ЖУРНАЛИСТСКИЙ МЕДИАТЕКСТ КАК ФЕНОМЕН ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (на материале публикаций А. Минкина и Ю. Роста)
|
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭСТЕТИКИ
СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕКСТОВ
1.1 Понятие эстетической культуры 7
1.2 Диапазон эстетического в журналистских медиатекстах 13
1.3 Эстетический потенциал образов в журналистских медиатекстах 21
Выводы к главе I 31
Глава II. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАТЕКСТОВ В
ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА МИНКИНА И ЮРИЯ РОСТА 33
2.1 Творческий путь А. Минкина 33
2.2 Эстетический потенциал медиажанров в творчестве А. Минкина 35
2.3 Идиостилевые доминанты в творчестве А. Минкина 38
2.4. Творческий путь Ю. Роста 51
2.5 Эстетический потенциал медиажанров в творчестве Ю. Роста 55
2.6 Идиостилевые доминанты в творчестве Ю. Роста 59
Выводы к главе II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭСТЕТИКИ
СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕКСТОВ
1.1 Понятие эстетической культуры 7
1.2 Диапазон эстетического в журналистских медиатекстах 13
1.3 Эстетический потенциал образов в журналистских медиатекстах 21
Выводы к главе I 31
Глава II. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАТЕКСТОВ В
ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА МИНКИНА И ЮРИЯ РОСТА 33
2.1 Творческий путь А. Минкина 33
2.2 Эстетический потенциал медиажанров в творчестве А. Минкина 35
2.3 Идиостилевые доминанты в творчестве А. Минкина 38
2.4. Творческий путь Ю. Роста 51
2.5 Эстетический потенциал медиажанров в творчестве Ю. Роста 55
2.6 Идиостилевые доминанты в творчестве Ю. Роста 59
Выводы к главе II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
Актуальность исследования. В настоящее время одно из перспективных направлений в изучении медиатекстов связано с осмыслением их эстетической природы. Появилась целая серия научных исследований, в которых на первом плане оказываются эстетика и поэтика журналистских публикаций, лингвокреативная деятельность журналистов, идиостиль публицистов (Г.В. Бобровская, Л.Р. Дускаева, Л.Г. Кайда, Г.А. Копнина, Н.А. Купина, Т.В. Матвеева, Е.Н. Ремчукова, А.П. Сковородников, Н.И. Цветова и др.). Нельзя сказать, что исследователи ранее не обращались к изучению публицистических образов и их типологической характеристике (М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, Г.С. Мельник, Е.И. Пронин, А.М. Тепляшина, В.В. Ученова, М.С. Черепахов и др.), к образно-выразительной системе журналистских жанров (В.И. Коньков, Т.И. Краснова, Г.Я. Солганик). Однако в наше время эстетическая сторона журналистики значительно расширила свое проблемное поле, отразив новые горизонты эстетики и новый модус существования современной культуры. Сегодня посредством СМИ транслируется и трансформируется художественно - эстетический опыт человечества, формируются и внедряются в массовое сознание новые культурно-ценностные константы, морально-нравственные нормативы и речевые образцы. Эстетическая культура журналистики должна быть обращена к проблемам взаимодействия медийных практик и современной культуры и может составить целое научно-исследовательское направление в лингвистических науках. Поэтому изучение тех или иных проявлений эстетики журналистского текста представляет собой актуальную и перспективную задачу современных медиаисследований.
В нашем исследовании обозначено несколько аспектов, которые могут составить проблематику эстетической культуры - это семиотическая организация медиатекстов, их образная и жанровая типология, эстетика отдельных изданий/каналов, а также идиостиль конкретных журналистов, связанный с индивидуальным авторским слогом и его лингвокреативными предпочтениями при отборе и комбинации средств выражения.
Фокусом данной работы выступают идиостилевые доминанты, под которыми понимается частотное для того или иного автора языковое или речевое явление, «значимое для созданных им текстов и характерное для его творческой манеры в целом» [Киреева 2016: 5]. Образные и экспрессивно-эмоциональные средства в газетном текстообразовании могут предназначаться для украшения (декоративная функция), придания выразительности тексту (экспрессивно-патетическая функция), творческого преобразования ресурсов языка (креативная функция) и/или создания комического, сатирического, игрового эффекта (поэтическая функция). По мнению Г.В. Бобровской, в совокупности все эти функции формируют эстетику публицистического текста [Бобровская 2011: 49]. Такой подход позволяет наглядно продемонстрировать преобразование языковых единиц в эстетически значимые элементы журналистского медиатекста.
