы социального управления формированием здорового образа жизни рассматриваются в работах В.К. Бочкарева, М.Б. Лиги,Ю.В. Кирьяновой, H.H. Клинцовой, П.Д. Косинского, Л.А. Кривоносовой, А.Л. Пиддэ, В.Н. Потрясаева, В.И. Савинкова, A.C. Якунина и др.
В настоящее время все большее внимание учёных связывает образ жизни молодежи с состоянием здоровья, в том числе и общественного, учитывая при этом степень восприимчивости к вредным привычкам, отношение к спорту и физической культуре, и др. (И.В. Журавлева, Л.Ю. Иванова, А.Н. Корденко, И.Б. Ушаков, Т.П. Резникова, Н.В. Соколова, О.В. Шиняева).
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью формирования образа жизни молодого поколения на основе здоровьесберегающих подходов с целью повышения качества и длительности жизни и отсутствием подобных приоритетов в молодежной среде, что констатируется многими исследователями как смещение системы ценностей к материально-потребительским установкам. Кроме того, высокий уровень динамики системы ценностей, зависимость ее от различных средовых факторов приводит к необходимости изучения роли и места здорового образа жизни в системе ценностей молодежи.
Объектом исследования является молодежь Белгородской области, проживающая в городе Белгороде.
Предметом исследования является - отношение к здоровому образу жизни в контексте системы ценностей современной российской молодежи.
Целью исследования является определение роли и места здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области и выявление факторов здорового образа жизни.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы здорового образа жизни в системе ценностей молодежи;
- провести исследования здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области;
- составить аналитический отчет исследования здорового образа жизни в системе ценностей молодежи.
Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы о здоровом образе жизни молодежи, содержащиеся в работах современной зарубежной и отечественной социологии. В ходе исследования использовались:
- концепция социального поведения М. Вебера, связанная с рационализацией целей и планированием жизнедеятельности в поведенческих практиках ;
- концепция К. Манхейма о социальной энергии молодежи, определяющей социокультурную динамику общества ;
- положения концепции российских социологов об образе жизни как интегративном показателе социального развития студенческой молодежи ;
- концепция социальной интеграции молодежи, которая была предложена российским социологом Ю.А. Зубок ;
- теория социальных ориентаций и жизненных путей молодежи Г.А. Чередниченко, в рамках которой здоровый образ жизни, будучи формой социального капитала, содержит возможности институционального признания, тем самым гарантируя символические выгоды, которые могут быть реализованы в процессе обучения или на рынке труда .
Эмпирической базой являются данные результатов исследований, проведенных:
- коллективом Института социологии РАН под руководством М.К. Горшкова «Молодежь России» и отделом социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова;
- О.Г. Кирилюк, в рамках диссертационной работы «Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе», проведенные в 2005-2007 гг., Е.А. Логачевой в рамках диссертации «Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города», проведенные в 2012-2014 гг., А.Е. Завьяловым «Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России», проведенные в 2011-2013 гг.;
- авторское социологическое исследование, целью которого было выявление влияния здорового образа жизни на целенаправленную форму поведения молодежи Белгородской области, которая обеспечивает сохранение и поддержание здоровья, а также повышение адаптационных возможностей индивида к изменениям социальной среды.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты анализа эмпирических исследований отражают динамику позиций здорового образа жизни в социологических исследованиях системы социальных ценностей молодежной группы, а результаты авторского исследования могут быть включены в ряд исследований, формирующих эту динамику, а также способствуют совершенствованию системы социального управления формированием здорового образа жизни молодежи Белгородской области. Кроме того, можно использовать данные исследования при разработке проектов и программ, нацеленных на формирование здоровьесберегающих установок в молодежной среде.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором дается обоснование актуальности темы, степень разработанности, описывается проблема исследования, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, приводятся теоретико-методологическая основа исследования, эмпирическая база и научно-практическая значимость, трех разделов, каждый из которых направлен на решение поставленных задач, заключения, где подводятся итоги исследования, списка источников и литературы и приложений.
