Формирование компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием 9
1.1 Определение и сущность понятия «компетентность во времени» в работах
отечественных и зарубежных авторов 9
1.2 Эмоциональное «выгорание» как психологический феномен 15
1.3 Особенности проявления синдрома эмоционального «выгорания» у
врачей 21
Глава 2. Эмпирическое изучение компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ особенностей компетентности во времени врачей с
эмоциональным выгоранием 32
2.3 Психокоррекционная работа по предупреждению эмоционального
выгорания у врачей с учетом их компетентности во времени 39
2.4 Анализ эффективности психокоррекционной работы по развитию
компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания 48
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты изучения компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием 9
1.1 Определение и сущность понятия «компетентность во времени» в работах
отечественных и зарубежных авторов 9
1.2 Эмоциональное «выгорание» как психологический феномен 15
1.3 Особенности проявления синдрома эмоционального «выгорания» у
врачей 21
Глава 2. Эмпирическое изучение компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ особенностей компетентности во времени врачей с
эмоциональным выгоранием 32
2.3 Психокоррекционная работа по предупреждению эмоционального
выгорания у врачей с учетом их компетентности во времени 39
2.4 Анализ эффективности психокоррекционной работы по развитию
компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания 48
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
Сегодня общество переживает период самых различных изменений: меняется система отношений человека с окружающим миром, совершенствуются все сферы его жизни. Современные люди, постоянно отвечая требованиям реальности, вынуждены быть активными в своей деятельности, уметь планировать и тратить с пользой свое время. У каждого человека существует индивидуальная тенденция акцентировать свою временную рамку: некоторые из нас более ориентированы на будущее, другие же - на настоящее или на прошлое.
В психологии время изучается как в контексте восприятия, так и в кон-тексте переживания. Время, как вид восприятия, представляет собой образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость и последовательность. В этом контексте исследуется природа времени (В. Новикова и др.); факторы, влияющие на восприятие времени (С.В. Зимина, Р.Г Айрапетов).
Исследовательский интерес к проблеме психологического времени объясняется сложностью человеческой жизни, наличием в ней периодов, когда прошлое, настоящее и будущее теряют для человека свою привычную определенность, по-новому им осмысливаются и переживаются. Как следствие этого происходят динамичные изменения в ценностной сфере человека (Л.И. Анцыферова, А.К. Болотова).
Когнитивная психология рассматривает вопрос компетентности в рамках приобретения когнитивных навыков, которые широко изучались в лабораторных условиях.
Умение планировать будущее, распределять время, ставить цели и анализировать временные затраты может определять не только успешность трудовой деятельности, но и личности в целом. Этим обоснован интерес психологической науки к проблеме времени, которой занимались множество исследователей: К.Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова- Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и др.
Профессиональная деятельность человека является одним из ведущих проявлений активности личности. Зачастую, именно профессиональное развитие работника влечет за собой возникновение синдрома эмоционального выгорания (во внутренние факторы которого входит компетентность во времени). Анализируя переживания времени в кризисных ситуациях, А.К. Болотова отмечает, что при переживании трудных ситуаций человек очень размыто воспринимает событийность своего жизненного пути, перспективы носят негативный характер.
Ситуации нестабильности изменяют не только привычную социальную среду человека, но и нарушают его пространственно-временные параметры жизни, вызывая сужение временных перспектив. Переживание критической ситуации, существующие в психике человека как субъективный опыт, согласно выводам Ф.Е. Василюка, способны менять его отношение к настоящему, будущему и прошлому.
Термин «выгорание» ввел американский психиатр Х. Фреденберг в 1974 году. Под выгоранием он подразумевал физическое и эмоциональное истощение, потерю мотивации и ответственности среди своих коллег, а при-чины выгорания видел в «перегруженности проблемами других людей».
По мере изучения этого феномена стало очевидным, что риску истощения подвержены все специалисты, чья деятельность связана с общением, в эту категорию входят: руководители, сотрудники служб персонала, менеджеры, торговые представители, работники правоохранительных органов.
