ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
1.1 Теоретические основы изучения эмоций на лицах
1.2 Теория эмоциональных коммуникаций с младенцами
1.3 Понятие эмоционального регулирования
1.3.1 Зарубежные авторы
1.3.2. Отечественные авторы
1.4 Выражение эмоций на лицах
1.5 Обзор современных исследований детских эмоций
1.6 Предыдущие исследования общения отцов и матерей с младенцами
ГЛАВА 2.
ГЛАВА 3.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Эмоции - это очень сложный и неоднозначный процесс, играющий в жизни людей одну из самых значимых ролей. Дошкольный возраст - это возраст, в котором из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (Фортунатов, 2008). С самого рождения ребенок познает мир через собственные чувства и эмоции. Они помогают ему лучше узнать и окружающий мир, и самого себя. Именно благодаря эмоциям младенца выстраивается его контакт с мамой.
Первым исследователем детских эмоций был Чарльз Дарвин. В 1872 была издана книга «О выражении эмоций у человека и животных», в которой автор показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной и положила начало научному изучению мира человеческих эмоций (Дарвин, 2001).
Находясь в поиске подтверждения или опровержения теории Чарльза Дарвина Пол Экман, исследующий эмоции в Новой Гвинее, столкнулся с идентичным выражением эмоций у слепых с рождения детей и зрячих, а значит, что выражение эмоций на лице не является социальным научением и имеет важнейший биологический смысл - помощь младенцу в адаптации к новой среде (Экман, 2010).
Различая детские эмоции, мы можем лучше понимать отношения ребенка с родителями, даже если они пытаются их приукрасить. Ведь дети крайне редко способны скрывать свои истинные чувства и их эмоциональные выражения (Гиппенрейтер, 2014).
Зная о том, что ребенок может использовать различные паттерны эмоциональных выражений при взаимодействии с матерью и отцом, важно изучить, как на протяжении раннего детства изменяются выражения эмоций на лице ребенка, выяснить, с чем это связано, а также как меняются выражения эмоций на лицах матерей и отцов в связи с возрастом ребенка.
Однако уже к сегодняшнему дню в этой области есть работы и исследования.
Изучено, как ребенок считывает эмоции окружающих людей (например, Hoehl, 2014; Hepach, Westermann, 2013), как младенец понимает эмоции матери (Винникотт, 2007; Изотова, Никифорова, 2004), а также в литературе представлены работы об особенностях эмоций у детей, чьи матери находятся в состоянии депрессии (например, Szekely, Lucassen, 2014), и об особенностях эмоций при взаимодействии матерей и детей, находящихся в ситуации риска (например,Crugnola, Ierardi, Gazzotti, Albizzati, 2014 ). Также существует сравнение эмоциональной подстройки в общении в диадах мать-дитя и отец- дитя в раннем детстве (Feldman, 2003; Kokkinaki, 2003; Yogman, 1982), а в 2009 году было проведено лонгитюдное исследование выражений эмоций на лицах во время взаимодействия отцов и младенцев (Kokkinaki,2009).
В Российской Федерации существуют исследования, посвященные изучению возрастных изменений эмоций на лицах детей, однако эти исследования касаются детей, проживающих в домах ребенка (например, Конькова, Мухамедрахимов, 2007; Мухамедрахимов, Конькова, Вершинина, 2007), в то время как практически не существует нормативных данных по данному вопросу, полученных на выборке семейных детей. Немногочисленные исследования представляют информацию о выражении эмоций у детей из семей, однако они затрагивают детей узкого возрастного диапазона (например, Конькова, Мухамедрахимов, 2007, Васильева, 2012).
Цель работы: изучить особенности выражения эмоций и эмоциональной регуляции у детей при взаимодействии с отцами.
Объект исследования: эмоции и эмоциональная регуляция у детей.
Предмет исследования: выражение эмоций и характеристики эмоциональной регуляции у детей в процессе взаимодействия с отцами.
Гипотеза: существуют различия в характеристиках выражения эмоций и
паттернах эмоциональной регуляции детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Задачи исследования; В соответствии с целью и основными гипотезами исследования были сформулированы следующие задачи.
1. Изучить различия эмоционального реагирования у детей при взаимодействии с отцами и матерями
2. Изучить взаимосвязь выражения эмоций у детей в ситуациях взаимодействия с отцами и матерями с социально- демографическими показателями семей.
