Введение…………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретическое основы процессов формирования ассортимента,
оценки качества и конкурентоспособности кофе на российском потребительском рынке ………………………………………………………….. 7
1.1. Состояние, структура, тенденции и перспективы развития рынка
кофе в Российской Федерации …………………………………………….. 7
1.2. Пищевая ценность и свойства кофе, оценка факторов, формирующих его ассортимент, качество и конкурентоспособность ...……………. 12
1.3. Общая характеристика ассортимента кофе, представленного на российском рынке ……………………………………………………………… 19
1.4. Методы оценки уровня качества и безопасности кофе …...………..… 24
1.5. Критерии и особенности оценки конкурентоспособности различных
видов кофе ………………………………………………...…………….. 28
Глава 2. Исследование ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности молотого кофе, представленного в магазине «Кулинария» 35
2.1. Оценка состояния, структуры и тенденций развития потребительского рынка вкусовых товаров в г. Белгороде……………………………... 35
2.2. Анализ структуры ассортимента, молотого кофе и особенностей его
формирования на региональном потребительском рынке ……...…............ 42
2.3. Организация контроля и оценки качества молотого кофе в магазине
«Кулинария» …………………………………………………………………. 47
2.3.1. Объекты и методы исследования …………………………………… 51
2.3.2. Результаты органолептической оценки качества молотого кофе………………………………………………………………………...... 56
2.3.3. Результаты физико-химической и микробиологической оценки качества молотого кофе …………………………………………………..... 58
2.3.4. Результаты оценки безопасности молотого кофе…………………... 593
2.4. Оценка конкурентоспособности молотого кофе различных торговых
марок, реализуемых в магазине «Кулинария» …………………………… 60
2.5. Разработка путей совершенствования ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности молотого кофе, реализуемого на региональном потребительском рынке ………………………………………... 64
Заключение…………………………………………………………………. 67
Список использованных источников…………………………………….... 69
Приложение 73
Воздействие кофе на здоровье человека объясняется его химическим
составом. В кофейном зерне содержится кофеин, белок, тригонеллин, хлорогеновая кислота, различные минеральные соли. На перечисленные вещества
припадает примерно 25% от массы сырого кофейного зерна, а остальное составляет клетчатка, масло и вода.
Натуральный жареный кофе – это продукт, полученный путем обжаривания зеленого кофе. Он имеет характерные цвет, вкус и аромат, формирующиеся в процессе обжарки в зависимости от ее режимов и должен соответствовать требованиям стандарта кофе ГОСТ 32775-2014 Кофе жареный. Общие технические условия [7].
Согласно ГОСТ 32776-2014 Кофе растворимый. Общие технические
условия кофе растворимый представляет собой сухой пищевой продукт, полученный из жареного кофе физическими методами с использованием в качестве экстрагента воду. Данный продукт можно сравнить с натуральным
молотым кофе, но только с менее выраженными вкусовыми качествами. Несмотря на это, растворимый кофе имеет повышенное тонизирующее действие
и способен растворяться в воде без осадка Актуальность данного исследования заключается в том, что кофе является популярным продуктом и на рынке представлено большое количество
продукции, произведенной фабричным способом, ассортимент постоянно
расширяется и обновляется, в связи с чем у потребителя могу возникнуть
трудности при выборе качественного продукта. Кроме того, современные методики оценки качества требуют доработки.
Цель данного исследования заключается в исследовании ассортимента,
оценка и анализ свойств, качества и конкурентоспособности молотого кофе.
Задачи исследования:
‒ рассмотреть состояние, структуру, тенденции и перспективы развития рынка кофе в Российской Федерации;
‒ проанализировать пищевую ценность и свойства кофе, оценку факторов, формирующих его ассортимент, качество и конкурентоспособность;
‒ исследовать общую характеристику ассортимента кофе, представленного на российском рынке;
‒ изучить методы оценки уровня качества и безопасности кофе;
‒ разобрать критерии и особенности оценки конкурентоспособности
различных видов кофе;
‒ оценить состояния, структуры и тенденций развития потребительского рынка вкусовых товаров в г. Белгороде;
‒ провести анализ структуры ассортимента молотого кофе и особенностей его формирования на региональном потребительском рынке;
‒ изучить организацию контроля и оценки качества молотого кофе в
торговых предприятиях;
‒ оценить конкурентоспособность молотого кофе различных торговых
марок, реализуемых в магазине «Кулинария» («ООО ОВЕРО»);
‒ разработать пути совершенствования ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности молотого кофе, реализуемого на региональном потребительском рынке.
Объектом исследования является магазин «Кулинария» (ООО «ОВЕРО», г.Белгород).
Предмет исследования – оценка и анализ свойств, качества и конкурентоспособности молотого кофе.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные документы, учебники и
учебные пособия, монографии, материалы научно-практических конференций, материалы сати Интернет по исследуемой проблематике.