Деятельность, врача относится к группе тех профессий, которые относятся к группе с повышенной ответственностью, риском, как за здоровье, так и жизнь отдельных людей, групп населения, и всего общества в целом. Врачам, из-за специфики профессиональной деятельности приходится находиться в длительном, напряженном общении с другими людьми, и им также, а иногда даже в разы чаще других специалистов системы «человек - человек», 4
свойственно иметь при себе синдром «эмоционального выгорания». Этот синдром проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми. Эти взаимодействия сопровождаются эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Обзор данной проблемы позволяет констатировать, что относительно эмоционального выгорания существует достаточно эмпирических исследований в связи с самооценкой, трудоголизмом, ответственностью, тревожностью и т.д., но на сегодняшний день недостаточно исследований, посвященных проблеме развития синдрома эмоционального выгорания с учетом компетентности во времени.
Из вышесказанного следует актуальность темы исследования, которая позволяет определить предмет, объект, и задачи дипломной работы.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска связей между компетентностью во времени и развитием эмоционального выгорания.
В связи с этим мы можем наметить проблему нашего исследования: возможно ли предупреждать синдром эмоционального выгорания у врачей, совершенствуя их компетентность во времени?
Цель исследования: обосновать специфику коррекционной работы с эмоциональным выгоранием врачей, с учетом их компетентности во времени.
Объект исследования: компетентность во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Предмет: особенности формирования компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что врачи с высоким уровнем эмоционального выгорания показывают некомпетентность во времени; формирование компетентности во времени позволит снизить уровень эмоционального выгорания у врачей.
Задачи:
1. Изучить психологические подходы, применимые к исследованию компетентности во времени; проанализировать на примере литературных источников «эмоциональное выгорание» как психологический феномен;
2. Разработать программу коррекции для врачей, имеющих высокий уровень эмоционального выгорания, с учетом их компетентности во времени. Проверить эффективность разработанной программы на практике.
3. Исследовать эмоциональное выгорание у врачей.
4. Исследовать особенности компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов, как: Э. Шостром, К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, А.К. Болотова - эти исследователи внесли значительный вклад в исследование проблемы компетентности во времени. Теоретической основой по проблеме эмоционального выгорания послужили работы Х. Дж. Фрейденбергера, К. Маслач, С. Джексона, В.В.Бойко и др.
Исследования эмоционального выгорания на медицинских работниках проводил Х. Дж. Фрейденбергерг в 1977 году, в том же году в исследовании К.Маслач выборку составил средний медицинский персонал и врачи дневных стационаров. А годом позже С.Шабин проводил свое исследование на медсестрах, выделяя такие симптомы эмоционального выгорания, как: общая отчужденность и сверхвключенность в работу.
Изучение данного феномена не перестаёт быть актуальным и в последние годы (Н.Е Водопьянова, М.Е. Зеленова, В.В. Лукьянов, А.А. Обознов, В.Е. Орёл и др.).
Методы исследования: для проведения эксперимента применялись следующие методы:
• организационные (сравнительный и комплексный методы);
• эмпирические (наблюдение, сравнение, психодиагностика);
• методы обработки данных (математико-статистические методы обработки данных при помощи пакета Microsoft Excel и SPSS Statistics 19).
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались следующие методики:
1) «Изучения образа возможного будущего» В.Н. Петрова;
2) Шкала Компетентности во времени - «САТ» Э. Шостром;
3) «Индекс жизненной удовлетворенности» А.Ньюгартен;
4) «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко.
База исследования: Исследование проводилось в течение двух учебных семестров 2016 года на базе МБУЗ «Городской клинической больницы №1» города Белгорода. В пилотажном исследовании приняли участие 200 человек, в экспериментальной работе - 30 человек. Эти респонденты соста-вили контрольную и экспериментальную группы в количестве 15 человек в каждой.
