Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей 4-5 лет 6
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста 6
1.2 Состояние проблемы у детей 4-5 лет по развитию словаря 10
1.3 Вывод по первой главе 15
Глава 2. Изучение практики по развитию словаря у детей 4-5 лет 17
2.1 Методы, критерии и показатели развития словаря у детей 4-5 лет 17
2.2 Опыт работы по развитию словаря у детей 4-5 лет 24
2.3 Вывод по второй главе 31
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38
Приложение А Занятие по развитию речи «Цветик-семицветик» 38
Приложение Б Игры, направленные на развитие словаря дошкольников 42
Возраст от 4 до 5 лет – время наиболее интенсивного развития ребенка. Недаром Л. Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он «приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того».
Происходит стремительное развитие грамматического строя речи. Дети среднего дошкольного возраста, усваивая основы морфологии (строение 4 слова) и синтаксиса достаточно быстро и с точки зрения реализации – верно, улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно, с точки зрения реализации контекста. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию принято называть словотворчеством.
Словарный состав отражает круг интересов и потребностей ребенка. Исследования, проведенные австралийскими психологами, показали, что ребенок способен в течение дня произносить порядка одиннадцати тысяч слов.
Помимо всего прочего, развитие словаря – один из важных факторов подготовки к обучению в школе и успешному усвоению программы начального школьного образования.
Учителя отмечают, что ученики с развитым словарем легче овладевают навыками чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи, активнее принимают участие в работе на уроках.
Проводя словарную работу, мы решаем задачи как нравственного, так и эстетического воспитания. Через слово формируются навыки поведения, прививаются нравственные ценности.
Цель исследования: теоретически обосновать актуальность развития словаря у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие словаря у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи исследования:
1. Изучить развитие речи у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить психолого-педагогические основы развития словаря у детей 4-5 лет.
3. Определить критерии, показатели и уровни развития словаря у детей 4-5 лет.
4. Описать опыт работы по развитию словаря у детей 4-5 лет.
Методы исследования: теоретические, эмпирические.
Дошкольный возраст является периодом, когда происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всей речи, развиваются все ее стороны – фонематическая, лексическая, грамматическая. Полноценное владение родной речью в дошкольном возрасте – это необходимое условие решения задач в умственном, эстетическом и нравственном воспитании детей в максимально благоприятный для этого период развития. Если раньше начать обучение родному языку, то более свободным ребенок будет владение им в дальнейшем.
В результате речевого и интеллектуального развития ребенок проходит сложный путь по овладению лексической стороной языка. Формирование словаря ребенка невозможно без общения и взаимодействия с окружающим миром. Лексическое развитие детей происходит в тесной взаимосвязи с познавательными процессами ребенка. На каждом этапе развития слово в сознании ребенка имеет различное значение. Чтобы предупредить случаи ошибочного словоупотребления, искажения звуковой оболочки слов, сделать речь ребенка богатой и образной необходимо вести целенаправленную планомерную работу по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста, чтобы создать фундамент для дальнейшего успешного интеллектуального и речевого развития.
Проанализировав программы дошкольного образования, мы можем сделать следующие выводы: задача по формированию словаря является одной из важнейших в речевом развитии детей дошкольного возраста. Формирование словаря осуществляется в процессе расширения представлений и ознакомления с предметами ближайшего окружения, их свойствами, признаками и способами действий в различных видах деятельности. Развитие словаря направлено на активизацию в речи слов различных частей речи и на развитие следующих умений: уметь определять и использовать в речи слова-предметы (существительные); слова-признаки предметов (прилагательные); слова-действия (глаголы), обобщающие слова, парные противоположные признаки предметов.
Конкретные задачи словарной работы в детском саду: обогащение словаря детей, т.е. усвоение тех новых слов, которые дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря детей; устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношения. Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне.
Методика развития словаря детей дошкольного возраста делится на две группы методов: методы накопления содержания детской речи; методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели для определения уровней развития словаря детей пятого года жизни.
Комплекс мероприятий по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям: организация развивающей предметно-пространственной среды; работа с детьми; работа с родителями. Систематическая работа с детьми позволит добиться в развитии словаря детей положительной динамики, будет способствовать обогащению и активизации словаря.