Психокоррекция познавательной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 8
1.1 Характеристика познавательной сферы детей младшего школьного возраста 8
1.2 Психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата 18
1.3 Условия психокоррекционной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 42
2.3 Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка ее
эффективности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 8
1.1 Характеристика познавательной сферы детей младшего школьного возраста 8
1.2 Психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата 18
1.3 Условия психокоррекционной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата 28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 42
2.3 Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка ее
эффективности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Изучение психологических особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, среди которых большую долю составляют дети с детским церебральным параличом, является одним из наиболее актуальных направлений для клинической психологии. Актуальность обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с данным видом патологии. Согласно сообщению пресс- службы ведомства, по данным на 2010 год в России насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте от 0 до 14 лет; заболеваемость ДЦП в возрасте от 0 до 14 лет имеет тенденцию к ежегодному приросту.
В.В. Лебединский указывал на то, что детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности - в первую очередь, на формирование эмоциональной сферы. Основываясь на данном положении, можно отметить, что детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличает то, что в результате возникновения и развития у них нервно-психической патологии их эмоциональная и познавательная сферы страдают первично и поэтому оказывает сильнейшее влияние на личность в целом и путь её развития (развитие личности отклоняется от нормального пути). В свою очередь, благополучие развития познавательной сферы личности является мощным фактором успешной социально-психологической адаптации к среде, в связи с чем, исследования, посвященные изучению данного вопроса, имеют большое научное и практическое значение.
Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.
Вместе с тем, детский церебральный паралич представляет собой нервно-психическое заболевание, в основе которого лежит органическая патология, на которую накладывает отпечаток воздействие социально - психологических факторов, обусловленных инвалидизацией детей. В психогенезе патологического развития личности детей с данной патологией главенствующая роль принадлежит реакции на осознание дефекта и связанные с этим переживания ребёнка, а также изоляция от нормальной группы сверстников и особое отношение со стороны окружающих, заключающееся в акцентированном внимании на неполноценности такого человека.
На современном этапе развития медицинской и психологической практики, при оказании медико-психологической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата основной акцент делается на реабилитацию, что обусловливает необходимость изучения психического развития данной категории детей на раннем этапе онтогенеза (младший школьный возраст) с целью своевременной психологической коррекции нарушений, которая является крайне важной для обеспечения благоприятного прогноза социально-психологической адаптации.
На сегодняшний день в психологической науке имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению личности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако, исследования личностей с патологией опорно-двигательного аппарата, в большинстве случаев, ограничиваются изучением ортопедо¬
неврологического аспекта (А.М. Журавлёв, Е.П. Меженина, К.А. Семёнова и др.), тогда как психологический аспект представлен лишь в единичных работах (М.В. Ипполитова, В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова и др.).
Дисгармоничный характер познавательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций. А именно выявление соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта для выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно¬развивающих задач.
Исходя из актуальности и степени изученности, а также потребности практики, нами выявлено противоречие между объективно существующей необходимостью изучения познавательных процессов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и недостаточной изученностью данного вопроса, что позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности психокоррекционной программы по развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности психокоррекции
познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: познавательная сфера личности.
Предмет исследования: особенности познавательной сферы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: нарушения опорно-двигательного аппарата определяют своеобразие познавательного функционирования,
проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, недостаточном объеме кратковременной памяти, сниженной способностью к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования была конкретизирована в следующих задачах:
1. Проанализировать психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Определить особенности познавательных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции познавательных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Определить эффективность разработанной психокоррекционной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются научные основы психологии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев и др.), психологии аномального развития личности (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский и др.).
Для решения поставленных задач использовали методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы - наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент;
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных;
4. Интерпретационные (структурный).
В исследовании использовались психодиагностические методики:
1. Методика «Корректурная проба» для младшего школьного
возраста (тест Б. Бурдона);
2. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);
3. Методика «Изучение типа памяти» (О.Н. Истратова);
4. Методика исследования словесно-логического мышления
Э.Ф. Замбацявичене (модификация Л.И. Переслени и Е.М. Мастюковой).
Исследование проводилось на базе центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья села Весёлая Лопань (Белгородский район Белгородской области). Выборку составили 40 детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), 7 рисунков, 5 таблиц и приложений. Объем работы составляет 75 страниц машинописного текста без приложений.
В.В. Лебединский указывал на то, что детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности - в первую очередь, на формирование эмоциональной сферы. Основываясь на данном положении, можно отметить, что детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличает то, что в результате возникновения и развития у них нервно-психической патологии их эмоциональная и познавательная сферы страдают первично и поэтому оказывает сильнейшее влияние на личность в целом и путь её развития (развитие личности отклоняется от нормального пути). В свою очередь, благополучие развития познавательной сферы личности является мощным фактором успешной социально-психологической адаптации к среде, в связи с чем, исследования, посвященные изучению данного вопроса, имеют большое научное и практическое значение.
Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.
