Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения самопрезентации в социальных медиа.
Глава 2.Современный пользователь социальных медиа: типичные стратегии и формы самопрезентации.
Список литературы
Актуальность темы. Сегодня в век процветания компьютерных технологий, Интернета и т.д. жители городов оказываются втянутыми во всемирную паутину действий и взаимодействий. Интернет - это не только источник развлечения, но и кладезь информации, помощник в поиске друзей и единомышленников, работы, товаров и услуг и т.п. Современный человек живёт в двух мирах: реальном и виртуальном. При этом виртуальный мир предъявляет к нему не меньше требований, чем реальный: нам необходимо создать свой образ для этой реальности, вступать в социальные взаимодействия и коммуникации по тому или иному поводу.
Сегодня социальные медиа - одно из главных средств коммуникации, которое оказывает огромное влияние на повседневную жизнь человека. Многие проводят в Интернете значительную часть дня, при этом, в основном, они просматривают социальные сети Вконтакте и Facebook, Instagram, YouTube, различные блоги и т.д. В современном мире важные события в жизни человека оказываются связанными с Интернет-ресурсами. Так, в социальных сетях, многопользовательских играх или блогах можно познакомиться со своим будущим спутником жизни или найти хороших друзей, Интернет помогает в поиске работы, самовыражении и продвижении своих творческих проектов (например, в социальной сети Вконтакте существует множество сообществ, где продаются самодельные вязаные вещи, предлагаются услуги по рисованию портретов и др.).
Управление впечатлениями, то, как человек презентует себя другим - неотъемлемая часть процесса коммуникации. Изменение посредника взаимодействия меняет возможности для управления впечатлениями и соответственно, меняются те действия, которые люди предпринимают, чтобы произвести о себе определенное впечатление. Социальные медиа дают новые возможности для управления впечатлениями и активного конструирования своего образа, то есть трансформируют стратегии самопрезентации. Наиболее удачным определением самопрезентации является определение А.А. Бодалева, который самопрезентацией называет «акт самовыражения в процессе общения, направленный на создание определённого впечатления о себе у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей» . Здесь автор выделяет несколько особенностей феномена. Во-первых, тот факт, что самопрезентация осуществляется в процессе общения, или коммуникации. Во-вторых, наличие аудитории. В- третьих, автор отмечает, что в процессе самопрезентации создаётся определённый образ (может быть как положительным, так и отрицательным). Стратегию самопрезентации можно обозначить как совокупность последовательных действий по созданию и поддержанию своего образа, в зависимости от обстоятельств, т.е. аудитории, естественных условий, действий других людей и т.п.
Исследование актуально с точки зрения как лучшего понимания особенностей процессов самопрезентации, так и с точки зрения определения возможностей и ограничений использования социальных медиа, как источника социологических данных.
Проблема исследования
Объективное условие возникновения проблемы самопрезентации в сети - появление Интернета, который дал людям возможность опосредованного общения с лю бым человеком вне зависимо сти от временных и пространственных ограничений. Коммуникация приобрела новый характер: так, мы уже не общаемся с человеком непосредственно, видя его, а используем текстовые сообщения, изображения, смайлики. Кроме того, появились многопользовательские игры, в которых каждый волен выбирать и конструировать своего персонажа самостоятельно. Всё это привело к тому, что мы не всегда знаем собеседника в реальной жизни, что даёт ему определённую свободу слов и действий. Количество контактов в сети возросло в ущерб их качеству, так как общение, в основном, поверхностное, исключение составляют те, кто является частью нашей реальной оффлайн жизни. Теперь человек волен представляться в сети кем угодно, выстраивать свой образ таким, каким ему хочется или нравится, даже если этот образ частично или полностью не соответствует реальности - ведь собеседник знает о тебе только то, что ты позволяешь ему узнавать. Важно отметить, что теперь это отно сится даже к таким предписанным характеристикам, как пол и возраст, которыми мы едва ли можем управлять в оффлайн коммуникации.
Социологический аспект - существование типичных способов управления впечатлениями, которые обусловлены социальными факторами.