Гипотеза исследования. Вопреки традиционным взглядам, отказывающим газетно-публицистическому стилю (и соответственно, газетным текстам) в наличии эстетического начала, мы исходим из того, что эстетическое начало в журналистских медиатекстах многогранно и многофункционально, оно проявляется как в форме, так и содержании, как в вербальном, так и визуальном компонентах. Однако в отличие от художественно-эстетической сферы, эстетика журналистского текста обладает своей спецификой, сопряженной с прагматическими механизмами убеждения и внушения. Эстетическая функция имеет в журналистских медиатекстах синтетический характер, который проявляется в тесной связи с прагматическими, этическими, моральными и утилитарными оценками.
Объектом исследования является творчество известных российских публицистов - Юрия Роста и Александра Минкина.
Предмет исследования - идиостилевые доминанты как наиболее частотные и значимые языковые/речевые явления, характерные для творческого письма А. Минкина и Ю. Роста.
Цель исследования - выявить эстетический потенциал лингвокреативной деятельности двух российских публицистов.
Данная цель предопределила порядок и необходимость рассмотрения следующих задач:
- охарактеризовать научные подходы к пониманию эстетики и эстетической культуры,
- очертить диапазон действия эстетического начала в журналистских медиатекстах,
- попытаться охарактеризовать специфику публицистических образов,
- описать творческий путь Александра Минкина и Юрия Роста,
- выявить идиостилевые доминанты в творчестве Александра Минкина и Юрия Роста, связанные с индивидуальным авторским словом и их лингвокреативными предпочтениями.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области:
- эстетики и эстетической культуры: М. Абдуллаев, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, А.В. Гулыга, В.Е. Давидович, О.А. Кривцун, В.Н. Липский, Б. Лукьянов.
- функциональной стилистики: Ш. Балли, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур,
A. И. Горшков, Л.Р. Дускаева, М.Н. Кожина, С.А. Крылов, Н.В. Курилович, B. П. Москвин и др.;
- креативной стилистики: Г.В. Бобровская, Л.Г. Кайда, Н.А. Купина, Т.В. Матвеева, Е.Н. Ремчукова, А.П. Сковородников;
- языка СМИ и языка массовой коммуникации: Е.А. Григорьева, М.Ю. Казак, Н.И. Клушина, В.Г. Костомаров, Г.С. Мельник, С.И. Сметанина, Г.Я. Солганик, М.И. Шостак.
Эмпирический материал магистерской работы составили тексты Александра Минкина, опубликованные в «Московском комсомольце», и Юрия Роста, опубликованные в «Новой газете», за 2015-2017 гг. Всего проанализировано 90 журналистских медиатекстов.
Методы исследования. Основным методом является функционально-стилистический анализ медиатекстов, позволяющий вывить идиостилевые доминанты в творчестве двух публицистов. Используется метод описания с привлечением приемов, таких как поиск, сбор, анализ и классификация эмпирических материалов. Применяются элементы контент-анализа, нацеленные на поиск и вычленение нужного контента.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на трех международных научно-практических конференциях (Москва, 2016, Абакан, 2016, Белгород,2017); одной межвузовской конференции (Белгород, 2017).
По теме исследования опубликовано 6 научных работ, в том числе 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК (в соавторстве) (Белгород, 2015), 1 - в сборнике научных статей НИУ «БелГУ» «Вестник СНО» (Белгород, 2017).
Результаты диссертационного исследования были отмечены Дипломом II- ой степени на межрегиональном конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR для студентов и магистрантов (Абакан, Хакассия).
Структура работы. Магистерская работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка цитируемых источников.
В нашем исследовании обозначено несколько аспектов, которые могут составить проблематику эстетической культуры - это семиотическая организация медиатекстов, их образная и жанровая типология, эстетика отдельных изданий/каналов, а также идиостиль конкретных журналистов, связанный с индивидуальным авторским слогом и его лингвокреативными предпочтениями при отборе и комбинации средств выражения.
Фокусом данной работы выступают идиостилевые доминанты, под которыми понимается частотное для того или иного автора языковое или речевое явление, «значимое для созданных им текстов и характерное для его творческой манеры в целом» [Киреева 2016: 5]. Образные и экспрессивно-эмоциональные средства в газетном текстообразовании могут предназначаться для украшения (декоративная функция), придания выразительности тексту (экспрессивно-патетическая функция), творческого преобразования ресурсов языка (креативная функция) и/или создания комического, сатирического, игрового эффекта (поэтическая функция). По мнению Г.В. Бобровской, в совокупности все эти функции формируют эстетику публицистического текста [Бобровская 2011: 49]. Такой подход позволяет наглядно продемонстрировать преобразование языковых единиц в эстетически значимые элементы журналистского медиатекста.
