Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие когнитивных компонент мышления старшеклассников на уроках математики

Работа №71321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мышления
старшеклассников 8
1.2 Особенности развития когнитивных компонент мышления у старшеклассников 11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ
КОМПОНЕНТ МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 15
2.1 Организация исследования когнитивных компонентов мышления старшеклассников на
уроках математики 15
2.2 Динамика развития когнитивных компонент мышления старшеклассников 18
2.3 Корреляционные связи в развитии когнитивных компонентов мышления 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 35
ПРИЛОЖЕНИЯ

Изменения потребностей общества, качественные изменения,
происходящие в нем обуславливают актуальность исследования проблемы развития когнитивных компонент мышления старшеклассников. Что нужно современному обществу и каков его социальный запрос? Обществу в целом, промышленности и экономике, медицине и науке, в частности, требуется творчески мыслящие люди. Те, которые владеют навыками исследовательской работы. Очевиден и факт того, что математические методы все настойчивее проникают практически во науки, даже гуманитарного содержания. Процесс математизации проник во все сферы человеческой деятельности, что как следствие усилило значимость полноценного математического образования.
Изменения, происходящие в системе образования, нацелены не только развивать развивать индивидуальные способности учащихся, но и ставят цель дальнейшей интеграции школьной и вузовской технологии образования, скорейшей адаптации обучаемых к профессиональному самоопределению. В педагогическом сообществе до сих пор дискуссионный характер носит проблема преподавания непрофильных дисциплин.
Основной проблемой, возникающей при обучении по непрофильной дисциплине, являются достаточно высокие требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников в области математики. Это требование еще более остро выглядит на фоне существенного уменьшения числа часов на изучение математики в гуманитарных классах.
Разработанными на сегодняшний день методиками и технологиями задача развития когнитивных компонент мышления в той мере, в какой это требуется в современных условиях, в современном обществе, обеспечена быть не может. Вышеизложенные факты повышают значимость развития когнитивных компонент мышления старшеклассников на основе научно обоснованных и эффективных условий осуществления процесса обучения математике.
Многочисленные исследования развития когнитивных компонент мышления старшеклассников приводит к некоторой сложности их применения
На сегодняшний день в педагогической психологии накоплен богатый теоретический и эмпирический фундамент, раскрывающие общие подходы теории мышления (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Р. Атаханова, В. А. Гусева, В. А. Крутецкий, А. Ю Козырев, А. Пуанкаре, С. Л. Рубинштейн, М. А.Холодная, И. С. Якиманская).
Изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления занимались такие исследователи как О. А. Акачутина, И. С. Кон, Б. Б. Косова, Н. С. Лейтес, В. А. Праг, Е. И. Щебланова, И. С. Якиманская.
Как показал проведенный анализ необходимо и дальше изучать значимые для психологической практики вопросы. Например, направления теории мышления, изучающие структурные компоненты мышления.
Особую значимость эта проблема приобретает в контексте исследований особенностей познавательного развития старшеклассников и индивидуально¬типических особенностей старшеклассников.
Мы выделяем некоторые противоречия, актуализирующие необходимость изучения психологических условий развития когнитивных компонент мышления старшеклассников. К ним можно отнести:
- противоречие между потребностью общества в творческих людях и недостаточной разработанностью психологических условий, обеспечивающих развитие когнитивных компонент мышления старшеклассников;
- противоречие между сокращением часов на изучение непрофильных дисциплин и достаточно высокими требованиями к математическому образованию выпускников даже непрофильных классов.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: Каковы психолого-педагогические условия развития
когнитивных компонент мыслительных процессов старшеклассников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - когнитивные компоненты мышления старшеклассников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития когнитивных компонент мышления старшеклассников на уроках математики.
При постановке цели, объекта и предмета исследования мы выдвинули следующие гипотезы исследования:
1. Существуют и могут быть выделены критерии когнитивных компонент мышления старшеклассников, определяющие направленность и динамику процесса его развития.
2. Специфика мышления старшеклассников детерминируется индивидуальными, личностными, возрастными особенностями.
