Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиатекст как ресурс воздействия на сознание и поведение аудитории (на материале интернет-издания «Life.ru»)

Работа №88189

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАТЕКСТА 7
1.1. Современный медиатекст и его воздействие на различные типы аудитории 7
1.2. Влияние современного медиатекста на сознание и поведение аудитории 21
ГЛАВА 2. МЕДИАТЕКСТ КАК РЕСУРС ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ АУДИТОРИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ «LIFE.RU» 37
2.1. Особенности функционирования медиатекста интернет-издания «Life.ru» 37
2.2. Медиатекст интернет-издания «Life.ru» как ресурс воздействия на
сознание и поведение аудитории 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Еще недавно журналистику смело называли четвертой властью, и на то были причины. Средства массовой информации давно стали неотъемлемой частью жизни человека и играют в ней важную роль. Человек всегда стремится узнать последние новости, происходящие в мире науки, искусства, литературы и других окружающих его сферах жизни, поэтому у него всегда присутствует потребность в получении знаний и информации. Желание узнать что-то новое и сохранить историю своего народа всегда вдохновляло человечество на создание наскальных рисунков, первых книг и газет. Люди стремились оставить свой след в истории, запечатлеть важные события и сделать так, чтобы об их жизни осталась память, что происходит и сейчас. Люди выкладывают большое количество информации в Интернет, ведут блоги, публикуют новости в печатных изданиях, снимают о своей жизни видео, и все это, чаще всего, с целью заявить о себе, своих достижениях, быть услышанным массами.
Поэтому ни для кого не секрет, что одной из главных задач средств массовой информации является именно информирование людей о том, что происходит в мире - то, что стало одной из основных потребностей человека. С развитием традиционных СМИ (газеты, телевидение, радио) и созданием новых каналов распространения информации (Интернет, телефон) появилась виртуальная среда, что значительно повлияло на работу журналистов и изменило подход к ней. В наше время журналистика приобрела новые характеристики. Современный журналист должен быть не просто начитанным, находчивым и образованным, а иметь навыки создания медийных продуктов, быть «универсальным журналистом». Это помогает редакциям не только экономить на количестве заработной платы сотрудникам, но и позволяет создавать разнообразный и интересный контент в сжатые сроки. Такой продукт будет не только удовлетворять потребность человека в получении информации, но и повлияет на его эмоциональное состояние.
Понятие «медиатекст» совсем недавно вошло в нашу жизнь. Его появление обусловлено новыми интернет-реалиями. Но, несмотря на новизну термина, медиатекст уже стал одним из самых распространенных способов хранения и передачи информации, что связано с удобством и большим перечнем возможностей. При помощи медиа, отражая события действительности, журналистика имеет возможность создавать полноценную картину мира. Достичь такого результата стало проще с использованием фотографий, видео, графики, аудио и других методов разнообразного изложения фактов и событий.
Существует огромное множество способов распространения информации, как традиционных, так и новых. Среди средств массовой информации происходит настоящая война не только за оперативность предоставления информации, но и борьба за интерес аудитории. Традиционные медиа адаптируются под современные реалии, создавая сайты и начиная вести социальные сети, чтобы удовлетворить запросы аудитории, а новые медиа ищут креативные способы своего развития. Используя все эти методы, редакции стремятся сформировать у аудитории именно ту точку зрения, которая была бы идентична их взгляду на происходящие события, тем самым привлекая и удерживая у себя определенную аудиторию.
Современный медиатекст должен быть интересен и понятен читателю и иметь способность привлечь его внимание. Сейчас читатель избалован, и понравиться ему не так легко, как это было еще десять лет назад. Его уже не удивишь просто качественными фотографиями, необычными заголовками или интересными кадрами. Поэтому важно изучать медиатекст как единицу языка средств массовой информации, процесс его создания и идейно-тематическое наполнение, которые могут воздействовать на человека, вызвать у него интерес. Средства массовой информации имеют возможность оказывать воздействие на сознание аудитории, вызвать эмоцию для достижения различных целей. Мнение людей создается в результате воздействия множества инструментов. Самый влиятельный среди которых, на данный момент - средства массовой информации. Актуальность данной работы составляет влияние информационных ресурсов на сознание и поведение людей.
