Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Император Хуэй-цзун (1101-1125 гг.) и его роль в истории культуры Китая

Работа №71200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Особенности внутренней политики Хуэй-цзуна 8
§1. Воцарение Хуэй-цзуна 8
§2. Попытка социально-экономических преобразований 10
§3. Расширение институтов социального обеспечения 16
§4. Нарастание социальной напряженности и восстание Фан Ла 20
Глава II. Внешнеполитические события и гибель Северной Сун 25
§1. Сунско-тангутские конфликты 1101-1109 гг 25
§2. Начало дипломатических отношений с чжурчжэньским государством
Цзинь 27
§3. Война с Цзинь и гибель Северной Сун 31
Глава III. Идейно-культурная политика Хуэй-цзуна 36
§1. Преобразования образовательной системы 36
§2. Реформа Академии живописи 40
§3. Религиозно-идеологическая политика 44
§4. Реформирование государственной ритуальной музыки 47
Глава IV. Хуэй-цзун как творческая личность 55
§1. Живописец и каллиграф 55
§2. Поэтическое творчество Хуэй-цзуна 60
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение I. Чжао Цзи. «Голубка на ветке цветущего персикового дерева»
(«Тао цзю ту») 73
Приложение II. Чжао Цзи. «Сороки на иве, утки в пруду у бамбука» («Люй я лу янь ту») 73
Приложение III. Чжао Цзи. «Слушая цинь» («Тин цинь ту») 74
Приложение IV. Чжао Цзи. «Утёс Сянлун» ( «Сянлун ши ту») .... 75


Предлагаемая квалификационная выпускная работа посвящена анализу правления и личности императора Хуэй-цзуна (прав. 1101-1125, личное имя Чжао Цзи, 1082-1135), фактически последнего монарха империи Северная Сун (Бэй Сун, 960-1127). Следует сразу оговорить, что личность и правление Хуэй-цзуна получили крайне неоднозначную оценку в традиционалистской историографии. С одной стороны, его персональным творческим талантам (живопись, каллиграфия) и меценатству всегда отдавали должное. С другой стороны, прочно укоренился его образ как монарха, повинного в гибели Северной Сун. Для поколений китайских историков Хуэй- цзун являлся «метонимической фигурой, олицетворявшей общие противоречия правящего режима». Такая трактовка образа Хуэй-цзуна утвердилась еще в исторической и общественно-политической мысли эпохи Южная Сун (Нань Сун, 1127-1279), и она оказала существенное влияние на отношение к нему в китаеведении. На протяжении почти всего ХХ в. правление и личность Хуэй-цзуна находились на периферии исследований. Но, если в европейской синологии в последнее время наблюдается явный рост интереса к правлению Хуэй-цзуна в аспекте гибели империи Северная Сун, то в отечественной науке этот период изучен недостаточно подробно. Предлагаемая работа предназначена для хотя бы частичного восполнения указанных «пробелов», в чем и заключается ее научная новизна.
Ее научная актуальность обусловлена необходимостью понимания объективных и субъективных причин гибели империи Северная Сун как одного из ключевых эпизодов в истории китайской цивилизации, который повлек за собой частичное завоевание страны, утверждение государства Цзинь («Золотое», 1115-1234), основанного народностью чжурчжэни (нюйчжэнь ЖД); а затем - и к полному завоеванию Китая монголами и возникновению монголо-китайской державы Юань (%, 1271-1368).
Цель исследования заключалась в проведении комплексного анализа правления и личности Хуэй-цзуна и предполагала решение следующих задач:
- анализ внутренней политики правления Хуэй-цзуна;
- анализ внешней политики правления Хуэй-цзуна;
- рассмотрение начального этапа взаимоотношений империи Северная Сун с чжурчжэнями и выявления обстоятельств и причин гибели китайской империи;
- выявление политических позиций и ориентиров лично Хуэй-цзуна;
- определение духовных интересов Хуэй-цзуна;
- анализ творческой деятельности Хуэй-цзуна;
- установление роли и места творчества Хуэй-цзуна в истории развития китайской художественной культуры.
