Введение 4
1 Теоретические основы исследования кросс-культурных особенностей поведения потребителей
1.1 Понятия культуры и кросс-культуры 7
1.2 Методы исследования кросс-культурных особенностей поведения
потребителей 17
1.3 Особенности рынка услуг высшего образования 27
2 Анализ влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования
2.1 Разработка методического подхода к исследованию влияния кросс-
культурных особенностей на рынке услуг высшего образования 39
2.2 Анализ результатов исследования влияния кросс-культурных различий
на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования 48
3 Разработка рекомендаций операторам рынка услуг высшего образования
3.1 Рекомендации операторам рынка услуг высшего образования на основе
проведенного исследования в рамках элементов комплекса маркетинга: продукт, цена, персонал и физическое окружение 72
3.2 Рекомендации операторам рынка услуг высшего образования по персоналу, физическому окружению и процессу оказания образовательных услуг вуза на основе проведенного исследования 82
Заключение 93
Список использованных источников 96
Приложение А
Образование в современном мире является важным средством достижения успешности, профессионализма, престижа и тесно связано с новой формой потребительского поведения - потребления образовательных услуг. Это, в свою очередь, способствовало формированию рынка услуг в области высшего образования, поэтому в рамках бизнес-подхода играет важную роль то, каким образом относятся к нему разные народы.
Это тесно связано с особенностями кросс-культурного поведения современной молодежи, на которую все равно независимо от социальной мобильности и высокой адаптации к разным условиям образовательной среды оказывает серьезное влияние принадлежность к тому или иному типу культур и цивилизаций. В данной связи следует отметить, что речь здесь в первую очередь идет о духовных аспектах поведения потребителей, потому что отношение к высшему образованию в разных культурах складывалось по- своему, имело определенные особенности.
В данной курсовой работе рассмотрены особенности влияния кросс- культурных особенностей на потребительское поведение на рынке образовательных услуг. Выявлено, что отношение к высшему образованию у молодежи Востока и Запада различается, что связано с их культурными традициями и самой историей развития системы высшего образования.
Целью данной работы является разработка и апробация методики исследования влияния кросс-культурных различий на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования.
Исходя из перечисленных целей, можно выделить следующие задачи:
- определить понятия «культура» и «кросс-культура»;
- рассмотреть существующие методы исследования кросс-культурных особенностей поведения потребителей;
- проанализировать особенности рынка услуг высшего образования на основе кабинетных исследований;
- разработать методический подход к исследованию влияния кросс- культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования;
- провести полевое исследование;
- проанализировать результаты полевого исследования.
Объектом исследования является - поведение потребителей на рынке услуг высшего образования.
Предметом исследования являются кросс-культурные особенности поведения потребителей на рынке услуг высшего образования.
Научные результаты:
- разработана авторская методика оценки влияния кросс-культурных различий на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования, включающая: алгоритм оценки; особенности построения модели культуры, особенности поведения потребителей на рынке услуг высшего образования в разрезе 7Р;
- разработан и апробирован рабочий инструментарий проведения исследования влияния кросс-культурных различий на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования стран ATP.
Теоретической и методологической основой в данной работе, послужили труды китайских, российских и других зарубежных ученых в области исследования услуг высшего образования.
Методы:
В процессе работы была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа экономической информации, сравнительного анализа. В качестве сбора первичной и информации использовался опрос. Источниками вторичной информации служили статьи из сборников и журналов, учебники, монографии статистические сборники и базы данных.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассмотрены понятие и классификации культуры и кросс-культуры, методы кросс-культурных исследований поведения потребителей, а также рассмотрены особенности рынка услуг высшего образования Во второй главе разработан методический подход к оценке влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования, а также проведен анализ результатов исследования влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования. В третьей главе приводятся рекомендации операторам рынка на основе проведенного исследования.
Работа полностью соответствует поставленным целям и задачам. В ней рассмотрены: понятие кросс-культуры и кросс-культурных особенностей; методы исследования влияния кросс-культурных особенностей на поведение потребителей; методический подход к исследованию влияния кросс- культурных особенностей на поведение потребителей на рынке услуг высшего образования стран АТР; анализ результатов исследования влияния кросс- культурных особенностей на поведение потребителей на рынке высшего образования стран АТР; а также разработаны рекомендации операторам рынка услуг высшего образования.
