Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания

Работа №71506

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием 9
1.1 Определение и сущность понятия «компетентность во времени» в работах
отечественных и зарубежных авторов 9
1.2 Эмоциональное «выгорание» как психологический феномен 15
1.3 Особенности проявления синдрома эмоционального «выгорания» у
врачей 21
Глава 2. Эмпирическое изучение компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ особенностей компетентности во времени врачей с
эмоциональным выгоранием 32
2.3 Психокоррекционная работа по предупреждению эмоционального
выгорания у врачей с учетом их компетентности во времени 39
2.4 Анализ эффективности психокоррекционной работы по развитию
компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания 48
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения


Сегодня общество переживает период самых различных изменений: меняется система отношений человека с окружающим миром, совершенствуются все сферы его жизни. Современные люди, постоянно отвечая требованиям реальности, вынуждены быть активными в своей деятельности, уметь планировать и тратить с пользой свое время. У каждого человека существует индивидуальная тенденция акцентировать свою временную рамку: некоторые из нас более ориентированы на будущее, другие же - на настоящее или на прошлое.
В психологии время изучается как в контексте восприятия, так и в кон-тексте переживания. Время, как вид восприятия, представляет собой образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость и последовательность. В этом контексте исследуется природа времени (В. Новикова и др.); факторы, влияющие на восприятие времени (С.В. Зимина, Р.Г Айрапетов).
Исследовательский интерес к проблеме психологического времени объясняется сложностью человеческой жизни, наличием в ней периодов, когда прошлое, настоящее и будущее теряют для человека свою привычную определенность, по-новому им осмысливаются и переживаются. Как следствие этого происходят динамичные изменения в ценностной сфере человека (Л.И. Анцыферова, А.К. Болотова).
Когнитивная психология рассматривает вопрос компетентности в рамках приобретения когнитивных навыков, которые широко изучались в лабораторных условиях.
Умение планировать будущее, распределять время, ставить цели и анализировать временные затраты может определять не только успешность трудовой деятельности, но и личности в целом. Этим обоснован интерес психологической науки к проблеме времени, которой занимались множество исследователей: К.Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова- Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и др.
Профессиональная деятельность человека является одним из ведущих проявлений активности личности. Зачастую, именно профессиональное развитие работника влечет за собой возникновение синдрома эмоционального выгорания (во внутренние факторы которого входит компетентность во времени). Анализируя переживания времени в кризисных ситуациях, А.К. Болотова отмечает, что при переживании трудных ситуаций человек очень размыто воспринимает событийность своего жизненного пути, перспективы носят негативный характер.
Ситуации нестабильности изменяют не только привычную социальную среду человека, но и нарушают его пространственно-временные параметры жизни, вызывая сужение временных перспектив. Переживание критической ситуации, существующие в психике человека как субъективный опыт, согласно выводам Ф.Е. Василюка, способны менять его отношение к настоящему, будущему и прошлому.
Термин «выгорание» ввел американский психиатр Х. Фреденберг в 1974 году. Под выгоранием он подразумевал физическое и эмоциональное истощение, потерю мотивации и ответственности среди своих коллег, а при-чины выгорания видел в «перегруженности проблемами других людей».
По мере изучения этого феномена стало очевидным, что риску истощения подвержены все специалисты, чья деятельность связана с общением, в эту категорию входят: руководители, сотрудники служб персонала, менеджеры, торговые представители, работники правоохранительных органов.
Деятельность, врача относится к группе тех профессий, которые относятся к группе с повышенной ответственностью, риском, как за здоровье, так и жизнь отдельных людей, групп населения, и всего общества в целом. Врачам, из-за специфики профессиональной деятельности приходится находиться в длительном, напряженном общении с другими людьми, и им также, а иногда даже в разы чаще других специалистов системы «человек - человек», 4
свойственно иметь при себе синдром «эмоционального выгорания». Этот синдром проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми. Эти взаимодействия сопровождаются эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Обзор данной проблемы позволяет констатировать, что относительно эмоционального выгорания существует достаточно эмпирических исследований в связи с самооценкой, трудоголизмом, ответственностью, тревожностью и т.д., но на сегодняшний день недостаточно исследований, посвященных проблеме развития синдрома эмоционального выгорания с учетом компетентности во времени.
