Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей 4-5 лет 6
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста 6
1.2 Состояние проблемы у детей 4-5 лет по развитию словаря 10
1.3 Вывод по первой главе 15
Глава 2. Изучение практики по развитию словаря у детей 4-5 лет 17
2.1 Методы, критерии и показатели развития словаря у детей 4-5 лет 17
2.2 Опыт работы по развитию словаря у детей 4-5 лет 24
2.3 Вывод по второй главе 31
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38
Приложение А Занятие по развитию речи «Цветик-семицветик» 38
Приложение Б Игры, направленные на развитие словаря дошкольников 42
Возраст от 4 до 5 лет – время наиболее интенсивного развития ребенка. Недаром Л. Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он «приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того».
Происходит стремительное развитие грамматического строя речи. Дети среднего дошкольного возраста, усваивая основы морфологии (строение 4 слова) и синтаксиса достаточно быстро и с точки зрения реализации – верно, улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно, с точки зрения реализации контекста. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию принято называть словотворчеством.
Словарный состав отражает круг интересов и потребностей ребенка. Исследования, проведенные австралийскими психологами, показали, что ребенок способен в течение дня произносить порядка одиннадцати тысяч слов.
Помимо всего прочего, развитие словаря – один из важных факторов подготовки к обучению в школе и успешному усвоению программы начального школьного образования.
Учителя отмечают, что ученики с развитым словарем легче овладевают навыками чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи, активнее принимают участие в работе на уроках.
Проводя словарную работу, мы решаем задачи как нравственного, так и эстетического воспитания. Через слово формируются навыки поведения, прививаются нравственные ценности.
Цель исследования: теоретически обосновать актуальность развития словаря у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие словаря у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи исследования:
1. Изучить развитие речи у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить психолого-педагогические основы развития словаря у детей 4-5 лет.
3. Определить критерии, показатели и уровни развития словаря у детей 4-5 лет.
4. Описать опыт работы по развитию словаря у детей 4-5 лет.
Методы исследования: теоретические, эмпирические.
Дошкольный возраст является периодом, когда происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всей речи, развиваются все ее стороны – фонематическая, лексическая, грамматическая. Полноценное владение родной речью в дошкольном возрасте – это необходимое условие решения задач в умственном, эстетическом и нравственном воспитании детей в максимально благоприятный для этого период развития. Если раньше начать обучение родному языку, то более свободным ребенок будет владение им в дальнейшем.
В результате речевого и интеллектуального развития ребенок проходит сложный путь по овладению лексической стороной языка. Формирование словаря ребенка невозможно без общения и взаимодействия с окружающим миром. Лексическое развитие детей происходит в тесной взаимосвязи с познавательными процессами ребенка. На каждом этапе развития слово в сознании ребенка имеет различное значение. Чтобы предупредить случаи ошибочного словоупотребления, искажения звуковой оболочки слов, сделать речь ребенка богатой и образной необходимо вести целенаправленную планомерную работу по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста, чтобы создать фундамент для дальнейшего успешного интеллектуального и речевого развития.
Проанализировав программы дошкольного образования, мы можем сделать следующие выводы: задача по формированию словаря является одной из важнейших в речевом развитии детей дошкольного возраста. Формирование словаря осуществляется в процессе расширения представлений и ознакомления с предметами ближайшего окружения, их свойствами, признаками и способами действий в различных видах деятельности. Развитие словаря направлено на активизацию в речи слов различных частей речи и на развитие следующих умений: уметь определять и использовать в речи слова-предметы (существительные); слова-признаки предметов (прилагательные); слова-действия (глаголы), обобщающие слова, парные противоположные признаки предметов.
Конкретные задачи словарной работы в детском саду: обогащение словаря детей, т.е. усвоение тех новых слов, которые дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря детей; устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношения. Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне.
Методика развития словаря детей дошкольного возраста делится на две группы методов: методы накопления содержания детской речи; методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели для определения уровней развития словаря детей пятого года жизни.
Комплекс мероприятий по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям: организация развивающей предметно-пространственной среды; работа с детьми; работа с родителями. Систематическая работа с детьми позволит добиться в развитии словаря детей положительной динамики, будет способствовать обогащению и активизации словаря.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.
2. Богуславская З.М., Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение ,1991. 207 с: ил.
3. Болотова О.К., Молчанова О.М Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. 526 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет.сада. 2-е изд., дораб изд. М.: Просвещение , 1991. 160 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 4-е изд. М.: Просвещение , 1999. 256 с.
6. Венгер Л.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1998. 489 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство АСТ, 2008. 668 с.
8. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2007. 472 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп изд. М.: Мозайка-синтез, 2007. 64 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Соловцева и др. СПб: ООО Детство-Пресс, 2014. 280 с.
12. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / сост. В.А. Титов. М.: «Патриот издат», 2005. 192 с.
13. Занегина В.Н. Формирование лексического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи с опорой на предметно-практическую деятельность // Логопедия. 2016. №4(14). С.14-18.
14. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа: метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2015. 144 с.
15. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е издизд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
16. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. С. 224.
17. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
18. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 2-е изд. М.: Академия, 2013. 287 с.
19. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М.: Айрис-пресс, 2013. 312 с.
20. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-наДону: Феникс, 2008. 416 с.
21. Невская В.П. Речевые игры и упражнения: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2017. 64 с.
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 9-е изд., стереотип изд. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
23. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 224с.
24. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2007. 144 с.
25. Светлова И.Е. Развитие речи. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 64 с.
26. Скоробогатова А.И. Методика развития речи: учебное пособие / А.И. Скоробогатова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2014, 119 с. с. 42.
27. Тихоненкова Е.П. О закономерностях формирования лексикограмматических средств родного языка в онтогенезе // Дошкольная педагогика. №1. 2017. С. 27-28.
28. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 336 с.
29. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М: ТЦ Сфера, 2008. 240 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
31. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
32. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под. ред. В.В Гербовой. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1988. 64 с.
33. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. Высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.