Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ В ШОУ-БИЗНЕСЕ: ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ И ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

Работа №71227

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИМИДЖ ЛИЧНОСТИ В ШОУ-БИЗНЕСЕ 8
1.1. Понятие и сущность имиджа и брендинга личности 8
1.2. Особенности становления имиджа в шоу-бизнесе 16
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ИЗВЕСТНОЙ ЛИЧНОСТИ 22
2.1. Бренд-стратегия при создании имиджа известной
личности 22
2.2. Объекты интеллектуальной собственности в сфере шоу-
бизнеса 26
2.3. Особенности товарного знака как фактора становления
имиджа правообладателя 40
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТАМИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ШОУ-БИЗНЕСЕ. .48
3.1. Маркетинговые стратегии в шоу-бизнесе с учетом
использования товарных знаков 48
3.2. Особенности управления объектами интеллектуальной
собственности в шоу-бизнесе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложение


На сегодняшний день вопрос формирования имиджа личности для целей коммерциализации своего имени выходят на первый план во многих сферах - социальных сетях, политике, спорте, шоу-бизнесе. Монетизация имиджа через личный бренд подразумевает исследование данного с позиции как менеджмента, так и права. Данные направления в их непосредственной взаимосвязи позволяют сформулировать линию управления брендом, позволяющую извлекать максимальную прибыль. И в данном случае на первое место выходят, безусловно, средства индивидуализации.
Бренд - явление, характеризующееся созданием ауры привлекательности товара через маркетинговые действия, обеспечивающей рост стоимости продукта без роста стоимости его производства.
При этом в настоящее время товарные знаки - это наиболее популярная форма регистрации объектов интеллектуальной собственности. В отношении данного объекта, согласно ежегодным отчетам Роспатента, наблюдается стабильный рост подачи заявок. Так, в 2016 году было подано на регистрацию 64 000 заявок, в 2017 - 73 000, то уже в 2018 - 76 000 заявок . При этом правовая охрана товарного знака вне выработанной маркетинговой стратегии не способна выполнить основную функцию данного объекта - индивидуализирующую, то есть обособляющую от прочих равных объектов, делающую объект-носитель узнаваемым и востребованным на рынке.
Потребители платят значительные средства только за право носить, пользоваться, употреблять товар, имеющий конкретное имя. При этом репутация приобретателя в значительной степени зависит от подлинности товара, маркированного брендом, что создает неразрывную взаимосвязь: создатель бренда (компания-владелец) - бренд (маркируемый товар или услуга) - потребитель.
Наиболее ярким примером удачной бренд-стратегии можно считать товары компании Apple. Создаваемый ажиотаж, принцип привилегированности первых владельцев, инструмент ограничения доступности - всё это создает иллюзию исключительности.
Так, в реалиях высокой конкуренции средства индивидуализации играют весомую роль в создании репутационной составляющей производителя. Зачастую выбор потребителя основан не на импульсивном решении, а на доверии к знакомому бренду. С товарами и услугами происходит именно так. Но что делать, когда твой продукт - не товар и не услуга, а собственно ты? В современной экономике всё чаще возникают специфические отношения. Звезды шоу-бизнеса, спорта, политики своим главным отличительным атрибутом имеют не что иное как, собственно, имя и производные от него. Как в данном случае защитить свое право, чтобы с наибольшей вероятностью исключить любые спекуляции и попытки использовать созданную репутацию?
Имидж личности - не меньший актив, чем талант и осуществляемая деятельность. И формируется он под влиянием различных факторов, одним из которых являются сопутствующие средства индивидуализации. В данной работе автор рассмотрел вопросы на стыке наук - как юридические аспекты, так и вопросы управления средствами индивидуализации в их взаимосвязи с личностью правообладателя.
Всё озвученное выше обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования выступает предпринимательская деятельность, осуществляемая в сфере шоу-бизнеса, управление данным процессом с позиции становления имиджа исполнителя.
Предметом исследования являются средства индивидуализации, а именно товарные знаки, в контексте формирования имиджа известных личностей на примере звезд шоу-бизнеса.
