Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое руководство обогащением учебно-познавательного опыта школьников

Работа №7130

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы258стр.
Год сдачи2000
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
650
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ 14
1.1. Учебно-познавательный опыт школьника:
сущность, уровни, особенности 14
1.2. Взаимосвязь учебно-познавательного опыта
и учебной деятельности школьников 46
1.3. Гуманизация процесса обучения путем учебно-познавательного опыта 68
Выводы по первой главе 87
Глава 2. ПРОЦЕСС ОБОГАЩЕНИЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ 89
2.1. Педагогическая диагностика уровней, вариантов учебно-познавательного опыта школьников 89
2.2. Задачи как средство обогащения учебно-познавательного опыта школьников 112
2.3. Условия обогащения учебно-познавательного
опыта школьников в процессе обучения 139
Выводы по второй главе 155
Заключение 157
Библиографический список использованной литературы 159
Приложения 1-84



Смещение в настоящее время акцентов в образовании от функционализма к ориентации на гуманистические ценности образования способствует ликвидации шаблонов в педагогической деятельности. Опыт школьника включается в учебный процесс как его основа, средство, условие, специфический компонент содержания образования.
История развития педагогической мысли содержит ценные идеи изучения опыта учащихся как основы гуманизации процесса обучения. Но ценность, например, деятельности Сократа, направленная на обращение- диалог с учеником как субъектом деятельности, на стимулирование и совершенствование опыта школьника, не нашла массового применения в обучении. Ценность идей Я.А. Коменского о природосообразности, связанной с учебным опытом и возрастными особенностями ученика, раскрывалась через “живой опыт”. Идеи Ж.Ж. Руссо о свободе в воспитании не совпадали с идеями общества. В трудах И.Г. Песталоцци наблюдается новый аспект - использование личного опыта ученика, для постижения “чужого опыта” и преобразования своего. Дж. Локк пытался структурировать опыт ребенка, тем самым привлекая критические взгляды других ученых, например, В. Вундта, чья психология обвинялась в принципиальной оторванности от жизни [69; 127, С.192; 123, С.47]. Как итог исканий многих ученых звучат слова М. Монтеня о преимуществе научных знаний и недостатках жизненного опыта школьника, однако его рекомендации носили частный характер [82, С.358]. Экспериментальная дидактика XIX века (А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк и др.) утверждала приоритеты активной познавательной деятельности в обучении, однако практическая сторона этих идей вытесняла словесное, научное обучение. Аналогично Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф отмечали ценность “житейского фонда” учащихся, С.Т. Шацкий приблизился к технологизации деятельности учителя, предлагая выявить, проанализировать и сопоставить опыт детей с тем, что предлагается наукой. Эта идея выгодно сочетается с идеями К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского об обеспечении детей опытом саморе-гуляции психических процессов и процесса усвоения знаний.
Проблема изучения опыта человека многогранна: представители прагматистской философии (У.Джемс, Ч. Пирс, Дж. Дьюи и др.) исследовали индивидуальный опыт, экзистенциалисты (С. Карьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдегер, П. Сартр и др.) и психологи-гуманисты (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) - значение субъективного опыта человека во всем его опыте. Отечественные психологи и дидакты (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, JI.B. Зан- ков, И.Я. Лернер, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин и др.) теоретически обосновали перспективный взгляд на учение как на процесс развития ребенка и его опыта. Смена ценностных ориентиров современной школы как социального института обеспечила поиск технологий реализации провозглашенных идей на основе следующих противоречий:
• между потребностью общества в человеке как ценности социального прогресса и традиционной системой образования;
• между необходимостью обогащения опыта личности, роста ее сущностных сил и смещением ценностей в обучении на стандарты;
• между декларируемой идеей гуманизации образования и недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих обогащению опыта школьника.
Содержанием одного из фундаментальных противоречий процесса обучения выступает несовпадение стихийного познавательного опыта ученика и научного (учебного) знания как основы учебно-познавательного опыта. Ученые в своих исследованиях вновь и вновь
оказываются перед необходимостью обращаться к этой проблеме [1; 34; 81; 95; 116; 117; 140; 151 и др.]. В дидактике утвержден основной закон процесса обучения о том, что противоречия процесса обучения являются источником самодвижения, саморазвития школьника, а эффективность процесса обучения определяется умениями учителя раскрыть диалектику учебного познания посредством присущих ему противоречий, создать условия для разрешения противоречий, которые обеспечат диалектику его развития (В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, B.C. Шубинский и др.).
В работах известных отечественных психологов и педагогов эта проблема была предметом исследований во многих аспектах: использования жизненного опыта учащихся в целях преодоления формализма знаний (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.); изменение исходного предметно-познавательного опыта учащихся, обусловленного его взаимодействием с усваиваемыми знаниями , умениями и навыками (С.П. Баранов, Д.В. Вильнеев, Г.Д. Глейзер, Ю.Н. Кулюткин, И.Д. Лушников, В.Э. Тамарин и др.); учет познавательного опыта учащихся при целенаправленном руководстве формированием научных понятий (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Э.И. Моносзон, И.Т. Огородников, И.Ф. Свадковский и др.).
Однако, проблема развития именно учебно-познавательного опыта четко определена не была. В настоящее время проблеме использования и развития опыта ребенка в учебном процессе посвящены исследования ученых в нашей стране [1; 10; 20; 34; 47; 48; 117; 140; 143; 151 и др.] и учёных за рубежом (Э. де Боно, Дж. Брунер, Э. де Корте, X. Таба, Д. Шваб и др.), но сами авторы отмечают, что проблема бедности познавательной стороны учебного процесса остается открытой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основе теоретического и практического материала представлена модель деятельности учителя при обогащении учебно-познавательного опыта учащихся.
2. Разработана методика диагностики учебно-познавательного опыта учащихся.
3. Теоретически обоснована и доказана математическими методами (экспертных оценок, ранжирования, корреляционного анализа по методу Н. Спирмена, коэффициента конкордации по методике М. Кендалла, Б. Смита, t- критерия Стьюдента) эффективность предлагаемой модели деятельности учителя и методики диагностики учебно-познавательного опыта учащихся.
4. Определены ведущие условия, обеспечивающие эффективность процесса обогащения учебно-познавательного опыта учащихся.
Психолого-педагогические условия: наличие познавательной активности, самостоятельности ученика в учебном процессе; создание ситуации успеха в учебном процессе; создание учителем положительного эмоционального настроя на уроках.
Общие требования: творческая деятельность учащихся; творческая деятельность учителя; знание учителем сущности, признаков, структуры, уровня учебно-познавательного опыта учащихся; рефлексивная деятельность учителя, критическое отношение к своему опыту; рефлексивная деятельность ученика, критическое отношение к своему опыту.
Организационно-педагогические условия: поиск учителем способов включения учебно-познавательного опыта каждого ребенка в учебный процесс; использование учителем разнообразных форм и активных методов организации учебной деятельности с целью обогащения учебно-познавательного опыта учащихся; сотрудничество учителя и учащихся в процессе совместной деятельности.