Гипотеза исследования. Вопреки традиционным взглядам, отказывающим газетно-публицистическому стилю (и соответственно, газетным текстам) в наличии эстетического начала, мы исходим из того, что эстетическое начало в журналистских медиатекстах многогранно и многофункционально, оно проявляется как в форме, так и содержании, как в вербальном, так и визуальном компонентах. Однако в отличие от художественно-эстетической сферы, эстетика журналистского текста обладает своей спецификой, сопряженной с прагматическими механизмами убеждения и внушения. Эстетическая функция имеет в журналистских медиатекстах синтетический характер, который проявляется в тесной связи с прагматическими, этическими, моральными и утилитарными оценками.
Объектом исследования является творчество известных российских публицистов - Юрия Роста и Александра Минкина.
Предмет исследования - идиостилевые доминанты как наиболее частотные и значимые языковые/речевые явления, характерные для творческого письма А. Минкина и Ю. Роста.
Цель исследования - выявить эстетический потенциал лингвокреативной деятельности двух российских публицистов.
Данная цель предопределила порядок и необходимость рассмотрения следующих задач:
- охарактеризовать научные подходы к пониманию эстетики и эстетической культуры,
- очертить диапазон действия эстетического начала в журналистских медиатекстах,
- попытаться охарактеризовать специфику публицистических образов,
- описать творческий путь Александра Минкина и Юрия Роста,
- выявить идиостилевые доминанты в творчестве Александра Минкина и Юрия Роста, связанные с индивидуальным авторским словом и их лингвокреативными предпочтениями.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области:
- эстетики и эстетической культуры: М. Абдуллаев, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, А.В. Гулыга, В.Е. Давидович, О.А. Кривцун, В.Н. Липский, Б. Лукьянов.
- функциональной стилистики: Ш. Балли, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур,
A. И. Горшков, Л.Р. Дускаева, М.Н. Кожина, С.А. Крылов, Н.В. Курилович, B. П. Москвин и др.;
- креативной стилистики: Г.В. Бобровская, Л.Г. Кайда, Н.А. Купина, Т.В. Матвеева, Е.Н. Ремчукова, А.П. Сковородников;
- языка СМИ и языка массовой коммуникации: Е.А. Григорьева, М.Ю. Казак, Н.И. Клушина, В.Г. Костомаров, Г.С. Мельник, С.И. Сметанина, Г.Я. Солганик, М.И. Шостак.
Эмпирический материал магистерской работы составили тексты Александра Минкина, опубликованные в «Московском комсомольце», и Юрия Роста, опубликованные в «Новой газете», за 2015-2017 гг. Всего проанализировано 90 журналистских медиатекстов.
Методы исследования. Основным методом является функционально-стилистический анализ медиатекстов, позволяющий вывить идиостилевые доминанты в творчестве двух публицистов. Используется метод описания с привлечением приемов, таких как поиск, сбор, анализ и классификация эмпирических материалов. Применяются элементы контент-анализа, нацеленные на поиск и вычленение нужного контента.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на трех международных научно-практических конференциях (Москва, 2016, Абакан, 2016, Белгород,2017); одной межвузовской конференции (Белгород, 2017).
По теме исследования опубликовано 6 научных работ, в том числе 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК (в соавторстве) (Белгород, 2015), 1 - в сборнике научных статей НИУ «БелГУ» «Вестник СНО» (Белгород, 2017).
Результаты диссертационного исследования были отмечены Дипломом II- ой степени на межрегиональном конкурсе научных работ по журналистике, рекламе и PR для студентов и магистрантов (Абакан, Хакассия).
Структура работы. Магистерская работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка цитируемых источников.