3. Развитие когнитивные компоненты мышления старшеклассников можно эффективно и планомерно. Для этого необходимо создать соответствующую среду, развивающую математическое творчество, повышающее самоконтроль и внимание при решении математических задач, вызывающую положительное эмоциональное состояние, развивающую интуицию и воображение.
Проверка сделанных предположений требовала решения следующих задач:
1) Проанализировать психолого-педагогические исследования по
проблеме развития когнитивных компонент мышления старшеклассников.
2) Подобрать пакет диагностических методик для исследования когнитивных компонент мышления старшеклассников.
3) Определить психологические и педагогические условия развития когнитивных компонент мышления старшеклассников.
4) Разработать уроки по математике и дидактическое сопровождение к ним, направленные на развитие когнитивных компонент мышления старших школьников.
5) Выявить корреляционные связи компонентов мышления.
Методологической и теоретической основой проведенного исследования выступают идеи отечественных и зарубежных ученых: Л. С.Выготского и С. Л. Рубинштейна, Д. Гилфорд, Е. Торренс, Д. Б. Богоявленская, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, В. С. Юркевич.
Поставленные в исследовании задачи были решены методом теоретического исследования; методикой исследования креативности Торенса, методом экспертных оценок, анализом контрольных работ; методом математической обработки данных (статистический, кластерный и корреляционный анализ).
Базой исследования явился МОУ СОШ №30. Работа проводилась в 10-11 классах. Общее число испытуемых 40 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- обобщены теоретические и эмпирические исследования о личностных детерминантах развития когнитивных компонент мышления старшеклассников и разработаны критерии, определяющие траекторию процесса его развития;
- разработана совокупность психолого-педагогических и дидактических условий, обеспечивающих успешное развитие когнитивных компонент мышления старшеклассников;
- выделены значимые межкомпонентные связи когнитивных компонент мышления старшеклассников, что позволило разработать практические рекомендации по развитию познавательных процессов в старшем школьном возрасте;
- выявлено качественное своеобразие структуры когнитивных компонент мышления старшеклассников в зависимости от профиля обучения;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет представление о развитии когнитивных компонент мышления старшеклассников, личностных детерминантах и специфических характеристиках.
Результаты исследования позволяют уточнить взаимосвязи интеллектуальных, деятельностных, эмоционально-личностных и творческих составляющих когнитивных компонент мышления старшеклассников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе и педагогической практике не разрешены ряд проблем в вопросах развития мышления человека, развития когнитивных компонент мышления в старше - школьном возрасте. Не разрешены и противоречия между социальным заказом общества и недостаточной разработанностью методических, дидактических и психологических условий, обеспечивающих развитие когнитивных компонент мышления старшеклассников и отсутствием исследований, позволяющих это системно рассматривать.
Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное проблеме развития когнитивных компонент мышления старшеклассников, является попыткой наметить пути к разрешению указанных противоречий.
Анализ научных источников позволил нам выделить параметры для изучения проблемы исследования. Такими критериями изучения для нас являлись память, внимание, воображение, логические и вычислительные умения, математические знания и навыки, математическую интуицию и логику, самоконтроль, самокритику, способность получать эстетическое удовольствие в процессе решения математической задачи, а также от беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, абстрагирование в математическом творчестве, которые позволяют изучать процесс развития когнитивных компонент мышления старшеклассников.
Возрастные особенности старшего школьного возраста стали также полем для изучения в качестве возраста, в котором сильна познавательная активность. Нами проведен анализ разнообразных психолого-педагогических исследований особенностей развития компонентов когнитивных компонент мышления в этом возрасте, особенностей когнитивных компонент мышления учащихся разных профилей.
Развитие когнитивных компонент мышления старшеклассников - это комплексная исследовательская задача. Она решалась путем изучения педагогического воздействия в динамике. Нами была выбрана совокупность диагностических методик для исследования всех, выделенных в исследовании структурных компонентов когнитивных компонент:
1) Для диагностики психологических аспектов были выбраны методика Торенса, метод экспертных оценок, анализ контрольных работ;
2) аналитический метод был составляющей частью всех этапов исследования;
3) разработка дидактического сопровождения уроков, направленных на развитие когнитивных компонентов мышления являлась частью экспериментального воздействия.