Из вышесказанного следует актуальность темы исследования, которая позволяет определить предмет, объект, и задачи дипломной работы.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска связей между компетентностью во времени и развитием эмоционального выгорания.
В связи с этим мы можем наметить проблему нашего исследования: возможно ли предупреждать синдром эмоционального выгорания у врачей, совершенствуя их компетентность во времени?
Цель исследования: обосновать специфику коррекционной работы с эмоциональным выгоранием врачей, с учетом их компетентности во времени.
Объект исследования: компетентность во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Предмет: особенности формирования компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что врачи с высоким уровнем эмоционального выгорания показывают некомпетентность во времени; формирование компетентности во времени позволит снизить уровень эмоционального выгорания у врачей.
Задачи:
1. Изучить психологические подходы, применимые к исследованию компетентности во времени; проанализировать на примере литературных источников «эмоциональное выгорание» как психологический феномен;
2. Разработать программу коррекции для врачей, имеющих высокий уровень эмоционального выгорания, с учетом их компетентности во времени. Проверить эффективность разработанной программы на практике.
3. Исследовать эмоциональное выгорание у врачей.
4. Исследовать особенности компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов, как: Э. Шостром, К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, А.К. Болотова - эти исследователи внесли значительный вклад в исследование проблемы компетентности во времени. Теоретической основой по проблеме эмоционального выгорания послужили работы Х. Дж. Фрейденбергера, К. Маслач, С. Джексона, В.В.Бойко и др.
Исследования эмоционального выгорания на медицинских работниках проводил Х. Дж. Фрейденбергерг в 1977 году, в том же году в исследовании К.Маслач выборку составил средний медицинский персонал и врачи дневных стационаров. А годом позже С.Шабин проводил свое исследование на медсестрах, выделяя такие симптомы эмоционального выгорания, как: общая отчужденность и сверхвключенность в работу.
Изучение данного феномена не перестаёт быть актуальным и в последние годы (Н.Е Водопьянова, М.Е. Зеленова, В.В. Лукьянов, А.А. Обознов, В.Е. Орёл и др.).
Методы исследования: для проведения эксперимента применялись следующие методы:
• организационные (сравнительный и комплексный методы);
• эмпирические (наблюдение, сравнение, психодиагностика);
• методы обработки данных (математико-статистические методы обработки данных при помощи пакета Microsoft Excel и SPSS Statistics 19).
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались следующие методики:
1) «Изучения образа возможного будущего» В.Н. Петрова;
2) Шкала Компетентности во времени - «САТ» Э. Шостром;
3) «Индекс жизненной удовлетворенности» А.Ньюгартен;
4) «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко.
База исследования: Исследование проводилось в течение двух учебных семестров 2016 года на базе МБУЗ «Городской клинической больницы №1» города Белгорода. В пилотажном исследовании приняли участие 200 человек, в экспериментальной работе - 30 человек. Эти респонденты соста-вили контрольную и экспериментальную группы в количестве 15 человек в каждой.
Этапы исследования:
1. Организационный этап: определение целей, задач исследования, его объекта и предмета, формулировка гипотез, анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме формирования компетенции во времени, а также по проблеме эмоционального выгорания у врачей. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап формирующего эксперимента: включает психодиагностику, разработку и проведение коррекционной программы, проведение повторной диагностики.
3. Обобщающий этап: формулировка основных результатов и выводов проведённого исследования.
Структура представленной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы (включающего 82 источника), 8 рисунков, 5 таблиц и приложений. Объем работы составляет 117 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Специфика деятельности врача позволяет рассматривать способность к саморазвитию через призму времени как неотъемлемую составляющую профессиональной готовности данного специалиста. Компетентность во времени принято рассматривать с разных сторон, например, как черту личности, основывающуюся на готовности жить настоящим и переживать его во всей полноте. Также понятие «компетентность во времени» - это неотъемлемая, особая форма психической организации, которая характеризуется системой когнитивных, мотивационных, эмоционально-оценочных черт личности, позволяющих ей реализовывать собственный потенциал самым эффективным способом. Низкий уровень развития компетентности во времени оказывает влияние на формирование эмоционального выгорания у врачей.
Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.
Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия врача. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Его рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, врач невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства.
Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания у врачей, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлено тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой.
Методики на выявление уровня компетентности во времени установили, что у 30 врачей с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания обнаружен сниженный уровень компетентности во времени.
Для работы по развитию компетентности во времени, у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания, рекомендовано внедрение специальной программы коррекции.
Для оценки эффективности программы тренинга, в целях развития компетентности во времени у врачей с эмоциональным выгоранием были сформированы две группы, с одной из которых проводилась коррекционная работа.
Внедрение программы коррекции является эффективным, так как при повторном замере всех показателей компетентности во времени в экспериментальной группе процент врачей результат оказался значительно выше, чем в контрольной группе. Из стадии истощения эмоционального выгорания перешли в стадии резистенции и напряжения 34% врачей экспериментальной группы, число врачей в стадии напряжения после проведения программы коррекции увеличено на 27%. В контрольной группе врачей заметных изменений при повторном замере не было обнаружено.
Кроме того, повторная диагностика эмоционального выгорания личности показала, что программа по развитию компетентности во времени у врачей значительным образом улучшила результаты.
Следовательно, в результате внедрения коррекционной программы по развитию компетентности во времени, которая включает различные лекции, практические тренинги, уровень компетентности во времени у врачей значительно повысился, что при повторном замере показало, что синдром эмоционального выгорания значительно снизился.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что на сегодняшний день проблема эмоционального выгорания врачей различной направленности, вследствие различных причин, в том числе в результате низкого уровня их компетентности во времени, является достаточно острой. Высокий уровень эмоционального выгорания отражается на структуре личности, работа должна носить длительный, комплексный характер.
Поставленные нами задачи были решены, гипотеза подтверждается, врачи с высоким уровнем эмоционального выгорания показывают некомпетентность во времени, а формирование компетентности во времени позволит снизить уровень их эмоционального выгорания.



1. Абульханова-Славская, К.А. Личность как субъект жизненного пути / К.А. Абульханова-Славская // Время как фактор изменений личности. -2015.- № 6. - С. 24-27.
2. Анисимов, А.И., Взаимосвязь социального здоровья и профессионального выгорания у медицинских работников / А.И. Анисимов, Н.Н.Киреева // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2015. Том 23. - № 1. - С. 84-91.
3. Анциферова, Л.И. Условия деформации личности. Новые исследования / Л.И. Анциферова. - М.: Наука, 2008. - 127 с.
4. Артамонова, В.Г. Профессиональные болезни / В.Г. Артамонова, Н.Н. Шаталов. - М.: Медицина, 2006. - 158 с.
5. Асмолов, А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности / А.Г. Асмолов // Психология с человеческим лицом. - 2016. - № 3. - С. 13-20.
6. Балаганин, С.В. Синдром эмоционального выгорания / С.В. Балагинин // Вопросы психологии. - 2015. - №11 - С. 34-38.
7. Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. «Психология». - М.: Издательство МГУ. - 2005. - № 1. - С. 15-17.
8. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Питер, 2014. - 213 с.
9. Бердяева, И.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И.А. Бердяева, Л.Н. Войт // Дальневост. мед. журн. - 2012. - № 2. - С. 117-120.
10. Березина, Т. Н. Трансспектива как модель личностной организации времени / Т. Н. Березина // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Материалы научно-практической конференции. Смоленск, 1996. - С. 85-90
11. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие / В.А. Бодров. - М.: Юнити, 2013. - 346 с.
12. Бойко, В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В.В. Бойко // Практическая психодиагностика. - 2000. - № 1. - С. 28-33.
13. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. - М.: Норма, 2010. - 347 с.
14. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М: Академический проект, 2004. - 345 с.
15. Болотова, А. К. Человек и время в познании, деятельности, общении / А.К. Болотова. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 305 с.
16. Борисова, М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова [и д.р.]. - Курск: Курск, гос. ун.т, 2008. - С. 130-137.
17. Ванин, А. В. Временная перспектива и осознанная саморегуляция в юношеском возрасте / А. В. Ванин, В. И. Моросанова // Материалы V Все-российского съезда РПО, 14-18 февр. 2012 г., Т.1. - С. 440-444.
