Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание и использование комплекса моделей атомов и молекул для изучения строения вещества в курсе химии средней школы

Работа №7148

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы196стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
822
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Анализ содержания курса химии 8-11 класса по вопросам строения вещества и его обеспечения средствами наглядного моделирования.
1.1. Задачи и особенности изучения строения вещества в школьном курсе химии.
1.2. Моделирование как метод научного исследования и его роль при формировании целостного знания о строении вещества.
1.3. Традиционные модели атомов и молекул, используемые в преподавании естественнонаучных дисциплин.
Выводы к главе 1.
Глава 2. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию моделей для изучения строения вещества.
2.1. Принцип научности и адаптация новых научных данных для обучения. Современные тенденции развития моделирования.
2.2. Педагогико-эргономические требования к моделям атомов и молекул и их новые дидактические возможности.
2.3. Характеристика комплекта моделей для изучения строения веществ.
Выводы к главе 2.
Глава 3. Организация использования комплекса моделей при изучении строения вещества в курсе химии средней школы.
3.1. Методические возможности использования комплекса с включением кольцегранных моделей при изучении строения веществ в курсе химии средней школы. 112
3.2. Методические приёмы использования комплекса моделей с включением кольцегранных моделей для демонстрации и проведения практических работ по неорганической и
органической химии. 122
3.3 Экспериментальная проверка педагогической эффективности комплекса моделей атомов и молекул для изучения строения вещества в курсе химии средней школы. 156
Выводы к главе 3. 168
Заключение. 170
Приложение 1 172
Приложение 2 185
Приложение 3 203
Приложение 4 204
Иллюстрации к тексту диссертации Список литературы 216




Актуальность исследования
В современной общеобразовательной школе осознанное понимание химических процессов требует глубокого изучения строения атомов, молекул, кристаллических структур тел и природы химической связи. Курс химии средней школы строится на основе атомно-молекулярной теории, закона Авогадро, законов постоянства состава и сохранения массы вещества, периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, теории строения веществ.
Формирование понятий о строении вещества относится к одной из наиболее важных задач в методике обучения химии.
Моделирование - это метод познания изучаемых качеств объекта через модели: действия с моделями, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны или свойства объекта или прототипа.
Учебные модели составляют существенный компонент учебно¬методического комплекта, центральное место в котором принадлежит учебникам и учебно-методической литературе.
Модели определяются как учебные изобразительные средства, замещающие натуральные объекты и передающие их структуру, существенные свойства, связи и отношения.
Особенное значение имеет применение моделей при изучении процессов, которые невозможно наблюдать из-за большой разницы временных или пространственных масштабов. Модель оказывается единственным объектом, который является носителем информации о процессе или явлении. В такой ситуации большое значение отводится модельному эксперименту. Модельный эксперимент - это особая форма эксперимента, для которой характерно

5
использование действующих материальных моделей в качестве специальных средств экспериментального исследования. К модельному эксперименту, в котором вместо самого объекта изучается замещающая его модель, прибегают в случаях, когда объект исследования недоступен наглядному созерцанию, как объект микромира. Поэтому проблема моделирования особенно актуальна в естественных науках. В физике и химии - это проблема моделирования микрообъектов, то есть атомов и молекул.
Наибольший объем информации человек получает с помощью зрения, поэтому в первую очередь должны быть представлены «очевидные» модели. Предпочтительнее, чтобы они были ещё и осязаемые, то есть материальные. Опыт многолетнего применения моделей в процессе обучения химии показал их большую роль в процессе обучения, эффективность воздействия с их помощью учителя на ученика. Необходимость использования наглядных моделей, продолжающееся их совершенствование и появление новых моделей обусловлены развитием химии как науки и продолжающимся развитием методики технологий обучения.
Существенным фактором, препятствующим созданию моделей, удовлетворяющих педагогико-эргономическим требованиям, является несовместимость современных научных представлений с большинством простых и наглядных образов, используемых в моделировании. Попытка адаптации научных данных к процессу обучения в школе приводит к созданию упрощённых моделей и связана с определенными погрешностями в отображении свойств. Фактически создание учебных моделей сводится к задаче оптимального выбора между моделями различной степени сложности и различной изобразительной мощности. С дидактической точки зрения, это неизбежно приводит к необходимости формирования комплекса