Культура относится к ряду наиболее сложных и многогранных понятий философии и обществоведения. В настоящее время в литературе насчитывают более полутора тысяч определений этого понятия. Важное значение в современном мире занимают кросс-культурные исследования, которые означают любой вид исследования элементов культуры человека, сравнивая специфическое поведение в двух или более культурах. Культурные ценности - значимый фактор реакции потребителей на маркетинговые стимулы, поэтому исследование ценностей является наиболее популярным объектом кросс- культурных исследований.
Современные условия функционирования вузов характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, сокращением бюджетного финансирования, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. Важным инструментом успешной деятельности вуза, по мнению большинства российских ученых, может стать применение стратегического планирования . Большинство специалистов отмечают фрагментарный характер существующих стратегических планов вуза, недостаточную адаптацию стратегий к изменяющимся условиям рынка, сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг . Для совершенствования системы планирования деятельности вуза, по нашему мнению, необходимо более активно использовать маркетинговые инструменты принятия управленческих решений.
Для представителей обеих культур наиболее важными показателями социальной среды являются уровень и качество жизни населения, уровень политической стабильности в стране, а также уровень дипломатических отношений между вашей страной и другими странами. Разница в важности показателей для русских и китайских респондентов особенно заметна в таких пунктах как уровень влияния вероисповедания населения страны на предложение образовательных услуг и уровень влияния религиозных ограничений на потребление образовательных услуг. Для русских студентов они являются менее значимыми.
По итогам построения и анализа кросс-культурных матриц было выявлено следующее: на поведение русского потребителя услуг высшего образования влияют культурные ценности, далее - материальная и менее всего - социальная среда, по всем направлениям маркетинга 7Р. На поведение китайских потребителей услуг высшего образования в большей степени влияют культурные ценности, далее - социальная среда и менее всего - материальная, по всем направлениям маркетинга 7Р. При этом, степень влияния на китайских потребителей оказалась ниже, нежели на русских. Кроме того, разрыв между показателями влияния, составляющих культуры был более заметным.
При более детальном рассмотрении влияния факторов культуры на поведение опрашиваемых респондентов в разрезе 7P были выделены отдельные закономерности в рамках каждого элемента комплекса маркетинга с учетом особенностей рынка услуг высшего образования.
В условиях международной конкуренции между учебными заведениями, российским вузам необходимо принимать меры для обеспечения качества услуг с учетом международных стандартов. На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации операторам рынка услуг высшего образования с учетом кросс-культурных особенностей потребителей. В основе предложенных рекомендаций лежит анализ матриц сопряженности особенностей поведения русских и китайских респондентов и модели культуры. При разработке рекомендаций было отмечено то, что высокий уровень развития материально-технической базы, обеспечивающей учебный процесс, а также уровень развития социальной инфраструктуры вуза являются важными конкурентными преимуществами любого образовательного учреждения. В связи с этим рекомендовано обратить внимание на базовые потребности студентов. Также было учтено и то, что персонал вуза рассматривается не только как фактор конкурентоспособности организации, но и как важный источник имиджевой информации об учебном заведении для различных внешних аудиторий. Особое внимание было уделено разработке рекомендаций в рамках четвертого элемента комплекса маркетинга - Promotion. Существует много форм и методов продвижения образовательных программ вуза, информации о предоставляемых им услугах, их качестве, квалификации преподавателей. Правильное позиционирование вуза является важным компонентом маркетинговой стратегии вуза. Таким образом, можно сказать, что результаты исследования имеют практическую значимость, их можно использовать при разработке международных программ руководству образовательных учреждений.
1. Алешина, И.В. Кросс-культурные факторы маркетинга нано-инноваций / И.В. Алешина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. -№ 24. - С. 137-143.
2. Автономов, В.С. Модель человека в экономической науке. / В.С. Автономов // - СПб.: Экономическая школа. - 2006. - С. 12-35.
3. Алешина, К.В. Поведение потребителей. / К.В. Алешина // Учебное пособие. - М.: Фаир-Пресс, - 2006. - С. 23-28.
4. Андреев, С.Н. Основы некоммерческого маркетинга. / С.Н. Андреев // - М. : Прогресс Традиция, - 2000. - С. 256-263.