В основе диссертационного исследования лежит проблема самопрезентации в социальных медиа, которая проявляется, с одной стороны, в том, что самопрезентация оффлайн отличается от самопрезентации онлайн, а с другой - в том, что Интернет предоставляет нам иные возможности для самовыражения (смена пола, возраста и возможность представить себя животным), в связи с чем возникает проблема соответствия виртуального образа реальному, который имеет несколько аспектов:
- управление социально-демографическими характеристиками;
- какие возможности для управления впечатлениями о себе дают такие инструменты конструирования образа, как тексты, фотографии и т.п. В виртуальной реальности первое впечатление человек производит не благодаря внешности (визуальное впечатление), он предстаёт перед собеседником, в основном, как текстовая информация профиля в социальной сети, резюме, анкеты, которую сам о себе предоставляет, а также, например, посредством фотографий;
- насколько соответствует тот образ, который презентует страница пользователя в социальной сети «оффлайновому» образу. Насколько образ человека, который конструируется в повседневном взаимодействии или при использовании традиционных методов сбора данных (например, в интервью) более «реален», чем образ, конструируемый в социальных медиа. Как эти образы соотносятся?
Степень разработанности проблемы
Вопросами самопрезентации в сети занимались и занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи, среди которых Б. Хоган, Л. Робинсон, Н.А. Курчакова, А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская, Е. Горный, У. Фриндте, Т. Келер и Т. Шуберт и др. В основном, это статьи по результатам конкретных исследований (исследования Фэйсбука, чатов, блогов), а также некоторые теоретические наработки (классификации пользователей, пространств социальных медиа).
Цель исследования - выявить типичные стратегии самопрезентации пользователей социальных медиа.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен самопрезентации, как средства управления впечатлениями и конструирования образа.
2. Проанализировать существующие теоретико - методологические подходы к изучению самопрезентации
3. Выявить существенные особенности самопрезентации в социальных медиа
4. Идентифицировать типичные стратегии самопрезентации в социальных медиа и их зависимость от определенных социальных факторов (гендерных, возрастных, образовательных, географических, стиля жизни, и т.п.).
Объект исследования - профили пользователей Вконтакте.
Предмет исследования - особенности самопрезентации пользователей.
Теоретико-методологической основой исследования выступает драматургический подход И. Гофмана и разработки Б. Хогана по поводу пространств социальных медиа; концепция культурного перформанса Дж. Александера и др., а также идеи Е. Горного о формах самопрезентации.
Методы исследования
Метод анализа онлайновых документов. Онлайн документы содержат информацию, которую предоставляет сам пользователь Интернета, при этом нет необходимости контактировать с ним лично, до статочно того, что он написал. Кроме того, информация из подобных источников/документов формируется человеком не для социологических исследований, а для личных целей, поэтому снижается вероятность так называемой «подгонки» данных под ожидания исследователя.
Метод визуальной антропологии для анализа визуальных документов. Использование данного метода объясняется тем, что фотография - важный инструмент самопрезентации. Здесь важно то, какую фотографию в итоге выбирает пользователь в качестве основной («аватар»), что он хочет показать ею. А также необходимо проанализировать, какие в целом изображения публикуются пользователем, что они привносят в образ его виртуального «я».
Постдемография - анализ профилей пользователей, при котором обращается внимание не только и не столько на демографические характеристики (пол, возраст, доход, расовая принадлежность), но и на вкусы, интересы пользователя (например, музыкальная подборка, хобби).
Сетевой анализ. Данный вид анализа позволил наглядно проследить взаимосвязи ряда переменных, обработка которых при помощи компьютерных программ и количественного анализа представляется затруднительной.
Научная значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в разработку проблемы самопрезентации в сети Интернет, а также в развитие методологии анализа цифровых данных с использованием нереактивных методов.
1. Анкудинова О.Н. Самопрезентация в интернет-коммуникации, её особенности и влияние на культуру российского общества // «Медиаобразование и медиакомпетентность». Сб. статей молодых ученых / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. педаг. ин-та, 2009.
2. Антонова Ю.А., Демина С.А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети//Лингвокультурология. 2010. №4. С. 15-20.