6
взаимосвязанных моделей, описательные характеристики которого должны удовлетворять всем запросам наглядного моделирования.
Первая попытка систематизации учебного оборудования и ее обоснование с точки зрения специфики химической науки и дидактического принципа наглядности обучения была осуществлена А. А. Грабецким и К. Я. Парменовым в книге «Учебное оборудование по химии». Авторы делают вывод о том, что наглядные пособия должны применяться в процессе обучения продуманно, в определенной системе, что они ценны как важное дидактическое средство, помогающее достижению учебно-воспитательных задач.
Однако традиционно используемые модели не являются достаточными для формирования комплекса моделей для обучения. Выборочность моделируемых с их помощью свойств, взаимная несовместимость моделей и отсутствие между ними структурно-логических связей создает препятствия обучению и усложняет процесс усвоения информации. Следует дополнить список рекомендуемых моделей такими современными моделями, которые позволили бы связать воедино исторические модели атома, отражающие собой развитие знаний об атоме (Демокрита, Томсона, Резерфорда), модели, ставшие уже традиционными при изучении химии (шаростержневые, Стюарта - Бриглеба, или Полинга), модели, используемые в вычислительных научных методах (метод М.О.). Необходимо создание иерархичной системы моделей, в рамках которой могли бы быть построены различные модели и объяснены особенности строения атома, иллюстрируя в зависимости от необходимости определенные моделируемые стороны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное исследование имеет теоретико-практический характер и направлено на решение проблемы создания научно обоснованной системы учебных моделей и способов её эффективного использования в школе.
1. Проведен анализ содержания курса химии 8-11 классов и определены тенденции создания и использования учебных моделей атомов и молекул для курса химии средней школы. Показана роль моделей как инструмента деятельности учителя и ученика при изучении раздела «Строение вещества». На основе анализа фонда демонстрационных средств обучения и учебного оборудования для самостоятельных работ выявлена необходимость создания моделей нового поколения, позволяющих избежать фрагментарности и отрывочности усвоения информации, обеспечив связность и системность знания, моделей, создающих ясный образ распределения электронов в каждом атоме или молекуле по электронным оболочкам.
2. Сформулированы теоретические положения создания и применения системы учебных моделей для обучения химии, представленные в виде педагогико-эргономических требований к моделям. Разработан комплекс учебных моделей, включающий новые кольцегранные модели, дополняющие традиционно используемые в курсе химии средней школы. Определен компонентный состав моделей для изучения курса химии по разделу «Строение вещества. Химическая связь». С целью адаптации научных знаний предложены разные виды кольцегранных моделей, используемые как инструмент деятельности учащихся, без которого затруднено восприятие учебного материала и усвоение его научного содержания.

171
3. Разработана методика использования комплекса наглядных моделей (с включением кольцегранных) в школьном курсе химии средней школы, предусмотрена возможность проведения с их помощью модельных экспериментов в форме демонстраций, лабораторных и практических работ. Для удобства и простоты использования комплекса моделей с встроенными компонентами новых средств и технологий, предусмотрено первичное ознакомление учащихся с помощью видео-демонстрации и проведения компьютерных уроков. Разработаны дидактические видеоматериалы и компьютерные программы для обучения с использованием новых кольцегранных моделей не только для демонстраций, но и для проведения процессов моделирования учащимися в разных организационных формах занятий (индивидуальных и групповых), что позволяет перевести обучение на новый уровень восприятия информации - образно-наглядно-действенный. Проведённая экспериментальная проверка педагогической эффективности использования комплекса моделей атомов и молекул в школьной практике подтвердила гипотезу данного исследования.