В данной работе предполагается установить, какое место занимает здоровый образ жизни в системе ценностей сегодняшней молодежи, выявить представления о нем, а также определить какие факторы оказывают влияние на образ жизни современной молодежи.
Среди современной молодежи распространено представление о том, что здоровье, как комплексная характеристика состояния организма, должна больше интересовать пожилых людей, ведь болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Формируется необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано само по себе молодым возрастом, что любые чрезмерные нагрузки, грубые нарушения питания, режима дня, недостаточная физическая активность, вредные привычки, стрессы и другие факторы риска не навредят молодому организму, что он справится со всеми выпавшими на его долю испытаниями. В итоге, активная деятельностная составляющая и роль молодых людей в поддержании и укреплении собственного здоровья минимальна.
Значимость проблемы здорового образа жизни в системе ценностей актуальна и обусловлена, во-первых, особой важностью периода молодости для всей последующей жизни человека, во-вторых, наличием негативных тенденций в увеличении числа представителей российской молодежи, имеющих вредные привычки, и в-третьих, тем, что именно молодежь представляет собой потенциал трудового и популяционного ресурсов в России.
Степень разработанности темы исследования. Многогранность проблемы здорового образа жизни в системе ценностей молодежи обусловила междисциплинарный подход к ее научному изучению. Современные исследования в этой области опираются на обширную теоретическую и эмпирическую базу, сформированную отечественными и зарубежными исследованиями.
Основы осмысления образа жизни и стиля жизни различных социальных групп заложили представители философской науки, начиная с античного периода и они же, развивали идеи, связанные со способами жизнедеятельности, в контексте общественно-исторического развития (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон и др.) .
В теориях общественного развития в качестве ключевых рассматривались вопросы отношения человека к бытию, смыслу жизни, выбору жизненных ориентиров, соотношение духовного и телесного, наслаждения и аскетизма, потребления и обладания, разумного и неразумного, рационального и иррационального, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению и счастью, а также траектории саморазвития.
Формирование здорового образа жизни было предметом исследования таких философов как Ф. Бекон, Ж. Ламетри, П.Ж. Кабанис, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и др.
Значительный вклад в развитие исследований данной проблемы своими разработками динамики социального здоровья общества, роли государства в укреплении общественного и личного здоровья внесли отечественные и зарубежные социологи конца XIX - начала XX века (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Асмус, Ф. Бэкон ).
В отечественной науке второй половины XX - начала XXI веков сформировались различные подходы к определению сущности понятия «образ жизни»: как биосоциальной категории (Ю.П. Лисицын), как интегрального способа бытия индивида во внешнем и внутреннем мире (A.M. Изуткин, Г.Ц. Царегородцев и др.).
Исследователи советского периода (И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Полунина) рассматривали «образ жизни» как сложно структурированную категорию, выделяя здоровый образ жизни как качественный уровень базисной категории. В рамках этих исследований были выделены критерии здорового образа жизни (Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина). Современные российские социологи акцентируют внимание на направлениях трансформации образа жизни от советского к российскому (A.A. Возьмитель, Ж.Т. Тощенко и др.), ценностно-нормативном содержании образа жизни (Н.И. Лапин, Р.В. Рывкина и др.).
Исследованию проблемы взаимообусловленности качества жизни и социально здорового поведения посвящены работы И.И. Брехмана, Ю.П. Лисицына, С.Б. Добчинова, Е.В. Курашкина.
Проблемы социального управления формированием здорового образа жизни рассматриваются в работах В.К. Бочкарева, М.Б. Лиги,Ю.В. Кирьяновой, H.H. Клинцовой, П.Д. Косинского, Л.А. Кривоносовой, А.Л. Пиддэ, В.Н. Потрясаева, В.И. Савинкова, A.C. Якунина и др.
