ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (ТРКМЧП)
1.1 Теоретико-педагогические основы технологии развития критического
мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). 6
1.2 Теоретико-методические основы использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРККМЧП) в свете образовательных тенденций обучения чтению в немецкой дидактике. 16
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (ТРКМЧП) НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
2.1 Стандартные приёмы технологии развития критического мышления
через чтение и письмо (ТРКМЧП) в свете обучения чтению на немецком языке как виду РД. 23
2.2 Новаторские приёмы и технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) в свете обучения чтению на немецком
языке как виду РД. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
В современной педагогике сохраняется особый интерес к изучению процесса обучения иностранным языкам в тесной связи с применяемыми в нём образовательными технологиями, чем и обусловлена популярность научной деятельности в данной области.
Актуальность данного исследования обусловлена следующим: на сегодняшний день основной образовательной задачей является создание адаптивной и всесторонне развитой личности, не исполнителя чужих директив, а искателя знаний, готового следовать утверждению «образование через всю жизнь», способного приспосабливаться к любым изменениям окружающей среды, умеющего преобразовывать имеющиеся теоретические навыки в практические. В свою очередь такая современная развивающая образовательная технология как технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) направлена на развитие именно таких качеств личности нового формата как креативность, открытость, владение навыками работы с обширным объёмом информации. Важен высокий уровень восприятия явлений окружающей среды и понимания целесообразности избираемого подхода к окружающему поликультурному миру.
Теоретической базой исследования послужили основные положения технологии развития критического мышления через чтение и письмо, разрабатываемые в трудах зарубежных (К. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл) и отечественных (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская) исследователей.
Объектом нашего исследования является процесс обучения чтению как виду речевой деятельности в 9-х классах на уроках немецкого языка.
В качестве предмета исследования выступает использование теоретических и наглядно-практических составляющих технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения чтению как виду речевой деятельности в 9-х классах на уроках немецкого языка.
Цель исследования заключается в выявлении основных теоретико-педагогических и теоретико-методических основ использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо в соответствии с образовательными тенденциями обучения чтению в современной дидактике; в апробации приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении чтению на немецком языке как виду РД, основанных на предшествующем опыте учёных-теоретиков и учителей-практиков, в разработке и применении на практике собственных новаторских приёмов вышеупомянутой технологии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) описать основные теоретико-педагогические положения ТРКМЧП;
2) раскрыть аспект актуальности использования данной технологии в свете образовательных тенденций обучения чтению в немецкой дидактике;
3) организовать практическую деятельность учащихся на уроках иностранного языка на базе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
В качестве методов исследования выступают: конкретизация, анализ, классификация, сравнение, обобщение, изучение литературы и результатов педагогической деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта.
Новизна исследования объясняется комплексным характером изучения приёмов ТРКМЧП в плане обучения чтению на немецком языке как виду РД. Впервые предложены новаторские авторские разработки приёмов изучаемой технологии, такие как «Запусти механизм», «Человечек», «Улитка», «Игра в бисер».
Практическая ценность исследования определяется тем, что материалы и результаты данной работы могут быть применены в практике преподавания школьного курса немецкого языка в 9 классах в ходе обучения чтению как виду РД.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка научной и справочной литературы.
Апробация работы. Основные положения выпускной квалификационной работы отражены в статьях по теме исследования, опубликовано 3 научные работы в журналах, рекомендованных ВАК РФ (Петренко М.А., Шепелев А.И. Новаторские приёмы педагогической технологии как результат проявления творческой активности учителя и ученика // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-2. С. 361-368; Шаповалова Л.И., Шепелев А.И. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в свете образовательных тенденций обучения чтению в немецкой дидактике //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. №12.С. 65 -71; Шаповалова Л.И., Шепелев А.И. «Игра в бисер» как приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо в обучении чтению на немецком языке //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. №2. С. 87-94) и тезисах, представленных на студенческой научной конференции в рамках НАМ- 2017 ИФЖиМКК ЮФУ и на III Всероссийском молодежном научном форуме «Наука будущего - наука молодых», организованном Министерством образования и науки Российской Федерации .