В нашей работе мы рассмотрели способы проявления эстетического начала в печатных СМИ. Особенность эстетики медиаречи нам видится:
во-первых, в визуальном предъявлении материалов, т.е. графике, цветности, фотоиллюстрациях, рисунках, карикатурах, во внешнем облике печатных изданий;
во-вторых, в потенциале художественно-публицистических текстов и жанровой системы в целом;
в-третьих, в использовании выразительных ресурсов языка и средств повышенной эмоциональности: это тропы и фигуры речи, эпитеты и образные перифразы, сравнения и идиомы, экспрессивный синтаксис, повторы, вопросно-ответное конструирование текста, намеренное нарушение языковой нормы, интертекстуальность и мн. др.;
в-четвертых, особенность эстетики в медиатекстах заключается в специфике публицистического образа в журналистском тексте;
в-пятых, в лингвокреативной деятельности журналистов, которая предполагает мотивированный отбор и сочетание средств языка, поиск отточенной формы и красивой жанровой упаковки. Феномен лингвистического креатива подразумевает творческий подход автора к репрезентации своих мыслей и поиску жанровой формы. Журналисты используют яркие средства выразительности, разностилевые лексемы, приемы интертекстуальности, которые в языке газеты принимают иную когнитивно-прагматическую интерпретацию, нежели в художественной речи, что обусловлено интенциональными условиями публицистического текстообразования. Лингвокреативный подход к анализу творчества журналистов сосредоточивает внимание на личности автора словесного произведения, его речевых предпочтениях, повторяющихся от текста к тексту.
В диссертационном исследовании мы обратились к анализу творчества А. Минкина и Ю. Роста и попытались охарактеризовать эстетическое начало в текстах двух публицистов. Вне всякого сомнения, мы можем рассматривать их творчество в аспекте эстетической культуры, которая проявляется как на уровне формы предъявления материала, так и на уровне системы образов и языковых особенностей.
На первый взгляд, творчество и одного и другого журналиста строится на похожих лингвостилистических приемах, сходном перечне идиостилевых доминант, обращении к богатой палитре языковых средств выражения. С помощью приема интертекстуальности, ярких тропов они дают оценку событиям и явлениям окружающего мира, придают речи выразительность и повышенную эмоциональность. Оба журналиста уделяют особое внимание синтаксису как способу выражения экспрессивности. На мировоззренческом уровне их обоих отличает критическое отношение к событиям дня сегодняшнего, наличие оценок (эксплицитных и имплицитных) и аналитических интерпретаций. И, тем не менее, медиатексты А. Минкина и Ю. Роста различны.
В значительной степени разница между двумя публицистами определяется тематикой медиатекстов. Ведущей тематической доминантой в творчестве А. Минкина выступает политика. Автор обращается к важным событиям из мира российского истеблишмента, заостряет внимание на существовании негативных сторон в функционировании властных структур, в критическом ключе оценивает деятельность политических лидеров. В качестве второстепенной темы медиаречи А. Минкина выступает тема искусства, в которой автор подвергает анализу явления российской культуры: премьеру спектакля, выпуск новой книги, театральную постановку, он дает оценку творчеству людей.
Ю. Рост - мастер портретного очерка. Ключевой темой его публикаций является человек. Героями текстов колумниста «Новой газеты» в большинстве случаев становятся деятели искусства различных стран, как известные всему миру, так и провинциальные, начинающие свою карьеру актера, режиссера, писателя. Особенно привлекает Ю. Роста грузинская культура. Автор посвятил целую серию зарисовок-эссе творчеству грузин - представителей из народа и мира искусства и литературы.
Уникальность своих героев Ю. Рост видит в особенностях их характера, в личных качествах, в их внутренней красоте. Излюбленный художественный приём колумниста «Новой газеты» - характеристика героя через деталь. Он обращает внимание на мельчайшие подробности его внешности, особенности быта, на вещи, которые его окружают. Особенно выразительными при описании персонажа становится направление его взгляда, жесты, мимика, движение. Мастер портрета, Ю. Рост через деталь передает «диалектику» души героя публикации, раскрывает особенности его характера.
Неравнодушие к человеку подталкивает Ю. Роста на размышления о социальных проблемах, таких, как нищета, финансовая необеспеченность, последствия войн, стихийных бедствий. Фокус на личности можно отнести к доминантым особенностям текстов Ю. Роста.
Отличие медитекстов журналистов «Московского комсомольца» и «Новой газеты» во многом зависит от жанровой модели. А. Минкин использует оригинальную жанровую форму - «письмо президенту», которое лишь отчасти использует модель эпистолы, модель открытого письма. С одной стороны, он публично обращается к адресату (президенту), затрагивая острые проблемы, с другой, как сам автор, так и его читатели не ждут продолжения коммуникации в виде ответов от Президента. Этот прием (обращение к первому лицу государства) работает на обострение обсуждаемой проблемы. В целом мы можем назвать этот формат авторским, отнести к авторскому жанру.
