ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 6
СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО
СТИЛЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к изучению социального интеллекта в отечественной и
зарубежной психологии 6
1.2. Теоретические устройства подходы к исследованию широком
конфликтного поведения русле в современной психологии: 20
1.3. Психологическая характеристика подросткового возраста 29
1.4. Роль социального интеллекта подростков в выборе стратегии
взаимодействия в конфликтных ситуациях 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО 40 ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 42
2.3. Методические рекомендации по развитию социального интеллекта подростков как условия конструктивного поведения в конфликтных
54 ситуациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. В подростковом возрасте, традиционно относящемся к числу кризисных возрастов, нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах - семье, школе, кругу сверстников. Ход социализации подростка во многом зависит от того, каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его поведенческого стиля в конфликте. Преобладание того или иного стиля определяется не только социальным контекстом, но и индивидуально-психологическими особенностями личности участника конфликта. Подростки часто не умеют находит конструктивный выход из конфликтной ситуации и разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физическую агрессию, уход из дома и т.п. Перед подростком стоит непростая задача - найти компромисс (гармонию) индивидуального и общественного в собственном интересе к обществу и людям. В ситуации конфликта перед подростком возникает задача выбора стиля взаимодействия с партнером (учитывать интересы партнера и кооперироваться или не учитывать интересы партнера и конкурировать).
В этом ключе особое внимание приобретает социальный интеллект, который позволяет правильно понимать поведение людей и необходим для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков. Проблемы социального интеллекта и конфликтного взаимодействия в рассматривали такие ученые как: В.А. Янчук, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Дж. Морено, К. Левин, К. Томас и др. В своих работах они указывают, что развитие социального интеллекта позволяет подростку выработать навык нахождения эффективных решений проблем, в том числе и в конфликтных ситуациях: 1) понимания намерений и ожиданий партнера; 2) прогнозирования его действий на последующих этапах и планирования своих ответных действий; 3) учета кратковременных и долговременных последствий выбранного им стиля взаимодействия (для ребенка может быть важнее достижение не столько
собственных ситуативных локальных интересов, сколько сохранение позитивных отношений с партнером в долговременной перспективе).
Таким образом, особую актуальность приобретает исследование связи социального интеллекта и поведенческого стиля подростков в конфликте.
Проблема исследования: имеется ли связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Решение данной проблемы и будет целью нашего исследования.
Объектом исследования является социальный интеллект подростков.
Предмет исследования: связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Гипотеза: характер проявления различных стилей поведения в
конфликте в подростковом возрасте связан с уровнем развития социального интеллекта, а именно: высокий уровень социального интеллекта личности будет предпочитать активные стили взаимодействия в конфликте (сотрудничество и соперничество), с низким уровнем социального интеллекта будут проявлять пассивные стили взаимодействия (уход, приспособление).
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию «социальный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии;
2. Рассмотреть сущность поведенческого стиля в конфликтных ситуациях и его психологические составляющие;
3. Исследовать связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте;
4. Разработать рекомендации по развитию социального интеллекта у детей подросткового возраста.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- методы сбора эмпирических данных - психодиагностический;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных
(Методы математической статистики: t-критерий Стьюдента и критерий
Спирмена).
- интерпретации - структурный метод.
Диагностические методики:
- методика Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»;
- экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
Теоретическое обоснование: изучением социального интеллекта занимались как Э. Л. Торндайк, Д. П. Гилфорд, Р. Дж. Стернберг и др. Проблемы социального интеллекта и конфликтного взаимодействия в коллективе рассматривали следующие ученые: В.А. Янчук, А.Я. Анцупов,
A. И. Шипилов, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, Е.М. Бабосов, Г.И. Козырев,
B. А. Авксентьев, Б.Д. Парыгин, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, О.Г. Денисова, К.Г. Гусаева, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, Дж. Морено, К. Левин, К. Томас и др.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 24 г.Белгорода. В исследовании приняли участие
подростки в количестве 86 чел., в возрасте от 11 до 12 лет.
Проведя, теоретический анализ и эмпирическое исследование мы можем сделать ряд выводов.
