Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Работа №71462

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1. Семейное неблагополучие: понятие, причины, виды 8
1.2. Сущность и принципы профилактики семейного неблагополучия 26
2. СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Формы и методы профилактики семейного неблагополучия 32
2.2. Диагностика причин семейного неблагополучия (на примере КДН
и ЗП администрации Яковлевского района)
2.3. Социальный проект «Профилактика семейного неблагополучия в Яковлевском районе»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных условиях развития российского общества с характерным для него социальным расслоением и дифференциацией вступающих в жизнь новых поколений граждан актуализируется проблема роста числа неблагополучных семей, оставляемых семьей без опеки, присмотра, надзора. Неблагополучие семей, как многоплановое социальное явление, обусловленное причинами экономического, социального и педагогического характера, влечет за собой угрозу для их жизни, здоровья и развития, негативно сказываясь на воспроизводстве трудового потенциала страны, на качестве человеческих ресурсов и здоровье нации. В связи с этим возрастают требования к принятию мер по формированию системы профилактики семейного неблагополучия.
Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий фактором девиантного поведения детей.
Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Выделяют три группы причин семейного неблагополучия, негативно воздействующих на ребенка:
- во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
- во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
- в-третьих, причины биологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей с задержкой развития или детей-инвалидов).
Изменения в обществе приводят к усилению противоречий между личностью, семьей, социумом. Обнаруживается, что семья не в состоянии противостоять в полной мере негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, утраты всей системы наследования культурно-исторического опыта. Выявление неблагополучных семей предполагает постановку их на профилактический учет. Основные же профилактические усилия должны быть сосредоточены на оказании помощи семье в преодолении имеющихся у нее признаков неблагополучия.
Степень научной разработанности проблемы. Семейное неблагополучие по своему характеру является междисциплинарной проблемой, поскольку здесь скрещиваются научные интересы педагогов, психологов, социологов, специалистов по социальной работе, правоведов и философов. В отечественной науке исследованы различные причины и факторы неблагополучия семей.
Семью как социальную систему рассматривали С.С. Алексеева, М.В. Антакольской, В.Д. Ермакова, И.М. Кузнецовой, Г.К. Матвеева, A.M. Нечаевой, ЛМ. Пчелинцевой, В.А Рясенцева, В.Ф. Яковлева, которые выдвигали положения гуманистической теории о развитии личности как процессе реализации социальной потребности в саморазвитии, самовоспитании и самоактуализации.
Исследования неблагополучия семьи связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как агентом деформированной социализации представлены в работах Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, И.Ф. Дементьевой, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, К.Е. Игошева, А.Б. Кашелкина, Н.И. Крюковой, Г.М. Миньковского, В.В. Панкратова, Д.А. Шестакова и др.
Одним из важнейших показателей семейного неблагополучия является насилие и проявления жестокости в семье. Эта тема нашла отражение в работах Т. Забелиной, Э. Мартыновой, Г. Демьянова, В. Кочетковой, Н. Шведовой, А. Хасиной, А. Синельникова, Е. Потаповой, М. Закировой, Е. Дьшбала.
В современной науке профилактика семейного неблагополучия всегда находилась в центре внимания и неоднократно освещалась в работах Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, Л.И. Беляевой, Г.С. Гаверова, Н.П. Грабовской, В.А. Григоряна, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, П.И. Люблинского, Н.П. Мелешко, Г.М. Миньковского, В.В. Панкратова, Ю.Е. Пудовочкина, Д.А. Шестакова и др.
Однако во всех вышеперечисленных исследованиях не освещены особенности организации профилактики семейного неблагополучия на муниципальном уровне. В связи с этим данная проблема нуждается в разработке.
Объект исследования - профилактика семейного неблагополучия.
Предмет исследования - особенности профилактики семейного неблагополучия на муниципальном уровне.
Цель исследования - изучить содержание профилактики семейного неблагополучия и разработать рекомендации по ее совершенствованию на муниципальном уровне.
Цель определила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические основы профилактики семейного
неблагополучия.
2. Выявить причины семейного неблагополучия (на примере КДН и ЗП администрации Яковлевского района).
3. Разработать социальный проект «Профилактика семейного
неблагополучия в Яковлевском районе».
