ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ГУБКИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 26
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ГУБКИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность темы выпускного квалификационного исследования. В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации остро встает проблема перехода на качественно новый уровень управления муниципальной собственностью, а также использования инновационных методов, способствующих повышению эффективности работы с объектами муниципального имущества.
В последние годы поиск путей эффективного управления муниципальной собственностью приобретает особую актуальность, поскольку одним из негативных результатов реформирования данной сферы стало то, что количество объектов муниципального имущества сокращается из года в год, а собственность, находящаяся в распоряжении муниципальных образований, в большинстве случаев имеет высокий уровень изношенности и обветшания.
Взаимосвязь социально-экономического развития территории
муниципального образования и управления муниципальной собственностью позволяет нам говорить о том, что обеспечение качественного управления объектами общественного имущества влияет на все сферы жизни муниципалитета. В частности, качество организации управления муниципальной собственностью оказывает непосредственное влияние на уровень жизни населения, что связано, в первую очередь, с использованием объектов инфраструктуры населением муниципального образования и лишь затем финансовой обеспеченностью для осуществления не только качественного управления муниципальной собственностью, но и для стратегического развития объектов управления в целом.
Управление объектами муниципальной собственности в Губкинском городском округе осуществляется системой органов местного самоуправления в целях обеспечения потребностей населения. Использование передового опыта при организации управления муниципальной собственностью представляется чрезвычайно важным для данного муниципального образования и представляет огромный интерес для изучения, поскольку предполагает возможность внедрения апробированных в условиях муниципальных образований механизмов управления муниципальной собственностью в деятельность управленческих структур администрации Губкинского городского округа.
Так или иначе, муниципальное образование не может иметь перспектив развития при отсутствии эффективной организации управления муниципальной собственностью. Обозначенная тема приобретает все большую актуальность в наши дни, что связано с кризисной ситуацией в стране, сокращением объектов муниципальной собственности и не всегда эффективным использованием имеющихся ресурсов для развития территории муниципального образования. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Анализ степени изученности темы. В последние годы неизменно возрастает интерес исследователей к различным аспектам управления муниципальной собственностью.
Так, исследованию роли финансовой и ресурсной составляющих управления муниципальной собственностью посвящены работы таких ученых, как З.О. Магомедова, Д. В. Огнев, В. Л. Пригожин . В работах указанных авторов сделан вывод о взаимосвязи происходящих в настоящее время изменений в экономике Российской Федерации и системе управления муниципальными образованиями.
Немаловажным для изучения проблемы исследования является аспект функционирования системы управления муниципальным имуществом, получивший изложение в трудах Н.Н. Евдокимова и С.Г. Еремина . Некоторые ученые (в число которых входят, в частности, П. Г. Монев и А. А. Шумов ) уделяют особое внимание практике организации управления муниципальной собственностью в зарубежных странах, предлагая механизмы адаптации иностранного опыта при управлении муниципальными образованиями в Российской Федерации.
Для принятия эффективных управленческих решений в сфере организации управления муниципальной собственностью необходимо принимать во внимание ресурсную основу для осуществления запланированных мероприятий, реализуемых в соответствии со стратегией социально¬экономического развития муниципального образования. Изучению данных аспектов посвящены исследования П.В. Кухтина, А.Б. Мотаевой и Е.А. Московцевой .
Анализ степени изученности темы исследования дает основание утверждать, что ни одно из указанных исследований не претендует на комплексное рассмотрение проблемы организации управления муниципальной собственности в условиях муниципального образования, несмотря на необходимость подобного рода исследований.
Представление об актуальности и степени изученности темы дает возможность определить проблему выпускной квалификационной работы, а также ее объект, предмет, цель и задачи.
Проблема выпускного квалификационного исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью совершенствования системы управления муниципальной собственностью и недостаточностью практических рекомендаций по управлению муниципальной собственностью в Губкинском городском округе.
Объектом выпускного квалификационного исследования является управление муниципальной собственностью.
Предметом исследования является организация управления муниципальной собственностью в Губкинском городском округе.
Цель выпускного квалификационного исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной собственностью в Губкинском городском округе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления муниципальной собственностью.
2. Проанализировать практику управления муниципальной собственностью в Губкинском городском округе.
3. Предложить направления совершенствования механизма управления муниципальной собственностью в Губкинском городском округе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах экономистов, профессионально занимающихся экономическими проблемами местного самоуправления и межбюджетных отношений: С.Д. Валентея, В.Н. Лексина, В.Я. Любовного .
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как: институциональный подход, метод системного анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод анализа документов.
