ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 8
1.1 Характеристика познавательной сферы детей младшего школьного возраста 8
1.2 Психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата 18
1.3 Условия психокоррекционной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 42
2.3 Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка ее
эффективности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Изучение психологических особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, среди которых большую долю составляют дети с детским церебральным параличом, является одним из наиболее актуальных направлений для клинической психологии. Актуальность обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с данным видом патологии. Согласно сообщению пресс- службы ведомства, по данным на 2010 год в России насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте от 0 до 14 лет; заболеваемость ДЦП в возрасте от 0 до 14 лет имеет тенденцию к ежегодному приросту.
В.В. Лебединский указывал на то, что детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности - в первую очередь, на формирование эмоциональной сферы. Основываясь на данном положении, можно отметить, что детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличает то, что в результате возникновения и развития у них нервно-психической патологии их эмоциональная и познавательная сферы страдают первично и поэтому оказывает сильнейшее влияние на личность в целом и путь её развития (развитие личности отклоняется от нормального пути). В свою очередь, благополучие развития познавательной сферы личности является мощным фактором успешной социально-психологической адаптации к среде, в связи с чем, исследования, посвященные изучению данного вопроса, имеют большое научное и практическое значение.
Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.
Вместе с тем, детский церебральный паралич представляет собой нервно-психическое заболевание, в основе которого лежит органическая патология, на которую накладывает отпечаток воздействие социально - психологических факторов, обусловленных инвалидизацией детей. В психогенезе патологического развития личности детей с данной патологией главенствующая роль принадлежит реакции на осознание дефекта и связанные с этим переживания ребёнка, а также изоляция от нормальной группы сверстников и особое отношение со стороны окружающих, заключающееся в акцентированном внимании на неполноценности такого человека.
На современном этапе развития медицинской и психологической практики, при оказании медико-психологической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата основной акцент делается на реабилитацию, что обусловливает необходимость изучения психического развития данной категории детей на раннем этапе онтогенеза (младший школьный возраст) с целью своевременной психологической коррекции нарушений, которая является крайне важной для обеспечения благоприятного прогноза социально-психологической адаптации.
На сегодняшний день в психологической науке имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению личности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако, исследования личностей с патологией опорно-двигательного аппарата, в большинстве случаев, ограничиваются изучением ортопедо¬
неврологического аспекта (А.М. Журавлёв, Е.П. Меженина, К.А. Семёнова и др.), тогда как психологический аспект представлен лишь в единичных работах (М.В. Ипполитова, В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова и др.).
Дисгармоничный характер познавательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций. А именно выявление соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта для выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно¬развивающих задач.
Исходя из актуальности и степени изученности, а также потребности практики, нами выявлено противоречие между объективно существующей необходимостью изучения познавательных процессов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и недостаточной изученностью данного вопроса, что позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности психокоррекционной программы по развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности психокоррекции
познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: познавательная сфера личности.
Предмет исследования: особенности познавательной сферы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: нарушения опорно-двигательного аппарата определяют своеобразие познавательного функционирования,
проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, недостаточном объеме кратковременной памяти, сниженной способностью к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования была конкретизирована в следующих задачах:
1. Проанализировать психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Определить особенности познавательных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции познавательных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Определить эффективность разработанной психокоррекционной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются научные основы психологии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев и др.), психологии аномального развития личности (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский и др.).
Для решения поставленных задач использовали методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы - наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент;
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных;
4. Интерпретационные (структурный).
В исследовании использовались психодиагностические методики:
1. Методика «Корректурная проба» для младшего школьного
возраста (тест Б. Бурдона);
2. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);
3. Методика «Изучение типа памяти» (О.Н. Истратова);
4. Методика исследования словесно-логического мышления
Э.Ф. Замбацявичене (модификация Л.И. Переслени и Е.М. Мастюковой).
Исследование проводилось на базе центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья села Весёлая Лопань (Белгородский район Белгородской области). Выборку составили 40 детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), 7 рисунков, 5 таблиц и приложений. Объем работы составляет 75 страниц машинописного текста без приложений.
По результатам проведённого исследования удалось решить поставленные задачи. При решении первой задачи, были изучены психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Актуальность изучения данной темы обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с данным видом патологии. Изучение психического развития данной категории лиц на раннем этапе онтогенеза обусловлено необходимостью своевременной психологической коррекции нарушений, которая является крайне важной для обеспечения благоприятного прогноза социально-психологической адаптации. Кроме того, актуальность обусловлена тем, что детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности - на формирование познавательной и эмоциональной сфер. Основываясь на данном положении, можно отметить, что детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличает то, что в результате возникновения и развития нервно-психической патологии их познавательная сфера страдает первично и поэтому оказывает сильнейшее влияние на формирование и развитие личности в целом.