Целью исследования является установление особенностей формирования имиджа личности, занимающейся шоу-бизнесом, как фактора узнаваемости за счет охраняемых средств индивидуализации, а также разработка положений по выбору стратегии управления имиджем.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать понятие имиджа и шоу-бизнеса,
- очертить круг объектов интеллектуальной собственности, характерных для сферы шоу-бизнеса,
- определить требования, предъявляемые законодателем к заявленному в качестве товарного знака обозначению, и проанализировать существующие препятствия для регистрации, с позиции возможности включения имени известного лица,
- обозначить возможные стратегии при выборе средства индивидуализации известными личностями,
- на основе проведенного анализа сформулировать научно-практические выводы и выработать предложения в отношении совершенствования управленческой стратегии при формировании имиджа знаменитости.
Вопросам имиджевой составляющей было посвящено большое количество работ исследователей в различных сферах, в том числе менеджмента, маркетинга и интеллектуальной собственности.
Отношениям, возникающим в связи с формированием имиджа личности, посвящены труды современных исследователей, среди которых: В.В. Белобрагин, Л.М. Войтова, М.О. Кошлякова.
Отношениям, возникающим по поводу государственной регистрации товарных знаков, посвящены труды современных исследователей, среди которых: О.Л.Алексеева, Е.А.Ариевич, И.А.Близнец, П. Бажанова, С.А.Горленко, Э.П.Гаврилов, В.В. Орлова, А.П. Рабец, Л.А. Трахтенгерц и другие.
Однако, несмотря на значимость данных исследований, на сегодняшний день отсутствуют работы, призванные изучить влияние средств индивидуализации, а именно товарных знаков на имидж селебрити.
Научная новизна обусловлена отсутствием исследований на стыке наук - менеджмента, маркетинга и юриспруденции в части не только необходимости создания позитивного имиджа, но и возможности правовой защиты созданных охраняемых объектов интеллектуальной собственности.
Методологической основой исследования выступили такие методы как логический, сравнительный, методы аналогии, анализа и синтеза, систематизации, классификации и прочие. Совокупное применение данных методов позволило наиболее полно понять теоретические и практические аспекты исследуемых вопросов.
Положения, выносимые на защиту.
1. На основании исследования подходов, использованных различными медийными личностями в части формирования своих средств индивидуализации, выработана концепция, являющаяся, по нашему мнению, наиболее целесообразной с точки зрения брендирования деятельности знаменитостей. Предполагается, что наиболее успешной с точки зрения как юриспруденции, так и маркетинга, может выступать стратегия регистрации сценического имени в качестве товарного знака на имя самого носителя имени (имеющему при этом статус ИП) с возможностью регистрации иных товарных знаков, основой которых является только часть имени звезды, не включающих имя в целом, а также вновь созданных брендов, не имеющих лингво-семантической связи с именем в принципе.
Подобный подход может позволить избежать негативного взаимного влияния личность-бренд, при этом обеспечить максимальную защиту от посягательств на сценическое имя с использованием коммерческой репутации известной личности.
2. С учетом проанализированного негативного опыта отдельных представителей шоу-бизнеса выработана стратегия «умеренного участия», подразумевающая выборочный подход при поддержке рекламных кампаний, создание ауры имиджа, по аналогии с аурой бренда товара, обуславливающая границы возможного ведения деятельности.
Апробация результатов исследования. Положения данной работы в части исследования вопроса взаимовлияния имени известной личности и регистрируемого объекта интеллектуальной собственности частично нашли свое отражение, в частности, в опубликованной автором статье «Товарные знаки в шоу-бизнесе: особенности маркетинговой стратегии и правовой охраны» в научно-практическом журнале «ИС. Авторское право и смежные права» №3, 2019. Одновременно отдельные вопросы были освещены в рамках выступления на конференции РГАИС «Механизмы регулирования творческих отраслей», состоявшейся 25.04.2019.
Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Работа содержит введение, три главы, включающие семь параграфов, заключение, список источников и литературы, а также 15 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа является комплексным исследованием, характеризуется междисциплинарностью ввиду необходимости всестороннего анализа, включающего управление правами, юридические аспекты, менеджмент- подходы, экономическую составляющую и имиджелогию. Данная совокупность продиктована многогранностью рассматриваемой проблемы и необходимостью выработки подходов, которые способствовали бы решению единой цельной задачи - формированию имиджа личности в творческой сфере. Подобное сочетание определяет новизну и актуальность работы, в ходе которой автор пришел к следующим выводам.
Для шоу-бизнеса характерен завышенный имидж, который связан с публичностью персон, их знаменитостью за счет творческого характера деятельности.
Имидж личности - это явление, которое неразрывно связано с понятием «личный бренд». При этом в законодательстве отсутствует понятие бренда как такового и личного бренда, как подкатегории, соответственно. Однако правовая защита брендов подразумевает возможность их коммерциализации и охраны от нарушения со стороны третьих лиц. С правовой точки зрения данной цели соответствует конструкция «товарный знак», закрепленная законодательно в качестве охраняемого объекта интеллектуальной собственности.
В отношении представителей шоу-бизнеса, если говорить в широком смысле, под «личным брендом» подразумевается не столько имя владельца-носителя, сколько набор узнаваемых атрибутов, образов и смыслов, которые определяют потребность целевой аудитории в приобретении создаваемого творческого продукта. Особенностями имиджа в данной сфере можно считать постоянную публичность, неразрывную взаимосвязь с направлением творчества. При этом имидж в шоу-бизнесе, как правило, формируется не самой личностью-носителем, а сторонним человеком, прогнозирующим потребности и реакцию публики, исходя из трендов и своего опыта, и реализует программу подготовки артиста к конкретному образу. Такими специалистами являются музыкальный менеджер, продюсер, имиджмейкер.
Были выделены различные подходы к формированию имиджа на основе брендинга личности, которые могут оказывать не только позитивное, но и негативное влияние. Так, созданный изначально скандальный имидж может наложить ограничения на участие в качестве партнера серьезных кампаний и программ, например, на уровне государства. Другим вариантом может быть принцип «заложника одной роли», когда созданный имидж преследует своего носителя и не позволяет ему выходить за рамки созданных вокруг данного конкретного имиджа образов. Или принцип «заложника бренда», когда масштабирование бизнеса невозможно, поскольку потребитель хочет видеть исключительно носителя бренда, но не его фирму и тех, кто работает на него.
При этом изучение особенностей становления имиджа известных личностей в шоу-бизнесе позволило установить возможность негативного воздействия сценического имени при дальнейшей реализации своего права на коммерциализацию средства индивидуализации ввиду особенностей передачи и лицензирования данных объектов.
В работе автором была проведена оценка бизнес- моделей, согласно которым при осуществлении предпринимательской деятельности используется «право на имя» в широком понимании и как основа создания охраняемого средства индивидуализации - товарного знака. Применительно к сфере шоу-бизнеса в качестве товарных знаков могут выступать, такие виды как словесный, изобразительный, комбинированный или изменяющийся. При этом перечень товаров и услуг, которые могут быть защищены, должны относиться не только к индустрии развлечений, но и к смежным нишам, охватывать области, в которых популярный человек может пробовать себя в качестве предпринимателя, в целях избежания спекуляции созданным имиджем личности, в частности, его именем со стороны недобросовестных участников бизнес-процесса.
Были выработаны две концепции продвижения: на фундаменте популярности личности с использованием сценического имени как основы брендинга и с использованием репутации презентующей личности без привязки к имени.
С точки зрения рекламной психологии связь продукта с популярной личностью выигрышна в глазах потребителя. В основе такой персонификации продукта заложено большое доверие и эмоциональная симпатия к конкретному лицу. Однако выработанная концепция, основанная на имидже личности, презентующей бренд, но не включающей его непосредственное сценическое имя, делает его самостоятельным объектом, не связанным непосредственным лингво-семантическим образом с именем носителя, видится более стратегически продуманной с правовой точки зрения, а также репутационной привязки к владельцу-носителю имени.
Автор придерживается концепции, которые выработали в своей деятельности такие исполнители, как Баста и Тимати, а именно целесообразности использования имиджа личности при отсутствии непосредственной привязки к его имени.