В настоящее время все большее внимание учёных связывает образ жизни молодежи с состоянием здоровья, в том числе и общественного, учитывая при этом степень восприимчивости к вредным привычкам, отношение к спорту и физической культуре, и др. (И.В. Журавлева, Л.Ю. Иванова, А.Н. Корденко, И.Б. Ушаков, Т.П. Резникова, Н.В. Соколова, О.В. Шиняева).
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью формирования образа жизни молодого поколения на основе здоровьесберегающих подходов с целью повышения качества и длительности жизни и отсутствием подобных приоритетов в молодежной среде, что констатируется многими исследователями как смещение системы ценностей к материально-потребительским установкам. Кроме того, высокий уровень динамики системы ценностей, зависимость ее от различных средовых факторов приводит к необходимости изучения роли и места здорового образа жизни в системе ценностей молодежи.
Объектом исследования является молодежь Белгородской области, проживающая в городе Белгороде.
Предметом исследования является - отношение к здоровому образу жизни в контексте системы ценностей современной российской молодежи.
Целью исследования является определение роли и места здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области и выявление факторов здорового образа жизни.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы здорового образа жизни в системе ценностей молодежи;
- провести исследования здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области;
- составить аналитический отчет исследования здорового образа жизни в системе ценностей молодежи.
Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы о здоровом образе жизни молодежи, содержащиеся в работах современной зарубежной и отечественной социологии. В ходе исследования использовались:
- концепция социального поведения М. Вебера, связанная с рационализацией целей и планированием жизнедеятельности в поведенческих практиках ;
- концепция К. Манхейма о социальной энергии молодежи, определяющей социокультурную динамику общества ;
- положения концепции российских социологов об образе жизни как интегративном показателе социального развития студенческой молодежи ;
- концепция социальной интеграции молодежи, которая была предложена российским социологом Ю.А. Зубок ;
- теория социальных ориентаций и жизненных путей молодежи Г.А. Чередниченко, в рамках которой здоровый образ жизни, будучи формой социального капитала, содержит возможности институционального признания, тем самым гарантируя символические выгоды, которые могут быть реализованы в процессе обучения или на рынке труда .
Эмпирической базой являются данные результатов исследований, проведенных:
- коллективом Института социологии РАН под руководством М.К. Горшкова «Молодежь России» и отделом социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова;
- О.Г. Кирилюк, в рамках диссертационной работы «Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе», проведенные в 2005-2007 гг., Е.А. Логачевой в рамках диссертации «Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города», проведенные в 2012-2014 гг., А.Е. Завьяловым «Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России», проведенные в 2011-2013 гг.;
- авторское социологическое исследование, целью которого было выявление влияния здорового образа жизни на целенаправленную форму поведения молодежи Белгородской области, которая обеспечивает сохранение и поддержание здоровья, а также повышение адаптационных возможностей индивида к изменениям социальной среды.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты анализа эмпирических исследований отражают динамику позиций здорового образа жизни в социологических исследованиях системы социальных ценностей молодежной группы, а результаты авторского исследования могут быть включены в ряд исследований, формирующих эту динамику, а также способствуют совершенствованию системы социального управления формированием здорового образа жизни молодежи Белгородской области. Кроме того, можно использовать данные исследования при разработке проектов и программ, нацеленных на формирование здоровьесберегающих установок в молодежной среде.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором дается обоснование актуальности темы, степень разработанности, описывается проблема исследования, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, приводятся теоретико-методологическая основа исследования, эмпирическая база и научно-практическая значимость, трех разделов, каждый из которых направлен на решение поставленных задач, заключения, где подводятся итоги исследования, списка источников и литературы и приложений.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы нами была поставлена цель: определение роли и места здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области и выявление факторов здорового образа жизни. Для достижения указанной цели были решены следующие задачи: изучены теоретические основы здорового образа жизни в системе ценностей молодежи; разработана программа и проведены исследования здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области, а также составлен аналитический отчет исследования здорового образа жизни в системе ценностей молодежи.