Степень изученности проблемы. Как уже отмечалось выше, в имеющихся сегодня отечественных изданиях по истории Китая правление Хуэй-цзуна освещено крайне скупо. Так, в «Истории Китая» (под редакцией В. М. Меликсетова) сведения о правлении Хуэй-цзуна исчерпываются краткими сообщениями о восстании Фан Ла и эпизоде гибели Северной Сун . В коллективной работе «История Китая: Древность, Средневековье, Новое время» (М., 2010) о Хуэй-цзуне вообще не упоминается, а информация о гибели Северной Сун еще более лаконична. Аналогичную картину мы видим и в Главе «Азия и Северная Африка в X-XIII вв.» из т. 2 книжной серии «История Востока» . О Хуэй-цзуне, включая проведенные им религиозные реформы (подробно см. в основном корпусе работы) умалчивают также авторы книги «Китайский этнос в средние века». Из отечественных публикаций по истории Китая наиболее полные сведения о правлении Хуэй- цзуна, но только в аспекте взаимоотношений с чжурчжэнями, а также об эпизоде гибели Северной Сун, мы находим в монографии С. Н. Гончарова.
Несколько более подробно в отечественных изданиях сказано о Хуэй-цзуне (Чжао Цзи) как каллиграфе и художнике.
Из зарубежных (на английском языке) изданий самая полная характеристика правления Хуэй-цзуна содержится в посвященной ему главе из т. 5 книжной серии «Кэмбриджская история». В 2006 г. был издан сборник из 13-ти разделов, освещающих различные аспекты историко-политической, социально-экономической и культурной жизни общества времен царствования Хуэй-цзуна и главные сферы его собственной деятельности. Обе названные работы, послужившие основными научными источниками для предлагаемого исследования, ярко свидетельствует о росте интереса в мировом китаеведении к фигуре и к периоду царствования Хуэй-цзуна.
При анализе творческой деятельности Хуэй-цзуна мы опирались на указанные выше работы В. Г. Белозёровой и Т. А. Постреловой и на такое авторитетное издание по истории китайского искусства, как «История китайского искусства: эпоха Сун» (на китайском языке). Использована также серия публикаций китайских ученых о Хуэй-цзуне, в т. ч. Бао Сунняня, Го Вэньцина, Ван Цюна, Ван Хуэйбиня, Хэ Туна, Ши Цзэнаня.
Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая работа имеет следующую структуру: она состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. Во Введении обосновываются научная новизна и актуальность исследования, формулируются его цель и задачи. Глава I посвящена внутреннеполитическим особенностям правления Чжао Цзи, в ней мы рассматриваем общую характеристику периода правления императора. В ней описываются обстоятельства, при которых Хуэй-цзуна взошел на трон, и разбираются основные направления внутренней политики: попытка социально-экономических преобразований, расширение институтов социального обеспечения, нарастание социальной напряженности и восстание Фан Ла. В Главе II рассматриваются внешнеполитические события и военная стратегия империи: Сунско-тангутские конфликты 1101-1109 гг., начало дипломатических отношений с чжурчжэньским государством Цзинь, последующий конфликт с Цзинь и обстоятельства гибели Северной Сун. Глава III отведена для анализа идейно-культурной политики Хуэй-цзуна. В ней разбираются преобразования образовательной системы, отдельно рассматривается реформа Академии живописи, религиозно-идеологические преобразования и реформирование государственной ритуальной музыки. В Главе IV представлена характеристика императора как творческой личности: кратко анализируются его собственные художественные и поэтические произведения и их влияние на последующую художественную традицию Китая.
В Заключении подведены основные итоги исследования. Список использованной литературы состоит из 40 наименований: 23 работ на русском, 6 работ на английском и 11 публикаций на китайском языке. В приложении даны некоторые живописные и каллиграфические произведения Чжао Цзи, такие как «Голубка на ветке цветущего персикового дерева» («Тао цзю ту» ), «Сороки на иве, утки в пруду у бамбука» («Люй я лу янь ту» ), «Слушая цинь» («Тин цинь ту» ) и «Утёс Сянлун» («Сянлун ши ту» ), демонстрирующие художественный талант императора и дополняющие сведения из Главы IV.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что период правления Чжао Цзи действительно был полон противоречий.