3. Выделить и описать характеристики эмоциональной регуляции у детей при взаимодействии с отцами и матерями.
Методы исследования:
• социально-демографическая анкета;
• оценка эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (Dyadic Affect Manual, DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hummer, 1998);
• методы математической статистики (описательные статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, критерий знаковых рангов Вилкоксона).
Эмоции - это непростой процесс, изучение которого сейчас является актуальным. Этой темой занимаются многие авторы например Хоел, Хепач и Вестерман изучают как ребенок считывает эмоции окружающих людей (Hoehl, 2014; Hepach, Westermann, 2013), Винникотт, Изотова и Никифорова описывают процессы понимания ребенком эмоций матери(Винникотт Д.В, 2007; Изотова Е.И., Никифорова Е.В. 2004). Сзекели и Люзассен исследуют особенности эмоций у детей, чьи матери находятся в состоянии депрессии (например, Szekely, Lucassen, 2014). Также существует сравнение эмоциональной подстройки в общении в диадах мать-дитя и отец-дитя в раннем детстве (Feldman, 2003; Kokkinaki, 2003; Yogman, 1982).
Тем не менее в выражение эмоций при взаимодействии отцов и детей на данный момент мало изучена. Все чаще авторы рассматривают диаду мать- ребенок, и все чаще отцы воспринимаются как дополнение к этой паре. В нашем исследование мы, вслед за Куккинаки (Kokkinaki, 2009), делали упор на именно отцовское общение с ребенком.
Наша выборка состояла из 15 пар: 8 детей - мужского пола и 7 ребенка - женского. Все семьи проживают в Санкт-Петербурге и имеют средний/средне- низкий уровень дохода. Нами были проведены оценка эмоций ребенка и взрослого при взаимодействии (Dyadic Affect Manual, DAM, Osofsky, Muhamedrahimov, Hummer, 1998) и дальнейший математический анализ полученных результатов (анализ средних, ковариационный, корреляционный, регрессионный анализ, t-тест для парных выборок, метод контрастов в дисперсионном анализе).
Результаты исследования показали, что показатели уровня интереса, мелкой и крупной моторики, дистресса и стереотипий во время взаимодействия с родителями обоих полов находятся на одном уровне. Однако уровень выражения удивления, радости и возбуждения более высокий при взаимодействии с отцами. Взаимосвязи выражения эмоций детей и уровня дохода, условий проживания, полом ребенка, количеством детей в семье и образованием родителей выявлено не было.
При анализе данных по эмоциональной саморегуляции детей нами был получен следующий результат. При взаимодействии с мамой, в ситуациях первого расставания по всем показателям наблюдалось снижение уровня - позитивный и негативный тон, количество эмоций и активность и дезадаптивная активность, с отцом же наблюдало сь понижение позитивного тона, количества эмоций и активности. Уровень дезадаптивного поведения остался на том же уровне, а уровень негативных эмоций возрос. Первое воссоединение с матерями повышало уровень всех показателей, кроме дезадаптивного поведения, он по-прежнему понижался. С отцами к понижению дезадаптивного поведения добавилось еще и понижение негативного тона. Второе разлучение вновь понизило показатели позитивного тона, количества эмоций, дезадаптивного поведения и активности. Однако повысился уровень негативного тона при взаимодействии с материям, с отцами он остался на предыдущем уровне, что как раз и показывает нам степень регуляции детьми своих эмоций. Также интересно отметить, что второе воссоединения вызвало повышение уровня дезадаптивного поведения как при взаимодействии с отцами, так и с матерями.
Данное исследование подтвердило нашу первоначальную гипотезу - существуют различия в характеристиках выражения эмоций и паттернах эмоциональной регуляции детей при взаимодействии с отцами и матерями, и вносит вклад в современную детскую психологию . Для дальнейшего рассмотрения данной проблематики рекомендуется увеличение выборки.
1. Анохин П. К. Эмоции// Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964, с. 339—341, 354—357.