При решении первой задачи нами были изучены различные источники, содержащие информацию о молодежи как отдельной социальной группе, системе ценностей человека и о здоровом образе жизни. Так как вопрос образа жизни, здоровья и системы ценностей достаточно обширен и изучается в рамках различных научных дисциплин, а также имеет конкретно прикладной характер, то круг изучаемых материалов достаточно велик. Это не только социологические теории и исследования, но и философские, психологические, медицинские, антропологические, биологические и другие. В процессе анализа трудов различных авторов было взято за основу мнение о том, что в основе здорового образа жизни лежит такое понимание здоровья, при котором оно рассматривается и как процесс и как состояние.
Под формированием здорового образа жизни понимается процесс создания системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Для этого используются сознательное создание условий жизни и труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности; активное участие в культурных здоровьесберегающих мероприятиях, отказ от пассивных форм отдыха и вредных привычек, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, формирование здоровых и равноправных отношений с больными людьми и инвалидами, формирование высокой культуру поведения в социальной среде, сознательное участие в профилактических мероприятиях, выполнение врачебных предписаний, чтение популярной медицинской литературы, популяризация и пропаганда познавательной деятельности в области здоровьесбережения.
Трансформация образа жизни и переход к его здоровой модели основано на четырех группах условий: индивидуальные особенности конкретного человека (система жизненных ценностей, совокупность привычек, уровень образования, характер информированности, особенности воспитания, степень личной заинтересованности, состояние здоровья и т.д.), особенности общества, в котором живет человек (политический и экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенности быта, уровень общественного сознания и благосостояния), особенности местного окружения (этнические, демографические, экологические, географические, социальные и другие условия, а также правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек, например, семья, трудовой коллектив), отношение человека к пропаганде здорового образа жизни (связана с самой агитацией, с ее особенностями).
После определения теоретико-методологической основы исследования, нами была разработана программа и проведены исследования здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области. При разработке программы были определены степень изученности темы и проанализированы имеющиеся эмпирические данные по теме исследования, поставлены цели и задачи исследования, выделены объект и предмет исследования, а также проведен логический анализ основных понятий. В рамках подготовки к эмпирическому исследованию был подготовлен инструментарий: была разработана операциональная модель индикаторов основного опроса и сформирована анкета для опроса молодежи, определена выборочная совокупность, разработана операциональная модель показателей экспертного опроса и сформирована анкета для экспертного опроса, а также с целью изучения условий, в которых молодежь формирует представления о ЗОЖ (территориальный аспект) была разработана операциональная модель контент-анализа региональных СМИ.
На основе подготовленных инструментов было проведено исследование и подготовлен аналитический отчет о нем, который содержит интерпретацию результатов опроса молодежи (учащейся, студенческой и работающей), находящейся в г. Белгороде и представляющей большую социальную группу молодых Белгородцев.
Основные результаты опроса заключаются в том, что здоровье и здоровый образ жизни молодежь Белгородской области поставила на первое место в системе своих ценностей, определив таким образом приоритеты мотивации деятельности. При этом внешние проявления здоровья, такие как красота и привлекательность, молодые люди не считают наиболее значимыми качествами человека. Свой сегодняшний образ жизни представители молодежи считают не совсем здоровым, но понимают, что полностью несут за это ответственность.
Наиболее значимым барьером в ведении ЗОЖ считают отсутствие средств и занятость. Но при этом они не жестко придерживаются здорового питания, а скорее «как получится», а также не всегда ведут здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек. Целевые ориентиры ЗОЖ для молодого поколения - это успешность, долгая жизнь и отсутствие болезней, а также внешняя привлекательность и забота о будущих потомках.
Результаты опроса экспертов в некоторой части подтвердили результаты опроса молодых людей. И у группы экспертов и у группы молодых людей здоровье и ЗОЖ на первом месте в рейтинге системы ценностей, а также коррелируют основные факторы ЗОЖ (личная гигиена, рациональное питание, занятия физкультурой и спортом). Но имеются и отличия. Так, эксперты не подтвердили влияние семейных традиций на наличие вредных привычек, а также, в отличие от молодежи, они считают, что молодые люди мало средств тратят на рациональное питание и профилактические мероприятия. Кроме того, некоторая часть экспертов посчитала, что ЗОЖ не является важным элементом системы ценностей молодежи.