Вполне справедливо связывать правление Хуэй-цзуна с деятельностью его главного канцлера - Цай Цзина. Обычно историки, придерживающиеся традиционных мнений утверждают, что Цай Цзин манипулировал Хуэй- цзуном, отвлекая его от государственных дел различными предметами искусства и роскоши для того, чтобы самому устанавливать государственную политику и увеличивать за счет этого свои доходы. Однако, если внимательнее рассматривать период правления Хуэй-цзуна, можно увидеть более сложную неоднозначную историю, где отчетливо видно, что император отнюдь не был равнодушен к судьбе династии и своего народа, а Цай Цзин и его министерство не являлись такими бесчестными и аморальными как их изображают в традиционной истории.
Все меры по принятию реформ во время правления Чжао Цзи вовсе не были направлены лишь на пополнение государственной казны. Многие преобразования должны были способствовать улучшению благосостояния населения. Издав указ о переписи сельскохозяйственных земель, он надеялся, что уменьшится социально-экономическое неравенство, а также внес большой вклад в совершенствование и развитие системы здравоохранения и медицинских учреждений в империи. Несмотря на это, возрождение новой политики привело к коррупции и злоупотреблению властью местными чиновниками.
При Хуэй-цзуне образование, действительно, приблизилось к бесплатному, что сделало его по настоящему общедоступным. Хуэй-цзун со своими канцлерами создают совершенно новый вид ритуальной музыки Дашэнъюэ - это было своеобразное обращение к истокам и традиции, необходимое для объединения государства в трудное время. Проводя религиозно-идеологические преобразования, император верил, что они помогут сплотить империю, вывести страну из кризисной ситуации и станут новым стимулом для сопротивления внешней угрозе. Однако, чрезмерная увлеченность Хуэй-цзуна нововведениями в идеологический сфере, наоборот негативно отразилась на внешнеполитических обстоятельствах. Поэтому, можно сказать, что во время правления Хуэй-цзуна и канцлерства Цай Цзина идеализм и щедрость странным образом сосуществовали бок о бок с коррупцией и расточительством.
Что касается внешнеполитических обстоятельств, то падение Северной Сун произошло скорее именно из-за стратегических и дипломатических ошибок, а не из-за идеологического инакомыслия императора или непродуманных реформ, попытки проведения которых постоянно пресекались коррумпированными чиновниками. То, что обрекло династию, было связью дипломатических и военных кризисов, с которыми столкнулись император и его канцлеры, и из которых они не в состоянии были выбраться. В то время как вооруженные силы Сун не превосходили по численности силы противника, ими неумело командовали из центра, по указанию правительства, которое напрасно было уверено в своей бесспорной победе. Не осознавая своих собственных стратегических и тактических мертвых точек, некомпетентные канцлеры и генералы Хуэй-цзуна не могли мобилизовать и скоординировать необходимые финансовые и человеческие силы, чтобы защитить империю. Больше, чем какие-либо внутренние преграды, именно нехватка желания и лидерства вызвали крах Северной Сун.
Хуэй-цзун был плодовитым художником и много работал над своими произведениями и отличался новаторским подходом. В период его правления можно проследить проникновение новых тенденций во многие жанры живописи. Его поэтическое наследие также отличается некоторым новаторством (в выборе темы для творчества) и позволяет больше узнать о Хуэй-цзуне как личности и о том, как он сам представлял период своего правления. Он создает свое собственное видение императорского дворца, пишет о красоте и элегантности мира, который он видит вокруг себя. Иногда обращается к более насущным темам, таким как внешняя угроза со стороны соседних государств, чтобы даже такой серьезный вопрос представить в красивом и поэтичном виде.
Все это характеризует императора как истинного эстета, действительно добродетельного и даже немного наивного правителя. Он сам искренне верил, что все предпринятые им меры по объединению страны через искусство помогут преодолеть внутренний и внешний конфликты, назревающие в стране.
Естественно, никак нельзя отрицать вину Хуэй-цзуна в гибели империи, но и нельзя характеризовать его только как бездарного правителя, не принимающего политических решений. Рассмотрев его художественное творчество уже не поспорить с тем, что император отдавал ему много времени и сил, может быть, даже больше, чем следовало. Однако не стоит напрямую связывать этот факт с гибелью династии и винить во всем увлечение императора искусством и его стремление к новшествам. Ведь уже известно, что падение Северной Сун произошло по другим причинам.