Этапы исследования:
1. Организационный этап: определение целей, задач исследования, его объекта и предмета, формулировка гипотез, анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме формирования компетенции во времени, а также по проблеме эмоционального выгорания у врачей. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап формирующего эксперимента: включает психодиагностику, разработку и проведение коррекционной программы, проведение повторной диагностики.
3. Обобщающий этап: формулировка основных результатов и выводов проведённого исследования.
Структура представленной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы (включающего 82 источника), 8 рисунков, 5 таблиц и приложений. Объем работы составляет 117 страниц машинописного текста.
В психологии время изучается как в контексте восприятия, так и в кон-тексте переживания. Время, как вид восприятия, представляет собой образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость и последовательность. В этом контексте исследуется природа времени (В. Новикова и др.); факторы, влияющие на восприятие времени (С.В. Зимина, Р.Г Айрапетов).
Исследовательский интерес к проблеме психологического времени объясняется сложностью человеческой жизни, наличием в ней периодов, когда прошлое, настоящее и будущее теряют для человека свою привычную определенность, по-новому им осмысливаются и переживаются. Как следствие этого происходят динамичные изменения в ценностной сфере человека (Л.И. Анцыферова, А.К. Болотова).
Когнитивная психология рассматривает вопрос компетентности в рамках приобретения когнитивных навыков, которые широко изучались в лабораторных условиях.
Умение планировать будущее, распределять время, ставить цели и анализировать временные затраты может определять не только успешность трудовой деятельности, но и личности в целом. Этим обоснован интерес психологической науки к проблеме времени, которой занимались множество исследователей: К.Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова- Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и др.
Профессиональная деятельность человека является одним из ведущих проявлений активности личности. Зачастую, именно профессиональное развитие работника влечет за собой возникновение синдрома эмоционального выгорания (во внутренние факторы которого входит компетентность во времени). Анализируя переживания времени в кризисных ситуациях, А.К. Болотова отмечает, что при переживании трудных ситуаций человек очень размыто воспринимает событийность своего жизненного пути, перспективы носят негативный характер.
Ситуации нестабильности изменяют не только привычную социальную среду человека, но и нарушают его пространственно-временные параметры жизни, вызывая сужение временных перспектив. Переживание критической ситуации, существующие в психике человека как субъективный опыт, согласно выводам Ф.Е. Василюка, способны менять его отношение к настоящему, будущему и прошлому.
Термин «выгорание» ввел американский психиатр Х. Фреденберг в 1974 году. Под выгоранием он подразумевал физическое и эмоциональное истощение, потерю мотивации и ответственности среди своих коллег, а при-чины выгорания видел в «перегруженности проблемами других людей».
По мере изучения этого феномена стало очевидным, что риску истощения подвержены все специалисты, чья деятельность связана с общением, в эту категорию входят: руководители, сотрудники служб персонала, менеджеры, торговые представители, работники правоохранительных органов.
Деятельность, врача относится к группе тех профессий, которые относятся к группе с повышенной ответственностью, риском, как за здоровье, так и жизнь отдельных людей, групп населения, и всего общества в целом. Врачам, из-за специфики профессиональной деятельности приходится находиться в длительном, напряженном общении с другими людьми, и им также, а иногда даже в разы чаще других специалистов системы «человек - человек», 4
свойственно иметь при себе синдром «эмоционального выгорания». Этот синдром проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми. Эти взаимодействия сопровождаются эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Обзор данной проблемы позволяет констатировать, что относительно эмоционального выгорания существует достаточно эмпирических исследований в связи с самооценкой, трудоголизмом, ответственностью, тревожностью и т.д., но на сегодняшний день недостаточно исследований, посвященных проблеме развития синдрома эмоционального выгорания с учетом компетентности во времени.
Из вышесказанного следует актуальность темы исследования, которая позволяет определить предмет, объект, и задачи дипломной работы.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска связей между компетентностью во времени и развитием эмоционального выгорания.
В связи с этим мы можем наметить проблему нашего исследования: возможно ли предупреждать синдром эмоционального выгорания у врачей, совершенствуя их компетентность во времени?