Проведение контент-анализа было необходимо для понимания места и роли, которое региональные СМИ отводят этому явлению. В ходе исследования были проанализированы основные газеты и журналы, выходящие в г. Белгороде, а также посты блоггеров на предмет выявления упоминаний о ЗОЖ. Всего за три года (период анализа) о здоровом образе жизни было упомянуто 164 раза. При этом наблюдается нарастание упоминаний от года к году. То есть наименьшее число упоминаний - 37 наблюдалось в 2013 году, а наибольшее - в 2015-2016 годах. Лидером по числу упоминаний ЗОЖ является газета «Белгородские известия» - 73 раза за три года, а наименьшее число упоминаний о данном явлении зафиксировано у блоггеров (всего 17). Однако и ив их постах также наблюдается увеличение количества упоминаний о ЗОЖ в течение трех последних лет. То есть можно сказать, что региональная социально-медийная среда предполагает рост числа сообщений о ЗОЖ, а значит усиление внимания жителей области к этому явлению.
Все это дает нам основание говорить о том, что необходимо продолжать исследования такого рода с целью не только постоянной оценки ситуации, но формирования региональной политики, направленной на усиление внимания граждан, а особенно молодежи, к вопросам ЗОЖ.
Таким образом, на основе применения всего комплекса инструментов, задачи, поставленные в ходе исследования, были выполнены, а цель выпускной квалификационной работы, которая заключалась в определении роли и места здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области и выявлении факторов здорового образа жизни, достигнута.
При решении первой задачи нами были изучены различные источники, содержащие информацию о молодежи как отдельной социальной группе, системе ценностей человека и о здоровом образе жизни. Так как вопрос образа жизни, здоровья и системы ценностей достаточно обширен и изучается в рамках различных научных дисциплин, а также имеет конкретно прикладной характер, то круг изучаемых материалов достаточно велик. Это не только социологические теории и исследования, но и философские, психологические, медицинские, антропологические, биологические и другие. В процессе анализа трудов различных авторов было взято за основу мнение о том, что в основе здорового образа жизни лежит такое понимание здоровья, при котором оно рассматривается и как процесс и как состояние.
Под формированием здорового образа жизни понимается процесс создания системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Для этого используются сознательное создание условий жизни и труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности; активное участие в культурных здоровьесберегающих мероприятиях, отказ от пассивных форм отдыха и вредных привычек, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, формирование здоровых и равноправных отношений с больными людьми и инвалидами, формирование высокой культуру поведения в социальной среде, сознательное участие в профилактических мероприятиях, выполнение врачебных предписаний, чтение популярной медицинской литературы, популяризация и пропаганда познавательной деятельности в области здоровьесбережения.
Трансформация образа жизни и переход к его здоровой модели основано на четырех группах условий: индивидуальные особенности конкретного человека (система жизненных ценностей, совокупность привычек, уровень образования, характер информированности, особенности воспитания, степень личной заинтересованности, состояние здоровья и т.д.), особенности общества, в котором живет человек (политический и экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенности быта, уровень общественного сознания и благосостояния), особенности местного окружения (этнические, демографические, экологические, географические, социальные и другие условия, а также правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек, например, семья, трудовой коллектив), отношение человека к пропаганде здорового образа жизни (связана с самой агитацией, с ее особенностями).
После определения теоретико-методологической основы исследования, нами была разработана программа и проведены исследования здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области. При разработке программы были определены степень изученности темы и проанализированы имеющиеся эмпирические данные по теме исследования, поставлены цели и задачи исследования, выделены объект и предмет исследования, а также проведен логический анализ основных понятий. В рамках подготовки к эмпирическому исследованию был подготовлен инструментарий: была разработана операциональная модель индикаторов основного опроса и сформирована анкета для опроса молодежи, определена выборочная совокупность, разработана операциональная модель показателей экспертного опроса и сформирована анкета для экспертного опроса, а также с целью изучения условий, в которых молодежь формирует представления о ЗОЖ (территориальный аспект) была разработана операциональная модель контент-анализа региональных СМИ.