5. Блэкуэлл, Д.У. Поведение потребителей. / Д.У. Блэкуэлл . - СПб.: Питер, - 2007. - С. 22-32.
6. Бункина, М.К. Экономика и психология. / М.К. Бункина // На перекрестке наук. - М. : - 2008. - С. 68-72.
7. Евдокимова, Е. Н. Анализ понятий «культура», «культура деятельности» в контексте культуры тестирования школьника /Е.Н. Евдокимова // Научные технологии (Москва). - 2012. - C. 55-68.
8. Фалькова, Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях / Е.Г. Фалькова // Методическое пособие. - 2007. - С. 332-356.
9. Попова, Т.Г. О понятии концептуальной категории «Культура» / Т.Г.Попова // Тамбовского государственного технического университета. - 2004. - C. 220-245.
10. Лапина, Т.С. Понятия культуры, культурологии и оснований культуры / Т.С. Лапина //Аналитика культурологии. - 2007. - C. 9-16.
11. Смольяника, А.П. Культура как отрасль народного хозяйства : определение понятия. / А.П. Смольяника // Вестник самарского муниципального института управления. - 2007. - C. 201-236.
12. Бессарабов, И.С. Сущность ведущих философских подходов к определению понятия «культура» / И.С. Бессарабова // фудаментальные исследования. - 2006 - C. 36-46.
13.Зиммель, Г. Конфликт современной культуры / Г. Зиммель // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2007. - C. 22-29 .
14. Ултургашев, Г.Г. Основы научной культуры (понятие культуры) / Г.Г. Ултургашев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - C. 39-58.
15. Кузеванова, А.Л. Понятие «культура»: традициипонимания и концептуальный выбор / А.Л. Кузеванова // Известия Российского государственного педагогического университет. - 2008. - C. 56-78.
16. Алигасановна, Т.Н. Современные подходы к определению понятия и сущности формирования информационной культуры / Т.Н. Алигасановна // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). - 2012. - C. 29-42.
17. Бергельсон, М.Б. Межкультурная коммуникация как исследовательская
программа: Лингвистические методы изучения кросс-культурных
взаимодействий / М.Б. Бергельсон // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. - №4. - С. 28-34.
18. Гимпельсон, В.Е. Дефицит квалификации и занятости на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей Препринт WP3/2004/01. Серия WP3 «Проблемы рынка труда». / В.Е. Гимпельсон. - М. : ГУВШЭ. - 2004. - С. 4-12.
19. Кузьмина, А.А. Сближение региональных рынков образовательных услуг и труда / А.А. Кузьмина // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. - 2010. -№ 5. - С. 76-84.
20. Кузнецова, С. Мир, где пересекаются культуры / С . Кузнецова // Управление персоналом. - 2008. - № 22. - C.437-458.
21. Гусева, Н.И. Теоретические иметодологические основы кросс- культурных исследований / Н.И. Гусева // Известия Байкальского государственного университета. -2003. - №3-4. - С. 82-86.
22. Шамне, Н.Л.Межкультурная и HYPERLINK коммуникация: к определению понятий / Н.Л. Шамне // вестник волгоградского государственного университета. - 2003. - C. 73-80
23. Прокопеня, Г.В. Семантика понятия «Кросс-культурный подход» / Г.В. Прокопеня // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2007. - № 3. - С. 63-70.
24. Пань, М. Влияния кросс-культурных особенностей на потребительское поведение на рынке услуг высего образования / М . Пань // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-5. - С. 81-83.
25. Колобков, Н. Н. Кросс-культурные коммуникации в бизнесе / Н.Н Колобков // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. № 5-6. - С. 120-148.
26. Таратухина, Ю.В. Кросс-культурная коммуникация и кросс- культурный менеджмент с точки зрения семиотического подхода. / Ю .В. Таратухина // В сборнике: Смысловое пространство текста Материалы Межвузовской научно-практической конференции. Сер. «Лингвистические исследования» ответственный редактор Чаплыгина И.Д.. -2008. - С. 60-65.
27. Сулейманкадиева, А.Э.Учёт кросс-культурных особенностей в моделях трансформационного менеджмента / А.Э.Сулейманкадиева, И.А. Смирнова // В сборнике: Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры. -
2015. -№2-4. -С. 262-265.