Вместе с тем, детский церебральный паралич представляет собой нервно-психическое заболевание, в основе которого лежит органическая патология, на которую накладывает отпечаток воздействие социально - психологических факторов, обусловленных инвалидизацией детей. В психогенезе патологического развития личности детей с данной патологией главенствующая роль принадлежит реакции на осознание дефекта и связанные с этим переживания ребёнка, а также изоляция от нормальной группы сверстников и особое отношение со стороны окружающих, заключающееся в акцентированном внимании на неполноценности такого человека.
На современном этапе развития медицинской и психологической практики, при оказании медико-психологической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата основной акцент делается на реабилитацию, что обусловливает необходимость изучения психического развития данной категории детей на раннем этапе онтогенеза (младший школьный возраст) с целью своевременной психологической коррекции нарушений, которая является крайне важной для обеспечения благоприятного прогноза социально-психологической адаптации.
На сегодняшний день в психологической науке имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению личности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако, исследования личностей с патологией опорно-двигательного аппарата, в большинстве случаев, ограничиваются изучением ортопедо¬
неврологического аспекта (А.М. Журавлёв, Е.П. Меженина, К.А. Семёнова и др.), тогда как психологический аспект представлен лишь в единичных работах (М.В. Ипполитова, В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова и др.).
Дисгармоничный характер познавательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций. А именно выявление соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта для выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно¬развивающих задач.
Исходя из актуальности и степени изученности, а также потребности практики, нами выявлено противоречие между объективно существующей необходимостью изучения познавательных процессов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и недостаточной изученностью данного вопроса, что позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности психокоррекционной программы по развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования: изучить особенности психокоррекции
познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: познавательная сфера личности.
Предмет исследования: особенности познавательной сферы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: нарушения опорно-двигательного аппарата определяют своеобразие познавательного функционирования,
проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, недостаточном объеме кратковременной памяти, сниженной способностью к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования была конкретизирована в следующих задачах:
1. Проанализировать психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Определить особенности познавательных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции познавательных процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Определить эффективность разработанной психокоррекционной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции отечественных и зарубежных учёных, в которых раскрываются научные основы психологии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев и др.), психологии аномального развития личности (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский и др.).
Для решения поставленных задач использовали методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы - наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент;
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных;
4. Интерпретационные (структурный).
В исследовании использовались психодиагностические методики:
1. Методика «Корректурная проба» для младшего школьного
возраста (тест Б. Бурдона);
2. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);
3. Методика «Изучение типа памяти» (О.Н. Истратова);
4. Методика исследования словесно-логического мышления
Э.Ф. Замбацявичене (модификация Л.И. Переслени и Е.М. Мастюковой).
Исследование проводилось на базе центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья села Весёлая Лопань (Белгородский район Белгородской области). Выборку составили 40 детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), 7 рисунков, 5 таблиц и приложений. Объем работы составляет 75 страниц машинописного текста без приложений.
По результатам проведённого исследования удалось решить поставленные задачи. При решении первой задачи, были изучены психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Актуальность изучения данной темы обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с данным видом патологии. Изучение психического развития данной категории лиц на раннем этапе онтогенеза обусловлено необходимостью своевременной психологической коррекции нарушений, которая является крайне важной для обеспечения благоприятного прогноза социально-психологической адаптации. Кроме того, актуальность обусловлена тем, что детский церебральный паралич можно рассматривать в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности - на формирование познавательной и эмоциональной сфер. Основываясь на данном положении, можно отметить, что детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличает то, что в результате возникновения и развития нервно-психической патологии их познавательная сфера страдает первично и поэтому оказывает сильнейшее влияние на формирование и развитие личности в целом.
Ввиду наличия двигательного дефекта, познавательная сфера детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет уровневые и содержательные особенности, отличающие данную категорию детей от их здоровых сверстников, выявление которых составило решение второй задачи.
Во-первых, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от здоровых детей более низким энергетическим потенциалом, который выражается в повышенной истощаемости, которая выражается в пассивности и находит отражение в сниженной потребности в самопроявлении. Кроме того, ввиду наличия некоторых особенностей психофизиологической организации, дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата обладают плохой приспособляемостью к ситуациям стрессогенного характера.
Во-вторых, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны своеобразие познавательного функционирования,
проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, а именно: переключение, устойчивость, объем внимания.
В-третьих, для данной категории детей свойственен недостаточный объем кратковременной памяти, проявляющийся в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения информации в течение короткого периода времени.