Подводя итоги исследования, мы можем сказать, что поставленные задачи исследования решены:
1) нами были описаны основные теоретико-педагогические положения ТРКМЧП; основываясь на рассмотрении и описании теоретико-педагогических основ технологии развития критического мышления через чтение и письмо, мы пришли к выводу, что ТРКМЧП имеет определённую характерную лично для неё теоретико-педагогическую базу, которая раскрывает ёё сущность и отображает ёё задачи, процесс и предполагаемые конечные результаты, и что наилучшими в плане обучения иностранному языку являются технологии, в основе которых заложена творческая активность учащихся.
2) был раскрыт аспект актуальности использования данной технологии в свете образовательных тенденций обучения чтению в немецкой дидактике; исходя из теоретико-методических оснований использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо в соответствии с образовательными тенденциями обучения чтению в немецкой дидактике, мы считаем: использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения немецкому языку обусловлено образовательными трендами в немецкой дидактике и напрямую связано со структурой и сущностью чтению как вида речевой деятельности.
3) были представлены результаты организации практическую деятельность учащихся на уроках иностранного языка на базе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Проиллюстрировав использование ТРКМЧП примерами, мы показали их функциональность и наглядность, а данные факторы определённо повышают эффективность обучения при помощи ТРКМЧП.
В заключение нашего исследования были приведены примеры авторских новаторских приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, с помощью которых, как было доказано на практике, открывается возможность в ходе педагогической интеракции стимулировать творческую активность учеников и обучать их метакогнитивным умениям и универсальным учебным действиям в процессе работы критического мышления.
Обобщая всё вышесказанное, мы можем утверждать, что при использовании рассматриваемой нами технологии в процессе обучения чтения как виду речевой деятельности происходит не просто более глубокое усвоение знаний, но и реализуется идея связей подлежащего изучению материала, его структурирования. Наличие единой структуры знания значительно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень применения знаний, заинтересованность в образовательном процессе, характеристики навыков самостоятельного поиска и переработки информации. Обучающийся получает «инструмент», который помогает ему на практике в реализации принципа личностной активности как субъекта обучения. Педагог, соответственно, получает возможность на практике стать равноправным партнером ученика в ходе образовательного процесса. Таким образом, всё происходит по законам эффективной педагогической интеракции, в условиях повышенной мотивации к изучению иностранного языка, что является несомненно важным фактором достижения успехов в образовательном процессе в целом и в изучении иностранного языка в частности.
Используя новаторские приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, открывается возможность в ходе педагогической интеракции стимулировать творческую активность учеников и обучать их метакогнитивным умениям и универсальным учебным действиям в процессе работы и развития критического мышления. Впервые предложенные новаторские авторские разработки приёмов изучаемой технологии, такие как «Запусти механизм», «Человечек», «Улитка», «Игра в бисер» могут находить свободное применение в практике преподавания школьного курса немецкого языка в 9 классах в ходе обучения чтению как виду речевой деятельности.
Таким образом, данное исследование представляет собой отображение возможностей использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо в обучении учащихся 9-х классов чтению на немецком языке как виду речевой деятельности в соответствии с современными общеобразовательными требованиями и образовательными тенденциями обучения чтению в немецкой дидактике.
1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 375 с.
2. Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 245 с.
3. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. Мн.: Попурри, 2006. 208 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. М.:
Педагогика, 1984.С. 243
5. Гессе Г. Игра в бисер. М.:АСТ, 2014. 539 с.
6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс Дельта, 2003. 192 с.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
8. Кулюткин Ю. Н. Диалог как предмет педагогической
рефлексии. СПб.: СпецЛит, 2001. 75 с.
9. Маршалл Л., Умберто Э. Под Сетью: интервью. [Электронный ресурс]. URL:http://lib.ru/UMBEKO/kinowed97.txt.(дата обращения: 23 сентября 2016).
10. Мередит К. С. Воспитание вдумчивых читателей / К. С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. М.: Просвещение, 1998. 256 с.
11. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2009. 140 c.
12. Основы критического мышления: междисциплинарная
программа: пособие 1 / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. М.: Просвещение, 1997. 173 с.
13. Петренко М.А. Генезис диалогического подхода в науке и образовании // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 12 (81).С 242-243.
14. Петренко М.А. Интерактивная технология развития творческой активности. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 4 (21). С. 46-56.
15. Петренко М.А. Педагогическая интеракция как средство формирования эмоционального интеллекта в высшем образовании // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 4. С. 81-87.
16. Петренко М.А. Развитие профессионального сознания как педагогическая проблема // Профессиональное образование: модернизационные аспекты: Коллективная монография в 9-и томах / Под науч. ред. О.П. Чигишевой. 2015. С. 122-158.
17. Петренко М.А. Развитие творческой активности личности в социокультурной образовательной интерактивной среде вуза: монография. Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. С. 8.
18. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: монография. Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 168 с.
19. Петренко М.А., Шапранова Н.Н. Целостность как качественная характеристика содержания педагогического образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. № 4 (24). С. 68-73.
20. Петренко М.А., Шепелев А.И. Новаторские приёмы педагогической технологии как результат проявления творческой активности учителя и ученика // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-2. С. 361-368.
21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 55-232.
22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.: Римис, 2008. 416 с.
23. Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: пособие / Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил. М.: Просвещение, 1998.
24. Технология «Развитие критического мышления» [Электронный ресурс]. URL:http:ZZ74214s002.edusite.ru/p66aa1.html(дата обращения: 17 октября 2015).
25. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2008. 640 с.
26. Шаповалова Л.И., Шепелев А.И. «Игра в бисер» как приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо в обучении чтению на немецком языке ZZ Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 2. С. 87-94.
27. Шаповалова Л.И., Шепелев А.И. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в свете образовательных тенденций обучения чтению в немецкой дидактике ZZ Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 12. С. 65-71.
28. Шепелев А.И., Петренко М.А. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении немецкому языку // Евразийский союз учёных. 2015. № 4-6 (13). С. 92-95.
29. Brown A. Metacognition, Executive Control, Self-regulation, and Other More Mysterious Mechanisms ZZ Metacognition, Motivation and Understanding Z ed. by F. Weinert& R. Kluwe. New Jersey, 1987.
30. Goethe I. W. Faust. Eine Tragodie. Berlin: Der Verlag Th.Knaur Nachf. Leipzig: Die Buchbinderei L. Sieke & Co., 1927. 497 S.
31. Lutjeharms, M. Lesen in der Fremdsprache. Versuch einer psycholinguistischen Deutung am Beispiel Deutsch als Fremdsprache. Bochum, 1988. S. 232-235.
32. Nuissl, E. Lesen- und Schreibenlernen in der Erwachsenenbildung. Handbuch Lesen. Franzmann, Bodo (Hrsg.). Munchen, 1999. S. 550-567.
33. Paul, Richard. Critical Thinking. Foundation for Critical Thinking. Santa Rosa, CA, 1993.
34. Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, Calif.: Center for Critical Thinking and Moral Critique, 1990.
35. Popper K. R. The Logic of Scientific Discovery. L., 1959. P. 86.
36. Petrenko, M.A., 2015. Theoretic Bases of Pedagogical Interaction. Procedia. Socialand Behavioral Sciences. № 214. P. 407- 413.
37. Stiefenhofer, H. Lesen als Handlung - Didaktisch methodische Uberlegungen und unterrichtspraktische Versuche zur fremdsprachlichen Lesefahigkeit. Weinheim, 1986. S. 237-239.
38. Stiefenhofer, H. Ubungen zum Leseverstehen in: Bausch/ Christ/ Krumm. Handbuch Fremdsprachenunterricht. - Tubingen: Franke Verlag, 1991. S. 246-248.
39. Westhoff, G. Didaktik des Leseverstehens. Strategien des voraussagenden Lesens mit Ubungsprogrammen. Munchen: Hueber Verlag, 1987. S. 161-167.