Теоретико-методологическую базу настоящего исследования составляют:
- методологическая парадигма изучения института семьи как базовой и исходной социальной группы, лежащей в основании всех структур общества (П.А. Сорокин);
- традиционный эволюционный подход к истории семейных форм, а также функциональный подход, раскрывающие сущность брака и семьи как социального явления (А.Г. Харчев);
- структурно-функциональный подход, который дает возможность рассматривать семью с точки зрения адекватности выполнения ею базовых функций (И.В. Гребенникова, Л.И. Маленковой, А.И. Захарова);
- идеи Э. Дюркгейма о фундаментальной роли ценностей, а также его концепция социальной аномии, дополненная Р. Мертоном.
Методы исследования:
- теоретические: методы теоретического анализа (обобщение,
сравнение, систематизация);
- эмпирические методы сбора первичного эмпирического материала (экспертный опрос, анкетирование); методы обработки первичного эмпирического материала (STATISTICA, Microsoft Office Excel).
Теоретико-практическая значимость определяется актуальностью исследуемой проблемы. В ходе исследования систематизированы виды семейного неблагополучия, обоснованы принципы профилактики семейного неблагополучия. Результаты проведенного исследования можно будет использовать при организации работы с неблагополучными семьями, а также при организации учебных занятий, курсов повышения квалификации специалистов учреждений системы профилактики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации социального проекта «Профилактика семейного неблагополучия в Яковлевском районе» в ходе производственной и преддипломной практик.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе прохождения преддипломной практики в «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Яковлевского района».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было выявлено, что семьей, имеющей признаки неблагополучия в социальном поведении, можно считать семью с низким социальным статусом, с отклоняющимся поведением, аморальным образом жизни, с нарушением репродуктивных и воспитательных функций посредством влияния факторов риска; искажением эмоционального фона и детско- родительских отношений; практически полным отсутствием социально положительных связей в обществе. Все это проявляется в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющаяся с возложенными на нее функциями, ее адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, мало результативно.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы рассмотрели теоретические основы изучения профилактики неблагополучия семей. Нами было выявлено, что профилактика семейного неблагополучия - это своевременно предпринимаемые действия, которые направлены на предотвращение возникающих психологических, физических и социокультурных коллизий всех членов неблагополучной семьи; поддержание, сохранение и защиту жизни и здоровья членов неблагополучной семьи.
В профилактику семейного неблагополучия входит: общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей; система мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности; работа формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.
Из этого следует, что профилактика семейного неблагополучия направлена на всестороннюю поддержку семьи и преодоление кризиса семьи, как социального института, а также направлена на решение проблем, с которыми сталкивается семья.
В ходе исследования выявлено, что основными причинами семейного неблагополучия в семьях, состоящих на профилактическом учете в КДН и ЗП, являются:
- неполнота семьи;
- низкий материальный уровень жизни;
- наличие конфликтогенных факторов, обостряющих отношения между супругами;
- недостаточная включенность отцов в воспитание детей, что сказывается на сплоченности семьи и результатах воспитания детей;
- неподготовленность мужчин и женщин к заключению брака и созданию семьи, отсутствие необходимых знаний и умений для успешной семейной жизни;
- наличие пагубных зависимостей (алкогольная, наркотическая зависимости).
Исходя из вышесказанного, было рекомендовано организовать комплексную работу в рамках реализации проекта «^Профилактика семейного неблагополучия в Яковлевском районе», особое внимание уделяя межведомственному взаимодействию и систематической целенаправленной работе по профилактике семейного неблагополучия.
А также, в ходе реализации проекта, рекомендовано провести следующие мероприятия:
1. Проведение целенаправленной просветительской работы с
родителями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в школах городских и сельских поселений района.
2. Реализация цикла мероприятий, направленных на организацию и проведение совместного семейного досуга и творчества для неблагополучных семей и семей группы риска.
3. Организация службы психологической помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, "Диалог" на базе комплексного центра социального обслуживания населения.
4. Проведение благотворительной акции «Твори добро».
5. Проведение профилактических рейдов по неблагополучным семьям.
Результаты социологического исследования были переданы и озвучены специалистам КДН и ЗП администрации Яковлевского района на рабочем совещании.



1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Омега-Л, 2016. - 110 с.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 1 фев. 2016 г.]. - М.: Кнорус, 2016. - 63 с.
3. Конвенция «О правах ребенка» [Текст]: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: по состоянию на1 фев. 2016 г.]. - М.: Омега-Л, 2016. - 19 с.
4. О государственной социальной помощи [Текст]: [федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ: по состоянию на 2015 г.]. - М.: Омега-Л, 2015. - 31 с.
5. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]: [федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ: по состоянию на 2015 г.]. - М.: Ось-89, 2015. - 27 с.
6. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Социальная поддержка граждан Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: [постановление Правительства Белгородской области от 16.12.2013г. № 523-пп]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/26357300/
7. Об утверждении городской целевой программы «Социальная
поддержка отдельных категорий населения на 2012 - 2017 годы»
[Электронный ресурс]: [постановление администрации города Белгорода от 30.12.2011г. № 233]. - Режим доступа: http://www.garant.
ru/hotlaw/belgorod/398458/
8. Сорвина, А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения [Текст] / А.С. Сорвина// Отечественный журнал социальной работы. - №2. - 2005. - С.67-69.
9. Алексеева, Л.С. Неполная семья: состояние и тенденции развития [Текст] / Л.С. Алексеева //Журнал социальной работы. - №2. - 2009. - С. 23-29.
10. Алексеева Л.С. Социально-психологическая экспертиза постразводской ситуации неполной семьи как одна из технологии социальной работы [Текст] /Л.С. Алексеева// Журнал социальной работы. - №3. - 2005. - С. 67-71.
11. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонова, В.М. Медкова. - M.: Просвещение, 2010. - 344 с.
12. Астоянц, М.С. Социокультурная детерминация личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации [Текст] / М.С. Астоянц// Журнал социальной работы. - №3. - 2010. - С. 44-48.
13. Бадя, Л.В. Трудовая помощь населению в дореволюционной России, как метод профилактики бедности и преодоление ее последствий: литорический аспект [Текст] / Л.В. Бадя//Журнал социальной работы. - №2. - 2006. - С. 33-39.
14. Бессонова, О.Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних [Текст] / О.Н. Бессонова //Журнал социальной работы. - №2. - 2010. - С. 62-67.
15. Блинков, Ю.А. Духовные потребности и бытовые условия жизнедеятельности семей, специалистов учреждений социального обслуживания [Текст] / Ю.А. Блинков, Г.В. Голубцова, Е.Г. Дремов //Журнал социальной работы. - №1. - 2005. - С. 81-89.
16. Васильева, В.А. Методические аспекты проблемы бедности и социального неравенства [Текст] / В.А. Васильева//Отечественный журнал социальной работы. - №4. - 2003. - С. 9-12.
17. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2009.- 208 с.
18. Витвар, О.И. Формирование эффективной мульти-дисциплинарной команды в решении проблем семьи и детства: региональный опыт [Текст] / О.И. Витвар//Отечественный журнал социальной работы. - №3. - 2005. - С.32-26.
19. Вожжов, В.В. Психологическое здоровье воспитанников и некоторые аспекты организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков [Текст] / В.В. Вожжов, О.И. Евстешина//Отечественный журнал социальной работы. - №3. - 2006. - С. 78-80.
20. Гаспорян, Ю.А. Семья на пороге XXI века [Текст] / Ю.А. Гаспорян. - СПб., 2009. - С. 78-79.
21. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. - М., 2009. - 290 с.
22. Галагузова, М.А. Теория и методика социальной работы [Текст] / М.А. Галагузова.- М., 2011. - 322 с.
23. Голофаст, В.Б. Социология семьи [Текст] / В.Б. Голофаст - СПб., 2006. - 211 с.
24. Гордеева, М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении
положения детей в Российской Федерации
[Текст] / М.В. Гордеева//Отечественный журнал социальной работы. - №1. - 2004. - С. 67-69.
25. Давиятова, С.В. Ценностные составляющие представления о себе у дезадаптированных подростков [Текст] / С.В. Давиятова //Отечественный журнал социальной работы. - №3. - 2004. - С. 67-69.
26. Дивицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст] / Н.Ф. Дивицина. - М., 2006. - 211 с.
27. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] / Н.Ф. Дивицына. - Ростов - н./д. - 2005. - 343 с.
28. Жуков, В.И. Россия: состояние, перспектива, противоречия развития [Текст] / В.И. Жуков. - М., 2005. - 322 с.
29. Зритнева, Б.И. Социология семьи [Текст] / Б.И. Зритнева. - М., 2006. - 490 с.
30. Зумакулов, Б.М. Проблемы семьи, материнства, отцовства и детства в условиях рыночной экономики [Текст] / Б.М. Зумакулов. - Нальчик, 2008. - 232 с.
31. Иванова, Л.К. Система визуальной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы к социальной работе с семьей [Текст] / Л.К. Иванова //Отечественный журнал социальной работы. - №3. - 2004. - 322 с.
32. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России [Текст] / Г.И. Климантова. - M., 2004. - 211 с.
