Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ СЕМЬЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Работа №71477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы132
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМОЙ СЕМЬИ
1.1. Социально уязвимая семья как объект социально-психологической
поддержки
1.2. Теоретические подходы к социально-психологической поддержке социально уязвимой семьи
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМОЙ СЕМЬИ С ДОШКОЛЬНИКОМ
2.1. Практики социально-психологической поддержки социально
уязвимой семьи с дошкольником: региональный опыт
2.2. Диагностика проблем социально уязвимой семьи с дошкольником (на примере МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социально-психологической
поддержки социально уязвимой семьи с дошкольником
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 108

Актуальность темы исследования. Современное развитие нашего общества, социальные процессы, происходящие в нем, оказывают существенное влияние на состояние семьи, динамику и тенденции ее развития. Влияние семьи на подрастающее поколение очень велико, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации в обществе; семья выступает первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Социально-экономические изменения в стране болезненно отразились на состоянии семьи: переходные, кризисные периоды общественного развития порождают увеличение числа социально уязвимых семей. Понятие «социально уязвимая семья» приобрело в современной России острую актуальность: социальная уязвимость из частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа российских семей..
В последние годы в стране наблюдается усиление внимания к проблемам семьи. Основными задачами государственной семейной политики на современном этапе являются, прежде всего, задачи обеспечения условий для выполнения семьей ее важнейших функций: совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека; рождения и воспитания детей; укрепления института семьи, повышения ее статуса в обществе; сокращения масштабов социального сиротства; воспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов; поднятия уровня социальной защиты семьи, материнства и детства.
Своевременное выявление социально уязвимых семей, их оздоровление, вовремя оказанная им социально-психологическая поддержка, позволяют минимизировать семейные проблемы, определить способы повышения воспитательных ресурсов семьи.
Вышесказанное обусловливает актуальность изучения проблемы социально-психологической поддержки социально уязвимых семей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема социально уязвимой семьи по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь пересекаются научные интересы педагогов, психологов, социологов, правоведов, философов и демографов. В отечественной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблематике семьи в целом, среди авторов которых необходимо назвать А.И. Антонова, И.В. Бестужева-Ладу, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, С.И. Голода, И.А. Гундарова, В.А. Дцова, А.А. Клецина, М.С. Мацковского, Ю.Б. Рюрикова, Н.А. Соловьева, А.Г. Харчева, Н.Г. Юркевича и др. Современное состояние российской семьи отражено в исследованиях Т.М. Афанасьева, И.В. Гребенниковой, Л.В. Лебедевой, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, С.А. Сорокина, Н.И. Стрельниковой и других.
Более конкретные исследования социально уязвимой семьи как феномена связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. В частности, проблемы развода и его дестабилизирующая роль рассматриваются в работах К. Аронса, М. Кента, С.С. Сидельниковой и др. Основной акцент в таких исследованиях делается на изучение причин распада семей, в том числе с привлечением статистических данных, сравнительным анализом современной нуклеарной семьи в условиях современного российского и западного общества. Феномен развода как источник дальнейшего разрушения семейных связей и отношений изучается А.И. Антоновым, Е.Е. Донченко, В.А. Сысенко, Т.М. Титоренко и др. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как аген¬том деформированной социализации, как источником, порождающим девиации в поведении молодого поколения, анализируются в работах Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, М.М.Бабаева, И.Ф.Дементьевой, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, К.Е. Игошева, А.Б. Кашелкина, Н.И. Крюковой,
Г.М. Миньковского, В.В. Панкратова, Д.А. Шестакова и др. Проблема насилия и проявления жестокости в семье нашла отражение в работах Т. Забелиной, М. Закировой, Г. Демьянова, В. Кочетковой, Э. Мартыновой, Е. Потаповой, А. Синельникова, А. Хасиной, Н. Шведовой и других ученых.
Экономические проблемы семьи рассматриваются в работах Е.И. Балдициной, Л.Л. Корняк, А.А. Овсянникова, Н.М. Римашевской, Л.Т. Шинелевой и др. Авторами исследованы основные факторы, обеспечивающие реализацию семьей своей хозяйственной функции, выявлены типичные проблемы, которые возникли у семьи в материальном обеспечении в условиях перехода к рыночной экономике.