Ввиду наличия двигательного дефекта, познавательная сфера детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет уровневые и содержательные особенности, отличающие данную категорию детей от их здоровых сверстников, выявление которых составило решение второй задачи.
Во-первых, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от здоровых детей более низким энергетическим потенциалом, который выражается в повышенной истощаемости, которая выражается в пассивности и находит отражение в сниженной потребности в самопроявлении. Кроме того, ввиду наличия некоторых особенностей психофизиологической организации, дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата обладают плохой приспособляемостью к ситуациям стрессогенного характера.
Во-вторых, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны своеобразие познавательного функционирования,
проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, а именно: переключение, устойчивость, объем внимания.
В-третьих, для данной категории детей свойственен недостаточный объем кратковременной памяти, проявляющийся в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения информации в течение короткого периода времени.
В-четвёртых, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от своих здоровых сверстников тем, что у них снижена способность к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются недостаточным уровнем сформированности словесно-логического мышления, низким уровнем развития способностей рассуждать, производить мыслительные действия и осуществлять мыслительные операции. Наибольшие сложности представляет для детей данной группы выполнение заданий, направленных на выявление сформированности способностей к умозаключениям по аналогии и способности к обобщению понятий, что позволяют констатировать несформированность у них умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями, устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении последующих задач. Кроме того, можно говорить о неумении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выделять родовые признаки, анализировать свойства предметов и явлений, определять общую для них категорию.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, направленных на
развитие познавательных процессов, а именно: свойств внимания,
мнемических функций, системности мышления, способности рассуждать, осуществлять мыслительные действия и операции, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. Занятия были также направлены на обучение навыкам произвольного поведения, снижение эмоционального и мышечного напряжения.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы по разработанной нами программе, были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии познавательных процессов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психологическая коррекция позволила повысить уровень устойчивости, переключения, объема внимания. Респонденты экспериментальной группы стали испытывать меньше затруднений при необходимости быстро запомнить информацию и в последующем эффективно оперировать ею.
Мы обнаружили, что в экспериментальной группе произошло статистически значимое увеличение количества учащихся, успешно решающих большее количество заданий на исследование словесно-логическое мышление, произошёл статистически достоверный рост среднегрупповых показателей по всем субтестам, выявляющим сформированность умений осуществлять мыслительные действия и операции. Это свидетельствует о том, что разработанная нами программа занятий способствует развитию словесно-логического мышления, его системности, способности рассуждать, осуществлять мыслительные действия и операции.
В процессе наблюдения выявили, что дети экспериментальной группы стали легче устанавливать социальные контакты (в первую очередь - со сверстниками), ввиду того, что в результате проведённой психокоррекционной работы, у них сформировалась уверенность в своих силах, им стало легче раскрываться перед другими людьми.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: нарушения опорно-двигательного аппарата определяют
своеобразие познавательного функционирования, проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, недостаточном объеме кратковременной памяти, сниженной способностью к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Использование комплекса
психокоррекционных мероприятий способствует развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
1. Авермат, Э. Социальное влияние в малых группах. Перспективы социальной психологии / Э. Авермат. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс,
2014. - 547 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2013. - 384 с.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М., Просвещение, 2009. - 224 с.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф Архипова. - М.: Просвещение, 2006. - 77 с.
5. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. - М., Просвещение,
2008. - 364 с.
6. Банщиков, В.М. Медицинская психология / В.М. Банщиков,
B. С. Гуськов, И.Ф. Мягков. - М., Медицина, 2013. - 139 с.
7. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - СПб., 2008. - 201 с.
8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М., Просвещение, 2010. - 464 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997.-144 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл Эксмо, 2003. - 1134 с.
11. Глебова, Г.Ф. Проектирование обучения по индивидуальным учебным планам в условиях общеобразовательной школы. / Г.Ф. Глебова // Известия Смоленского государственного университета. - 2013. - № 2. -
C. 346-360.
12. Головизнина, Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности /
Н.Л. Головизнина // Дополнительное образование. - 2002. - №8. - C.6-
10.
13. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной психологии / В.В. Давыдов // М.: ИПП, 2006. - 220 с.