Цель исследования: обосновать специфику коррекционной работы с эмоциональным выгоранием врачей, с учетом их компетентности во времени.
Объект исследования: компетентность во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Предмет: особенности формирования компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что врачи с высоким уровнем эмоционального выгорания показывают некомпетентность во времени; формирование компетентности во времени позволит снизить уровень эмоционального выгорания у врачей.
Задачи:
1. Изучить психологические подходы, применимые к исследованию компетентности во времени; проанализировать на примере литературных источников «эмоциональное выгорание» как психологический феномен;
2. Разработать программу коррекции для врачей, имеющих высокий уровень эмоционального выгорания, с учетом их компетентности во времени. Проверить эффективность разработанной программы на практике.
3. Исследовать эмоциональное выгорание у врачей.
4. Исследовать особенности компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов, как: Э. Шостром, К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, А.К. Болотова - эти исследователи внесли значительный вклад в исследование проблемы компетентности во времени. Теоретической основой по проблеме эмоционального выгорания послужили работы Х. Дж. Фрейденбергера, К. Маслач, С. Джексона, В.В.Бойко и др.
Исследования эмоционального выгорания на медицинских работниках проводил Х. Дж. Фрейденбергерг в 1977 году, в том же году в исследовании К.Маслач выборку составил средний медицинский персонал и врачи дневных стационаров. А годом позже С.Шабин проводил свое исследование на медсестрах, выделяя такие симптомы эмоционального выгорания, как: общая отчужденность и сверхвключенность в работу.
Изучение данного феномена не перестаёт быть актуальным и в последние годы (Н.Е Водопьянова, М.Е. Зеленова, В.В. Лукьянов, А.А. Обознов, В.Е. Орёл и др.).
Методы исследования: для проведения эксперимента применялись следующие методы:
• организационные (сравнительный и комплексный методы);
• эмпирические (наблюдение, сравнение, психодиагностика);
• методы обработки данных (математико-статистические методы обработки данных при помощи пакета Microsoft Excel и SPSS Statistics 19).
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались следующие методики:
1) «Изучения образа возможного будущего» В.Н. Петрова;
2) Шкала Компетентности во времени - «САТ» Э. Шостром;
3) «Индекс жизненной удовлетворенности» А.Ньюгартен;
4) «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко.
База исследования: Исследование проводилось в течение двух учебных семестров 2016 года на базе МБУЗ «Городской клинической больницы №1» города Белгорода. В пилотажном исследовании приняли участие 200 человек, в экспериментальной работе - 30 человек. Эти респонденты соста-вили контрольную и экспериментальную группы в количестве 15 человек в каждой.
Этапы исследования:
1. Организационный этап: определение целей, задач исследования, его объекта и предмета, формулировка гипотез, анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме формирования компетенции во времени, а также по проблеме эмоционального выгорания у врачей. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап формирующего эксперимента: включает психодиагностику, разработку и проведение коррекционной программы, проведение повторной диагностики.
3. Обобщающий этап: формулировка основных результатов и выводов проведённого исследования.
Структура представленной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы (включающего 82 источника), 8 рисунков, 5 таблиц и приложений. Объем работы составляет 117 страниц машинописного текста.
Специфика деятельности врача позволяет рассматривать способность к саморазвитию через призму времени как неотъемлемую составляющую профессиональной готовности данного специалиста. Компетентность во времени принято рассматривать с разных сторон, например, как черту личности, основывающуюся на готовности жить настоящим и переживать его во всей полноте. Также понятие «компетентность во времени» - это неотъемлемая, особая форма психической организации, которая характеризуется системой когнитивных, мотивационных, эмоционально-оценочных черт личности, позволяющих ей реализовывать собственный потенциал самым эффективным способом. Низкий уровень развития компетентности во времени оказывает влияние на формирование эмоционального выгорания у врачей.
Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.
Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия врача. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Его рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, врач невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства.
Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания у врачей, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлено тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой.
Методики на выявление уровня компетентности во времени установили, что у 30 врачей с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания обнаружен сниженный уровень компетентности во времени.
Для работы по развитию компетентности во времени, у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания, рекомендовано внедрение специальной программы коррекции.
Для оценки эффективности программы тренинга, в целях развития компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием были сформированы две группы, с одной из которых проводилась коррекционная работа.
Внедрение программы коррекции является эффективным, так как при повторном замере всех показателей компетентности во времени в экспериментальной группе процент врачей результат оказался значительно выше, чем в контрольной группе. Из стадии истощения эмоционального выгорания перешли в стадии резистенции и напряжения 34% врачей экспериментальной группы, число врачей в стадии напряжения после проведения программы коррекции увеличено на 27%. В контрольной группе врачей заметных изменений при повторном замере не было обнаружено.
Кроме того, повторная диагностика эмоционального выгорания личности показала, что программа по развитию компетентности во времени у врачей значительным образом улучшила результаты.
Следовательно, в результате внедрения коррекционной программы по развитию компетентности во времени, которая включает различные лекции, практические тренинги, уровень компетентности во времени у врачей значительно повысился, что при повторном замере показало, что синдром эмоционального выгорания значительно снизился.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что на сегодняшний день проблема эмоционального выгорания врачей различной направленности, вследствие различных причин, в том числе в результате низкого уровня их компетентности во времени, является достаточно острой. Высокий уровень эмоционального выгорания отражается на структуре личности, работа должна носить длительный, комплексный характер.
Поставленные нами задачи были решены, гипотеза подтверждается, врачи с высоким уровнем эмоционального выгорания показывают некомпетентность во времени, а формирование компетентности во времени позволит снизить уровень их эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.
Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия врача. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Его рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, врач невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства.
Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания у врачей, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлено тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой.
Методики на выявление уровня компетентности во времени установили, что у 30 врачей с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания обнаружен сниженный уровень компетентности во времени.
Для работы по развитию компетентности во времени, у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания, рекомендовано внедрение специальной программы коррекции.
Для оценки эффективности программы тренинга, в целях развития компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием были сформированы две группы, с одной из которых проводилась коррекционная работа.
Внедрение программы коррекции является эффективным, так как при повторном замере всех показателей компетентности во времени в экспериментальной группе процент врачей результат оказался значительно выше, чем в контрольной группе. Из стадии истощения эмоционального выгорания перешли в стадии резистенции и напряжения 34% врачей экспериментальной группы, число врачей в стадии напряжения после проведения программы коррекции увеличено на 27%. В контрольной группе врачей заметных изменений при повторном замере не было обнаружено.
Кроме того, повторная диагностика эмоционального выгорания личности показала, что программа по развитию компетентности во времени у врачей значительным образом улучшила результаты.
Следовательно, в результате внедрения коррекционной программы по развитию компетентности во времени, которая включает различные лекции, практические тренинги, уровень компетентности во времени у врачей значительно повысился, что при повторном замере показало, что синдром эмоционального выгорания значительно снизился.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что на сегодняшний день проблема эмоционального выгорания врачей различной направленности, вследствие различных причин, в том числе в результате низкого уровня их компетентности во времени, является достаточно острой. Высокий уровень эмоционального выгорания отражается на структуре личности, работа должна носить длительный, комплексный характер.
Поставленные нами задачи были решены, гипотеза подтверждается, врачи с высоким уровнем эмоционального выгорания показывают некомпетентность во времени, а формирование компетентности во времени позволит снизить уровень их эмоционального выгорания.
Подобные работы
- Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности профессионального выгорания педагогов-психологов системы образования и психологов отделений социальной помощи семье и детям
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности профессионального выгорания педагогов-психологов системы образования и психологов отделения социальной помощи семье и детям
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика эмоционального выгорания у работников образования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ЭМПАТИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологические факторы эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2016



