Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение развития метафоричности речи у детей 6–7 лет (Нижневартовский Государственный Педагогический Университет)

Работа №45211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ № … г. …. В эксперименте участвовали дети старшей (младшей или др.) группы (20 человек), 4 воспитателя, 1 учитель-логопед
В приложении результаты исследований.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, если
подставить название базы нужной исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития метафоричности речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Лингвистическая характеристика образности речи как компонента культуры речи 6
1.2. Психолого-педагогические аспекты развития метафоричности речи у дошкольников 15
1.3. Художественная литература как средство развития у дошкольников метафоричности речи 22
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное изучение развития метафоричности речи у детей 7-го года жизни в практике ДОО 31
2.1. Методика и результаты изучения развития метафоричности речи у детей 6–7 лет 31
2.2. Анализ практики развития метафоричности речи у воспитанников подготовительной группы ДОО 37
2.3. Проект технологии развития метафоричности речи у дошкольников седьмого года жизни 42
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 63

Актуальность исследования. Развитие правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач в единой системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Дошкольник с хорошо развитой речью свободно вступает в контакт с другими людьми: он способен четко выразить собственные мысли и желания, задать вопрос, договориться с ровесниками о совместной игре. И наоборот, непонятная речь дошкольника создает препятствия в выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми и часто негативно отражается на его характере.
Процесс развития метафоричности речи выступает перед ребенком старшего дошкольного возраста в качестве особой сферы объективных взаимоотношений, которую он познает в ходе практического использования языка, в какой-то мере, система языка берется дошкольником из речи других людей. Метафоричность и образность представляет собой качественную характеристику речи, показатель высокого уровня самостоятельного, осмысленного применения языка. То, что ребенок обладает эмоциональной впечатлительностью и чуткостью к явлениям языка самостоятельно не могут гарантировать того, что его речь будет образной. Целесообразно этот процесс организовывать специальной педагогической работой. Образность речи гарантирует результативность коммуникации, содействует донесению значения выражения до окружающих людей.
Уместное и оправданное внедрение средств речевой образности готовит старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым членом различных видов деятельности, исполняет привлечение внимания взрослых и сверстников. Старший дошкольник с хорошо развитой речью чувствует себя более непосредственно и уверенно в любой обстановке, поскольку имеет потенциал адекватно выразить мысли и чувства, продемонстрировать собственную творческую оригинальность. Метафоричность речи дает возможность старшему дошкольнику ярче выразить себя в различных видах деятельности, преимущественно, в игровой и художественной.
Противоречия:
- между необходимостью в развитии развития метафоричности речи у дошкольников и недостаточным уровнем ее развития у детей старшего дошкольного возраста;
- между потенциальными возможностями художественной литературы для развития метафоричности речи у дошкольников и ее недооценкой для данного процесса;
- между потребностью педагогов в технологиях развития метафоричности речи средствами литературы и отсутствием соответствующих технологий.
Цель работы: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии развития метафоричности речи у старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития образности речи старших дошкольников как компонента культуры речи.
Предметом исследования: развитие метафоричности речи у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс развития метафоричности речи у дошкольников будет эффективнее, если:
- использовать в качестве образцов метафоричности литературные произведения, адекватные задачам работы по обогащению речи детей метафорами;
- Проводить целенаправленное развитие метафоричности речи не только в условиях организованной образовательной деятельности, но и в разнообразных формах совместной деятельности воспитателя с детьми;
- повысить компетентность педагогов по вопросам образности речи.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития метафоричности речи посредством художественной литературы.
2. Проанализировать опыт работы воспитателей подготовительной группы по развитию метафоричности речи и выявить уровень ее развития у детей 7–го года жизни.
3. Разработать проект технологии развития метафоричности речи у воспитанников 6–7 лет средствами художественной литературы.
Методологической и теоретической основой работы являются: психолого-педагогические концепции развития речи детей (М.Б. Батюта, Л.С. Выготский, Т.Н. Князева и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова В.И. Яшина, и др.); лингвистическое учение о литературном языке, как языке нормированном и основах культуры речи (В.В. Виноградов, И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь, и др.).