18. Васильков, А.М. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека / А.М. Васильков, В.Г. Белов // Вопросы психологии. - 2014. - № 10. - С. 22-29.
19. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2010. - 234 с.
20. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - М.: Инфра-М, 2012. - 298 с.
21. Водопьянова, Н.Е. Синдром "психического выгорания" в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 548-573.
22. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н.Е. Водопьянова, Е. М. Старченкова, //2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 336с.
23. Водопьянова, Н.Е. Теория и практика противодействия синдрому выгорания / Н.Е. Водопьянова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова [и д.р.]. - Курск: Курск, гос. ун.т, 2013. - С. 294-323.
24. Воронин, А.Н. Психологическое исследование личности врача в отношении к профессиональной деятельности / А.Н. Воронин, Е.Л. Николаев // Вестник Чуваш. ун-та. - 2013. - № 1. - С. 79-85.
25. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие / П.Я. Гальперин. - М.: Феникс, 2012. - 276 с.
26. Гафарова, Н.В. Влияние личностных особенностей на социальную и профессиональную дезадаптацию на примере исследования медицинских работников / Н.В. Гафарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2015. - №42. Серия Психология. - Вып.15. - С.84-91.
27. Гафарова, Н.В. Синдром профессионального выгорания как форма дезадаптации личности (на примере деятельности врачей психиатрического профиля) / Н.В.Гафарова, М.М. Жолубовская // Психологический вестник Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2009. - Вып. 8. - С. 133- 141.
28. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное само-определение специалистов / Е.И. Головаха. - СПб.: Питер, 2011. - 324 с.
29. Григорьева, М.В. Психология труда: учебное пособие / М.В. Григорьева. - М.: Дело и сервис, 2013. - 350 с.
30. Демьянчук, Р.В. Психологическая помощь специалистам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры / Р.В. Демьянчук // Клиническая и специальная психология. - 2016. Том 5. - № 4. - С. 12¬28.
31. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость личности / В.И. Долгова // Психология. - 2015. - № 10. - С. 22-28.
32. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 273 с.
33. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: учебное пособие / Б.А. Душков. - М.: Просвещение, 2010. - 315 с.
34. Ефремова, Д.Н. Стратегии совладающего поведения при деструктивных эмоциональных состояниях / Д.Н. Ефремова //Вестник Университета РАО. - 2016. - № 1. - С. 105-107.
35. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Феникс, 2013. - 312 с.
36. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384 с.
37. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие / Е.М. Иванова. - СПб.: Питер, 2009. - 187 с.
38. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - М.: Инфра-М, 2014. - 199 с.
39. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие / Е.П. Ильин. - М.: Юнити, 2012. - 298 с.
40. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / Т.С. Кабанченко. - СПб.: Питер, 2015. - 476 с.
41. Кобозев, И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей / И.Ю. Кобозев // Вестник психотерапии. - 2011. - № 37. - С. 92-100.
42. Ковалев, В. И. Особенности личностной организации времени жизни / В. И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории. - М., 1995. - С. 179-185.
43. Конопкин, О. А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О. А. Конопкин, В. И. Моросанова // Вопросы психологии. - 1989. - №5.- С. 18-26.
44. Королева, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания / Е.Г. Королева // Психология. - 2014. - №3. - С. 17-21.
45. Котова, И.Б. Общая психология: учебное пособие / И.Б. Котова. - М.: Кнорус, 2014. - 229 с.
46. Кубернова, Г.С. Синдром профессионального выгорания: профессиональный стресс / Г.С. Кубернова // Вопросы психологии. - 2015. - № 11. -С.34-37
47. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / В.К. Гайда, В.К. Гербачевский; под ред. В.Д. Балина. - СПб.: Питер, 2014. - 177 с.
48. Лукьянов, В.В. Синдром выгорания и его взаимосвязь со структурой личности у врачей-неврологов / В.В. Лукьянов // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова [и д.р.]. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - С. 198-214
49. Лукьянов, В. В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов / В. В. Лукьянов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). - Курск: КГУ, 2007. - С. 100-102.