33. Королева, Г.Н. Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи [Текст] / Г.Н. Королева//Отечественный журнал социальной работы. - №3. - 2005. - С. 7-12.
34. Курбанова, С.В. Социологический анализ эффективности социальной работы по адаптации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением [Текст] / С.В. Курбанова //Отечественный журнал социальной работы. - №1. - 2006. - 233 с.
35. Курбанова С.В. Теоретико-методические основы социальной дезадаптации детей и подростков [Текст] / С.В. Курбанова//Отечественный журнал социальной работы. - №4. - 2005. - С. 12-14.
36. Лазарев, А.И. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации [Текст] / А.И. Лазарев, Ю.А. Блинков, Г.В. Голубцова//Отечественный журнал социальной работы. - №3. - 2004. - С. 90-94.
37. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] / Т.В. Лодкина. - М., 2003. - 233 с.
38. Манукян, Э.А. Центры семьи: о чем говорят цифры [Текст] / Э.А. Манукян//Отечественный журнал социальной работы. - №2. - 2006. - С. 54-58.
39. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2010. - 361 с.
40. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для
студентов пед. вузов [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2009. - 320 с.
41. Новикова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных
семьях [Текст] / Ю.А. Новикова // Молодой ученый - 2014. - №2. - С. 104 -
112.
42. Олифиренко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] / Л.Я. Олифиренко. - М., 2002. - 190 с.
43. Оптимальные модели организации деятельности центров социальной помощи семье и детям [Текст] / Под.ред. Матвиенко И.В. - М., 2003. - 90 с.
44. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей; методики и технологии [Текст] /И.И. Осипова//Социальная работа. - №3. - 2013. - С. 67-69.
45. Основы социальной работы [Текст] / Под ред. Басова Н.Ф.- М.,
2014. - 232 с.
46. Основы социальной работы [Текст] / Под ред. Павленок П.Д. .- М.,
2013. - 232 с.
47. Першикова, В.В. Социальный патронаж семьи помощь родителям и детям [Текст] / В.В. Першикова//Отечественный журнал социальной работы.
- №1. - 2006. - С. 78-82.
48. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст] / И.П. Подласый. - М.:Владос, 2010. - 297 с.
49. Приступа Е.Н. Социальная дезадаптация как развитие ребенка [Текст] //Отечественный журнал социальной работы. - №4. - 2005. - С. 89-93.
50. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально- правовые проблемы [Текст] / Е.М. Рыбинский - М.,2014.- 221 с.
51. Савина, Л.И. Что происходит с семьей: теоретические и
практические ответы [Текст] / Л.И. Савин// Отечественный журнал социальной работы. - №4. - 2006. - С. 43-48.
52. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи [Текст] / Е.А. Сергеева //Отечественный журнал социальной работы.
- №1. - 2006. - С. 49-52.
53. Смирнов, С.Н. Региональные аспекты социальной политики [Текст] / С.Н. Смирнов. - М., 2009. - 322 с.
54. Социальная педагогика [Текст] / Под ред. М.А. Гологузовой. - М., 2009. - 343с.
55. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: 2010. - 256 с.
56. Тощенко, Ж.Т. Социология [Текст] / Ж.Т. Тощенко. - М., 2009. - 190 с.
57. Фирсов, М.В. Социальная работа: теория, история и общественная практика [Текст] / М.В. Фирсов. - М., 2007. - 322 с.
58. Фирсов Ю.Г., Студенова Е.Г. Теория социальной работы [Текст] / Ю.Г. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М., 2011. - 122 с.
59. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы [Текст] / А.Г. Харчев. - М.: Изд-во Логос, 2010. - 333 с.
60. Харитончик, Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинар-практикумы, занятия, игры [Текст] / Т.А. Харитончик. - Волгоград: Учитель, 2012.- 228 с.
61. Хубиев, Б.Б. Семья как объект социологического исследования [Текст] / Б.Б. Хубиев. - Нальчик, 2013. - 390 с.
62. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: Владос-Пресс, 2013.- 351 с.
63. Шеляг, Т.В. Современная семья и социальная работа [Текст] / Т.В. Шеляг - М.: Изд-во Юнити, 2011 - 277 с.
64. Шнайдер, Л.Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л.Б. Шнайдер. - М.: Изд-во Гардарики, 2013. - 331 с.
65. Эйдемиллер, Э.Г. Социальная поддержка семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. А. Юстицкис. - СПб.: Изд-во Питер, 2012. - 287 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