Степень изученности данной темы достаточно обширна. Стоит отметить, что проблемой воздействия слова на сознание и поведение человека интересовались еще Сократ, Платон и Аристотель. В современном мире эта проблема имеет особую значимость, так как с развитием информационной среды люди ежедневно подвергаются большему эмоциональному воздействию со стороны окружающего мира. Оно происходит при помощи не только слов, но и видео-, аудиоэффектов. Изучениями в данном направлении в последние годы занимались: Л. И. Гришаева, С. И. Сметанина, И. М. Дзялошинский, А. Г. Киселев, Т. Г. Добросклонская, М. Ю. Казак, А. Белл, Т. ван Дейк М. Монтгомери, Н. Фейерклаф, Р. Фаулер и другие.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является современный медиатекст.
Предмет исследования - медиатекст как ресурс воздействия на сознание и поведение аудитории (на материале интернет-издания «Life.ru»).
Целью работы является исследование медиатекста как ресурса воздействия на сознание и поведение аудитории.
В соответствии с указанной целью определяются задачи исследования:
• изучить медиатекст и его воздействие на различные типы аудитории;
• выделить методы влияния современного медиатекста на сознание и поведение аудитории;
определить особенности функционирования медиатекста
интернет-издания «Life.ru»;
• рассмотреть медиатекст интернет-издания «Life.ru» как ресурс воздействия на сознание и поведение аудитории.
Методы исследования: выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. Использовались традиционные методы научного исследования, к которым относятся анализ научной литературы и функционально-смысловой анализ.
Эмпирической базой при написании работы являлись тексты средств массовой информации, а именно, материалы интернет-издания «Life.ru».
Структура работы обусловлена целью, основными задачами и логикой изложения материала. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Средства массовой информации стали неотъемлемой частью нашей жизни. А с приходом информационных технологий журналистика утратила привычные для аудитории черты, приобретая новые, характерные для быстрого темпа современной жизни. СМИ становятся интерактивными и многоканальными, распространяя информацию не только при помощи традиционных методов: газет, журналов, телевидения и радио, но и при помощи Интернета и современных гаджетов. Изменения типа общества привели к преобразованиям в медиа. СМИ стали доступнее и окружают человека во всех сферах его жизни, борясь за его внимание. Новые технологии стали привычными для человека и являются важной составляющей его повседневности. Все эти изменения и способствовали появлению нового термина - медиатекст. Именно он и являлся объектом данного исследования. Основной целью было рассмотрение медиатекста с точки зрения ресурса, оказывающего воздействие на сознание и поведение человека.
Для определения термина «Медиатекст» в выпускной квалификационной работе была изучена история появления этого понятия и особенности его функционирования. За время изучение теории выявлены его отличительные особенности и изучен ряд признаков, придающих ему воздействующие функции. Медиатекст собрал в себе ряд характеристик, относящих его к традиционному журналистскому материалу, но в современном мире он приобрёл новые черты: медийность, массовость, поликодовость и открытость. Все перечисленные характеристики позволяют медиатексту выполнять воздействующие функции, входящие в состав методов манипулирования и воздействия. Изучению медиатекста посвящено множество исследований, а основной темой для них служат обширные возможности оперативного, интересного и полного освещения событий. Отражая картину мира медиатекст погружает аудиторию в происходящее и заставляет в него поверить.
За счет использования медийных компонентов (фото, аудио, видео, графика), методов речевого воздействия и манипулирования медиатекст становится ресурсом воздействия на сознание и поведение аудитории, а также формированию общественного мнения.