50. Лукьянов, В.В. К истории термина «выгорание» / В.В. Лукьянов, И.Е. Сороколетова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова [и д.р.]. - Курск: Курск, гос. ун-т, 2013. - С. 114-123.
51. Макарова, Г.А. Синдром эмоционального выгорания: учебное пособие / Г.А. Макарова. - М.: Феникс, 2012. - 376 с.
52. Макарова, И.В. Общая психология: учебное пособие / И.В. Макарова. - М.: Дело и сервис, 2013. - 552 с.
53. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом: методическое пособие / И.Ю. Митева. - М.: Кнорус, 2012. - 314 с.
54. Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз// Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С ИЗ- 127.
55. Немов, Р.С. Общая психология: учебное пособие / Р.С. Немов. - М.: Инфра-М, 2012. - 390 с.
56. Никишина, В.Б. Психопрофилактика состояния выгорания специалистов социальной работы и социальных работников / В. Б. Никишина, Л. Н. Молчанова, Т. В. Недуруева, Т. А. Ушакова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. - 257 с.
57. Обознов, А.А. Эмоциональная направленность как универсальный фактор выгорания / А.А. Обознов, О.Н. Доценко // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова [и д.р.]. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. - С. 165-177.
58. Обознов, А.А. Выгорание и увлечённость работой / А.А. Обоз- нов, О.В. Иноземцева // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова [и д.р.]. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - С. 100-106.
59. Орёл, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: Инфра-М, 2013. - 156 с.
60. Орёл, В.Е. Синдром «психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала / В.Е. Орёл // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова [и д.р.]. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. - С. 243-256.
61. Орёл, В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орёл // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. - С. 90-101.
62. Попова, Н.А. Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников / Н.А. Попова // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 23-26.
63. Петраш, М.Д. Синдром выгорания в профессиональной деятельности персонала скорой медицинской помощи / М.Д. Петраш // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специали¬стов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова [и д.р.]. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - С. 229-234.
64. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / Гайда В.К., Гербачевский В.К.; под ред. Балина В.Д. - СПб.: Питер, 2014. - 177 с.
65. Прокопенко, А.Ю. Формирование компетентности во времени как фактор профессионального развития / А.Ю. Прокопенко // Вопросы психологии. - 2015. - № 12. - С. 25-31.
66. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / Под ред. Боровикова С.А. - М.: Дело и сервис, 2013. - 449 с.
67. Психология служебной деятельности: учебное пособие / Под ред. Н.В. Румянцева. - СПб: Питер, 2014. - 470 с.
68. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум: учебное пособие / Д.М. Рамендик. - М.: Кнорус, 2013. - 330 с.
69. Расторгуева, Е.Н. Самоактуализация как субъектный феномен / Е.Н. Расторгуева // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 3. С. 105-118.
70. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие /
С.Л. Рубинштейн. - М.: Инфра-М, 2010. - 416 с.
71. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Самоукина. - М.: Кнорус, 2014. - 225 с.
72. Сандомирский, М.Е. Защита от стресса: методическое пособие / М.Е. Сандомирский. - М.: Просвещение, 2013. - 254 с.
73. Свириденко, А.М. Общая и профессиональная психология: учебное пособие / А.М. Свириденко. - М.: Юнити, 2013. - 450 с.
74. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Просвещение, 2011. - 432 с.
75. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. - М.: Кнорус, 2014. - 354 с.
76. Танаев, В.М. Практическая психология управления / В.М. Танаев, И.И. Карнаух. - СПб: Питер, 2010. - 224 с.
77. Трубников, Н. Н. Время человеческого бытия / Н. Н. Трубников. - М.: Наука, 1987. - 255 с.
78. Трунов, Д.Г. Синдром сгорания. Позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. - 2016. - № 3. - С. 13-16.
79. Тупикова, О.Е. Психологическая коррекция и профилактика и профилактика синдрома эмоционального выгорания / О.Е. Тупикова // Вопросы психологии. - 2015. - №11 - С. 16-19
80. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации медицинского работника / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 2015. - № 11. - С. 10-13
81. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной деятельности / А.П. Чернявская // Вопросы психологии. - 2014. - №10.- С. 29-33
82. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л.Б. Шнейдер. - М.: Феникс, 2010. - 339 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