2. Бакри М. Выражение эмоций у детей 3-6 лет при взаимодействии с отцами (на примере арабских семей в Израиле), СПбГУ, 2015
3. Васильева А.А. Особенности выражения эмоций на лицах при взаимодействии детей с отцами/ Магистерская диссертация -, СПб, 2012
4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций// Психология эмоций: Тексты. М., 1984. С 3-28
5. Выготский Л.С. УЧЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ// Историко-психологическое исследование. 1934
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?;
АСТ,Астрель, Времена 2, 2014 - 304 с.
7. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - Спб.; Питер 2001. - 384 с.
8. Дарвин Ч. Соч., М., 1953, т.5, с.909-920
9. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Колелева А.Д Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада//М.: Просвещение. 1985. 176 с.
10. Изард К. Э.Психология эмоций/Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер»,
2000. 464 с.
11. Изотова Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288с., 16 л. Ил.
12. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с.
13. Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Аффективное развитие в норме и патологии // Хрестоматия: Психология аномального развития ребенка, Москва, 2002, Т.1, с. 588-681.
14. А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М. М.: Изд-во МГУ, 1983;
15. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. 580 с.
16. Мухамедрахимов Р.ж. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития.СПб.: Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2008. 312 с.
17. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание [Текст]. М., 1983 80 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940
19. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. Москва: изд-во «Институт психологии РАН», 2010, 352 с. (Экспериментальные исследования).
20. Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии//Дошкольное воспитание «Текст»/ Г.А. Фортунатов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 272с.
21. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
22. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2"е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. 334 е.: ил. (Серия «Сам себе психолог»).
23. Beebe, B. (2010). Mother-infant research informs mother-infant treatment. Clinical Social Work Journal, 38, 17-36.
24. Bra°ten, S., & Trevarthen, C. (2007). Prologue: From infant intersubjectivity and participant movements to simulation and conversation in cultural common sense. In S. Bra°ten (Ed.), On being moved: From mirror neurons to empathy (pp. 21 -34). Amsterdam: John Benjamins.
25. Cassidy J. (1994). Emotion Regulation: Influences of Attachment Relationships. Monographs of the Society for Research in Child Development, Vol. 59, No. 2/3, The Development of Emotion Regulation: Biological and Behavioral Considerations (1994), pp. 228-249.
26. Campos J.J., Frankel C.B., Camras L. (2004). On the Nature of Emotion Regulation. Child Development, Vol. 75, No. 2 (Mar. - Apr., 2004), pp. 377-394.
27. Feldman, R. (2003). Infant-mother and infant- father synchrony: The coregulation of positive arousal. Infant Mental Health Journal, 24(1), 1 -23.
28. Feldman, R. (2007). Parent-infant synchrony: Biological foundations and developmental outcomes. Current Directions in Psychological Science, 16, 340-345.
29. Haidt, J. 2000. The positive emotion of elevation. Prevention and Treatment, 3.
30. Hepach P., Westermann G., Infants' sensitivity to the congruence of others' emotions and actions. JOURNAL OF EXPERIMENTAL CHILD PSYCHOLOGY. Pages: 16-29. Published: MAY 2013
31. Hoehl, SEmotion Processing in Infancy.//CHILDREN AND EMOTION: NEW INSIGHTS INTO DEVELOPMENTAL AFFECTIVE SCIENCE. Pages: 1-12. Published: 2014
32. Izard С. E. The face of emotion. //New York, Appleton-Century-Crofts, 1971Lavelli, M., Fogel, A. Interdyad Differences in Early Mother-Infant Face- to-Face Communication: Real-Time Dynamics and Developmental Pathways // DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY. Pages: 2257-2271. Published: DEC 2013
33. Gross J.J (1998). The emerging field of emotion regulation: An integrative review // Review of General Psychology. - 1998. - Vol. 2. - No. 3. - P 271-299.
34. Gross J.J., Thompson R.A. (2007) Emotion regulation: Conceptual foundations In Handbook of Emotion Regulation. Guilford Press. pp. 3--24
35. Keller, H., & Zach, U. (2002). Gender and birth order as determinants of parental behavior. International Journal of Behavioral Development, 26, 177¬184.
36. Kokkinaki, T. (2003). A longitudinal, naturalistic and cross-cultural study on emotions in early infant- parent imitative interactions. British Journal of Developmental Psychology, 21, 243 -258.
37. Kokkinaki, T. (2009). Emotional expressions during early infant- father conversation. European Journal of Developmental Psychology, 6, 705-721.