Для подтверждения собранных теоретических данных был проведен анализ шести медиатекстов, опубликованных на сайте интернет-издания «Life.ru» в период с февраля по май 2022 года. Проанализированы публикации из раздела «Мнение» на разные темы. Перед анализом были определенные задачи исследования, которые полностью выполнены:
• изучена теория об особенностях создания и функционирования медиатекста;
• выделены основные методы влияния современного медиатекста на сознание и поведение аудитории;
• определены особенности функционирования медиатекста интернет-издания «Life.ru».
Собранный теоретический материал и результаты функционально-смыслового анализа позволяют сделать вывод о том, что медиатекст является одним из ресурсов в современном мире, который при помощи определенных методов воздействует на сознание и поведение аудитории. В процессе анализа были выявлены признаки, которые позволяют отнести материалы к медиатекстам.
Также, основываясь на теоретических исследованиях Е. В. Гориной и И. Э. Глинчевского, сформирована единая классификация методов воздействия, отражающая все воздействующие функции анализируемых публикаций. На основе анализа материалов были определены методы, которыми чаще всего пользуются авторы при создании текста: эмоционально-оценочная лексика, качественная интерпретация событий, аргументированный подход, визуальные дополнения. Именно эти методы позволяют тексту нести информативную функцию, а также и воздействующую. Происходит это благодаря разнообразным возможностям передачи информации, внушению и подмены понятий. Проделанная работа позволяет сделать вывод, что медиатекст может оказывать воздействия на человека, используя всевозможные и доступные методы.



1. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия: сб. ст. М.: Прогресс, 1987. С. 88-125.
2. Афанасьева А. Р. Метафора в заголовках статей как прием речевого воздействия [Текст] / А. Р. Афанасьева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 72-74.
3. Брайант Дж. Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 432 с.
4. Гаврилов А. А. Лингвистические средства воздействия СМИ на общественное сознание // Омский научный вестник №1 (115). 2013. С. 99¬103.
5. Гальперин И. Р. О понятии «текст». Материалы научной конференции «Лингвистика текста», т. 1. М., 1974. 67 с.
6. Глинчевский Э. И. Средства речевого воздействия в языке СМИ /
Э. И. Глинчевский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультур. коммуникация. 2005. № 4. С. 18-27.
7. Головачева И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2008. № 10 (57). С. 144-150.
8. Градюшко А. А. Сетевая пресса в системе СМИ: Учебно-методический комплекс / А. А. Градюшко. Мн.: ЗАО «Современные знания»,
2005. 144 с.
9. Гришаева Л. И. Медиатекст: стратегии - функции - стиль: коллективная монография / Л. И. Гришаева, А. Г. Пастухов, Т. В. Чернышова (отв. ред.) // Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, полиграфическая фирма «Горизонт», 2010. С. 11-12.
10. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия: как сделать СМИ полезными людям. М., Престиж. 2006. 104 с.
11. Дзялошинский И. М. Медиатекст: особенности создания и функционирования. / Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. М., НИУ ВШЭ,
2011. 377 с.
12. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). Изд.2. М., Едиториал УРСС, 2005. 288 с.
13. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. 203 с.
14. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: // современная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2008. С. 257-261.
15. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник Московского ун-та. Сер. 10 Журналистика. 2005 №2. С. 28-34.
16. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. С. 344.
17. Еляков А. Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 107-114.
18. Ерофеева И. В. Медиатекст как носитель национальных ценностей // Медиатекст: стратегии - функции - стиль: коллективная монография / Л. И. Гришаева, А. Г. Пастухова, Т. В. Чернышова (отв. ред.) Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, полиграфическая фирма «Горизонт», 2010 С. 101-109.
19. Ерофеева И. В. Язык современных СМИ: проблема миромоделирования / И. В. Ерофеева // Гуманитарный вектор. Серия: Филология. Востоковедение. 2012. № 4 (32). С. 34- 41.
20. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. 322 с.
21. Зверева Е. А. Новые медиаформаты трансляции контента журнальных изданий / Е. А. Зверева // Вестник НГУ. Серия: история, филология. 2013. Том 12. выпуск10: Журналистика. С. 49-55.
22. Ильина И. А. Проблемы изучения и восприятия гипертекста в
мультимедийной среде Интернет. автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2009. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/problemy-izucheniya-i-vospriyatiya- giperteksta-v-multimediinoi-srede-internet(дата обращения: 01.04.2022).
23. Королев Е. Как работать с аудиторией: советы малой прессе. 2019. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://jrnlst.ru/work-with- audience(дата обращения: 01.04.2022).
24. Кораблёва Г. Б., Горелов С. В. Методологические проблемы социологической концептуализации понятия аудитории СМИ [Текст] / Г. Б. Кораблёва С. В. Горелов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (35). С. 44-49.
25. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.
26. Иссерс О. С. Речевое воздействие : учеб. пособие / О. С. Иссерс. М., 2011. 224 с.
27. Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ. Научный журнал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml(дата обращения: 01.04.2022).
28. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во: Эксмо. 832 с.
29. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. / Пер. с англ. Под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.
30. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. С. 41-49.
31. Куликов Л. В. Социально-психологические аспекты влияния СМИ на сознание / Куликов Л. В. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. С. 3-12.
32. Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 58-66.
33. Колосова А. А. О полифункциональности журналистского медиатекста / Колосова А. А., Поплавская Н. В. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015 С. 10-11.
34. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 242 с.
35. Красноярова О. В. Текст и медиатекст: проблема дифференциации понятий / О. В. Красноярова /// Вопросы теории и практики журналистики. 2015. 45. Т.4. №1. С. 85-100.
36. Красноярова О. В. Текст и медиатекст: проблема дифференциации понятий. 2015 // Кривоносов А. Д. PR текст в системе публичных коммуникаций. 2е изд., доп. СПб., 2002. С. 126-127.
37. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. 2е изд., доп. СПб., 2002. 253 с.
38. Кузьмина Н. А. Современный медиатекст: учебное пособие / Н.
А. Кузьмина. Омск. 2011. 414 с.
39. Кульчицкая Д. Ю. Мультимедиа и СМИ / Д. Ю. Кульчицкая // Теория журналистики. 2012. № 2. С. 100-105.
40. Лингвистика и межкультурная коммуникация. // Вестник Московского университета. Сер. 19. 2005. № 4. С. 18-27.
41. Лисицкая Л. Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии: автореф. дис. д-ра филол. наук. Краснодар, 2010. 355 с.
42. Лисицкая Л. Г. Современный медиатекст и его роль в языковой подготовке бакалавра / Л. Г. Лисицкая // Высшее образование в России. 2014. №4. С. 101-106.
43. Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003. С. 464.
44. Марков Б. В. Проблема человека в эпоху масс-медиа // Перспективы человека в глобализирующемся мире. / Под ред. Парцвания В.
В. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2003 C. 62-84.
45. Машнинова Ю. В. СМИ: от печатных к электронным / Ю. В. Машнинова // Научная периодика: проблемы и решения. 2011. № 2. С. 6-11.
46. Мельник Г.С. Медиатекст как объектлингвистических исследований / Г. С. Мельник // Журналистский ежегодник. 2012 № 3. С. 27¬
29.
47. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-
pictures.html#10 (дата обращения: 01.04.2022).
48. Пименова Г. В. К вопросу определения основных характеристик медиатекста как основной (базовой) единицы е-медиалингвистики // Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена. 2009. С. 218-220.
49. Прозоров В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву / В. В. Прозоров. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 237 с.
50. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров 8-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2011. 351 c.