В работах С.Т. Агаркова, С.А. Беличевой, Э.В. Виноградской, С.В. Ковалева, Л.М. Прокофьевой, B.C. Торохтия, З.А. Янковой исследована возрастающая роль морально-психологических факторов в создании сплоченной, способной к самостоятельному преодолению возникающих трудностей семьи.
Семья как особый клиент социальной работы исследуется в трудах Л.С. Алексеевой, Е.Ю. Алешиной, P.M. Ахмадинурова, Дж. Бариз, С.В. Дармодехина, Г.И. Климантовой, Ф.А. Мустаевой, И.И. Осиповой, О.Л. Потрикеевой, М.В. Раджаевой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, Е.И. Холостовой, Т.В. Шеляг, Е.Р. Ярской-Смирновой. В работах этих авторов выделены как типичные проблемы организации эффективной социально-психологической поддержки, помощи семье, в том числе социально уязвимой семье, так и те изменения, которые необходимо осуществить для повышения эффективности социальной работы с различными категориями семей.
Вопросы организации социально-психологической поддержки семьи рассматриваются Б.Н. Алмазовым, О.Ю. Арсентьевой, А.В. Артюховым, B. Н. Архангельским, P.M. Ахмадануровым, Е.Б. Бреевой, Т.А. Гурко, C. В. Дармодехиным, З.П. Замараевой, Е.Ф. Лаховой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, В.Ф. Туринским, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой. В трудах данных ученых определены типичные проблемы, которые возникают при осуществлении социально-психологической поддержки различным категориям семей, в том числе социально уязвимым семьям.
Объект исследования - социально-психологическая поддержка социально уязвимой семьи.
Предмет исследования - специфика социально-психологической поддержки социально уязвимой семьи с дошкольником.
Цель исследования - раскрыть специфику социально-психологической поддержки социально уязвимой семьи и предложить рекомендации по совершенствованию данной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы социально-психологической поддержки социально уязвимой семьи;
• дать характеристику содержанию и основным направлениям социально-психологической поддержки социально уязвимой семьи с дошкольником;
• провести диагностику проблем социально уязвимой семьи с дошкольником и предложить описательную модель социально-психологической поддержки социально уязвимой семьи с дошкольником.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о приоритетной роли семьи в воспитании подрастающего поколения (Ю.П.Азаров, Л.В.Байбородова, И.В.Бестужев-Лада, Е.Б.Бреева, М.А.Галагузова, С.И.Голод, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, Т.В.Лодкина, М.А.Мацковский, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, А.Г.Харчев, С.Т.Шацкий и др.); подходы, принципы работы с социально уязвимой семьей (С.А.Беличева, М.И.Буянов, В.Н.Гуров, И.Ф.Дементьева, А.И.Захаров, Т.В.Лодкина, А.Е.Рацимор, В.Сатир, А.С.Спиваковская, В.М.Целуйко, Э.Г.Эйдемиллер, М.В.Шакурова, Т.И.Шульга, В.В.Юстицких и др.); компетент- ностный подход (А.Л. Андреев, З.Ф. Зеер, И.А.Зимняя, Н.В. Кузьмина,
A. К.Маркова, Л.М.Митина, Л.В.Сафонова, В.А.Сластенин, Е.Н. Холостова и др.), аксиологический подход (Б.М. Бим-Бад,Б.С. Гершунский, Б.Т. Лихачев, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); системно-деятельностный (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Н. Леонтьев, B. В.Рубцов, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.); поведенческий подход в социально-психологической практике (А.Бандура, И.П. Павлов, Б.Ф.Скинер, Э. Торндайк, Д.Б. Уотсон).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты всех уровней, труды отечественных ученых в области социально-психологической работы с семьей, а также статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, практические материалы МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социологического исследования: «Диагностика проблем социально уязвимой семьи с дошкольником» (на примере МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода) (март-апрель 2017г.) - анкетирование специалистов (n=17)., родителей на базе МБОУ «Начальная школа- детский сад №44» г. Белгорода (n=28).
Методы исследования: теоретический анализ литературы (позволил проанализировать особенности социально-психологической поддержки социально уязвимой семьи); анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу, выявить концептуальные подходы к решению проблем изучаемой категории); социологические методы сбора данных (экспертный опрос, анкетирование, наблюдение); анализа полученных результатов (позволил наметить пути оптимизации социально-психологической поддержки в дошкольном образовательном учреждении).