Методологическими основами написания выпускной квалификационной работы являются методы анализа, систематизация, социологические методы, а также органолептические, физико-химические и микробиологические
методы оценки качества товаров.
В России постоянно растет потребление кофе. По итогам 2015 года в
тройку лидеров по объему закупок российского кофе вошли Украина
(64,92%), Беларусь (21,47%) и Абхазия (4,73%). Рынок кофе является одним
из стратегически важных рынков в экономике многих государств, в том числе и России. Сделки по поставкам и продаже кофе, заключаемые на международном рынке, занимают второе место после сделок по продаже нефти.
Что позволяет сделать вывод о большой значимости кофе, как мирового продукта.
В перспективе рассматривается повышение уровня качества кофе, увеличение инвестиций в кофейное производство, комфорт употребления, потребление вне дома и т.п.
Конкуренция между компаниями и их продукцией растет, и потребителям все сложнее различать конкурирующие торговые марки. Соперничающие фирмы усиливают стимулирование, и потребители начинают лучше ориентироваться в их товаре, здесь на помощь приходят реклама и упаковка
продукции.
Проанализировав структуру ассортимента молотого кофе и особенности его формирования на Белгородском потребительском рынке мы видим,
что молотый кофе становится все более популярным среди потребителей.
Это связано с тем, что покупатель стал более знающий и разборчивый, что
ведет к востребованности более качественной и дорогостоящей продукции.
При изучении организации контроля и оценки качества молотого кофе
на примере конкретного предприятия было выявлено, что реализация качественной и безопасной продукции зависит не только от производителей, но и
от персонала магазина, их квалифицированности.
Нами была проведена оценка качества молотого кофе в несколько этапов: исследование маркировки, органолептическая оценка, установление физико-химических и микробиологических показателей, изучение показателей
безопасности.
По результатам исследований, все образцы соответствуют физикохимическим, микробиологическим нормам и показателям безопасности. Выявлено несоответствие одного установленного органолептического показателя с показателем Образца 1, а также недостаток информации при изучении
маркировки некоторых исследуемых образцов. Но данные отклонения в целом не влияют на качество и безопасность образцов.
Рассматривая ассортимент кофе на российском рынке, можно сделать
вывод, что кофейный рынок в России широко оснащен, представлен большим разнообразием. Отечественные производители кофе все больше заинтересованы в расширении ассортимента и вывода новых марок на рынок. За
счет этого в дальнейшем возможны такие новинки как: кофе разной степени
обжарки, различные смеси, моносорта, которые привязаны к определенному
месту произрастания кофе, specialty coffee (кофе из отборных зерен). Все это
в дальнейшем будет способствовать активному развитию отечественного
рынка кофе.
1. О техническом регулировании [Текст] : Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Раздел «Законодательство».
2. О присоединении Российской Федерации к Международному согла¬шению по кофе 2007 года [Текст] : Федеральный закон РФ от 8 марта 2015 № 24-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Раздел «Зако¬нодательство».
3. О внедрении Методических рекомендаций «Классификация пище-вой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых кон¬трольно-надзорных мероприятий» [Текст] : Приказ от 18 января 2016 года № 16 // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Раздел «Законо¬дательство».
4. Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в частности ее маркировки» (ТР ТС 022/2011). - Введ. 01 июля 2013 г.
5. Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пи-щевых продуктов [Текст] : СанПин 2.3.2.1078-01». - Введ. 01 июля 2002 года. - М. : Стандартнформ, 2008.
6. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требова¬ния [Текст] : ГОСТ Р 51074-2003. - Введ. 29 декабря 2003 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.
7. Кофе жареный. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 32775-2014. - Введ. 01 января 2016 года. - М. : Стандартинформ, 2016.
8. Кофе натуральный растворимый. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 32776-2014. - Введ. 01 января 2016 года. - М. : Стандартин- форм, 2016.
9. Чай черный. Технические условия [Текст] : ГОСТ 32573-2013. - Введ. 01 июля 2015 года. - М. : Стандартинформ, 2015.
10. Пряности и приправы. Определение содержания примесей и посто¬ронних веществ [Текст] : ГОСТ ISO 927-2014. - Введ. 01 января 2016 года. - М. : Стандартинформ, 2016.
11. Водки и водки особые. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 12712-2013. - Введ. 01 июля 2014 года. - М. : Стандартинформ, 2014.
12. Пиво. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 31711-2012. - Введ. 01 июля 2013 года. - М. : Стандартинформ, 2013.
13. Напитки безалкогольные. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 28188-2014. - Введ. 01 января 2016 года. - М. : Стандартинформ, 2016.
