Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание мотивационной среды для формирования познавательной активности у детей раннего возраста с органическим синдромом в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования

Работа №93922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ 9
1.1. Общая характеристика органического синдрома, как фактора
развития детей в раннем возрасте 9
1.2. Познавательная активность у детей раннего возраста с органическим синдромом, как объект психолого-педагогического анализа 11
1.3. Проблемы создания мотивационной среды для детей раннего
возраста с органическим синдромом в условиях дошкольной образовательной организации 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛИ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 24
2.1. Организация экспериментального исследования и обоснование выбора диагностических методик 24
2.2. Организация экспериментального исследования и обоснование выбора диагностических методик 29
2.3. Анализ полученных результатов в констатирующем эксперименте.. 36
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ 39
3.1. Программа оптимизации мотивационной сферы для детей раннего
возраста с органическим синдромом 39
3.2. Анализ процесса реализации Программы оптимизации
мотивационной сферы для детей раннего возраста с органическим синдромом 52
3.3. Анализ эффективности коррекционной Программы, направленной на оптимизацию мотивационной сферы для детей раннего возраста с органическим синдромом 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 89

Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно- педагогической помощи «особому» ребёнка.
Актуальность выбранной темы прослеживается в необходимости раннего выявления и профилактики нарушений в познавательном развитии у детей с органическим синдромом, а также в оказании коррекционной- развивающей помощи детям раннего возраста в условиях общеобразовательного детского сада с учетом их индивидуальных особенностей. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с органическим синдромом в условиях образовательной организации сталкивается со следующими противоречиями:
- необходимость составления целостной картины развития ребенка с одной стороны и недоступность для специалистов в условиях дошкольной организации медицинских документов для изучения анамнеза ребенка;
- потребность в четком, последовательном диагностическом инструментарии для раннего выявления нарушений в познавательном развитии с одной стороны, с другой стороны маленькое количество диагностических методик, созданных для использования в условиях общеразвивающей дошкольной организации;
- требования к организации развивающей среды в ДОО подчиняются образовательным Стандартам с одной стороны, с другой стороны рассматривается необходимость создания среды учитывая индивидуальность и особенности здоровья каждого ребенка;
- заинтересованность родителей в полноценном развитии своего ребенка с одной стороны, с другой стороны пассивность семьи во взаимодействии со специалистами в рамках коррекционной работы в раннем возрасте.
Объект - теория и практика создания мотивационной среды у детей раннего возраста с органическим синдромом для формирования их познавательной активности.
Предмет - процесс психолого-педагогического сопровождения образования детей раннего возраста с органическим синдромом.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработки и экспериментальном подтверждении эффективности организации специальной мотивационной среды для детей раннего возраста с органическим синдромом в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Гипотеза: эффективность данного исследования будет видна, если:
- будет создана специально-организованная коррекционно-развивающая среда;
- будут использоваться современные индивидуально направленные коррекционно-развивающие технологии, создающие условия для эффективной компенсации нарушений в познавательном развитии.
Задачи:
1. Провести анализ и обобщение научно-методической литературы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с органическим синдромом.
2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки сформированности познавательной активности у детей раннего возраста с органическим синдромом, а также уточнить критерии оценивания мотивационной среды у детей данной категории.
3. Экспериментальным путем изучить и проанализировать уровень сформированности познавательной активности у детей раннего возраста с органическим синдромом через изучение из мотивационной сферы.
4. Разработать комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с органическим синдромом для формирования познавательной активности в условиях ДО.
5. Изучить динамику и особенность изменений в познавательном развитии детей раннего возраста с органическим синдромом в условиях создания мотивационной среды.
6. Экспериментально обосновать эффективность разработанного комплекса коррекционно-развивающей работы с детьми с органическим синдромом в условиях мотивационной среды при формировании у них познавательной активности.
Для решения познавательных задач использовались следующие методы:
Теоретические: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ отечественной и зарубежной философской, психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, изучение нормативной документации.
Эмпирические: тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, систематизация продуктов деятельности, эксперимент.
Статистические: метод математической статистики.
Теоретико-методологические позиции исследования основываются: на системном подходе (О. Л. Алексеев, П. К. Анохин, В. И. Бельтюков, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. Н. Садовский, К. В. Судаков); современных идеях гуманизации, интеграции образовательного процесса, необходимости создания в обществе образовательных и социальных условий для реализации прав и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (Р. А. Амасьянц, Ш. А. Амонашвили, В. З. Кантор, Г. Ф. Кумарина, Д. М. Маллаев, Н. Н. Малофеев); положениях культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л. С. Выготский); деятельностном подходе к развитию личности (А. Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); 
индивидуализированного подхода в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития (Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Е. А. Стребелева).