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучение теоретических основ социально-психологической поддержки социально уязвимых семей, позволило: выявить характерные особенности детей, воспитанников дошкольного учреждения из социально уязвимых семей, определяющие важнейшие элементы их жизнедеятельности, обусловленные спецификой современного этапа социально-экономического развития российского общества; определить основные направления и особенности социально-психологической поддержки социально уязвимых семей. Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать для совершенствования социально-психологической поддержки социально уязвимых семей в дошкольных образовательных учреждениях, а также в процессе профессиональной подготовки и переподготовки кадров по направлению «Социальная работа».
Апробация работы. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода; выполнена по заказу МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решая задачи исследования, мы пришли к следующим выводам.
Социальная уязвимость - связана с ограниченной способностью людей налаживать собственную жизнь и совместно пользоваться благами и услугами.
Социально уязвимые группы населения — все те, кто (как правило, по объективным причинам) не способны зарабатывать, в полной мере обеспечить себе и своей семье необходимый жизненный уровень. Например, несовершеннолетие и старики, инвалиды, а также лица, испытывающие особые трудности при поиске работы. К ним относятся также многодетные и неполные семьи; беженцы; лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Критерии социальной уязвимости семьи: доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, один родитель воспитывает детей, неполная семья, хроническое заболевание у одного или обоих родителей, родители - инвалиды, дети - инвалиды, семьи мигрантов, один родитель находится в местах лишения свободы или только что вернулся, семья в экстремальной ситуации.
Социально-психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее адаптированности; осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека после разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих социальной самореализации на каждом этапе жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
Социально-психологическая поддержка предполагает оказание социально-психологической помощи, предоставление консультативных, диагностических, психотерапевтических и психосоциальных услуг, способствующих социальной адаптации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, усилению воспитательного потенциала. В то же время, такая поддержка включает профилактические меры, направленные на создание и поддержание благоприятного микроклимата семьи, оптимальных семейных отношений, условий нормального воспитания и жизни детей в семье.
Основные направлениями социально-психологической поддержки:
• психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
• психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;
• психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Социально-психологическая поддержка проводится в:
• психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
• предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.
Основные методы социально-психологической поддержки: социально - психологическое просвещение; психологическое и психотерапевтическое консультирование; социально-психологическая диагностика; социально - психологический тренинг; социально-психологическая коррекция; другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
Социально-психологическая поддержка социально уязвимых семей направлена на преодоление деструктивных социальных и психологических факторов, препятствующих функционированию семьи, и осуществляется в следующих формах:
• во-первых, диагностика семьи, которая предполагает изучение особенностей семьи, ее проблем, характера внутрисемейных отношений. Метолы изучения семьи многообразны и позволяют осуществить сбор и анализ данных о семье, прогнозирование развития семьи. Выделяют социологические методы (интервью, анкетирование, ранжирование, сравнение и др.) и психолого-педагогические методы (беседа, наблюдение, включение в деятельность, психолого-педагогический тренинг, рисуночные, проективные, игровые методы и ряд других);
• во-вторых, психотерапевтическая поддержка семьи, которая предполагает коррекцию семейных отношений на личностном уровне, то есть изменение мотивации, взглядов, качеств личности членов семьи, поддержание и развитие лучших чувств и способностей и тем самым предотвращение тяжелых конфликтов и нарушений внутрисемейного взаимодействия. Задачей семейной психотерапии является мобилизация внутренних резервов семьи, укрепление ее статуса, что способствует преодолению трудных жизненных ситуаций и профилактике их возникновения.
Изучив теоретические и эмпирические источники, сделав определенные выводы, считаем необходимым предложить Описательную модель социально-психологической поддержки социально уязвимой семьи с дошкольником «Консультант»
Консультирование в ДОУ должно основываться на профессиональном стандарте «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)», который утвержден с целью модернизации психологической службы образования в Российской Федерации, приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года №514н.
Социально-психологическое консультирование является специфической формой психологического консультирования и может найти применение во всех тех случаях, когда практический психолог оказывает помощь родителям и детям.
Предложенная модель будет способствовать оказанию своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