Эмпирическая база выпускного квалификационного исследования включает в себя:
1. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие отношения в сфере организации управления муниципальной собственностью .
2. Региональные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации управления муниципальной собственностью на территории Белгородской области .
3. Муниципальные правовые акты .
Практическая значимость выпускного квалификационного
исследования состоит в возможности применения его результатов для решения задач практики, среди которых особо выделяются эффективная деятельность по организации управления муниципальной собственностью, ее
совершенствование и обеспечение эффективной деятельности органов местного самоуправления по развитию комплекса муниципального имущества.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности, входящей в состав общественной собственности, и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления и иными субъектами экономической деятельности в процессе реализации ими социально-экономических функций, и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества.
Состав муниципальной собственности закреплен законодательно и может быть представлен имуществом, предназначенным для решения вопросов местного значения, делегированных органами государственной власти, исполнения функций, обязанностей и прав, а также объектами, составляющими ресурсную основу муниципального образования и необходимыми для обеспечения достойного уровня жизни населения.
Управление муниципальной собственностью представляет собой сложный процесс, который характеризуется особенностями субъектно-объектных отношений и преимущественной направленностью на процессы не производства, а потребления с целью реализации территориальных интересов населения. Специфика управления муниципальной собственностью заключается в использовании местными органами власти организационно-экономического механизма воздействия на хозяйствующие субъекты в области владения, распоряжения и пользования принадлежащего им имущества на основе изменения законодательства, налогообложения, процентных ставок, целевых нормативов и социальных стандартов, критериев, а также показателей и нормативов эффективности.
Организацией управления муниципальной собственностью в Губкинском городском округе занимается Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Губкинского городского округа, который является структурным подразделением администрации городского округа. Среди основных задач данного подразделения можно выделить следующие: создание условий для развития системы управления муниципальным заказом на территории городского округа; обеспечение эффективного управления, распоряжения и рационального использования муниципальной собственности в соответствии с законодательством РФ; организация муниципального земельного контроля на территории городского округа.
В рамках реализации федеральных и региональных программ Комитетом проводится работа по рациональному использованию муниципального имущества и земельных ресурсов на территории городского округа, осуществлению мероприятий по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля использования муниципального имущества; участию в подготовке и проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и имущества в собственность, продаже права аренды земельных участков и муниципального имущества. Положительное воздействие на стимулирование инвестиционной активности в городском округе оказывает деятельность органов местного самоуправления городского округа по выявлению и оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимости. Кроме того, ведется активная работа по выявлению неучтенных объектов, эксплуатируемых без регистрации физическими лицами, что приведет к расширению налоговой базы по имущественным платежам и увеличению поступлений доходов в бюджет.
Наряду с положительными тенденциями управления муниципальной собственностью в Губкинском городском округе имеется ряд нерешенных проблем, требующим повышенного внимания со стороны органов власти. К таким проблемам можно отнести: затратный характер объектов муниципальной собственности, который связан с ее обслуживанием и модернизацией; непригодное для эксплуатации состояние объектов муниципальной собственности; предоставление в аренду некоторых объектов недвижимого имущества округа по минимальной цене; отсутствие единой методики оценки объектов имущества; сложность в управлении муниципальной собственностью, которая связана с имеющимся нормативно-правовым законодательством.
Муниципальная собственность составляет социально-экономическую основу местного самоуправления. Максимальная отдача от имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов муниципального образования позволяет решать текущие задачи социально¬экономического развития территории, планировать целевые показатели экономического развития муниципального образования в будущем. В настоящее время администрацией Губкинского городского округа муниципальная собственность еще не в полной мере рассматривается как стратегический актив, которым необходимо квалифицированно управлять для увеличения доходов и решения социальных проблем.
В целях совершенствования управления муниципальной собственностью необходимо нужно вести деятельность по следующим направлениям: разработка и внедрение в процесс управления муниципальной собственностью системы мониторинга эффективности; совершенствование руководства с учетом применения инновационных подходов в муниципальном управлении. Преодолеть существующие проблемы управления муниципальной собственностью, что будет способствовать повышению эффективности муниципального управления в целом, можно путем реализации проекта «Муниципальная собственность в Губкинском городском округе».