Хуэй-цзун оставил после себя достойное наследие в виде поэтических трудов, живописных работ и каллиграфии, которые стали примером для будущих поколений, как император того и хотел.



1. Алимов И. А., Кравцова М. Е. История китайской классической литературы с древности и до XIII в.: поэзия, проза: В 2-х т. СПб. Петербургское востоковедение 2014 г. 1407 с.
2. Белозерова В. Г. Искусство китайской каллиграфии - М.:
Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2007. 481 с.
3. Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая: Древность, Средневековье, Новое время. М.: Восточная литература, 2010. 596 с.
4. ВиноградоваН.А. Китайская пейзажная живопись. - М.: Изобразит. искусство, 1972. 160 с.
5. Гончаров С. Н. Китайская средневековая дипломатия: отношения между империями Цзинь и Сун. 1127-1142. М.: Наука, 1986. 295 с.
6. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т. 1]. Философия. М.: Восточная литература, 2006. 727 с.
7. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т. 2]. Мифология. Религия. М.: Восточная литература, 2007. 869 с.
8. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т. 3]. Литература, Язык, письменность. М.: Восточная литература, 2009. 935 с.
9. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т. 5]. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М.: Восточная литература, 2009. 1087 с.
10. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах / Под ред. М. Л. Титаренко. [Т. 6 (доп.)]. Искусство. М.: Восточная литература, 2010. 1081 с.
11. История Востока. В 6 т. Т. II. Восток в средние века. М.: Восточная литература, 1995. 715 с.
12. История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. 3-е изд. испр. и доп. М.: Издательствово МГУ, 2004. 751 с.
13. История Китая с древнейших времен до начала XXI в. В десяти томах / Гл. ред. академик РАН С. Л. Тихвинский. Том III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907) / Отв. ред. И. Ф. Попова, М. Е. Кравцова. М.: «Наука», 2014. 991 с.
14. Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. М.: Восточная литература, 2010. 802 с.
15. Кравцова М. Е. Мировая художественная культура, История искусства Китая: учебное пособие - Санкт-Петербург [и др.]: Лань ТРИА0А, 2004. 960 с.
16. Кравцова М. Е. История культуры Китая: учебное пособие - Санкт- Петербург [и др.]: Лань Планета музыки, 2011. 415 с.
17. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII). М.: Наука, 1984. 335 с.
18. Кычанов Е.И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). 2-е изд. СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2010. 362 с.
19. МасалимоваД. Д. «Дворцовая поэзия» (ЖВШ) эпохи Тан (618—907) // Проблемы литератур Дальнего Востока. Материалы IV Международной конференции Проблемы литератур Дальнего Востока. 29 июня—2 июля 2010 г. В 3-х т. СПб: Из-во СПбГУ, 2010. Т. 1. С. 185-196.
20. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII веках. М.: Наука, 1976. 240 с.
21. Пострелова Т.А. О значении творчества Чжао Цзи на формирование живописи цветов и птиц в Китае X-XIII в. // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып. 4., Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. С.95-101.
22. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт ист.-религ. описания: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям - СПб : Лань, 1998.445 с.
23. Ши Найань. Речные заводи / Пер. А. П. Рогачева; под ред. В. С. Колоколова. В 2 т. М.: Государственное из-во художественной литературы, 1955.
на английском языке:
24. Barnhart R.M. Peach Blossom and Spring: Garden and Flower in Chinese Paintings - New York: The Metropolitan Museum of art, 1983. P.25-35.
25. Bickford, М., Ebrey, P. B., eds. Emperor Huizong and Late Northern Song China: the Politics of Culture and the Culture of Politics. Harvard: Harvard University Asian Center, 2006. 625 p.
26. Bol P. K. Whither the Emperor? Emperor Huizong, the New Policies, and the Tang - Song Transition // Journal of Sung-Yuan Studies 31 (2001). Р.103-134.
27. Ebrey P. B. Women and Family in Chinese History. London-New York: Routledge, 2002. 291 p.
28. Liu, James T. C. Government Education and Examinations in Sung China. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1985. Р.242-249.
