Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №43744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания дошкольников 7
1.1. Понятие и сущность семейного воспитания 7
1.2. Стили семейного воспитания 13
1.3. Особенности воспитания дошкольников в русских, татарских и удмуртских
семьях 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование стилей семейного воспитания детей дошкольного возраста в семьях с различной этнической принадлежностью. 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 26
Выводы по второй главе 40
Заключение 44
Список литературы 48
Приложения

Актуальность исследования. История вопроса о воспитании ребенка в семье уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо, поскольку оно неразрывно связано с жизнью общества, государства.
Проблема воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Оказывается, что сегодня сила традиций в русской, татарской и удмуртской семье ослабевает, и уровень автономии усиливается, что влияет на структуру семьи и задачи социализации: место традиционной большой семьи занимает нуклеарная семья, которая, по мнению ученых, менее консервативна и авторитарна. Если в прошлом основной задачей социализации считалась передача традиционных ценностей, сегодня ее основная задача - это развитие автономии и инициативы у молодежи и ее адаптация к изменяющимся жизненным условиям и требованиям современности.
Несмотря на это, каждодневная жизнь показывает, что между русскими, татарскими и удмуртскими родителями и их детьми существует сильная эмоциональная зависимость, даже тогда, когда они уже взрослые. Исходя из этого, можно определить цель исследования: изучить стили семейного воспитания детей дошкольного возраста в русских, татарских и удмуртских семьях.
Объект исследования: воспитание ребёнка.
Предмет исследования: сравнительная характеристика стилей семейного воспитания детей дошкольного возраста в семьях с различной этнической принадлежностью (на примере русской, татарской и удмуртской этнических групп).
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность семейного воспитания.
2. Изучить стили семейного воспитания.
3. Определить особенности воспитания дошкольников в русских, татарских и удмуртских семьях.
4. Выявить проблемы воспитания в русских, татарских и удмуртских семьях.
5. Определить различия в стилях семейного воспитания детей дошкольного возраста в семьях с различной этнической принадлежностью (на примере русской, татарской и удмуртской этнических групп).
Гипотеза исследования: существуют различия в воспитании детей в русских, татарских и удмуртских семьях, зависящие от национального колорита.
Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
1. Анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические (тестирование):
- Методика исследования внутрисемейных отношений «Рисунок семьи» (по Г.Т. Хоментаускасу) [34].
- «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бине, адаптация А.Г. Лидерса [4].
-Методика «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги и В.В. Столина
- Опросник Э.Г. Эйдемиллера «Анализ семейного воспитания для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет» [51].
Методологической основой выпускной квалификационной работы является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют стили семейного воспитания (А.И. Захаров [17], Д. Боумрин [6], Э.Г. Эйдемиллер [51], А.Я. Варга, В.В. Столин [10] и др.); особенности воспитания детей в удмуртской семье (В.Е. Владыкин [11], Г.А. Никитина [38] и др.), особенности воспитания детей в татарской семье (Р.А. Шайхлисламова [49] и др.).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ в период введения ФГОС ДО через технологию образования родителей и личностно-ориентированную систему общения, направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого - педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объема педагогических знаний родителей.
Практическая ценность исследования определяется тем, что результаты данного исследования могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями, для осуществления индивидуального подхода к детям и родителям, в работе психолога в детском саду, в преодолении негативных нарушений эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста; содержащиеся в методических рекомендациях практические материалы, сборник диагностического инструментария в работе с родителями способствуют повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и семьи; может быть использовано педагогами в практической деятельности.
База исследования. МАДОУ Детский сад №3 «Радуга». В исследовании участвовали 75 семей (русских, татарских и удмуртских), воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из следующих частей:
- введение содержит актуальность выбора темы, объект и предмет исследования, цели и задачи, содержит сведения об использованных методах;
- глава 1 содержит результаты исследования теоретической литературы, которая позволяет установить сущность исследуемой проблемы, а также содержит обзор различных подходов к ее решению в отечественной и зарубежной науке;
- глава 2 содержит результаты эмпирического исследования, а также результаты анализа объекта и предмета исследования;
- заключение содержит теоретические и практические результаты исследования;
- список литературы содержит указания на издания, которые привлекались для выполнения работы;
- приложение содержит сводные таблицы, методические материалы.