Выработанные подходы имеют как практическое, так и теоретическое значение для дальнейших исследований, направленных на выработку рекомендаций для формирование бренд-стратегий формирования имиджа известных личностей в сфере шоу-бизнеса.



1. Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года, принято постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля 1971 г. № 136-55 «О присоединении к Ниццкому соглашению о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М. - 1989 г., вып. XLIII.
2. Инструкция к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам (принята на Дипломатической конференции 27 марта 2006 г.) (c изменениями от 1 ноября 2011 г.), текст опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 23 ст. 2801.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 2006 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 18 дек. 2006 г. № 231-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52, ч. 1, ст. 5496. - С. 14803-14949.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ - 1996. - № 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. - № 11. - Ст. 1100.
6. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 №
483 (ред. от 28.09.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов» // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 01.09.2015 (дата обращения: 18.10.2016).
7. Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 24 июля 2018 года № 128 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов».
Научная, специальная и учебная литература
8. Мавричева А. Код публичности. Развитие личного бренда в эпоху Digital. - СПб.: Питер, 2019. - 272с. - С. 15
9. Баландина Т. М. Социология управления: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» / Саратовский социально¬экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. - Саратов, 2016. - 224 с.
10. Белобрагин В.В. Исследования имиджа
отечественного шоу-бизнеса. Балтийский гуманитарныйжурнал, № 3 (8), 2014. Издательство: НекоммерческоеПартнерство «Институт направленного
образования» (Тольятти). - с. 31-36.
11. Введение в интеллектуальную собственность / ВОИС. Женева: ВОИС, 1998. С. 652.
12. Владимирова Е.А. Творческие индустрии и шоу- бизнес в современном российском обществе. Научный журнал ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Социологические науки». - М.: № 2 (82) - 2012. - с. 182-194.
13. Ежегодное официальное издание Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент). Под общей редакцией: Г.П. Ивлиева, канд. юрид. наук: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Текст, Роспатент. М, 2019 - 200с.
14. Жарова З. Б. Влияние массовой культуры (шоу- бизнеса) на современные представления об успехе музыканта-исполнителя. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Вестник МГУКИ № 2 (52) март-апрель 2013. - с. 251-254.
15. Кляйн Н. NO LOGO. Люди против брэндов. - М.: ООО «Добрая книга», 2003. - 624 с.
16. Трахтенгерц Л. А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный). М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. - 812 с.
17. Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыкальный менеджмент» (061166) и специальностям культуры и искусства (050000). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.
18. Кошлякова М. О. Имидж в системе массовой коммуникации. ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ. №1 - 2011. Москва, - с. 218- 224.
19. Леонова Е. В. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - с. 120-122.
20. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. - 80 с.
21. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Том 2. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.
22. Оськина О. Правовые риски в рекламе ретейлерской деятельности с использованием товарных знаков третьих лиц. // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - № 10/2013.
23. Платонов К. А., Бурчакова М. А. Особенности селебрити-маркетинга в банковском секторе. Коммуникология. 2017. Том 5. № 2. с.108-115.
24. Рожков И. Я. Реклама: планка для «профи». М.: Юрайт. - 1999. - 208 с.
25. Семенова Л. М. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа. Вестник Томского государственного университета, 2009, №326 - с. 194-199.
26. Терещенко О. Рахлей Ю. Товарные знаки в шоу- бизнесе: особенности маркетинговой стратегии и правовой охраны. Научно-практический журнал «ИС. Авторское право и смежные права». № 3/2019. - Москва. - с. 31-38.
27. Терещенко О. И. Правовое регулирование экспертизы обозначений, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков, по законодательству Российской Федерации: дис.канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2014. - 145 с.
28. Терещенко О. И., Шиманский Е. Э. Способы преодоления препятствий для регистрации товарных знаков на этапе их экспертизы. Законодательство. № 1/2019. - Москва. - с. 22-29.
29. Томилова М. В. Модель имиджа организации. Маркетинг в России и за рубежом. М.: - № 1/1998. - С. 51-58.