51. Плотникова С. Н. Стратегичность и технологичность дискурса // Лингвистика дискурса-2. Вестник ИГЛУ: Серия Лингвистика и МКК, Иркутск, 2006. №3. С. 82-98.
52. Пургин Ю. П. Сетевая революция: вызовы традиционным СМИ / Ю.П. Пургин // Филология и искусствоведение. 1. С. 170 -176.
53. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис. 2005. 256 с.
54. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / отв. ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. М., 1990. 135 с.
55. Рогозина И. В. Функции и свойства медиатекста как гетерогенной когнитивной структуры // Медиатекст: стратегии - функции - стиль: коллективная монография / Л. И. Гришаева, А. Г. Пастухова, Т. В. Чернышова (отв. ред.) Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, полиграфическая фирма «Горизонт», 2010. 226 с.
56. Современный медиатекст: учебное пособие / отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск, 2011. 2017. 414 с.
57. Сонин П. Н. Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. 124 с.
58. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. 227 с.
59. Фёдорова Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. 1991. N 6. С. 46-50.
60. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993. 603 с.
61. Фомичева И. Д. Журналистика и общественное мнение. / В сб.: Основные понятия теории журналистики. М., 1993. 335 с.
62. Чанышева З. З. Политическая лингвистика. 2020. № 1 (79). С. 16¬
26.
63. Чичерина Н. В. Медиатекст в контексте формирования медиаграмотности // Сибирский педагогический журнал. 2008 С. 134-136.
64. Шевченко А. Ю. Дискурс-анализ политических медиа-текстов // Политические исследования. 2002. № 6. С. 18-23.
65. Шейнов В. П. Искусство убеждать. Москва: ПРИОР, 2000. 301 с.
66. Шестакова А. В. Понятие медиатекста как элемента медиадискурса, его характеристики и специфика // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2017 С. 104-107.
67. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. 60 с.
68. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. 1974. С. 413-418.
69. Baudrillard J. Requiem pour les m edia// Baudrillard J. Pour une ritique de l’economie politique du signe. Paris: Editions GaJlimard, 1972. P. 200¬228.
70. Dijk T.A. van Action, Action Description and Narrative // New Literary History. Vol. 6. No. 2. On Narrative and Narratives. Winter, 1975. P. 273¬294.
71. Erofeeva I. Media text energy as collective cultural memory reflection / I. Erofeeva, O. Ushnikova. vol. II (2), December 2017, P. 1-46.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Как западные СМИ защищают Путина от Байдена [Электронный ресурс] / Г. Мирзоян // Life.ru. 2022. Режим доступа: https://life.ru/p/1486675(дата обращения: 01.06.2022).
2. Почему Байден жмёт руку невидимке под камерами, а сенаторы хотят запретить ему «работать [Электронный ресурс] / А. Роджерс // Life.ru. 2022. Режим доступа: https://life.ru/p/1487202(дата обращения: 01.06.2022).
3. Почему движению «Большая перемена» предстоит решить недетскую задачу [Электронный ресурс] / П. Акопов // Life.ru. 2022. Режим доступа: https://life.ru/p/1495470(дата обращения: 01.06.2022).
4. Что пишут китайские СМИ в ответ на угрозы США наказать Пекин за помощь Москве [Электронный ресурс] / Г. Мирзоян // Life.ru. 2022. Режим доступа: https://life.ru/p/1488158(дата обращения: 01.06.2022).
5. Королева экспериментов: Как Александра Трусова проиграла всё, но стала самой яркой фигуристкой мира [Электронный ресурс] / Ш. Гаджиев // Life.ru. 2022. Режим доступа: https://life.ru/p/1500590(дата обращения: 01.06.2022).
6. Секрет Валиевой: Как русская девочка переплюнула взрослых спортсменов и почему западные СМИ объявили на неё охоту [Электронный ресурс] / И. Мальцев // Life.ru. 2022. Режим доступа: https://life.ru/p/1470393(дата обращения: 01.06.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