14. Детский церебральный паралич / Под ред. П.Я. Фищенко - СПб. -
2006. - 64 с.
15. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003. -272 с.
16. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - 2-е. изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 376 с.
17. Запорожец, А.В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности /
A. В. Запорожец // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду психологов СССР. - М., 1977. - 62 с.
18. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск, 2010. -103 с.
19. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., Академия, 2012. - 288 с.
20. Ильенко, Л.П. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2008. - 73 с.
21. Калижнюк, Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации / Э.С. Калижнюк. - М., Медицина, 2013. - 32 с.
22. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. - Киев, Высшая школа, 2015. - 272 с.
23. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей /
B. В. Ковалёв. - М., Медицина, 2012. - 277 с.
24. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах:
Учебное пособие - 2-е изд., доп. / Я.Л. Коломинский. - М.:
ТетраСистемс, 2000. - 224 с.
25. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М., Политиздат, 2015. - 431 с.
26. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития детей / В.В. Лебединский. - М., Просвещение, 1985. - 104 с.
27. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., Политиздат, 2013. - 304 с.
29. Ломов, Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии / Б.Ф. Ломов. - Вопросы философии. - №8. - 1979. - 133 с.
30. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
31. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями / И.И. Мамайчук // Психология и педагогика. - 2016. - Том 1. - С. 107-118.
32. Мамайчук, И.И. О взаимосвязи соматических и психических нарушений / И.И. Мамайчук // Психогенные (реактивные) заболевания на изменённой «почве»: Материалы науч. практ. конф. - Воронеж, 2002. - С. 106-114.
33. Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология» / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ, Флинта, 2011. - 240 с.
34. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. — М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
35. Мендоса, Х.Р. Психологические особенности детей с вялыми параличами верхних конечностей: автореф. дис. ... канд. псих. наук : 14.00.02 / Мендоса Хосе Рамон. - Н.-И. Психоневр. Ин-т им. Бехтерева - СПб., 2015. - 23 с.
36. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр "Академия", 2013. - 456 с.
37. Никитина, Н.Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с
эмоциональной сферой ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Б. Никитина // Гуманитарный вектор. - 2013. - № 1. - С. 134-140.
38. Овчарова, Р.Е. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: автореф. дис. д-ра психол. наук. 13.00.01 / Овчарова Раиса Викторовна. - Ин-т развития личности. - М., 1995. - 42 с.
39. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - М.: Педагогика, 2008.- 140 с.
40. Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт / Н.Н. Поддьяков. - М., 2006. - 380 с.
41. Прихожан, А.М. Тревожность и страх младших школьников. Руководство практического психолога / А.М. Прихожан; под. ред. А.И. Дубровиной - М., 2012. - 170 с.
42. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / А.А. Реан. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2013. - 224 с.
43. Робер, М. Психология индивида и группы. / М. Роберт, Ф. Тильман. - М.: Прогресс, 1998. - 304 с.
44. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.,2011. - 672 с.
45. Рубинштейн, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Рубинштейн; отв. ред. Е.В. Шорохов. изд. 2-е, М., Педагогика, 2013. - 270 с.
46. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010. -192 с.
47. Савина, Е. А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста / Е. А. Савина // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 5-6. - С. 16-22.
48. Семаго, Н.Я. Структура пространственных представлений / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей»: лекции 5-8. - М. :Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 60 с.
49. Семёнова, К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом / К.А. Семёнова, Н.М. Махмудова. - Ташкент, Медицина, 2007. - 485 с.
50. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов /
А.С. Спиваковская. - М., Просвещение, 2014. - 352 с.
51. Стельмах, С.А. Эмоциональные особенности детей с детским церебральным параличом / С.А. Стельмах // Актуальные проблемы педагогической науки и практики. - Усть-Каменогорск, Изд-во ВКГТ, 2006. - С. 84-89.
52. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону, 2011. - 736 с.
53. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста Т. 2 / Г.Е. Сухарева. - М., Медгиз, 1974. - 406 с.
54. Цукер, М.Б. Клиническая невропатология детского возраста., Изд. 2-е исправленное и дополненное / М.Б. Цукер. - М., Медицина, 1986. - 364
с.
55. Шадриков, В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика /
В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. М.: Педагогика, 1990. - 176 с.
56. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук.- СПб., Изд-во: «Дидактика Плюс», - 2012, 272 с.
57. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2001.
- 254 с.
58. Ясперс, К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Т. 1 / К. Ясперс. - М., Издательский центр Академия; СПб, Белый кролик, 1996.
- 332 с.