Специфика жанровой модели текстов Ю. Роста заключается в том, что он помещает в один медиатекст элементы разных жанров: это может быть очерк+зарисовка, эссе+очерк, интервью+репортаж. Особое внимание автор уделяет фотоиллюстрации, без которой не обходится ни один текст Ю. Роста. Индивидуальная модель вербально-визуального авторского жанра помогает автору наглядно и убедительно воссоздать картину действительности.
Отдельного внимания заслуживает система образов в текстах одного и другого журналиста. А. Минкин использует богатый спектр стилистических приемов, экспрессивно интерпретируя события из мира политики. Однако мы не можем говорить о полноценном воплощении в его текстах художественных образов, здесь «перевешивает» документальное начало, злободневность обсуждаемых вопросов, публицистичность. Эти знаки держатся «на стебле реальных событий» и занимают свое место в системе публицистических образов. Можно говорить о том, что по тексту Александра Минкина «рассыпаны» мини-образы или словесные образы, в виде инкрустаций, экспрессивных знаков, но создания единого целостного образа, свойственного художественным текстам, здесь не происходит. О таких образах говорят, что они ограничены фактом, «прямолинейны» и «однобоки» (Л.Е. Кройчик, Е.И. Пронин, М.И. Стюфляева). Кроме того, эксплицитная манера обсуждения проблем подталкивает нас к мысли о том, что в своих публикациях А. Минкин выступает как яркий публицист.
Объектом публикаций Ю. Роста, как уже отмечалось, становятся реальные люди с невыдуманными историями, но эта документальная основа служит платформой для конструирования полноценных художественных образов. К художественности подталкивает автора и жанр - художественно-публицистический гибрид. Автор создает психологический портрет персонажа, сосредоточивая внимание на мельчайших деталях портрета, речевой характеристике героя (в текстах много диалогов), природе, окружающей обстановке. Тексты Ю. Роста эмоциональны, выразительны, художественны, и с нашей точки зрения, близки к беллетристике.
во-первых, в визуальном предъявлении материалов, т.е. графике, цветности, фотоиллюстрациях, рисунках, карикатурах, во внешнем облике печатных изданий;
во-вторых, в потенциале художественно-публицистических текстов и жанровой системы в целом;
в-третьих, в использовании выразительных ресурсов языка и средств повышенной эмоциональности: это тропы и фигуры речи, эпитеты и образные перифразы, сравнения и идиомы, экспрессивный синтаксис, повторы, вопросно-ответное конструирование текста, намеренное нарушение языковой нормы, интертекстуальность и мн. др.;
в-четвертых, особенность эстетики в медиатекстах заключается в специфике публицистического образа в журналистском тексте;
в-пятых, в лингвокреативной деятельности журналистов, которая предполагает мотивированный отбор и сочетание средств языка, поиск отточенной формы и красивой жанровой упаковки. Феномен лингвистического креатива подразумевает творческий подход автора к репрезентации своих мыслей и поиску жанровой формы. Журналисты используют яркие средства выразительности, разностилевые лексемы, приемы интертекстуальности, которые в языке газеты принимают иную когнитивно-прагматическую интерпретацию, нежели в художественной речи, что обусловлено интенциональными условиями публицистического текстообразования. Лингвокреативный подход к анализу творчества журналистов сосредоточивает внимание на личности автора словесного произведения, его речевых предпочтениях, повторяющихся от текста к тексту.
В диссертационном исследовании мы обратились к анализу творчества А. Минкина и Ю. Роста и попытались охарактеризовать эстетическое начало в текстах двух публицистов. Вне всякого сомнения, мы можем рассматривать их творчество в аспекте эстетической культуры, которая проявляется как на уровне формы предъявления материала, так и на уровне системы образов и языковых особенностей.
На первый взгляд, творчество и одного и другого журналиста строится на похожих лингвостилистических приемах, сходном перечне идиостилевых доминант, обращении к богатой палитре языковых средств выражения. С помощью приема интертекстуальности, ярких тропов они дают оценку событиям и явлениям окружающего мира, придают речи выразительность и повышенную эмоциональность. Оба журналиста уделяют особое внимание синтаксису как способу выражения экспрессивности. На мировоззренческом уровне их обоих отличает критическое отношение к событиям дня сегодняшнего, наличие оценок (эксплицитных и имплицитных) и аналитических интерпретаций. И, тем не менее, медиатексты А. Минкина и Ю. Роста различны.
