Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения

Работа №7123

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы204стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
736
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
§ 1. Различные подходы к определению понятия мировоззрения 13
§ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 28
§ 3. Роль МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 33 § 4. ФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (УРОВНЕВАЯ И
ПРОФИЛЬНАЯ) 40
§ 5. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ 50
§ 6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 63
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 80
§ 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ 80
§ 2. НАЧАЛА СТЕРЕОМЕТРИИ 85
§ 3. МНОГОГРАННИКИ 99
§ 4. КОНИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ 114
§ 5. МНОГОГРАННИКИ В ЗАДАЧАХ ОПТИМИЗАЦИИ 131
§ 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В
СТАРШИХ КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ 137
§ 7. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
ЛИТЕРАТУРА 170
ПРИЛОЖЕНИЯ 184


Как известно, культурное и социально-экономическое состояние каждого этапа развития общества находит свое отражение в целях и задачах содержания обучения и воспитания подрастающего поколения. В настоящее время происходит обновление средней школы согласно Концепции модернизации российского образования, разработкой основных направлений которой занимаются такие видные ученые, как Д.В. Аносов, В.И. Арнольд, Я.И. Кузьминов, B.JI. Матросов, Н.Д. Никандров, С.М. Никольский, В.А. Садовничий и другие. Приоритетными сторонами реформирования называются гуманизация, гуманитаризация, профильное и личностно-ориентированное обучение и др. В связи с этим, формирование мировоззрения развивающейся личности должно происходить с учетом оптимального развития способностей и склонностей учащегося, его индивидуальных запросов, задатков, интересов и т.п.
Мировоззрение, как «взгляд на мир», является невероятно сложным пластом духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Известно, что мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.
Очевидно, что мировоззрение — это не только картина мира, но и отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Оно не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не человек и действовать он будет методом «проб и ошибок», т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение — это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя.Однако мировоззренческие качества не могут формироваться сами по себе, без использования конкретного материала, с которым человек имел бы дело, и в процессе преобразования которого как раз и формировались бы такие качества. Математика, как элемент общей культуры, поставляет для этого человеку соответствующий материал: отдельные математические понятия, их комплексы, математический язык, математические модели и утверждения, правила рассуждений и методы доказательств, алгоритмы, геометрические формы и т.п. Значит, потенциал математики как важного аспекта научного мировоззрения связан с выявлением роли математики и математизации науки в формировании системы общих представлений об отношении человека и окружающего мира.
В связи с этим становится особенно важно оказать помощь формирующемуся мировоззрению человека. Необходимость такой помощи личности в процессе обучения давно отмечена как отечественными, так и зарубежными учеными. Особое внимание при этом уделялось и уделяется исследованию и раскрытию роли обучения математике в формировании и развитии различных, мировоззренчески значимых, сторон личности учащихся: их мышления, логической культуры, культуры математического языка и речи, научного мировоззрения, отдельных групп общеучебных умений и др. Свои представления об этой роли и рекомендации учителям по ее усилению неоднократно излагали в своих работах А.Д. Александров, И.И. Баврин, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, Б.В. Гнеденко, A.JI. Жохов, А.Н. Колмогоров, В.М. Монахов, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр, Н.А. Терешин, И.Ф. Тесленко, Л.М. Фридман,
А.Я. Хинчин, Р.С. Черкасов, С.И. Шварцбурд и др. Их работы способствовали и продолжают способствовать теоретическому осмыслению проблем личностного развития учащихся при обучении математике, гуманитаризации математического образования с целью повышения качества математической подготовки российских школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет доложить о достижении поставленных задач.
Мировоззрение является одним из главных механизмов формирования личности в процессе её становления. Оно рассматривается как целостное качество личности, единство трех его составных частей: потребностей и эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, обобщенных способов деятельности отражения и преобразования мира и обобщенных представлений, мыслей, знаний о мире. Такой подход дает возможность наметить этапы формирования мировоззрения.
Организованная на основе соответствующим образом подобранного мировоззренчески значимого содержания и в соответствии с основными этапами формирования мировоззрения учебная деятельность учащихся естественнонаучных классов позволяет личности учащегося наиболее полно реализовать имеющийся потенциал собственного мировидения.
Выделены методические особенности изучения математики в классах естественнонаучного направления, основанные на умениях, характеризующих соответствующий стиль мышления (таких как моделирование, составление графических моделей, оперирование образом и др.). Исходя из анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, даны некоторые особенности изучения геометрии в естественнонаучном направлении. При этом методика обучения должна быть направлена на: а) формирование умения моделирования реальных процессов; б) развитие графических связей, особенно с предметами, ведущими для данного профиля обучения; в) широкое использование приближенных методов и усиление алгоритмического аспекта обучения;
г) смещение акцентов преподавания на лекционно-семинарскую систему, увеличение числа практических и лабораторных работ; д) проведение межпредметных конференций и семинаров.