Социальный интеллект - это понятие, которое вошло в современную психологию во второй половине двадцатого века усилиями таких известных исследователей, как Эдвард Ли Торндайк, Джой Пол Гилфорд, Роберт Дж. Стернберг и др. Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков. Прорываясь к взрослости, подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к себе как к ребенку и отношение к себе как взрослому. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Подросток бросает все свои усилия и энергию на то, чтобы добиться нового социального статуса. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия приобретают качественно иной характер. Меняется и качество социального интеллекта. Качественно иным становится социальный интеллект подростка, решающий задачи прогнозирования последствий социальных действий. Стремление к взрослости побуждает подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть последействия. Усложняется и такое свойство социального интеллекта - как свойство проникать в социальные чувства (согласно Альфреду Адлеру «социальные чувства» или «социальный интерес» понимается как инстинктивная и в то же время сознаваемая и управляемая способность "видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого") и духовные ценности других людей. Следовательно, социальный интеллект позволяет подросткам не только «всматриваться», но и «вчувствоваться» во взрослый мир. Существенные изменения происходят и в содержании
социальной компетентности подростков. Для подростков, стремящихся к взрослости, становится актуальным рационально вести себя в жизненных ситуациях, принимать решение со знанием дела. Подросток учится понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права. Появляется система сложных социальных умений и навыков, отрабатываются сценарии поведения в типичных социальных ситуациях, совершенствуются механизмы самоконтроля и саморегуляции.
Коммуникативная и вербальная компетентность определяют позицию подростка в группе сверстников и в умелости построения отношений со взрослыми. Как показывают работы различных авторов в области поведения подростка в системе межличностных отношений, изучение негативных проявлений в поведении подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования системы его межличностных взаимоотношений со сверстниками, с изучения особенностей развития коммуникативных способностей личности. Основываясь на проведенном анализе научной литературы, посвященной определению, содержанию, особенностям социального интеллекта подростков, мы пришли к выводу о том, что именно этот период наиболее сенситивен для выработки новых стилей взаимодействия с самим собой и социумом, обретения и развития коммуникативных стратегий. Коммуникативные стратегии, используемые в общении, являются важной характеристикой коммуникативного поведения ребенка.
Результаты нашего исследования показали, что существует взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и выбором стилей поведения в конфликте в подростковом возрасте и наша гипотеза, поставленная нами при написании данной выпускной квалификационной работы, подтвердилась: характер проявления различных стилей поведения в конфликте в подростковом возрасте связан с разным уровнем развития социального интеллекта, а именно: высокий уровень развития социального интеллекта, определяет направленность личности подростка на сотрудничество, на диалог в конфликтной ситуации, соперничество, борьбу, низкому уровню развития социального интеллекта
характерны такой стиль поведения в конфликте как примиренческий, уходящий и компромиссный.
1. Александров А.А. Конфликт как социальное явление // известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
- 2009. - № 113. - С. 106 - 110.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: - 2005. - 341 с.
3. Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2004. - 571 с.
4. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111-131.
5. Белановская О.В. Идентификация как механизм развития личности // Наука. - 2000. - № 10. - С. 87 - 93.
6. Богданова А.А. Специфика общения подростков с педагогами в классах со смешанным этническим составом: автореф. Дис. ... канд. психол. Наук. - М.: - 2016. - С. 27-31.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: 1982.
- 341 с.
8. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ. - 1988. - 187с.
9. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука. - 2005. - 189 с.
10. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у
несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С.45-54.
11. Валлон Л. Психическое развитие ребенка - М.: Просвещение. - 1967. - 187 с.
12. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология - М.: Инфра-М. - 2005. - 355 с.
13. Выготский Л.С. Проблемы возраста. - М.: Педагогика. - 1984. - 432с.
14. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. - М.: 1965. - 397 с.
15. Гребенкин Е. В., Хаббергер В. Особенности конфликтного поведения младших школьников и школьников подросткового возраста: взгляд из России и Германии // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1. - С. 37 - 43.
16. Гришин Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер. - 2014. - 464 с.
17. Евсикова Н.И., Тесля М.А. Структура и соотношение когнитивных стилей и интеллектуальных способностей (на материале профессиональных групп) // Вестник МГУ. - 2003. - № 3. - С.44-52.
18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии - 2-е изд., доп., и перераб. - СПб.: - 2004. - 400 с.
19. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: - 1985. - 312 с.
20. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: - 1990. - 257 с.
21. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект Пресс. - 1995. - 239 с.
22. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 455с.
23. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - М.: - 1996. - 136 с.
24. Козер Л. Функции социального конфликта. — М: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги. - 2000. - 346 с.
25. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2001. - 176 с.
26. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. - 1980. - 251 с.
27. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск. - 1988. - 251 с.
28. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — СПб.: - 2005. - № 1. - С. 48-61.
29. Лужбина Н. А, Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности // Автореф. Дисс. ... Канд. Психол. Наук. - Барнаул: Изд. БПГУ. - 2002. - 23 с.
30. Лунева О. В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение.- 2008. - № 4. - С. 177-182.
31. Лунева О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. - 2015 - № 3. - С. 231-236.
32. Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. - 2015. - № 7.
33. Манторова А. В., Лунева, О. В. Теоретические и методические вопросы исследования социального и эмоционального интеллектов. М. : Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та. 2008. - 148 с.
34. Мартиросова Ю.В. Возрастные и гендерные различия в стилях диадического взаимодействия в ситуации конфликта интересов // Вестн. Гос. Ун-та управления. Серия Социология, психология, педагогика и управление персоналом. - 2015. - № 15. - С. 47—48.
35. Марцинковская Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе / Под ред. В.С. Мухиной. 1987. - С. 54—
60.
36. Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. - СПб.: ГП «Иматон» - 1996. - 403 с.
37. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия. - 2006. - 608 с.
38. Нетребина А.В. Учет психологических особенностей идентификации индивида в подростковом возрасте // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2016. - № 2. - С. 66 - 68.
39. Николаевский Р. П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 5. - С. 112 - 116.
40. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.:
Российское педагогическое агентство. - 1996. - 374с.
41. Олпорт Г.Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2001. - 254 с.
42. Поливанова И.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-34.
43. Прихожан А.М. Отрочество // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: - 1997. - С. 283—372.
44. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: - 2000. - 656 с.
45. Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб.: - 1999. - С. 216 - 251.
46. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир. - 1994. - 320 с.
47. Савенков А. И. Концепция социального интеллекта // Одаренный ребенок. - 2006. - № 1. - С. 6 - 18.
48. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 4. - С. 94 - 101.
49. Савчин М. В., Василенко Л. П. Возрастная психология. Учебное пособие. - К.: Академвидав. - 2005. - 360 с.
50. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев. - 1991. - 322 с.
51. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса. - 2000. - 416 с.
52. Субботский Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка // Психолого-педагогические проблемы общения. - М.: - 2007. - С. 80— 97.
53. Сушенцов А. А. Конфликтное поведение в современной теории международных отношений (психологический аспект) // Вестник МГИМО университета. - 2011. - № 5. - С. 56 - 58.
54. Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. - Москва, - 1998. - 165 с.
55. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования/ под ред. - М.: Институт психологии РАН. - 2004. - 329 с.
56. Хасан Б. И. И Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры.
- М.: Издательский центр "Академия". - 2004. - 192 с.
57. Хасан Б.И. Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения // Проблемы самоопределения молодежи. - Красноярск. - 1987. - 381 с.
58. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб.: - 2003. - 250 с.
59. Чеснокова О.Б. Анализ феномена хитрости как формы социального интеллекта в детском возрасте // Психолог в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 21—46.
60. Чеснокова О.Б. Возрастной подход к изучению социального
интеллекта // Вопр. Психологии. - 2012. - № 5. - С. 33—44.
61. Чеснокова О.Б., Субботский Е.В., Мартиросова Ю.В. Методы диагностики социального интеллекта в детском возрасте // Психол. Диагностика. - 2015. - № 3. - С. 52—80.
62. Чичилимов В.В. и др. Энергия социального интеллекта населения среднего города России: Социологический дигитальный инфомодельный атлас
- Таганрог: ТРТУ. - 2002. - 214 с.
63. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта // Среднее профессиональное образование. - 2007. - №8. - С. 10 - 12.
64. Щербаков С. В. Социальный интеллект и прогнозирование взаимоотношений в конфликтных ситуациях // Вестник Башкирского университета. - 2013. - № 4. - С. 12 - 15.
65. Эриксон Э. Детство и общество. - Изд. 2-е, перераб. И дополн. - СПб. : ИТД «Летний сад». - 2000. - 416 с.
66. Юденко О. Н. Психологические причины конфликтов и конфликтного поведения // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2006. - № 1. - С. 35 - 37.
67. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. Проблемы оценивания в психологии. - Саратов: Издательство Саратовского университета. - 1984. - 198 с.