В значительной степени разница между двумя публицистами определяется тематикой медиатекстов. Ведущей тематической доминантой в творчестве А. Минкина выступает политика. Автор обращается к важным событиям из мира российского истеблишмента, заостряет внимание на существовании негативных сторон в функционировании властных структур, в критическом ключе оценивает деятельность политических лидеров. В качестве второстепенной темы медиаречи А. Минкина выступает тема искусства, в которой автор подвергает анализу явления российской культуры: премьеру спектакля, выпуск новой книги, театральную постановку, он дает оценку творчеству людей.
Ю. Рост - мастер портретного очерка. Ключевой темой его публикаций является человек. Героями текстов колумниста «Новой газеты» в большинстве случаев становятся деятели искусства различных стран, как известные всему миру, так и провинциальные, начинающие свою карьеру актера, режиссера, писателя. Особенно привлекает Ю. Роста грузинская культура. Автор посвятил целую серию зарисовок-эссе творчеству грузин - представителей из народа и мира искусства и литературы.
Уникальность своих героев Ю. Рост видит в особенностях их характера, в личных качествах, в их внутренней красоте. Излюбленный художественный приём колумниста «Новой газеты» - характеристика героя через деталь. Он обращает внимание на мельчайшие подробности его внешности, особенности быта, на вещи, которые его окружают. Особенно выразительными при описании персонажа становится направление его взгляда, жесты, мимика, движение. Мастер портрета, Ю. Рост через деталь передает «диалектику» души героя публикации, раскрывает особенности его характера.
Неравнодушие к человеку подталкивает Ю. Роста на размышления о социальных проблемах, таких, как нищета, финансовая необеспеченность, последствия войн, стихийных бедствий. Фокус на личности можно отнести к доминантым особенностям текстов Ю. Роста.
Отличие медитекстов журналистов «Московского комсомольца» и «Новой газеты» во многом зависит от жанровой модели. А. Минкин использует оригинальную жанровую форму - «письмо президенту», которое лишь отчасти использует модель эпистолы, модель открытого письма. С одной стороны, он публично обращается к адресату (президенту), затрагивая острые проблемы, с другой, как сам автор, так и его читатели не ждут продолжения коммуникации в виде ответов от Президента. Этот прием (обращение к первому лицу государства) работает на обострение обсуждаемой проблемы. В целом мы можем назвать этот формат авторским, отнести к авторскому жанру.
Специфика жанровой модели текстов Ю. Роста заключается в том, что он помещает в один медиатекст элементы разных жанров: это может быть очерк+зарисовка, эссе+очерк, интервью+репортаж. Особое внимание автор уделяет фотоиллюстрации, без которой не обходится ни один текст Ю. Роста. Индивидуальная модель вербально-визуального авторского жанра помогает автору наглядно и убедительно воссоздать картину действительности.
Отдельного внимания заслуживает система образов в текстах одного и другого журналиста. А. Минкин использует богатый спектр стилистических приемов, экспрессивно интерпретируя события из мира политики. Однако мы не можем говорить о полноценном воплощении в его текстах художественных образов, здесь «перевешивает» документальное начало, злободневность обсуждаемых вопросов, публицистичность. Эти знаки держатся «на стебле реальных событий» и занимают свое место в системе публицистических образов. Можно говорить о том, что по тексту Александра Минкина «рассыпаны» мини-образы или словесные образы, в виде инкрустаций, экспрессивных знаков, но создания единого целостного образа, свойственного художественным текстам, здесь не происходит. О таких образах говорят, что они ограничены фактом, «прямолинейны» и «однобоки» (Л.Е. Кройчик, Е.И. Пронин, М.И. Стюфляева). Кроме того, эксплицитная манера обсуждения проблем подталкивает нас к мысли о том, что в своих публикациях А. Минкин выступает как яркий публицист.
Объектом публикаций Ю. Роста, как уже отмечалось, становятся реальные люди с невыдуманными историями, но эта документальная основа служит платформой для конструирования полноценных художественных образов. К художественности подталкивает автора и жанр - художественно-публицистический гибрид. Автор создает психологический портрет персонажа, сосредоточивая внимание на мельчайших деталях портрета, речевой характеристике героя (в текстах много диалогов), природе, окружающей обстановке. Тексты Ю. Роста эмоциональны, выразительны, художественны, и с нашей точки зрения, близки к беллетристике.