Реализация проекта позволит решить проблему отсутствия в муниципальном образовании четкой системы управления муниципальной собственностью, что возможно благодаря мероприятиям проекта, таким как: определение количественных и качественных целей в системе управления муниципальной собственностью; выработка формализованных критериев эффективности управления муниципальной собственностью; разработка системы оценки эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе контроля эффективности; оптимизация и регламентация функций, выполняемых сотрудниками администрации Губкинского городского округа в процессе управления муниципальной собственностью; проведение не менее трёх обучающих семинаров для сотрудников администрации Губкинского городского округа по проблемным блокам управления муниципальной собственностью. По итогам реализации проекта предполагается, что уровень доходов, полученных от управления муниципальной собственностью в бюджет Губкинского городского округа в 2020 году должен быть выше не менее чем на 50% от уровня доходов, привлечённых в бюджет округа от управления муниципальной собственностью в 2018 году.
Для более продуктивного управления муниципальной собственностью администрации Губкинского городского округа целесообразно рекомендовать:
- по рыночному принципу устанавливать ставку арендной платы за землю и цены выкупа прав аренды земельных участков;
- активизировать работу с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт социально значимого муниципального имущества;
- инициировать проведение маркетингового исследования по выявлению наиболее рентабельных объектов муниципальной собственности;
- предусмотреть размещение информационных материалов о ходе реализации проекта в региональных и муниципальных средствах массовой информации.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31 (4398). - 4 августа.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 23 мая 2015 г.) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Текст] : федер. закон от
05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 06 апреля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 13. - Ст. 1652.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 30 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
5. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст] : федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 04 ноября 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 48. - Ст. 4746.
6. О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ [Текст] : федер. закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (в ред. от 06 апреля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 4. - Ст. 251.
7. Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности [Текст] : Закон Белгородской области от 12 октября 2009 г. № 303 (11 марта 2012 г.) // Белгородские известия. - 2009. - № 187-191. - 23 октября.
8. Об организационном обеспечении разграничения муниципального имущества в Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 21 декабря 2006 г. № 259-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
9. Об утверждении Положения о Комитете по управлению
муниципальной собственностью администрации Губкинского городского округа: постановлением главы местного самоуправления г. Губкина и
Губкинского района от 18 января 2008 года № 15 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
10. О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Губкинского городского округа: Решение Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской обл. от 21.03.2012 № 4-НПА [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
11. Амелин, Д.Е. Маркетинг в управлении муниципальным развитием [Текст] / Д. Е. Амелин // Экономические исследования молодых ученых: сб. научных работ. - 2014. - № 34. - С. 42 - 48.
12. Анимица, Е.Г. Основы местного самоуправления [Текст] / Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 208 с.
13. Бабун, Р.В. Современные тенденции изменения состава и функций муниципальной собственности [Текст] / Р.В. Бабун // Имущественные отношения в РФ. - 2014. - № 9(36). - С. 72-77.
14. Бухвальд, Е.М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии [Текст] / Е.М. Бухвальд. - М. : Норма, 2012. - 375 с.
15. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов - М. : Экономистъ, 2012. - 670 с.
16. Гричук, А. Г. К вопросу об эффективности муниципального управления [Текст] / А. Г. Гричук // Чиновник. - 2014. - № 3. - С. 15-19.
17. Дороговцев, А. П. Аутсорсинг в муниципальном управлении [Текст] /
A. П. Дороговцев, Д. Е. Амелин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 1. - С. 73-79.
18. Зотов, В.Б. Система муниципального управления [Текст] /
B. Б. Зотов. - СПб : Муниципальная академия, 2007. - 215 с.
19. Капелюшников, Р. И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе [Текст] / Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова. - М. : Фонд «Либеральная миссия». - 2010. - 196 с.
20. Кобилев, А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве [Текст] / А. Г. Кобилев,
A. Д. Кириев, В. В. Рудой. - М. : Феникс, 2013 - 608 с.
21. Ковалев, Н. Р. Инновационный менеджмент [Текст] / Н. Р. Ковалев,
B. А. Пирожков. - Екатеринбург : Ургэу, 2010. - 257 с.
22. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. - М. : Вильямс,
2013. - 656 с.
23. Лексин, В. Н. Результативность и эффективность действий региональной и муниципальной власти: назначение и возможности корректной оценки [Текст] / В. Н. Лексин // Регион: экономика и социология. - 2012. - № 1. - C. 3-39.
24. Любовный, В. Я. Территориальное управление в условиях формирования рыночных отношений [Текст] / В. Я. Любовный // Государство и право. - 2012. - № 2. - С. 52-63.
25. Макаров, А. В. Выделение бизнес-процессов в организации для совершенствования управления [Текст] / А. В. Макаров. - СПб. : СПбГПУ, 2013. - 398 с.
26. Маркварт, Э. Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ [Текст] / Э. Маркварт, О. Савранская, А. Стародубская. - М. : Наука, 2014. - 453 с.
27. Мескон, М.Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. М. Хедоури. - М. : Дело, 1997. - 704 с.