1. Bergman D.L. Spinning Charget Ring Model of Elementary Particles // Galilean Electrodinamics, 1991. - vol. 2. - №2. - Р. 30-32.
2. Bergman David.L. and Lucas J., Charles W. Physical Models for Elementary Particles, Atoms and Nuclei / Presentedat IVth International Conference: Problem of Space, Time and Motion. - St. Petersburg, September 1997.
3. Lucas J. A Physical Model for Atoms and Nuclei //Galilean Electrodinamics, January/February 1996. - vol.7, - №1, Р. 3-12.
4. Snelson K. Portrait of an atom / Exhibition booklet. Baltimore's Maryland Science Center, 1981.
5. Аркавенко Л. Н. Методические основы создания и использования системы приборов и установок для факультативного курса «Химия в промышленности»: диссертация к.п.н. (13.00.02) - Москва 1991. - 218с.
6. Ацюковский В. А. Общая эфиродинамика. - М.: Энергоатомиздат, 1990. - 70с.
7. Беклямишев В.О. Теория вакуума. Ч.1.- СПб.:ООО "Конгресс”, 1998. - 104с.
8. Бердоносов С. С. Как объясняет строение молекул модель Р. Гиллеспи? // Химия в школе, 1996. - №2. - С. 16-21.
9. Бердоносов С. С. Учебники по химии: традиционные заблуждения и современность // Химия в школе, 2000. - № 5. - С. 22-27.
10. Болтянский В. Г. Формула наглядности - изоморфизм плюс простота // Сов. Педагогика, 1970. - № 5.
11. Бородин П. В. Наш подход к изучению строения метана, этилена и ацетилена //Химия в школе, 1991. - № 6. - С.40-41.
12. Булавин Ю. И. Динамические модели электронных облаков // Химия в школе, 1995. - №4. - С. 69-70.

185
13. Бунин В. А. Математика и трудности физики // Сознание и физическая реальность. - М.: изд. Фолиум, 1997. - т. 2. - № 2. - С. 71-79.
14. Ванюгина Т. В., Миллиареси Е. Е. Факультативный спецкурс «Пространственное и электронное строение органических соединений» // Химия в школе, 1988. - № 4. - С. 43-44.
15. Верховский В. Н. И Смирнов А. Д. Техника химического экперимента. Пособие для учителей. - т. 1, изд. 6-е, переработанное - М., Просвещение, 1975. - 368с.
16. Верховский В. Н. И Смирнов А. Д. Техника химического экперимента. Пособие для учителей. - т. 2, изд. 6-е, переработанное - М., Просвещение, 1975. - 383с.
17. Виноградова Н. К. Организационно-педагогические основы проектирования предметно образной среды учебного комплекса «детский сад - школа»: текст диссертации к.п.н. (13.00.02) - Москва 1999. - 313с.
18. Власов А. Д. Атом Шредингера // УФН, 1993. - № 2. - т. 163. - С. 97-103.
19. Власов А. Д. Классическое направление в квантовой механике. - М.: МРТИ РАН, 1993. - 229с.
20. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 классе:
Методическое пособие к учебнику Габриеляна О. С. Химия - 8 для учащихся и учителей. Дидактические материалы. / Под общ. ред. Т. В. Смирновой. - М.: Блик плюс, 1997. - 224с.
21. Галиулин Р. В. Лекции по геометрическим основам кристаллографии: Текст лекций. - Челябинск: Урал. Гос. Ун-т, Челяб. гос. ун-т, 1989. - 81с.
22. Гапич Г. П. Интегрированный урок повторения и обобщения знаний // Химия в школе, 1998. - № 7. - С. 26-28.
23. Гаркунов В. П. Методика преподавания химии / Под ред. Н. Е.
Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1984. - 415с.

186
24. Гейзенберг В. Физика и философия. - М.: Наука, 1989. - 400с.
25. Глинка Н. Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. - 21-е изд. / Под ред. Рабиновича В. А. - Л.: Химия, 1980. - 720с.
26. Голубев И. М., Аверин А. В. Изображение а и п-связей на одном рисунке // Химия в школе, 1990. - № 2. - С.39.
27. Голубев И.М. О понятии «электронное облако» // Химия в школе, 1980. - №5. - С.36.
28. Грабецкий А. А., Зазнобина Л. С., Назарова Т. С. Использование средств обучения на уроках химии. - М.: Просвещение, 1988. - 160с.
29. Грабецкий А.А., Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1987. -240с.
30. Гузей, Л. С., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Строение атома и химическая связь // Химия в школе, 1988. - № 2. - С. 46-51.
31. Гузей, Л. С., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Строение атома и химическая связь // Химия в школе, 1988. - №3. - С. 42-48.
32. Гузик Н. П. Обучение органической химии: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 224с.
33. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972. - 424с.
34. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.
35. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544с.
36. Давыдов В. В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйс, 1981. - 220с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