30. Фёдорова В. А. Соотношение понятий «имидж» и «репутация» предприятия. Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет. Економша транспортного комплексу, вип. 23, 2014. - с. 66-76.
Иностранные источники
31. Kenneth B. Germain. Trademark Registration Under Sections 2(a) and 2 (e) of the Lanham Act: The Deception Decision, 44 FORDHAM L. REV. 249, 267. - 1975.
32. Trademark selection and enforcement in Russia.
Article by Natalya Babenkova and Dr. Olga Tereschenko. 16 October 2018. [Электронный ресурс]: URL:
http://www.mondaq.com/article.asp?article_id=745820(дата обращения: 11.03.2019 г).
Электронные ресурсы
33. В «Пятерочке» раздадут покупателям картонные фигуры Ольги Бузовой. 01.11.2018. Независимый проект брендингового агентстваDepot: Sostav.ru. [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/publication/v-pyaterochke- razdadut-pokupatelyam-kartonnye-figury-olgi-buzovoj- 34187.html(дата обращения: 28.01.2019).
34. Имидж объекта. [Электронный ресурс] URL:
http ://studbooks .net/908691/marketing/imidzh_obekta/
(дата обращения: 10.11.2018).
35. Имя собственное: товарный знак из фамилии. Ольга
Рябова: Интервью с директором ИНТЕЛЛЕКТ-С Шестаковым Е.Н. Журнал Деловой квартал. №14 от 18 апреля 2005 года. [Электронный ресурс]: URL:
https://www.intellectpro.ru/press/news/imya_sobstvennoe/(дата обращения: 09.05.2019).
36. Кинякина Е. Первая леди Рунета: как Настя Ивлеева научилась зарабатывать миллионы на персональном бренде. Forbes. [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/376113-pervaya-ledi- runeta-kak-nastya-ivleeva-nauchilas-zarabatyvat-milliony-na(дата обращения: 16.05.2019).
37. Курс: «ЛИЧНЫЙ БРЕНДИНГ». [Электронный
ресурс]: URL:
http://magspace.ru/uploads/2014/05/08/Olorin/magspace.ru_Lich niy_brending.pdf (дата обращения: 16.05.2019).
38. Раздел «Открытые реестры» официального сайта ФИПС [Электронный ресурс] URL: http://new.fips.ru/registers- web/.
39. Российские знаменитости, которые не наделены особым талантом, но при этом зарабатывают миллионы. Губершя Daily. [Электронный ресурс] URL: https://gubdaily.ru/ blog/lifestyle/obzor/rossijskie-znamenitosti-kotorye-ne-nadeleny- osobym-talantom-no-pri-etom-zarabatyvayut-milliony/ (дата обращения: 16.05.2019).
40. Острая Е. Инвалид из Анапы требует 880 тысяч рублей с Ольги Бузовой и Николая Баскова. АО ИД «Комсомольская правда» [Электронный ресурс] URL: https:// www.kp.ru/daily/26949.7/4000498/(дата обращения: 16.04.2019).
41. Официальная страницы Ольги Бузовой в социальной сети Instagram [Электронный ресурс] URL: https://www.instagram.com/buzova86/(дата обращения: 12.01.2019).
42. Решение и предписание по делу № РЦ.08.08.42 в отношении ОАО «Александр СН». [Электронный ресурс] URL: fas.gov.ru/solutions/solutions_22831.htm (дата обращения: 16.02.2019).
43. Решение Федеральной службы по интеллектуальной
собственности (Роспатента) от 27 мая 2019 года по товарному знаку № 560057 [Электронный ресурс] URL:
http://www.fips.ru/SiteDocs/pps_search.htm
44. Создание знака. Введение в тему «Товарные знаки для малых и средних предприятий». Серия: Интеллектуальная собственность для бизнеса. Номер 1. Всемирная организация интеллектуальной собственности. Публикация ВОИС № 900(R). [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/sme/900/wipo_pub_900.p df (дата обращения: 28.01.2019).
45. Шоу «вДудь» [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/watch?v=CWX0sALDP54 (дата
обращения: 28.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