28. Вербицкий, А.А. Кросс-культурные контексты образования / А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2007. - С. 73-90.
29. Либанова, С.Э. Проблемы законотворчества и принципы права в культурном пространстве России / С.Э. Либанова // Юридическая техника. -
2016. -№ 10.-С. 172-175.
30. Юрьева, Т.В. Проблема кросс-культурных коммуникаций в аспекте практико-ориентированных педагогических технологий / Т.В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 104-107.
31. Муратова, А.Р. Проблемы кросс-культурной коммуникации в управлении компанией с моногонациональным коллективом / А.Р. Муратова // Инновационные системы - 2014. - №2-5 - С. 63-70.
32. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг в выс шем и дополнительном образовании : учеб. пособие для студен тов экон. и пед. вузов и фактов. / А.П. Панкрухин. -М. : Интерпракс, - 1995. - С. 240-253.
33. Лебедева, Н.М. Влияние ценностей культуры на оценку ситуаций социального и эконо-мического поведения / Н.М. Лебедева // Альманах современной науки и образования. - 2010.- №10. - С. 104-106.
34. Блэкуэлл, Р.Р. Энджел «Поведение потребителей» / Р.Р. Блэкуэлл // 10- еиздание. - С. 2007 - С. 2-16.
35. Романова, И.М., Носкова, Е.В. Методический инструментарий исследования влияния кросс-культурных отличий на поведение потребителей» / И.М. Романова. - 2014. - С. 1-4.
36. Лебедева, Н.М. Влияние ценностей культуры на оценку ситуаций социального и эконо-мического поведения / Н.М. Лебедева // Альманах современной науки и образования. - 2010.- №10. - С. 104-106.
37. Котлер, Ф.Ф. Основы маркетинга. / Ф.Ф. Котлер. Краткий курс. -
2007. - С. 32-47.
38. Карнаухов, В.А. «Культура» в психологии: от объяснительного понятия к предмету исследования / В.А. Карнаухов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - Т. 15. - №2.-С. 130-142.
39. Радугин А.А. Культурология : учебное пособие / А.А. Радугин // Составитель и ответств редактор А.А. Радугин. - М.:Центр, - 2001, - С. 304-308
40. Маликова, Н.Р. Методология кросс-культурного анализа межэтнической толерантности и ксенофобии / Н.Р. Маликова // Труды Санкт- Петербургского государственного института культуры. - 2015. - Т. 206. - С. 362-368.
41. Голубков, Е.П. «Маркетинговые исследования: теория методология и практика»/ Е.П. Голубков. - 2002. - С. 13-26.
42. Мирошник, А.Н. Политическая жизнь казачества в эмиграции: тенденции и особенности / А.Н. Мирошник // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - № 1.2 (49). - С. 896-910.
43. Ховард, К.Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономики) / К.Г. Ховард. - М. : Издво «Злотоуст», - 1995. - С. 230-248.
44. Пешкова, Н.Н. кросс-культурное разнообразие в благотворительном процессе / Н.Н. Пешкова // Современные проблемы науки и образования. -
2013. -№2.-С. 446-483.
45. Matsumoto.Ed. D. Culture and Psychology / Ed. D. Matsumoto. Oxford, - 2001.-С. 32-46.
46. Алешина, И.В. Открытые инновации: кросс-культурные факторы в условиях глобализации / И.В. Алешина // Инновации. - 2010. - №7. - С. 30-35.
47. Berry J.Crosscultural psychology: Research and applications. Cambridge, - 1992.-С. 102-143
48. Фирсанова, О.В. Анализ методик исследования когнитивных структур поведения потребителя в современном маркетинге / О.В. Фирсанова // Россия в глобальном мире. - 2013. - № 3 (26). - С. 235-245.
49. Мацумото, Д. Психология и культура. - СПб.:Питер, 1-е издание, - 2003. - С. 720-749.
50.Segall M.Human behavior in global perspective: An introduction to crosscultural psychology. 2nd ed. Boston, - 1999. - С. 69-53
51.Алешина И.В. Открытые инновации: кросс-культурные факторы в условиях глобализации // Инновации. - 2010. - №7. - С. 30-35.
52.Орехов, С.А. Влияние спроса на развитие рынка образовательных услуг / С.А. Орехов // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 4 (70) - С.91-95.