Ведущей особенностью преподавания математики в классах естественнонаучного профиля является усиление научной и прикладной направленности обучения математике, позволяющей сформировать технический стиль мышления, развивающий образный компонент мышления, графические умения, навыки моделирования, интенсивное использование вычислительной техники и различных компьютерных программных сред.
Реализация этапов целостного акта учебной мировоззренчески направленной математической деятельности при изучении стереометрии в естественнонаучных классах позволяет реализовать познавательную математическую деятельность учащихся, формируя устойчивое положительное отношение к познанию и применению математики, способность к математическому познанию мира, индивидуальные системы ценностей и структурное видение мира.
В силу ряда обстоятельств особое значение компьютерные технологии приобретают в процессе геометрической подготовки школьников. Основные мотивы их использования в курсе геометрии таковы:
а) компьютерные методы в последнее время все шире используются в геометрической науке;
б) применение компьютерных технологий в школьном курсе геометрии существенно повышает качество усвоения учебного материала.



1. Александров А.Д. Выпуклые многогранники.— М.- JL: Гостехиздат, 1950. —428 с.
2. Александров А.Д. и др. Геометрия 10-11 кл.: Учебник для общеобра-зовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000. — 256 с.
3. Александров А.Д. и др. Геометрия: Учебн. Для уч-ся 10 кл. с углубл. изуч. математики. — М.: Просвещение, 1999. — 239 с.
4. Александров А.Д. и др. Геометрия: Учебн. Для уч-ся 11 кл. с углубл. изуч. математики. — М.: Просвещение, 2000. — 320 с.
5. Александров А.Д. О геометрии // МШ. — 1980. — №3. — С. 56
6. Алексеев В.М., Галеев Э.М., Тихомиров В.М. Сборник задач по опти¬мизации. Теория. Примеры. Задачи. Учебное пособие.— М.: Наука, 1984.— 288 с.
7. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. — М.: Педагогика, 1987. — 559 с.
8. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. Солов¬ков И.А. — М.: Педагогика, 1985. — 480 с.
9. Атанасян Л.С. и др. Геометрия: Учебник для 10-11 классов общеобра-зовательных учреждений. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 206 с.
10. Ашкинузе В.Г. Многоугольники и многогранники / Энциклопедия эле-ментарной математики. Книга четвертая. Геометрия.— М.: Гос. изд. физ.-мат. лит., 1963. — 382 с.
11. Башмаков М.И. Уровень и профиль математического образования // Математика в школе. — 1993. — № 2. — С. 8.
12. Бескин Н.М. Методика геометрии: Учебник для педагогических инсти¬тутов. — М.-JL: Учпедгиз, 1947. — 276 с.
13. Богомолов С.А. Геометрия (систематический курс): Пособие для учи¬телей средней школы. — М.-JL: Учпедгиз, 1949. — 320 с.

171
14. Болтянский В.Г. Элементарная геометрия: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 320 с.
15. Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д. К проблеме дифференциации образова¬ния // Математика в школе. -1988. — № 3. — с. 9.
16. Босс В.Интуиция и математика. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 192 с.
17. Бронштейн И. Н. Гипербола // Квант, 1975. — № 3. — С. 16.
18. Бронштейн И. Н. Эллипс // Квант, 1975. — № 1. — С. 2.
19. Веннинджер М. Модели многогранников / Перевод с англ. В.В. Фирсо- ва. Под ред. и с послесл. И.М. Яглома. — М.: Мир, 1974. — 236 с.
20. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. — М.:, 1981. — 359 с.
21. Вернадский В.И. Научное мировоззрение (из лекции « О научном ми-ровоззрении») // В кн.: На переломе. Философские дискуссии 20- годов: фило¬софия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. — М.: Политиздат, 1990. — 528 с. —С. 180-203.
22. Вернадский В.И. О науке. Т.1: Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна: Феникс, 1997. -
23. Вернер A.J1. и др. Математика. 10 (11) кл..— М.: Просвещение,
2000. — с.
24. Владимирский Г.А. Стереоскопические чертежи по геометрии. — М.: Учпедгиз, 1962.— 176 с.
25. Выготский JI.C. Собр. соч. Т.З / Проблемы развития психики / Под ред. и с послесл. А.М. Матюшина. — М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
26. Гайбуллаев Н.Р., Дырченко И.И. Развитие математических способно¬стей учащихся: Метод, пособие для учителей.— Ташкент: Укитувчи, 1988.— 248 с.
27. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. — М.: Мысль, 1974. — 452 с.
28. Геометрия: Задачник для классов с углубл. профильным изучением ма-тематики: 10 (И) кл. / Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич; Под науч. ред. А.Р. Ряза-