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по развитию метафоричности речи старших дошкольников средствами художественной литературы могут быть использованы в системе педагогического просвещения родителей и рекомендованы для широкого использования в практике работы с дошкольниками для развития у них метафоричности речи.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2018 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования метафоричности речи у детей 7-го года жизни. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2018 г. – февраль 2019 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования метафоричности речи у детей 7-го года жизни; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы формирования метафоричности речи у детей 7-го года жизни (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – май 2019 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации по формированию метафоричности речи у детей 7-го года жизни, оформлялись результаты исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ № … г. …. В эксперименте участвовали дети старшей (младшей или др.) группы (20 человек), 4 воспитателя, 1 учитель-логопед.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Метафоричность является качественной характеристикой речи именно поэтому, она рассматривается в данной работе, как важный показатель речевой культуры личности старшего дошкольника. В ходе исследования было отмечено, что работа над развитием метафоричности речи является необходимой для старших дошкольников вцелом, поскольку умение говорить грамотно, выразительно, эмоционально, четко и полно является залогом успешного обучения, а также установления межличностных отношений.
Художественная литература – это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Существует много методов и приемов развития метафоричности речи у детей 6-7 лет средствами художественной литературы. Для развития метафоричности речи в процессе знакомства с художественной литературой используют различные творческие задания и упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
Для развития метафоричности речи у детей 6-7 лет используется прием отгадывания загадок. Процесс отгадывания загадок является своеобразной гимнастикой, которая активизирует мышление, развивает сообразительность, быстроту реакции, привычку более глубоко и разносторонне воспринимать окружающий мир. При этом необходимо исходить из мыслительно-речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить, сложность художественного образа и особенностей формы загадки.
Анализ результатов проведенной диагностики показал, что дети 6-7 лет испытывают значительные трудности в распознавании метафор в загадках и рассказах, не используют метафоры в своей речи, об этом свидетельствуют количественные показатели: 9 дошкольников 6-7 лет (45%) имеют средний уровень сформированности метафоричности речи, 5 старших дошкольников (25%) – низкий уровень. Следовательно, необходима специальная работа по формированию у детей 6-7 лет метафоричности речи.
В практике работы дошкольных учреждений возможности художественной литературы в развитии метафоричности речи у детей 6-7 лет недостаточно реализованы, о чем свидетельствуют результаты анкетирования воспитателей. Развитию данного компонента речи старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни отводится лишь второстепенная роль. Результаты анкетирования родителей показывают, что существует необходимость в развитии метафоричности речи у детей 6-7 лет.
Результаты анкетирования старших дошкольников, воспитателей старшей возрастной группы детей, родителей послужили основанием для разработки проекта педагогической технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста метафоричности речи средствами художественной литературы. Была продумана система работы по обучению детей находить в текстах художественной литературы метафоры и использовать их в своей речи.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М. : Логос, 2013. – 306 с.
3. Бацевич, Ф.С. Очерки по функциональной лексикологии. / Ф.С. Бацевич, Т.А. Космеда. – Львов : Свет, 1997. – 392 с.
4. Белянин, В.П. Психолингвистика / В.П. Белянин. - 4-е изд. – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 232 с.
5. Бизикова, О.А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития детской речи / А.М. Бородич. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 569 с.
7. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 544 с.
8. Ветрова, С.И. Средства развития речевой успешности дошкольников / С.И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 87-88.
9. Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М. : Просвещение, 1977. – С. 162–189.
10. Володина, В.С. Альбом по развитию речи / В.С. Володина. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 125 с.
11. Воробьева, Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок : пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов / Т.А. Воробьева. – СПб. : Литера, 2010. – 96 с.
12. Выготский, Л.С. Речь и мышление / Л.С. Выготский. – М. : Академия, 2001. – 874 с.
13. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи у дошкольников / Н.В. Гавриш, О.В. Осика / Вопросы речевого развития – М. : ТЦ «Сфера», 2009. – 224 с.
14. Голуб, И.Б. Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов / И. Б. Голуб // Стилистика русского языка : учеб. пособие. – М. : Рольф; Айрис-пресс, 1997. – 448 с.
15. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
16. Евсюткина, П.А. Формирование навыка пересказа прочитанного / П.А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2014. – № 19 (78). – С. 531-533.
17. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Н.С. Ежкова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 182 с.
18. Елкина, Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №1. – С. 142-147.
19. Есакова, М.Н Когнитивные аспекты переводов художественных произведений / М.Н. Есакова // Вестник Москов. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2002. – № 1. – С. 32–43.
20. Иванова, С.А. Методика развития речи / С.А. Иванова. – М. : Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
21. Игнатьева, С.А. Функции основных типов речевой деятельности / С.А. Игнатьева // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 1. – С. 87-93
22. Игошина, Л.И. Особенности развития описательной речи в старшем дошкольном возрасте / Л.И. Игошина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 17-24.
23. Камчатнов, А.М. А.А. Потебня и А.Ф. Лосев о внутренней форме слова / А.М. Камчатнов // Русский филологический вестник. – 1998. – № 1/2. – С. 87-91.
24. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – 3-е изд. / В.А. Ковшиков, В П. Глухов. – М. : Астрель, 2017. – 320 с.
25. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – М. : Академия развития, 2007. – 192 с.
26. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И.Н. Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
27. Лущихина, И.М. Речь, язык, языковое сознание / И.М. Лущихина // Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М. : Владос, 2011. – 584 с.
28. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 105-112.
29. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /. Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с.
30. Макарова, В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М. : Центр педагогического образования, 2009. – 96 с
31. Мельникова, Л.И. Детский фольклор в дошкольных образовательных учреждениях: учеб, пособие / Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. – М. : Гном-Пресс, 2013. – 256 с.
32. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для СПО / Н.В. Микляева и др. ; под ред. Н.В. Микляевой. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 434 с.
33. Мильруд, Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи / Р.П. Мильруд // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
34. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 111-116.
35. Найдёнов, Б.С. Выразительность речи и чтения / Б.С. Найденов. – М. : АСТ, 2014. – 341 с.
36. Нужнова, М.А. Формирование образной речи в ДОУ / М.А. Нужнова. – СПб. : Речь, 2016. – 211 с.
37. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Детский сад от А до Я. – 2014. – №4. – С. 24-29.
38. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
39. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку : словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2008. – 623 с.
40. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учеб.-практич. пособие для бакалавров / под ред. В.Д. Черняк. – СПб. : Питер, 2012. – 463 с.
41. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: (из опыта работы) / Н.А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 192 с.
42. Селевко, Г.К. Педагогические образовательные технологии / Г.К. Селевко.  М.: НИИ школьных технологий, 2017.  208 с.
43. Смольникова, Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Смольникова. – М. : Педагогика, 2010 – 250 с.
44. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М. : МОДЭК МПСИ, 2008 – 224 с.
45. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов / Н.А. Стародубова. – М. : Академия, 2006. – 256 с.
46. Стернин, И.А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд. / И.А. Стернин. – М. : Директ-медиа, 2015. – 289 с.
47. Теория и методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов вузов: пособие для самостоят. работы / В.И. Яшина [и др.]. – М. : Академия, 2009. – 192 с.
48. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева / Под ред. Ф.А. Сохина. – М. : Просвещение, 2007. – 159 с.
49. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2010. – №10. – С. 16-21.
50. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М. : Сфера. 2009. – 240 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М. : Просвещение, 2016. – 50 с.
52. Шевцова, А.В. К проблеме развития выразительности речи старших дошкольников / А.В. Шевцова, Т.В. Мельник // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 826-829.
53. Цейтлин, С.Н. Усвоение языка / С.Н. Цейтлин // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. – М. : АСТ, 2010. – 526 с.
54. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1960. – 348 с.
55. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М. : Академия, 2013. – 369 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