На основе полученных данных нами установлено, что эффективность развития когнитивных компонент мышления старшеклассников обеспечивалась созданием психолого-педагогических условий. К ним относятся:
1) создание среды, обеспечивающий осведомленность учащихся о познавательных процессах;
2) учет возрастных и личностных особенностей учащихся в учебно-методическом обеспечении математики;
3) участие обучаемых в творческой математической деятельности.
Для реализации исследования нами была разработана дидактические материалы, для старшеклассников, обучающихся в гуманитарном классе, учитывающая их возрастные и личностные особенности. Они включали в себя:
- методики тестирования и индивидуальных и групповых семинаров, помощь и консультирование в подготовке исследовательских проектов по математике; индивидуальные практикумы;
- тренинговые - активные развивающие занятия, способствующие стимулирующие память, воображение и внимание подростков;
- индивидуальная работа по выполнению практимумов с обучающимися, которые испытывают затруднения при изучении математики;
- создание среды, которая бы поддерживала позитивные изменения в развитии компонент мышления.
Апробация данных занятий по развитию когнитивных компонент мышления старшеклассников, обучающихся в классе гуманитарного профиля, показала ее эффективность. Одним из важных выводов нашего исследования является факт об эффективности экспериментального воздействия на следующие параметры: образная оригинальность, зрительная логика, внимание, вычисления, волевые операции. Нам не удалось получить динамику по вербальной оригинальности и беглости
Таким образом, мы имеем основание утверждать, что, гипотеза исследования нашла свое экспериментальное подтверждение.
Проанализировав матрицы корреляционных связей, мы сделали
следующие выводы:
1) Самоконтроль обучаемого при решении математических задач, вызовет эстетическое удовольствие от этого процесса.
2) Интуиция проявляется только фоне развития творческих способностей.
3) Относительную стабильность и не подверженность влиянию других факторов проявляет параметр вербальной креативности.
4) Математическое творчество психические процессы и состояния (память, внимание, воображение) имеют значимую корреляционную зависимость.
Результаты анализа интеркорреляций позволяют отметить качественное своеобразие связей структурных составляющих когнитивных компонент мышления старшеклассников в зависимости от профиля обучения:
1) Развивая зрительную логику старшеклассников, можно стимулировать развитие и внимания и вычислительных навыков.
2) В группе математического профиля обнаружена связь параметров сопротивления замыканию с образной и вербальной оригинальностью.
Полученные результаты исследования являются статистически подтвержденными и поэтому становится целесообразно их применение на уроках математики.
Проведенное исследование развития когнитивных компонент мышления старшеклассников, обучающихся в классе гуманитарного профиля имеет практическую практические значимость. Так, стоит учитывать, что развитие эмоционального когнитивного компонента мышления оказывает влияние на развитие знаний и умений обучаемых в области математики. Можно использовать, выявленные нами тенденции и психолого-педагогические условия развития когнитивных компонент мышления старшеклассников, с целью продуктивности познавательных процессов.
В настоящее время проблема развития когнитивных компонент мышления старшеклассников не теряет своей актуальности. Мы не затронули вопросы, раскрывающие гендерную специфику развития компонент мышления. Изучение данной проблемы будет весьма интересной в преломлении к вопросам развития мышления, учитывающих врожденные способности к математике.
Результаты научного исследования были представлены на II краевой научно-практической Интернет-конференция «Школа-ВУЗ-дополнительное образование: территория сотрудничества по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации», 14 декабря - 24 декабря 2018 года, Ставрополь, ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2018.
А также в монографии «Образовательно-инновационные технологии: теория и анализ: монография / [Я.С. Агаханова, Н.Б. Андренов, И.А. Балабуев и др.]; под общей ред. проф. В.А. Далингера и проф. В.В. Шигурова; (Отв. редакторы проф. О.И. Кириков и проф. В.И. Писаренко)» Воронеж, 2019.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 1997. - 704 с.
2. Аверина, И. С. Вербальный тест творческого мышления «необычное использование» / И. С. Аверина, Е. И. Щебланова. - М. : Соборъ, 1996. - 60 с.