В-четвёртых, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от своих здоровых сверстников тем, что у них снижена способность к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются недостаточным уровнем сформированности словесно-логического мышления, низким уровнем развития способностей рассуждать, производить мыслительные действия и осуществлять мыслительные операции. Наибольшие сложности представляет для детей данной группы выполнение заданий, направленных на выявление сформированности способностей к умозаключениям по аналогии и способности к обобщению понятий, что позволяют констатировать несформированность у них умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями, устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении последующих задач. Кроме того, можно говорить о неумении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выделять родовые признаки, анализировать свойства предметов и явлений, определять общую для них категорию.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, направленных на
развитие познавательных процессов, а именно: свойств внимания,
мнемических функций, системности мышления, способности рассуждать, осуществлять мыслительные действия и операции, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. Занятия были также направлены на обучение навыкам произвольного поведения, снижение эмоционального и мышечного напряжения.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы по разработанной нами программе, были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии познавательных процессов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психологическая коррекция позволила повысить уровень устойчивости, переключения, объема внимания. Респонденты экспериментальной группы стали испытывать меньше затруднений при необходимости быстро запомнить информацию и в последующем эффективно оперировать ею.
Мы обнаружили, что в экспериментальной группе произошло статистически значимое увеличение количества учащихся, успешно решающих большее количество заданий на исследование словесно-логическое мышление, произошёл статистически достоверный рост среднегрупповых показателей по всем субтестам, выявляющим сформированность умений осуществлять мыслительные действия и операции. Это свидетельствует о том, что разработанная нами программа занятий способствует развитию словесно-логического мышления, его системности, способности рассуждать, осуществлять мыслительные действия и операции.
В процессе наблюдения выявили, что дети экспериментальной группы стали легче устанавливать социальные контакты (в первую очередь - со сверстниками), ввиду того, что в результате проведённой психокоррекционной работы, у них сформировалась уверенность в своих силах, им стало легче раскрываться перед другими людьми.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: нарушения опорно-двигательного аппарата определяют
своеобразие познавательного функционирования, проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, недостаточном объеме кратковременной памяти, сниженной способностью к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Использование комплекса
психокоррекционных мероприятий способствует развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Ввиду наличия двигательного дефекта, познавательная сфера детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет уровневые и содержательные особенности, отличающие данную категорию детей от их здоровых сверстников, выявление которых составило решение второй задачи.
Во-первых, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от здоровых детей более низким энергетическим потенциалом, который выражается в повышенной истощаемости, которая выражается в пассивности и находит отражение в сниженной потребности в самопроявлении. Кроме того, ввиду наличия некоторых особенностей психофизиологической организации, дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата обладают плохой приспособляемостью к ситуациям стрессогенного характера.
Во-вторых, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны своеобразие познавательного функционирования,
проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, а именно: переключение, устойчивость, объем внимания.
В-третьих, для данной категории детей свойственен недостаточный объем кратковременной памяти, проявляющийся в трудностях запоминания, сохранения и воспроизведения информации в течение короткого периода времени.
В-четвёртых, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от своих здоровых сверстников тем, что у них снижена способность к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются недостаточным уровнем сформированности словесно-логического мышления, низким уровнем развития способностей рассуждать, производить мыслительные действия и осуществлять мыслительные операции. Наибольшие сложности представляет для детей данной группы выполнение заданий, направленных на выявление сформированности способностей к умозаключениям по аналогии и способности к обобщению понятий, что позволяют констатировать несформированность у них умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями, устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении последующих задач. Кроме того, можно говорить о неумении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выделять родовые признаки, анализировать свойства предметов и явлений, определять общую для них категорию.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, направленных на
развитие познавательных процессов, а именно: свойств внимания,
мнемических функций, системности мышления, способности рассуждать, осуществлять мыслительные действия и операции, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. Занятия были также направлены на обучение навыкам произвольного поведения, снижение эмоционального и мышечного напряжения.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы по разработанной нами программе, были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии познавательных процессов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психологическая коррекция позволила повысить уровень устойчивости, переключения, объема внимания. Респонденты экспериментальной группы стали испытывать меньше затруднений при необходимости быстро запомнить информацию и в последующем эффективно оперировать ею.
Мы обнаружили, что в экспериментальной группе произошло статистически значимое увеличение количества учащихся, успешно решающих большее количество заданий на исследование словесно-логическое мышление, произошёл статистически достоверный рост среднегрупповых показателей по всем субтестам, выявляющим сформированность умений осуществлять мыслительные действия и операции. Это свидетельствует о том, что разработанная нами программа занятий способствует развитию словесно-логического мышления, его системности, способности рассуждать, осуществлять мыслительные действия и операции.
В процессе наблюдения выявили, что дети экспериментальной группы стали легче устанавливать социальные контакты (в первую очередь - со сверстниками), ввиду того, что в результате проведённой психокоррекционной работы, у них сформировалась уверенность в своих силах, им стало легче раскрываться перед другими людьми.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: нарушения опорно-двигательного аппарата определяют
своеобразие познавательного функционирования, проявляющиеся в низком уровне развития свойств внимания, недостаточном объеме кратковременной памяти, сниженной способностью к дифференциации существенных признаков, классификации, умению устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Использование комплекса
психокоррекционных мероприятий способствует развитию познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Подобные работы
- АКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Особенности мыслительных операций у младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР) (Педагогика, психология, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - Самоотношение матери воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - Влияние терапии песком на оптимизацию эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