172
новского. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2004. — 250 с. (235 с.)
29. Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений./ И.М. Смир¬нова, В.А. Смирнов.:— М.: Просвещение, 2001. — 271 с.
30. Геометрия: Учеб. для классов с углубл. профильным изучением мате¬матики: 10 кл. / Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич; Под науч. ред. А.Р. Рязановско- го. — М.: Дрофа, 2004. — 223 с.
31. Геометрия: Учеб. для классов с углубл. профильным изучением мате¬матики: 11 кл. / Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич; Под науч. ред. А.Р. Рязановско- го. — 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2004. — 368 с.
32. Глаголев А.Н. Сборник геометрических задач и краткий курс элемен¬тарной геометрии. — М., 1890.
33. Глаголева Е.Г., Никольская И.Л. Формирование материалистического мировоззрения на уроках алгебра и начала анализа в средней школе: Сб. статей / Сост. Е.Г. Глаголева, О.С. Ивашев- Мусатов.— М., Просвещение, 1980.— 256 с. —С. 29-52.
34. Глейзер Г.Д. О дифференцированном обучении // Математика (ежене¬дельное приложение к газете «Первое сентября»).- 1995. — № 40. — С. 2.
35. Глейзер Г.И. История математики в школе: 9-10 классы. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983. — 351 с.
36. Гнеденко Б.В. Введение в специальность математика.— М.: Наука,
1991. —240 с.
37. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обу¬чения математике. — М.: Просвещение, 1982. — 145 с.
38. Голованова Е.Ю. Методические особенности обучения математике в старших классах гуманитарного направления: Автореф. дис. ...канд. пед. на¬ук. — М., 1991.— 18 с.
39. Гончаров Н., Макаров В., Морозов В. В лучах кристалла Земли // Тех¬ника — молодежи, 1981. — № 1.
40. Гончаров Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы

173
// Советская педагогика. — 1958. -№ 6. — С. 12-37.
41. Горстко А.Б. Познакомтесь с математическим моделированием. — М.: Знание, 1991. — 160 с.
42. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической стати¬стики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Пе¬дагогика, 1977. —136 с.
43. Гурьев П.С. Практические упражнения в геометрии. — СПб., 1844.
44. Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как ос¬нова дифференцированного обучения математике в средней школе // Матема¬тика в школе. -1990. — №4. — С. 27.
45. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. — М.: Вербум — М, 2003. — 432 с.
46. Давидов А.Ю. Элементарная геометрия в объеме гимназического кур¬са.— 34-е изд.— М.-СПбю: Типография В.В. Думнов— наел. бр. Салаевых, 1914.
47. Дидактика: Учебно-методические материалы по курсу / Абдуллина
О.А. — М.: «Прометей», МПГУ, 1992. — 248 с.
48. Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении математике // Мате¬матика в школе, — 1990. —№4. — С. 15-21.
49. Дорофеев Г.В. О принципах отбора содержания школьного математи¬ческого образования // Математика в школе — 1990. — №6. — С. 2.
50. Дубровский В.Н. Неожиданный ракурс // «Квант», 1980. — № 2. — С.
51. Дубровский В.Н. Стереометрия с компьютером // «Компьютерные ин-струменты в образовании», 2003. — № 6. — С.
52. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельно¬стного подхода. — М.: Просвещение, 2003. — 224 с.
53. Ерохина М.Н. Формирование эвристической деятельности старше¬классников при изучении углубленного курса геометрии: Автор, дисс. ... канд. пед. наук. — М.; 1999. — 16 с.

174
54. Жохов АЛ. Научные основы мировоззренчески направленного обуче¬ния математике в общеобразовательной и профессиональной школе: Автореф. дисс.... докт. пед. наук. — М.; 1999. — 40с.
55. Жохов АЛ. О проблеме реализации мировоззренческой направленно¬сти обучения предметам // Совершенствование уч.-восп. процесса в школе и вузе: Материалы Республ. конфер. — Кривой рог, 1990. — С. 76-78.
56. Жохов АЛ. Формирование мировоззрения как направляющей структу¬ры лмчности // Деятельность и формирование творч. личности учащихся / Те¬зисы Всесоюзн. конфер. 4.1. — Уфа — Москва,1990. — С. 54-56.
57. Жохов АЛ., Володарская А.А. Личностно и мировоззренчески ориен-тированные ситуации в образовательном процессе профессиональной школы (на примере естественнонаучных и общетехнических дисциплин). Методиче¬ские рекомендации. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 23 с.
58. Земляков А. Введение в стереометрию // Квант, 1985. — № 9. — С. 14.
59. Зильберберг Н.И. Урок математики: подготовка и проведение: Кн. для учителя. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. — 178 с.
60. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Адамар Ж.; Пер. с фр.: М.А. Шаталова, О.П. Шаталовой; под ред. И.Б. Погре- бысского. — М.: МЦНМО, 2001. — 127 с.
61. Калошина И.П. Проблемы формирования технического мышления.— М.: МГУ, 1974.—184 с.
62. Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. — М.: Изд-во АН СССРД959. — с.
63. Карелина И.Е. Некоторые вопросы формирования мировоззрения старшеклассников при использовании предметно-ориентированной среды Жи¬вая геометрия // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и ВУЗе. Выпуск 9. — М.: Прометей, МПГУ, 2004. — С. 17-19.
64. Карелина И.Е. О проблеме формирования мировоззрения учащихся при изучении математики // Актуальные проблемы подготовки будущего учи¬

175
теля математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5. / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. — Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циол¬ковского, 2003. — С. 194-198.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