3. Андреев, И. А. Предметная специфика и уровни развития химического мышления / И. А. Андреев // Вестник Удмуртского университета- 2003. - № 4. - С. 12 -14.
4. Атаханов, Р. К диагностике развития когнитивных компонент мышления / Р. Атаханов // Вопросы психологии. - 1992. - №1 - 2. - С. 60 - 67.
5. Атаханов, Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Р. Атаханов ; под научной ред. действительного члена РАО, проф. В. В. Давыдова. - Москва - Рига, 2000. 208 с.
6. Барлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической
диагностике / Л. Ф. Барлачук, С. М. Морозов. - Киев, 1989.
7. Бобров, А. Н. Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников : дис. ... канд. псих. наук / А. Н. Бобров. - Ставрополь, 2004.
8. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - Том 16. - №5.
9. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 1998. - 1536 с.
10. Введение в научное исследование по педагогике : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. И. Журавлева. - М. : Просвещение, 1988. - С. 168.
11. Вейль, А. Математическое мышление / Анри Вейль. - М. : Наука, 1989.
12. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 3.- М. : Педагогика, 1983.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т.
2. - М. : Педагогика, 1982. - 504 с.
14. Выготский, Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 1. - М. : Педагогика, 1982.
15. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. - М. : Изд-во Московского университета, 1976.
16. Гельфман, Э. Г. Психологический анализ использования задач на уроках математики / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная // Роль и место задач в формировании системы основных знаний. Вып.1. - М. : НИИ школ, 1976. - С. 20 - 34.
17. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М. : Просвещение, 1968. - С. 433 - 456.
18. Гильбух, Ю. З. Психодиагностика в школе / Ю. З. Гильбух. - М. : Знание, 1989. - 79 с.
19. Гнеденко, Б. В. Математика и математическое образование в современном мире / Б. В. Гнеденко. - М. : Просвещение, 1985. - 191 с.
20. Гусев, В. А. Как помочь ученику полюбить математику / В. А. Гусев. - М. : Авангард, 1994.
21. Денищева, Л. О. Зачеты в системе дифференциального обучения математике / Л. О. Денищева. - М. : Просвещение, 1993.
22. Дорофеев, Г. Математика для поступающих в вузы / Г. Дорофеев, М. Потапов, Н. Розов. - М. : Дрофа, 2002. - 672 с.
23. Епина, М. Б. Особенности ценностных ориентаций старше-классников, обучающихся в профильных классах / М. Б. Епина, О. А. Акачутина // www.spbpo.ru.
24. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики /
В. П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002. - 431 с.
25. Игнатьев, Е. И. Математическая смекалка: Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы / Е. И. Игнатьев. - М. : Омега, 1994. - 192 с.
26. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости /
З. И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 1981.
27. Калмыкова, З. И. Психологические принципы развивающего обучения / З. И. Калмыкова. - М. : Знание, 1979.
28. Кантор, И. М. Понятийно-терминологическая система педаго-гики / И. М. Кантор. - М. : Педагогика, 1980.
29. Колягин, Ю. М. Профильная дифференциация обучения математике / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федерина // Математика в школе. - 1990.
- №4.
30. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1980. - 192 с.
31. Крамор, В. С. О совершенствовании методов обучения математике / В. С. Крамор. - М. : Просвещение, 1989.
32. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий ; под ред. Н. И. Чуприковой. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЕК», 1998. - 416 с.
33. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с.
34. Мадриамов, С. Самостоятельная работа творческого характера при изучении математики в средней школе : дис. ... канд. пед. наук / С. Мадриамов.
- М., 1985.
35. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество : монография /
A. М. Матюшкин. - Воронеж : МОДЭК, 2003. - 720 с.
36. Мерлин, В. С. Психологические особенности личности /
B. С. Мерлин // Общая психология / под ред. А. В. Петровского. - М., 1970.
37. Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Психология образования /
Р. С. Немов. - М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
38. Немов, Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования. /
Р. С. Немов. - М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
39. Немов, Р. С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
Новый энциклопедический словарь / под ред. С. Л. Кравца. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