53. Куликов, А.Ю. Рынок медицинских услуг: особенности функционирования и развития / А.Ю. Куликов // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2010. - Т. 3. - № 4. -С. 41-44.
54. Берман, А.В.Особенности формирования рынка медицинских услуг / А.В.Берман // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 10. - С. 22-27.
55. Данилочкина, Ю.В. Правовые основы регламентации
предппринимательских отношений на Российском рынке медицинских услуг / Ю.В. Данилочкина // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. - 2009. - № 3. - С. 51-56.
56. Семеняк, О.В. Приоритетные направления совершенствования регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в Российской Федерации / О.В. Семеняк // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 4 (43). - С.102-143.
57. Самсонова, М.В. потребительское поведения на рынке образовательных услуг малого города : монография / М.В. Самсонова. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ. -2013. - С. 120-148.
58. Данилова, Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов [Текст] / Т.В. Данилова // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, - 2006. - С. 55-61.
59. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. Уникальный отечественный опыт [Текст]: учеб. пособие / В. Анурин, И. Муром- кина, Е. Евтушенко. - СПб.: Питер, - 2004. - С 269-283.
60. Кохановский, В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (Формирование, особенности и методология социального познания) [Текст]: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский. - Ростов н/Дону: Феникс. - 2005. - С. 320-338.
61. Berry, J. Cross-cultural psychology: Research and applications / J. Berry, Y. Poortinga// Cambridge, - 1992. - 178-182c.
62.Чепурных, М.Е.Особенности стратегии клиентоориентированной медицинской организации на рынке платных медицинских услуг / М.Е. Чепурных, Е.П. Косякова, Т.Т. Юнусова // Экономика и предпринимательство. -2015. -№6-3(59-3). - С. 1157-1162.
63. Шварц, Е.Ю. Этимология, семантика и современные определения слова «культура» / Е.Ю. Шварц // Бюллетень медицинских интернет-конференций. -
2014. -№ 5.-С.453-462.
64. Торопова, А.В. Феномен интонирования как антропологический ориентир сохранения и воспроизведения облика человека определенной культуры / А.В.Торопова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2014. - № 3 (34). -С. 72-84.
65. Ултургашев, Г.Г. Основы научной культуры / Г.Г. Ултургашев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -
2008. -№5.-С. 28-31.
66. Банщикова, Т.Н. Кросс-культурный подход к исследованию психологических механизмов саморегуляции в ситуации межкультурного взаимодействия / Т.Н. Банщикова // Известия Волгоградского государственного технического университета. -2014.-№ 16(143)-С. 130- 132.
67. Jingyun Zhang. Review and future directions of cross-cultural consumer services research / Zhang Jingyun, Sharon E. Beatty, Gianfranco Walsh // Journal of Business Research. -2008. - Vol. 61. -P. 211-224.
68. Brislin R.W., Looner W.J., Thorndike R.M. Cross-Cultural Research Methods. N.Y - 1973. - P.245.
69. Choi J, Kushner KE, Mill J, Lai DWL. Understanding the language, the culture, and the experience: Translation in crosscultural research. // Int J Qual Method. -2012. - №11 (5). -Р. 652-665.
70. Hazel Rose Markus and Shinobu Kitayama, «Сulture and the Self: Implications for Cognition, Emotion, and Motivation», Psycholocal Review 98 - 1991.-Р. 253.
71. Mittal R, Dorfman PW. Servant leadership across cultures. //J World Bus. - 2012. - №47 (4). - Р. 555-570.
72. Trompenaars F., Hampden-Turner Ch. Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business / F. Trompenaars , Ch. Hampden- Turner. - NY: McGraw-Hill Trade, 1997. - Р. 265.
73. Byon KK, Lee S, Baker TA. A cross-cultural study of purchase intention of sponsored products based on american and korean spectators of the 2010 FIFA world cup south africa. // Sports Bus Manage. - 2014. - №4 (2). - Р. 158-177.
74. Blair TC, Chiou S-. The impact of brand knowledge on consumers of different genders and from different cultures. //Asia Pac Manage Rev - 2014. - 19(1).-Р. 47-59.
75. Linton, R. The cultural background of personality / R. Linton // International Library of Sociology and Social Reconstruction. - 1947. -Р. 102.