3. Баранов А.Б. Виртуальная коммуникация в Социальной Сети: основные понятия и модель взаимодействия// Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010. С. 74-76.
4. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности. [Электронный ресурс] //URL: http://banderus2.narod.ru/70244.html_(дата обращения 18.03.17)
5. Горный Е. Виртуальная личность как жанр творчества // Control+Shift: Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 336 с.
6. Гордеев Н.В. Презентация виртуальной личности в разных коммуникационных средах сети Интернет. [Электронный ресурс] // URL: http://cyberpsy.ru/2011/05/1151/(дата обращения 18.03.17)
7. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой. М.: Институт социологии РАН, 2003. - 752 с.
8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 304 с.
9. Гримов О.А. Самопрезентация и самоидентификация личности в социальных сетях [Электронный ресурс]// Психология и социология,
2013. URL: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Psihologia/12_129127.doc.htm (дата обращения 18.03.17)
10. Дубских А.И. Современные концепции самопрезентации и её роль в обществе//Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://sworld.com.ua/konfer29/898.pdf(дата обращения 23.11.2016)
11. Ефимов Е.Г. Идентичность в социальных сетях (теоретические аспекты) Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики// Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (38). С. 72-75.
12. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в
Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/
netpsy/refinf (дата обращения: 10.04.16)
13. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]// Флогистон, 2004. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy(дата обращения: 17.09.2015)
14.Завьялова З.С. Самоидентификация личности в условиях сетевых коммуникаций: постановка проблемы / З.С. Завьялова // Гуманитарная информатика : сб. статей / под ред. Г.В. Можаевой. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008. - Вып. 4. - С. 38-50.
15. Затулий А.И., Бурнаева Е.М. Гендерные идеалы: особенности самопрезентации пользователей Интернета//Вестник ТОГУ, 2012. № 1(24). С. 297 - 304.
16. Иванченко Д.А. Интернет, виртуальность, киберпространство: некоторые подходы к методологии // Материалы X Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2007). - СПб: СПбГУ, 2007. - С. 100 - 102.
17. Кожевникова О.В., Кононенко Н.А, Шавалеева З.Н. Особенности самопрезентации и личностные свойства участников Интернет- коммуникации//Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, 2011. №2. С. 149-161.
18. Лисина А.С. Фотография как способ самопрезентации в сети Интернет: теоретический аспект//Молодёжный научный форум: Общественные и экономические науки: электронный сборник статей по материалам XLIII студенческой международной заочной научно-практической конференции - М.: «МЦНО». - 2017 - №3 (43)/ [Электронный ресурс] URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения 31.03.2017)
19. Мазурик А.В. Культурный перформанс как способ конструирования идентичности в сети Интернет// Вопросы филологии, искусствоведенияи культурологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции, 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/conf/philolog/xvi/29363
20. Медведева И.А. Способы создания образа «Я» в виртуальном дискурсе// Вестник Челябинского государственного университета.
2012. № 13 (267). С. 65-68.
21. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации: учебное пособие/ Е.В. Михайлова. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 167 с.
22. Михайлова Е.В. Стратегии и техники самопрезентации [Электронный ресурс ]URL: http://www.elitarium.ru/2012/06/29/strategii_tekhniki_samoprezentacii_analiz.html (дата обращения 17.09.16)
23. Некрасова Н.А., Некрасова У.С. Самопрезентация: сущность и о с н о в ны е х ар акт ер и сти ки// Ус п ехи с о в р е м е нн о го естествознания.-2007.-№11.
24. Неяскин Г.Н . доклад Влияние социальных медиа на бизнес- коммуникации// Интернет-конференция «Диалогические коммуникации в бизнесе», 2010. [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33378753
25.Онлайн исследования в России 2.0/ Под редакцией Шашкина А.В., Девятко, И.Ф., Давыдова С.Г. - М.: РИЦ «СеверооВосток», 2010.
26.Остапенко, И. А. Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации : социально-философский анализ. Ростов-на- Дону, 2004.
27. Пикулёва О.А. Классификации самопрезентации личности: теоретические основания и про блемные аспекты// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина,
2013. №1, Т. 5. С. 63-69.