На основе подготовленных инструментов было проведено исследование и подготовлен аналитический отчет о нем, который содержит интерпретацию результатов опроса молодежи (учащейся, студенческой и работающей), находящейся в г. Белгороде и представляющей большую социальную группу молодых Белгородцев.
Основные результаты опроса заключаются в том, что здоровье и здоровый образ жизни молодежь Белгородской области поставила на первое место в системе своих ценностей, определив таким образом приоритеты мотивации деятельности. При этом внешние проявления здоровья, такие как красота и привлекательность, молодые люди не считают наиболее значимыми качествами человека. Свой сегодняшний образ жизни представители молодежи считают не совсем здоровым, но понимают, что полностью несут за это ответственность.
Наиболее значимым барьером в ведении ЗОЖ считают отсутствие средств и занятость. Но при этом они не жестко придерживаются здорового питания, а скорее «как получится», а также не всегда ведут здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек. Целевые ориентиры ЗОЖ для молодого поколения - это успешность, долгая жизнь и отсутствие болезней, а также внешняя привлекательность и забота о будущих потомках.
Результаты опроса экспертов в некоторой части подтвердили результаты опроса молодых людей. И у группы экспертов и у группы молодых людей здоровье и ЗОЖ на первом месте в рейтинге системы ценностей, а также коррелируют основные факторы ЗОЖ (личная гигиена, рациональное питание, занятия физкультурой и спортом). Но имеются и отличия. Так, эксперты не подтвердили влияние семейных традиций на наличие вредных привычек, а также, в отличие от молодежи, они считают, что молодые люди мало средств тратят на рациональное питание и профилактические мероприятия. Кроме того, некоторая часть экспертов посчитала, что ЗОЖ не является важным элементом системы ценностей молодежи.
Проведение контент-анализа было необходимо для понимания места и роли, которое региональные СМИ отводят этому явлению. В ходе исследования были проанализированы основные газеты и журналы, выходящие в г. Белгороде, а также посты блоггеров на предмет выявления упоминаний о ЗОЖ. Всего за три года (период анализа) о здоровом образе жизни было упомянуто 164 раза. При этом наблюдается нарастание упоминаний от года к году. То есть наименьшее число упоминаний - 37 наблюдалось в 2013 году, а наибольшее - в 2015-2016 годах. Лидером по числу упоминаний ЗОЖ является газета «Белгородские известия» - 73 раза за три года, а наименьшее число упоминаний о данном явлении зафиксировано у блоггеров (всего 17). Однако и ив их постах также наблюдается увеличение количества упоминаний о ЗОЖ в течение трех последних лет. То есть можно сказать, что региональная социально-медийная среда предполагает рост числа сообщений о ЗОЖ, а значит усиление внимания жителей области к этому явлению.
Все это дает нам основание говорить о том, что необходимо продолжать исследования такого рода с целью не только постоянной оценки ситуации, но формирования региональной политики, направленной на усиление внимания граждан, а особенно молодежи, к вопросам ЗОЖ.
Таким образом, на основе применения всего комплекса инструментов, задачи, поставленные в ходе исследования, были выполнены, а цель выпускной квалификационной работы, которая заключалась в определении роли и места здорового образа жизни в системе ценностей молодежи Белгородской области и выявлении факторов здорового образа жизни, достигнута.
Подобные работы
- Формирование у обучающихся компетенции по развитию здорового образа жизни в системе дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Здоровый образ жизни городской и сельской молодежи: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Отношение студентов ИППС к здоровому образу жизни
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие здорового образа жизни у детей младшего возраста в системе дополнительного образования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Здоровый образ жизни городской и сельской молодежи:СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ Г. АСИНО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Мода как фактор развития здорового образа жизни современной молодежи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