Научная новизна исследования состоит в обосновании необходимости создания специально организованной мотивационной среды в условиях дошкольной организации как способа развития познавательной активности детей раннего возраста с органическим синдромом.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
- уточнении терминологии и критериев оценки познавательной активности у детей в раннем возрасте;
- обобщение материала, посвященного познавательной активности и особенностям мотивационной сферы у детей раннего возраста с органическим синдромом;
- подробном описании средств, форм, методов организации мотивационной среды в процессе психолого-педагогического сопровождения образования детей раннего возраста с органическим синдромом;
- конкретизации общетеоретических представлений о путях, способах и особенностях организации мотивационной среды для детей раннего возраста с органическим синдромом в условиях дошкольной организации.
Практическая значимость результатов исследования:
- разработана модель организации мотивационной среды для детей раннего возраста с органическим синдромом, способствующая формированию познавательной активности в условиях дошкольной организации;
- технология организации мотивационной среды, разработанная и апробированная в результате исследования, будет полезна для специалистов и воспитателей ДО при создании условий для развития познавательной активности детей раннего возраста и учетом их индивидуальных особенностей;
- представлены практические рекомендации по повышению эффективности коррекционной работы, направленной на формирование познавательной активности в процессе психолого -педагогического сопровождения образования детей раннего возраста с органическим синдромом.
Структура исследовательской работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У детей с органическим синдромом отмечаются специфические особенности в развитии. Уже в раннем возрасте прослеживаются замедленный темп речевого развития, сложности с усвоением новых навыков из-за особенностей работы функций памяти и внимания, а также низкий уровень познавательного интереса. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте с органическим синдромом характеризуется как пассивная, дети не проявляют интерес к окружающей среде, самостоятельно не инициируют смену игровых манипуляций, выбор игрового инструментария всегда падает на знакомый предмет. При взаимодействии с педагогом дети данной категории часто проявляют негативизм, отказываются участвовать в предложенной педагогом деятельности, отмечается агрессивное поведение при смене деятельности или обстановки на незнакомую для ребенка.
Специфические особенности развития данной категории детей указывают на необходимость ранней коррекции для предотвращения вторичных нарушений, что обосновывает актуальность выбранной темы.
Задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены. Изучение теоретических аспектов проблемы особенностей развития и познавательной активности у детей раннего возраста с органическим синдромом показало необходимость в ранней коррекционной помощи данной категории детей, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной организации. Этап констатирующего эксперимента подтвердил полученную через научные литературные источники информацию, а также позволил дополнить теоретические данные практическим опытом. Задача в организации для детей раннего возраста с органическим синдромом специального развивающего пространства для активизации их познавательного интереса и формирования мотивационной среды была осуществлена при создании и реализации коррекционной программы. Коррекционная программа «Солнышко» предполагала комплексную работу с детьми раннего возраста с органическим синдромом в условии общеобразовательного учреждения с учетом создания вокруг них мотивационной предметно-развивающей среды и игрового пространства. При реализации Программы была отмечена положительная динамика в развитии у детей раннего возраста с органическим синдромом, что показывает эффективность разработанной Программы.
Итак, сформулированная гипотеза в начале исследования получила свое подтверждение: специально организованное развивающее пространство и игровые занятия эффективны при компенсации нарушений в познавательном развитии у детей с органическим синдромом в раннем возрасте.
Цель, поставленная в начале исследования, достигнута, теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное подтверждение эффективности организации специальной мотивационной среды для детей раннего возраста с органическим синдромом в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования успешно реализовано.
Составленная коррекционная Программа «Солнышко» будет полезна и эффективна в работе, как для специалистов дошкольной общеобразовательной организации, так и для воспитателей.



1. Алексеева Л. В. Мотивация и эмоции : учебное пособие. Тюмень, 2011. 250 с.
2. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов : учебное пособие. Москва, 2017. 238 с.
3. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : учебное пособие. Москва, 2018. 145 с.
4. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие. Москва, 2006. 376 с.
5. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития : учебник. Москва, 2000. 341 с.
6. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология : учебное
пособие. Москва, 2011. 306 с.
7. Белогай К. Н. Психология беременности и развитие ребенка в
раннем возрасте : учебное пособие. Кемерово, 2012. 156 с.
8. Вартанян И. А. Высшая нервная деятельность и функции
сенсорных систем : учебное пособие. Санкт-Петербург, 2013. 108 с.
9. Вартанян И. А. Нейрофизиология : учебное пособие. Санкт- Петербург, 2014. 210 с.
10. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений. М., 2010. 128 с.
11. Гамова Л. Г. Физиология спинного и головного мозга : учебно-методическое пособие. Елец, 2010. 61 с.
12. Гольдфельд И. Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей : учебное пособие. Петрозаводск, 2007. 240 с.
13. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие. Москва, 2009. 376 с.
14. Депутат И. С., Грибанов А. В. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : монография. Архангельск, 2011. 256 с.
15. Детская патопсихология : хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. Москва, 2010. 352 с.
16. Донцов Д. А., Донцова М. В. Возрастная психология и психология развития личности в макро периоде детства, в отрочестве и юности : учебное пособие. Москва, 2019. 308 с.
17. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта : методические рекомендации. М., 2011. 175 с.
18. Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб., 2008. 186 с.
19. Закревская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М., 2008. 170 с.