Апробация результатов исследования: работа была представлена на
Всероссийской (заочной) студенческой научно-практической конференции сборник «Наука и молодежь»(г.Елабуга). 7 декабря 2017 года с докладом на тему «Сравнительная характеристика стилей семейного воспитания детей дошкольного возраста».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы явилось изучение стили семейного воспитания детей дошкольного возраста в русских, татарских и удмуртских семьях.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной.
Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушений внутрисемейных взаимоотношений - неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, порой даже драматические, последствия, для психического развития ребенка, формирования его характера и личности.
Семейные отношения действуют как первое учебное заведение, связь с которым человек чувствует в течении своего взросления. Только семья закладывает основу человеческой морали, происходит формирование норм поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальности ребенка. В каждой семье объективно формируется определенная система образования, которая не всегда реализуется им. Здесь мы имеем в виду как понимание целей образования, так и формулирование и задачи, целенаправленность применения методик воспитания, принимая во внимание то, что можно и нельзя терпеть в отношении ребенка. Можно выделить четыре тактики семейного воспитания и четыре типа семейных отношений, которые соответствуют им, которые являются как предпосылкой, так и результатом их возникновения: диктатура, опекунство, «невмешательство» и сотрудничество.
Зарубежными и отечественными авторами выделены и описаны разнообразные типы родительских отношений, стилей воспитания. Большинство классификаций представляет собой описание аномальных типов родительского отношения, негативно влияющих на благополучие ребенка. Наиболее часто встречающимися типами неправильного семейного воспитания являются гиперопека, гипоопека, игнорирование потребностей ребенка.
Неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на разумной любви является фактором эмоционального неблагополучия детей в семье.
В психологической литературе также выдвинуто представление об оптимальной родительской позиции по отношению к ребенку. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают и воспитывают на основе этой оценки, если они способны изменять методы, стили и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка.
Вовсе времена можно найти много общего в стилях и характере воспитания детей в семьях русских, удмуртов и татар. Основными нормами, правилами воспитания в них являлись, прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твердая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье.
В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в воспитании детей в русских, татарских и удмуртских семьях, зависящие от национального колорита.
Обобщая полученные результаты исследования данной проблемы и их анализ, можно сделать следующие выводы. Дети старшего дошкольного возраста действительно испытывают эмоциональные проблемы в семейной ситуации, зависящие от принятого родителями стиля воспитания, от характера сложившихся в семье отношений.
Критериями благополучия ребенка, родители которого практикуют адекватные стили воспитания, являются выраженные переживания удовольствия от общения с близкими людьми; уверенность в своих силах, самодостаточность; ощущение свободы и автономности при общении с родителями. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками. Родительская любовь необходима для самоуважения ребенка. Она формирует у ребенка позитивный взгляд на мир и на самого себя.
И, наоборот, как правило, при условии неадекватного воспитания дети испытывают в семье состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных потребностей, прежде всего в эмоциональной заботе и любви. Это неизбежно приводит к внутреннему дискомфорту. Нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для большей части родителей из русских семей характерна заинтересованность в делах и планах ребенка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют его переживаниям, сознательно занимаются воспитанием и развитием ребенка, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Для большей части родителей из удмуртских семей характерно испытывать близкие, симбиотические отношения с ребенком, ощущают себя с ребенком единым целым.
Для большей части родителей из татарских семей характерно требование от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, проявляют высокий уровень авторитарного контроля к ребенку, не учитывают мнения ребенка.
Таким образом, частично подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в воспитании детей в русских, татарских и удмуртских семьях, зависящие от национального колорита.
Нами было доказано, что гипотеза подтверждена по стилям воспитания, по внутрисемейным отношениям и эмоциональному отношению различия не были выявлены.
Это возможно, связано с тем, что в русских, татарских и удмуртских семьях внутрисемейные отношения строятся на уважении по отношению к взрослому и любви к ребенку. Для эмоциональных отношений также характерно проявление как положительных, так и отрицательных эмоций со стороны ребенка по отношению к близким родственникам. И на эти параметры национальный колорит влияет не так значительно, как на стиль воспитания.