29. Twitchett, Denis and Paul Jakov Smith, eds. The Cambridge History of China. Vol. 5. Part One: The Sung Dynasty and Its Precursors, 907-1279. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 1128 p.
на китайском языке:
30. Бао Суннянь. Сун Хуэй-цзун моби хуаняохуа чутань (Исследование рисунков тушью цветов и птиц Сунского [императора] Хуэй- цзуна) // Гугун боуюань, Пекин, 2014, №3. С. 16-22.
жад. жжжмджш». ожм 2014, ж з ад, 16-22
ж.
31. Го Вэньцин. Ишуцзя хуанди Сун Хуэй-цзун (Сунский император Хуэй-цзун как художник) // Чжунго цзыюань цзунхэ лиюн, Сюйчжоу, 1995. №1, С. 39.
m джжжжжжж // шижш^аж ад, 2014. ж 1 ад. 39 ж.
32. Ван Хуэйбинь. Сун Хуэй-цзун юй Сун дай гунцы чуанцзо (Сунский император Хуэй-цзун и создание Сунских гунцы) // Наньду сюэтан, Наньян, 2010. №2. С. 63-69.
жмж. жжжжжддшж// ш^да, ши, 2010.Ж 2 ад. 63-69 ж.
33. Ван Цюн. «Шухуа хуанди» Сун Хуэй-цзун Чжао Цзи дэ хуэйхуа ишу чэнцзю» (Достижения в живописном искусстве Чжао Цзи, Сунского императора Хуэй-цзуна) // Ланьтай шицзе. Шэньян, 2014, №33. С.72-73.
ж<«жш»> жжжж^ашдж<ш/ <;-Аm 2014.ж 33 ад.72-73 ж.
34. Ван Юнхэн. Фэн Вэй.Чжоу Цзичунь. Сун Чжао Цзи дуй чжунъисюэ дэ гунсянь (Вклад Сунского [императора] Хуэй-цзуна в традиционную китайскую медицину). // Чжунъисюэ бао, Чжэнчжоу, 2013. №2. С. 303-305.
жж, ш, w#. ЖЖЖШФЕД^ЖМ.// шдж, 2013.ж 2ад, 303-305 ж.
35. Сун ши / Тото дэн чжуань («История Сун» / Сост. Токто и др.). В 40 т. Пекин: Чжунхуа шуцзюй. 1977.
жж / жждж жж: *т 1997.
36. Чэнь Чжэнь. Сун ши (История Сун) / Шанхай: Жэньминь чубаньшэ, 2003. 700 с.
ВЖ. жж / ±ШАЖФ»±, 2003. 700 Ж.
37. Чжунго мэйши ши: Сундай цзюань (История китайского искусства: эпоха Сун). В 2 т. Т1. / под ред. Ван Чаовэнь. - Цзинань: Ици нань: Ци Лу шушэ. Минтянь чубаньшэ, 2000.
Х®ДШД,АД^± / ишмхя- жш: ^«Ж0жх»±. 2000.
38. Ши Цзэнань. Сун Хуэй-цзун Чжао Цзи юаньти хуаняо дэ синтай цзици инсян (Влияние и образ стиля живописи цветов и птиц Чжао Цзи, Сунского императора Хуэй-цзуна). // Ялунцзян, Шэньян, 2015. №1. С.321.
*»«. *»^®1Ж<*ЖЗД1ЙЖ&.&ЖЖ// им, ага. 2015.Ж 1 да, 321 ^.
39. Хэ Тун. Цяньси Сун Хуэй-цзун шоуцзиньти шуфа ишу (Поверхностный анализ искусства каллиграфии в стиле шоу-цзинь Сунского императора Хэуй-цзуна) // Сицзю чжи цзя, Ухань, 2016. №1, С. 162.
мж. ЖЛАЖЖЖ^ФДЖДА// $^гж, шд 2016, ж 1 д, 162 ж.
40. Цай Хань. Бэйсун Ханьлинь Тухуаюань жуогань вэньти каошу (Заметки по некоторым вопросам Ханьлиньской Академии живописи [при] Северной Сун) // «Чжэцзян дасюэ сюэбао: жэньвэнь шэхуэй кэсюэбань», Ханчжоу, 2006. №5. С.176-180.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