14. Концентраты пищевые. Правила приемки, отбор и подготовка проб [Текст] : ГОСТ 15113.0-77. - Введ. 01 января 1979 года. - М. : Стандартин¬форм, 2011.
15. Сырье и продукты пищевые. Метод определения ртути [Текст] : ГОСТ 26927-86. - Введ. 01 июля 1989 года. М. : ИПК Издательство стандар¬тов, 2002.
16. Сырье и продукты пищевые. Метод определения мышьяка [Текст] : ГОСТ 26930-86. - Введ. 01 января 1987 года. М. : ИПК Издательство стан¬дартов, 2002.
17. Сырье и продукты пищевые. Метод определения свинца [Текст] : ГОСТ 26932-86. - Введ. 01 июля 1989 года. М. : ИПК Издательство стандар¬тов, 2002.
18. Сырье и продукты пищевые. Метод определения кадмия [Текст] : ГОСТ 26933-86. - Введ. 01 декабря 1986 года. М. : ИПК Издательство стан¬дартов, 2002.
19. О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству [Текст] : Ин-струкция П-7 - Введ. 22 января 1997 года. М. : Издательство стандартов, 1997г.
20. Кажаева, О. И. Товароведение и экспертиза продовольственных то¬варов [Текст] : учебное-практическое пособие / О. И. Кажаева, Л. А. Мани¬хина. - 2014. - 211 с.
21. Кондрашова, Е.А. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учебное пособие / Е. А. Кондрашова, Н. В. Коник, Т. А. Пешкова. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 445 с.
22. Малкина, В. Д. Общая технология пищевых производств [Текст] : учебно-практическое пособие / В. Д. Малкина, Г. Д. Касаткина.- М. : МГУ- ТУ, 2014. - 213 с.
23. Чепурной, И. П. Идентификация и фальсификация продовольствен¬ных товаров [Текст] : учебник 4-е изд. / И. П. Чепурной - М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 460 с.
24. Столярова, А.С. Товароведние и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учебник / А.С. Столярова. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 2013. - 140 с.
25. Блинникова, О.М. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учебное пособие / О.М. Блинникова. - Мичуринск : МичГАУ, 2014. - 234 с.
26. Тимофеева, В.А. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : учебник/ В.А. Тимофеева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 416 с.
27. Запекина, Н. В. Национальные и региональные аспекты развития российской кофейной отрасли [Текст] / Н. В. Запекина, Л. А. Журавлева // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (35). - с. 30-33.
28. Калашникова, Д. В. Современное состояние рынка кофе в России [Текст] / Д. В. Калашникова, Ю. А. Кафтулина // Научное сообщество сту-дентов XXI столетия. - 2015. - с. 22-30.
29. Костарев, Г. Кофейни превращаются в офисы малого бизнеса [Текст] / Г. Костарев // Российская бизнес-газета. - 2013. - № 6226. - с. 25-26.
30. Марков, А. К. Изменение климата угрожает кофе, шоколаду и вину [Текст] / А. К. Марков // Чистая энергия. - 2014. - № 4. - с. 102-105.
31. Рогожин, П. Рынок кофе в России [Текст] / П. Рогожин // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 6. - с. 101-110.
32. Шаманов М. Ароматный бизнес. Кофейно-культурная революция [Текст] / М. Шаманов // Московский бизнес журнал - 2005. - №3. - с. 104-107.
33. Соколов В. Современное товароведение. Кое-что о торговле кофе [Текст] / В. Соколов // Товаровед продовольственных товаров - 2014. -№9. - с. 3-5.
34. Оксанчук Е. Новый мир кофе [Текст] / Е. Оксанчук // Мир кофе - 2013. - №12-13 - с. 96-98.
35. Владимирова О. Кофе на мировом рынке [Текст] / О. Владимирова // Коммерсантъ № 21. - 2015. - с. 47-50.
36. Кудрин А.Л. Обзор российского рынка кофе [Текст] / А. Кудрин // Экономика России: XXI век. - 2014. - № 16. - 14-25 с.
37. Романова Т. Вкус кофе в чашке должен быть постоянен [Текст] / Т. Романова // Ведомости. - 2014. - № 207 (2477) - 34-35 с.
38. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учебник / А.А. Вытовтов. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 с.
39. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электрон¬ный ресурс] / Режим доступа: //www.gks.ru. Дата обращения: 25.05.2017 г.
40. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Белго-родской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: htpp://belg.gks.ru. Дата обращения: 24.05.2017 г.
41. Сайт Российской ассоциации производителей чая и кофе [Элек-тронный ресурс] / Режим доступа: http://coffeetea.ru. Дата обращения: 18.04.2017 г.
42. Сайт Глобальной компании-измерителя Nielsen Holdings PLC [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru. Дата обращения: 01.06.2017 г.
43. Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://wciom.ru. Дата обращения: 06.06.2017 г.