1. Абрамова С.Г. Влияние субъектного опыта учащихся на усвоение научного содержание исторического материала: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1991. - 193 с.
2. Аванесов С.В. Применение статистических методов и ЭВМ в пе-дагогических исследованиях /V Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1998. - С.139-154.
3. Акинфиева Н.Ф. Развитие познавательной самостоятельности школьников при изучении предметов естественно-научного цик¬ла: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Саратов, 1996. - 17с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
5. Анцыферова Л.Р1. Личность в динамике: некоторые итоги иссле¬дования // Психологический журнал. - 1992.- № 5. - С. 12-25.
6. Арбузова Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся: Дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 1998. - 188с.
7. Арутюнова Л.П., Поваровская Е.Н. Использование индивидуаль¬но-психологических показателей учащихся в учебно- воспитательном процессе. - Ростов-на-Дону, 1995. - 77с.
8. Афонина Г.М. Проверка знаний учащихся с помощью системы задач: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1976. - 175 с.
9. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический ас¬пект. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
10. Беднягина Г.В. Опора на жизненный познавательный опыт уча¬щихся в процессе изучения нового материала: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1973.- 156 с.

160
11. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспекти¬вы. - 2-е изд. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. - 31 с.
12. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и пробле- д мы: (о разраб. технологии интеграл, образования на базе гимна¬зии иностр. яз. в г. Бийске) /7 Педагогика. - 1996,- №4 - с. 23-27.
13. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 48 с.
14. Бохорский Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991- 18 с.
15. Божович Л И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 257-284
16. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 3-19.
17. Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке
Л
(статья первая)// Психологический журнал. - 1991. - Т. 12,- № 6.
- С. 3-10; 1992. - Т. 13. - № 6. - С. 3-12; 1993. - Т. 14. - № 6. - С. 3-15.
18. Ван Оих Р. Психологические отмычки - СПб.. Питер Паблишинг,
1997. - 224с. - (Серия “Тренировка ума”).
19. Вединяпина В.А. Субъект-Я как педагогическая проблема: Дисс. ... доктора пед. наук. - СПб., 1998. 417 с.
• 20. Воробьева М.Ф. Анализ сформированности умений саморегуля¬
ции деятельности в профконсультировании школьников: Авто¬реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 17 с.
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Да¬выдова. - М.: Педагогика, 1991. - 300 с.

161
22. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.,1960.
23. Галин A.JL Личность и творчество: психологические этюды. - М., 1998. - 115 с.
24. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966. - с. 236-277.
25. Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. НОП для уча¬щихся гимназий и лицеев. - Изд. 2-е перераб. - Киев. Фирма “В1ПОЛ”, 1993. - 128 с.
26. Гольдин А.М. Школа-парк как одна из моделей свободного обра¬зования /У Школьные технологии. - 1998. - № 4 - С. 43-55.
27. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика.-
1995. - №1 - С. 29-39.
28. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. ст. / Сиб. ин-т развивающего обучения. (Библиотека развивающего обуче¬ния: вып. 13). - Томск: Пеленг, 1995. - 142 с.
29. Дельцова И.А. Обучение подростков постановке учебных задач: Дисс. ... канд. пед. наук. - Иваново, 1998. - 146 с.
30. Дружинина О.М. Дифференцированный подход при проведении лабораторных работ по физике. Автореф. дисс. ... канд. пед. на¬ук. - Челябинск, 1997. - 21 с.
31. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. / Пер. с англ.
Н.М. Никольской. — М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
32. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 236с.
33. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986.

162
34. Зеленцова А. В. Личностный опыт как специфический компонент содержания образования: Дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград,
1996. - 160 с.
ф 35. Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах. Пособие
для учителей. 3-е изд., доп. и переработ. - М.: Просвещение, 1971. - 192 с.
36. Идея гуманизации образования в контексте отечественных тео¬рий личности / Котова И.Б., Шиянов Е.Н.: Рос. Акад. Образова¬ния. Южн. отд-ние. - Ростов н / Д. РИО АО “Цвет. Печать”, 1995. - 310 с.
37. Ильенков Э.В. Личность и творчество / Ред. - сост. И.П. Фарман. Отв. Ред. В.А. Лекторский. - М.: “Языки русской культуры”, 1999. - 272 с.
38. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студен¬тов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
39. Интеллектуальное воспитание личности. Холодная М.А., Гельф- ман Э.Г. // Педагогика. - 1998. - №1. - С. 54-60.
40. Кабанова-Меллер Е.Н. Психологический анализ применения гео-метрических понятий и закономерностей /7 Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 28. - С. 127-155.
41. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навы¬ков у школьников . М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 376 с.
42. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981. 96 с.
^ 43. Калашникова Т.А. Дидактические основания дифференцирован¬
ного обучения школьников младшего подросткового возраста: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 120 с.
44. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемо¬сти. -М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

163
45. Калмыкова З.И. Уровни применения знаний к решению учебных задач /У Психология применения знаний к решению учебных за¬дач. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - С. 130-183.
46. Калмыкова З.И. Эффективность применения знаний по физике в зависимости от различных условий их усвоения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 182-227.
47. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на ос¬нове исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опы¬та). - Рига: НПЦ “Эксперимент”, 1995. - 176 с.
48. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 14-21.
49. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиз¬дат, 1985. - 431 с.
50. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. Сост. М. Н. Колмакова, В. С. Суров.—2-е изд., доп. и доработ.—М.: Политиздат, 1988.—367 с.
51. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / Науч. - метод, центр, пенз. гор. отд. образования. - Пенза: Науч,- метод. центр отд. образования гор. администрации, 1994. - 338 с.
52. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной актив¬ности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. -С.5-12.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