28. Пикулёва О.А. Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты//Психологическая наука и образование, 2013. №4.
С. 37-44.
29. Пикулёва О.А. Самопрезентация личности: мотивация и пространство «Я». Психологические проблемы самореализации личности/ под ред. Л.А. Коростылевой. Вып. 8. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. - С. 127-145.
30. Пикулёва О.А. Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия//Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005. Серия 6, выпуск 1. С.85-91.
31. Пикулёва О.А., Чикер В.А. Тактики самопрезентации. Психология менеджмента/под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2010. - С. 305-317.
32. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве// Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С.66-72.
33. Романова М.С. Псевдонимы в немецких и русских чатах//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.- 2009. - Т.2. - №3.
34. Семёнова Л.Н. Технология самопрезентации: учебно-методический комплекс/ Л.Н. Семёнова: под ред. К.В. Киуру.-Челябинск: Изд. ЮУрГУ-2005. - 54 с.
35. Соловьев Д. Социальные сети и интернет как новая среда жизни [Электронный ресурс] URL: http://soloveev.livejournal.com/104328.html(дата обращения 12.09.16)
36. Тичер С. Методы анализа текста и дискурса/ С. Тичер ( и др.) - Х.: Изд- во Гуманитарный Центр, 2009. - 356 с
37. Ушкин С. Г. Визуальные образы пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 5. С. 159-169.
38. Фриндте В., Келер Т. (2000) Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования интернета / Под ред. А.Е. Войскунского. Перевод А. Жичкиной. М.: Можайск-терра: 40-54.
39.Черняк Е.Д. Самопрезентация личности в социальной сети// Молодёжный научный форум: Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам XIII студенческой международной заочной научно-практической конференции - М.: «МЦНО». - 2014 - №6 (13)/ [Электронный ресурс] URL:https://nauchforum.ru/archive/MNF humanities/6(13).pdf(дата обращения 18.03.2017)
40.Шалимов А.Б. Человек в социальных сетях// Современные исследования социальных проблем. 2013. № 9 (29). [Электронный ресурс] URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/chelovek-v-sotsialnyh-setyah(дата обращения 17.04.17)
41. Шипицин А.И. Феномен социальных сетей в современной культуре // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - №3 (57) - с. 36-40.
42. Штомпка П. Визуальная социология._— М.: Логос, 2007. — 168 с.
43. Якобсон Д. Формирование образа в киберпространстве // Массовая культура: современные западные исследования: сборник статей. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. — с. 177— 204.
44. Alexander J. Cultural pragmatics: social performance between ritual and strategy // Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics and Ritual /Alexander J., Giesen B., Mast J. London and New York: Cambridge University Press, 2006. — p. 29—90.
45. Boyd D., Marwick A. To See and Be Seen: Celebrity Practice on Twitter// The International Journal of Research into New Media Technologies, 17(2),
p. 139-158.
46. Gorny E. The Virtual Self: Self-presentation and self-knowledge on the Internet, 2003. [Электронный ресурс] URL: http://www.netslova.ru/gorny/vs.html (дата обращения: 13.03.16)
47. Hall E.T. The Hidden dimension. New York : Anchor, 1990. 240 p
48. Hogan B. The Presentation of Self in the Age of Social Media:
Distinguishing Performances and Exhibitions Online// Bulletin of Science, Technology & Society 30(6), 2010, p. 377-386.
49. Marshall P.D. The promotion and presentation of the self: celebrity as marker of presentational media // Celebrity Studies, 1:1, 2010. p. 35-48.
50. Robinson L. The cyberself: the self-ing, project goes online, symbolic interaction in the digital age//New Media & Society, 9(1), 2007.
51. Rogers R. The End of The Virtual. Amsterdam, 2009. 36р.
52. The Many Faces of Facebook: Experiencing Social Media as Performance,
Exhibition and Personal Archive// CHI 2013: Changing Perspectives, Paris, France
Список других источников:
1. Поисковая система и рейтинг сайтов Alexa.com[Электронный ресурс]
URL: http://www.alexa.com/(дата обращения: 25.11.16)