38. Kokkinaki, T ; Vasdekis, VGS (2014). Comparing emotional coordination in early spontaneous mother-infant and father-infant interactions. EUROPEAN JOURNAL OF DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, 1, 69-84
39. Leppanen, J. M., & Hietanen, J. K. (2001). Emotion recognition and social adjustment in school-aged girls and boys. Scandinavian Journal of Psychology, 42, 429 -435.
40. McClure, E. B. (2000). A meta-analytic review of sex differences in facial expression processing and their development in infants, children, and adolescents. Psychological Bulletin, 126, 424 -453.
41. Reck, C., Noe, D., Stefenelli, U., Fuchs, T., Cenciotti, F., Stehle, E., ... Tronick, E. (2011). Interactive coordination of currently depressed inpatient mothers and their infants during the postpartum period. Infant Mental Health, 32, 542-562.
42. Rosten, L. 1968. The Joys of Yiddish. New York: Pocket Books. с. 257.
43. Sonnby-Borgstrom, M., Jonsson, P., & Svensson, O. (2008). Gender differences in facial imitation and verbally reported emotional contagion from spontaneous to emotionally regulated processing levels. Scandinavian Journal of Psychology, 49, 111- 122.
44. Stern, D. N., Hofer, L., Haft, W., & Dore, J. (1985). Affect attunement: The sharing of feeling states between mother and infant by means of inter-modal fluency. In T. M. Field & N. A. Fox (Eds.), Social perception in infants (pp. 249 -268). Norwood, NJ: Ablex
45. Szekely E.;Lucassen, N;Tiemeier, H;Bakermans-Kranenburg, MJ;VanIjzendoorn, MH;Kok, R;Jaddoe, VWV;Hofman, A;Verhulst, FC;Herba,CM:Maternal depressive symptoms and sensitivity are related to young children's facial expression recognition: The Generation R Study // DEVELOPMENTAND PSYCHOPATHOLOGY. Pages: 333-345. Published: MAY 2014
46. Terkenli, T. S., Bellas, M. L., & Jenkins, L. D. (2007). Tourism impacts on local life: Socio-cultural continuity and change in Crete. Aegean Geographical Journal, 16, 37 -52.
47. Thompson, R. A. (1994). Emotion regulation: In search of definition. In N. A. Fox (Ed.), The development of emotion regulation: Biological and behavioral con-siderations. Monographs of the Society for Research in Child Development, 59(2-3, Serial No. 240), 25-52.
48. Trevarthen, C. (1986). Development of intersubjective motor control in infants. In M. G. Wade & H. T. A. Whiting (Eds.), Motor development in children: Aspects of coordination and control (pp. 209-261). Dordrecht: Martinus Nijhof
49. Trevarthen, C. (1997). The nature of motives for human consciousness. Psychology: The Journal of the Hellenic Psychological Society, 4, 187 -221.
50. Trevarthen, C. (1998). The concept and foundations of infant intersubjectivity. In S. Bra°ten (Ed.), Intersubjective communication and emotion in early ontogeny (pp. 15-46). Cambridge: Cambridge University Press.
51. Trevarthen, C. (2005). Action and emotion in development of cultural intelligence: why infants have feelings like ours. In J. Nadel & D. Muir (Eds.), Emotional development: Recent research advances (pp. 61-91). Oxford: Oxford University Press.
52. Tronick, E. (2005). Why is connection with others so critical? The formation of dyadic states of consciousness and the expansion of individuals’ states of consciousness: Coherence governed selection and the co-creation of meaning out of messy meaning making. In J. Nadel & D. Muir (Eds.), Emotional development: Recent research advances (pp. 293-315). Oxford: Oxford University Press.
53. Tronick, E. Z., & Reck, C. (2009). Infants of depressed mothers. Harvard Review of Psychiatry, 17, 147-156.
54. Wager, T. D., & Ochsner, K. N. (2005). Sex differences in the emotional brain. NeuroReport, 16, 85-87.
55. Yogman, M. W. (1982). Development of the father-infant relationship. In H. Fitzgerald, B. Lester, & M. W. Yogman (Eds.), Theory and research in behavioral pediatrics (Vol. 1, pp. 221 -279). New York, NY: Plenum