Полученные сравнительные данные могут стать основой для дальнейших эмпирических исследований стилей воспитания в современных семьях.


1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496 c.
2. Алиева С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2013. 424 с.
3. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2013.240 c.
4. Бине Е. Эмоциональные отношения в семье. Рн/Д: Феникс, 2013.381 c.
5. Болдуин А. Психологическое развитие ребенка. М.: ПРОТОС, 2014. 327с.
6. Боумрин Д. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Н.В. Бордовской, С.И. Розума. СПб.: Питер, 2013.624 c.
7. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016.477 c.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: ИТОС+, 2014. - 396 с.
9. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М.: ИТОС+, 2014. 160 с.
10. Варга А.Я. Дела семейные. М.: ИТОС+, 2013. 210 с.
11. Владыкин В.Е. Три свадебных напева // Гыдыке / сост. Т.Г. Перевозчикова. Ижевск, 2011.С. 4-6.
12. Гагаев П.А. Русская цивилизация и крестьянство: Педагогика соборности: Монография / П.А. Гагаев, А.А. Гагаев.М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013.151 c.
13. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. Люберцы: Юрайт, 2016.284 c.
14. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. Люберцы: Юрайт, 2016.377 c.
15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТООТК «Перополис», 2014. 277 с.
16. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. М.: Юрайт, 2013.479 c.
17. Гусейнова, А.С., Захаров А.И. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова, А.И. Захаров. М.: Ленанд, 2014.320 c.
18. Дмитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. 2015.№9 С.87-89.
19. Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени / А. Ермолин.М.: Альпина Паблишер, 2014.262 c.
20. Калмыкова Е.С., Комиссарова С.А., Падун М.А., Агарков В.А. Влияние типа привязанности на интенсивность посттравматических реакций. // Психологический журнал.№6. 2015. С.46-48.
21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М.: СОМНИ-СТ, 2013. 417с.
22. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. М.: Дашков и К, 2013.224 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического
бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. Люберцы: Юрайт, 2016.719 c.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: ИЦ Академия, 2012.416 c.
25. Коржуев А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. М.: Ленанд, 2014.208 c.
26. Котляр А.Э., Корчагин В.П. Обсуждаются проблемы социальных реформ //СОЦИС.2016.№3. С.37-40.
27. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. М.: Форум, 2013.384 c.
28. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2013.400 c.
29. Крайг Г. Психология развития. СПб.: ТРИНИТИ, 2013. 317с.
30. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. Люберцы: Юрайт, 2015.364 c.
31. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие / В.С. Кукушин. М.: МПСУ, МОДЭК, 2013.432 c.
32. Латышина Д.И. Этнопедагогика: Учебник для академического
бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. Люберцы: Юрайт, 2016.394 c.
33. Липский И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. М.: Дашков и К, 2014.280 c.
34. Методические рекомендации к проективной методике «Рисунок семьи» / Под ред. Г.Т. Хоментаускас. М.: Флинта, 2014.288 c.
35. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник / Л.В. Мардахаев. М.: Юрайт, 2014.376 c.
36. Матейчек З. Родители и дети. М.: ПРОТОС, 2013. 320 с.
37. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: КРОСС-ПРЕСС, 2012.402с.
38. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск, 2015. 317 с.
39. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. М.: КноРус, 2012.496 c.
40. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: КНИГА- ПРЕСС, 2014. 216 с.
41. Подласый, И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И.П. Подласый. М.: Юрайт, 2013.777 c.
42. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма / В.Д. Самойлов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013.207 с.
43. Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. М.: КноРус, 2012.480 c.
44. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1,2. М.: СФЕРА, 2015. - 304 с.
45. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.543 c.
46. Фромм Э. Искусство любви. Минск: ПРАЛЕСКА, 2012. 328с.
47. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. Люберцы: Юрайт, 2016.333 c.
48. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013.381 c.
49. Шайхлисламова Р.А. Особенности воспитания детей в татарской семье. // Молодой ученый. 2016.№25. С.47-48.
50. Щербакова Е.В. Педагогика. Краткий курс: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова. М.: УЦ Перспектива, 2013.408 c.
51. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Пресса+, 2009. 656 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