20. Иванова А. Я. Теоретико-методологические аспекты патопсихологии детского возраста : монография. Москва, 2010. 186 с.
21. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М., 2005. 208 с.
22. Книжникова С. В. Девиантология для педагогов и психологов : учебное пособие. Москва, 2014. 310 с.
23. Конституция Российской Федерации : принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г. / под ред. С. Асташова. Ростов-н/Д., 2020. 63 с.
24. Костяк Т. В., Хузеева Г. Р. Психогенетика и психофизиология развития дошкольника : учебное пособие. Москва, 2016. 64 с.
25. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред.
Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. Москва, 2011. 450 с.
26. Лохов М. И., Фесенко Е. В., Фесенко Ю. А. Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок : монография. Санкт-Петербург, 2011. 328 с.
27. Любавин К. В. Развитие интеллекта : монография. Москва, 2010. 96 с.
28. Львов Л. В. Моделирование мотивационного механизма // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 29-35.
29. Малышев В. Г., Щанкин А. А., Щанкина Г. И. Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при патологии. Москва, 2019. 246 с.
30. Рожков Н. Т. Мотивация и ее компоненты // Наука. 2020. № 2(3). С. 54-62.
31. Морева Г. И. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие. Тюмень, 2009. 376 с.
32. Малышев В. Г., Щанкин А. А., Щанкина Г. И. Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при патологии : монография / В. Г. Малышев. Москва, 2015. 246 с.
33. Маслоу А. Х. Мотивация и личность : учебник. Москва, 2008. 947 с.
34. Московкина А. Г., Уманская Т. М. Клиника интеллектуальных нарушений : учебное пособие. Москва : Прометей, 2013. 246 с.
35. Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье : учебное пособие / Московский педагогический государственный университет ; под ред. В. И. Селиверстова. Москва, 2014. 252 с.
36. Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии : учебник / под ред. В. Селиверстова. Москва, 2015. 263 с.
37. На крыльях детства: ресурсы современного коррекционно - развивающего пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных / Московский педагогический государственный университет ; под общ. ред. Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой. Москва, 2019. 236 с.
38. Нарушения поведения и развития у детей: книга для хороших родителей и специалистов / Т. И. Анисимова, О. В. Защиринская, С. Ю. Сурушкина ; под ред. Л. С. Чутко. Санкт-Петербург, 2011. 176 с.
39. Нартова-Бочавер С. К., Потапова А. В. Введение в психологию развития : учебное пособие. Москва, 2017. 216 с.
40. Немов Р. С. Психология : учебник : в 3 книгах. Москва, 2007. Книга 2. 609 с.
41. Об образовании : федер. закон / под ред. В. Усанова. М., 2020. 224 с.
42. Поливара З. В. Специальная психология : учебное пособие / Тюменский государственный университет. Тюмень, 2011. 256 с.
43. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения:
20.09.2021).
44. Примерная адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). URL:
https://cdnc.kngcit.ru/images/my files/doc/deyatelnost/metod rekomend/3 PrAOOP-DO-UO.pdf(дата обращения: 20.09.2021).
45. Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 12 -13 апреля 2016 г. / под ред. О. И. Ключко. Москва, 2019. 774 с.
46. Рыкова Е. А. Развитие коммуникативных навыков у детей
раннего возраста с нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-rannego-vozrasta-s-narusheniem-poznavatelnoy-deyatelnosti-vsledstvie-organicheskogo(дата обращения: 29.06.2021).
47. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет : практическое пособие. Москва, 2014. 222 с.
48. Социальная психология развития: книга для учителя : учебник / Южный федеральный университет ; под общ. ред. Е. И. Рогова. Ростов-на- Дону, 2016. 452 с.
49. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. М., 2006. 464 с.
50. Староверова М. С., Кузнецова О. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы : практические материалы для психологов и родителей. Москва, 2017. 145 с.
51. Стребелева Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта : учебник. Москва, 2012. 225 с.
52. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М., 2016. 256 с.
53. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.. 2016. 184 с.
54. Темирканова Д. С., Тухужева Л. А., Бегиева Б. М. Особенности
познавательного развития детей раннего возраста // Вопросы науки и образования. 2018. № 26 (38). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-poznavatelnogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta(дата обращения: 24.06.2021).
55. Трошихина Е. Г., Щукин А. В. Нарушение и коррекция
психического развития : учебное пособие / Санкт-Петербургский
государственный университет. Санкт-Петербург, 2016. 80 с.
56. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. 336 с.
57. Фадеева В. В. Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет : монография. Москва, 2010. 134 с.
58. Фалевич Е. Ю., Капелевич Т. С. Педагогическая работа с детьми с особенностями психофизического развития : учебно-методическое пособие. Минск, 2015. 64 с.
59. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. М., 2005. 180 с.
60. Цветкова О. А., Волкова О. В. К вопросу о базовых потребностях в психологии здоровья / /Психолог. 2021. № 3. С. 310-315.
61. Щанкин А. А. Особенности высшей нервной деятельности и психическое здоровье детей : учебное пособие. Москва, 2019. 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