28. Мильнер, Б. З. Теория организации [Текст] / Б. З. Мильнер. - М. : Инфра-М, 2010. - 864 с.
29. Минцберг, Г. Требуются управленцы, а не выпускники MBA. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров [Текст] / Г. Минцберг. - М. : Олимп-Бизнес, 2012. - 286 с.
30. Мулагаева, З. З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства [Текст] / З. З. Мулагаева // Имущественные отношения в Российской федерации. - 2015. - № 1. - С. 28-39.
31. Ойхман, Е. Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии [Текст] / Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. - М. : Финансы и статистика, 1997. - 523 с.
32. Патюрель, Р. Создание сетевых организационных структур [Текст] / Р. Патюрель // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 3. - С. 65¬
71.
33. Подберезняк, И. П. Формирование муниципальной собственности через призму реформы местного самоуправления: взгляд со стороны инвестора [Текст] / И. П. Подберезняк // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - № 10. - С. 54-55.
34. Пыткин, А. Н. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования [Текст] / А. Н. Пыткин, Е. В. Третьяков. - Пермь : НИИУМС, 2013. - 542 с.
35. Рагозина, Л. Проблемы формирования муниципальной собственности в свете реформы местного самоуправления [Текст] / Л. Рагозина // Вопросы местного самоуправления. - 2015. - № 1. - С. 34-38.
36. Робсон, М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес- процессов [Текст] / М. Робсон, Ф. Уллах. - М. : ЮНИТИ, 1997. - 275 с.
37. Романова, А. И. Менеджмент организации [Текст] / А. И. Романова. - М. : Энергия, 2011. - 118 с.
38. Рудакова, Н. В. О необходимости повышения эффективности муниципального управления в крупных городах Российской Федерации [Текст] / Н. В. Рудакова // Социальная политика и социология. - 2014. - № 4. - С. 164¬169.
39. Сираждинова, Р. Ж. Управление в городском хозяйстве [Текст] / Р. Ж. Сираждинова. - М. : КНОРУС, 2012 - 350 с.
40. Татаркин, А. И. Пути совершенствования местного самоуправления [Текст] / А. И. Татаркин // Федерализм. - 2012. - № 1. - С. 117-132.
41. Татаркин, А. И. Системный подход к модернизации
пространственного развития Российской Федерации [Текст] / А. И. Татаркин // Образование и наука. - № 1. - 2012. - C. 23-28.
42. Толстой, Ю. К. Гражданское право. Часть 1 [Текст] / Ю. К. Толстой, А. П. Сергеев. - СПб. : Питер, 2014. - 484 с.
43. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент [Текст] / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М. : Банки и биржи, 1998. - 432 с.
44. Третьяк, О. А. Трансформация фирмы в сетевую организацию на примере экстернализации НИР [Текст] / О. А. Третьяк // Российский журнал менеджмента. - № 4. - 2014. - С. 32-37.
45. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация [Текст] / О. Уильямсон. - СПб. : СПбГПУ, 1996. - 483 с.
46. Файоль, А. Общее и промышленное управление [Текст] / А. Файоль. - М. : Знание, 2011. - 346 с.
47. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе [Текст] / М. Хаммер. - СПб. : С-Петербургский университет, 1997. - 384 с.
48. Чеботарев, Г. Н. Муниципальное право РФ [Текст] / Г. Н. Чеботарев. - Тюмень : ТГУ, 2011. - 297 с.
49. Шаломенцева, Е. Г. Проблемы правового регулирования инновационного управления муниципальной собственностью [Текст] / Е. Г. Шаломенцева // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 20. - С. 35-39.
50. Шамсутдинов, Р. А. Муниципальная собственность в условиях современной российской экономики. [Текст] / Р. А. Шамсутдинов - М. : Креативная экономика, 2013. - 128 с.
51. Шахабасов, Р. А. Роль местного самоуправления в формировании муниципальной собственности [Текст] / Р. А. Шахабасов // Региональная экономика : теория и практика. - 2013. - № 17. - С. 51-54.
52. Швецов, А. Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля [Текст] / А. Н. Швецов. - М. : Едиториал УРСС,
2014. - 223 с.
53. Шокотько, М. А. Основные проблемы определения правового режима имущества, находящегося в муниципальной собственности [Текст] / М. А. Шокотько // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 3. - С. 13¬
16.
54. Щепачев, В. А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления [Текст] /
B. А. Щепачев // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 18. -
C. 24-31.
55. Якушев, Я. В. Государственное и муниципальное управление. [Текст] / Я. В. Якушев. - М. : А-Приор, 2013. - 144 с.