Введение 3
Глава 1 Теоретические основы разработки бизнес-плана 7
1.1 Сущность и значение бизнес-планирования 7
1.2 Основные этапы разработки бизнес-плана 15
1.3 Структура и содержание бизнес-плана 23
Глава 2 Анализ бизнес-идеи и разработка бизнес-плана проекта 34
2.1 Общая характеристика бизнес-идеи и анализ положения дел на рынке
2.2 Бизнес-план предприятия по выпуску hand made аксессуаров 42
2.3. Оценка и анализ экономической эффективности, возможные
риски разработанного бизнес-плана 52
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования состоит в том, что в сложной современной развивающейся экономической ситуации, отсутствие конкретных ориентиров в развитии организаций, неустойчивость хозяйственных и финансовых отношений ставят сегодняшнего предпринимателя в зависимость от ряда трудно поддающихся анализу и контролю факторов. Сложность существующей ситуации в значительной степени актуальна в связи с отсутствием опыта ведения предпринимательской деятельности руководством организаций в рыночных условиях.
Успех в условиях рынка и появление фирм в новых сферах деятельности свободной экономической зоны маловероятен без деального представления о перспективах становления и развития дела, без разработки обоснованных актуальных ориентиров и конкретного плана действий.
Своевременно подготовиться, предусмотреть потенциальные трудности и сложности, тем самым снизить риск в достижении запланированных целей. Разработка стратегии хозяйственной деятельности организации является одной из ключевых задач бизнеса.
Наиболее полно отвечающей предъявленным требованиям и способной к решению широкого круга актуальных задач является бизнес-план. Разработка бизнес-плана - важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является од-ним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от не-оправданных рисков.
Любая предпринимательская организация начинается с составления бизнес-плана. В нем отражаются проблемы, с которыми предстоит столкнуться предпринимателям в процессе достижения стоящих перед ним целей. По определению, бизнес-план - это система менеджмента, направленная на совершенствование работы любой фирмы, независимо от сферы ее деятельности.
Благодаря бизнес-плану, у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и фактических ориентиров фирмы, а так же описание нового предприятия. Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предпринимателей. Начиная свою деятельность, они должны ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Бизнес-план является основой предпринимательской деятельности и представляет собой комплексное исследование различных сторон работы фирмы (разработки, производства, реализации, послепродажного обслуживания).
«Бизнес-план является формальный документ. Хорошая бизнес идея, тем более представленная сильной командой, «продаст» сама себя потенциальному кредитору или инвестору», - именно так считают многие российские предприниматели. На практике такой подход делает бизнес-план «последней милей» между проектом и его финансированием. Вроде и идея хороша, и рынок растет, и команда «в теме» - а привлечь денежные средства для реализации проекта не удается.
Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Составлению бизнес-плана предшествует определение целей собственного бизнеса в целом и бизнес-плана в отдельности. При этом определяются деловые, общие и личные цели, что является основой оценки успешного бизнеса как личного успеха предпринимателя.
Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и осознавать существующие ограничения. Это позволит избежать таких потенциально опасных ошибок, как недостаток капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения предприятия и погоня не за тем рынком, который действительно нужен.
Предметом исследования являются основные экономические показатели эффективности проекта.
Объектом исследования является процесс создания бизнес-плана на примере предприятия hand made аксессуаров.
Целью исследования является разработка бизнес-плана по созданию предприятия и оценка его эффективности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• исследовать теоретические основы разработки бизнес-плана
• исследовать экономическую сущность основных категорий и понятий бизнес-планирования на предприятии;
• рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
• разработать бизнес-план создания предприятия;
• оценить экономическую эффективность проекта и предложить рекомендации по минимизации рисков и совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности создаваемого предприятия.
Бизнес план разрабатывается для создания предприятия по выпуску hand mabe аксессуаров.
Теоретической и методологической базой дипломной работы станут работы отечественных и зарубежных авторов по бизнес-планированию, экономике предприятия, финансам, планированию, бухгалтерскому учету и финансовому анализу. Также будут использованы нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия в области бухгалтерского учета, налогообложения.
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования предприятия и его будущего выхода на рынок.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
В результате проведенной работы поставленные цели достигнуты, проектные задачи решены. Реализация бизнес-плана предприятия по изготовлению hand made аксессуаров является привлекательным видом деятельности, так как данный формат предприятия может стать одним из не многих в Бел-городской области оказывающий услуги по деревообработке в декоративных целях.
Целью дипломной работы было разработка бизнес плана предприятия hand made аксессуаров и обоснование экономической эффективности проекта. Предприятие решено открыть при этом арендовав торговую точку в ТЦ Мегакомплекс «ГРИНН» и производственные помещения.
Ориентироваться предприятие будет преимущественно на потребителей в возрасте от 25 до 45 лет, так как проведенное анкетирование показало, что именно такой возрастной состав больше всего приобретает товары ручной работы и оценивает такие параметры как экологичность и уникальность.
Для предприятия выбрана линейная структура управления. Во главе предприятия стоит директор, в его непосредственном подчинении находится администратор и рабочий персонал.
Стоимость инвестиционных затрат на открытие предприятия составит 460000 рублей.
Плановый объем выручки в первый год составит 7400250 рублей, в последующие года выручка должна нарастать. Для поддержания данного объема выручки предприятию необходимо выполнять запланированный объем продаж.
Объем чистой прибыли в первый год составит около 1770175 рублей, в последующие года также должна расти.
Расчет точки безубыточности показал, что при объеме выручки в 159600 рублей предприятие может работать безубыточно, не получая при этом прибыли и убытка. Анализ чувствительности проекта показал, что создаваемое предприятие принесет прибыль, начиная с третьего квартала его функционирования. На основании этих данных, а так же рассчитанных экономических показателей, приведенных в финансовом плане можно сделать вывод, что данное предприятие экономически эффективно.
Оценив риски, которые могут возникнуть в процессе создания и функционирования предприятия, можно сказать о том, что каждый риск имеет свое решение, и если его вовремя предвидеть и предупредить, то можно сгладить негативные последствия его возникновения.
Таким образом, в результате проделанной работы достигнута основная цель дипломного проекта - разработан бизнес-план по созданию предприятия hand made аксессуаров для жителей города Белгорода и Белгородской области, оценена эффективность его реализации и возможные риски, связанные с его внедрением.
1. Адамс, Б. Бизнес-план за несколько часов [Текст] / Б.Адамс. - Москва : АСТ Астрель, 2007. - 219 с.
2. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст] / М.М. Алексеева. - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 248 с.
3. Аникеев, С.А. Методика разработки плана маркетинга серия «Практика маркетинга» [Текст] / С.А. Аникеев. - Москва : Информ-Студио, 2008. - 128 с.
4. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ [Текст] / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - Москва : «ДИС», НГАЭ и У, 2007. - 385 с.
5. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом [Текст] / И.Т. Балабанов. - Москва : Финансы и статистика, 2007. - 384 с.
6. Буров, В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика [Текст] /
В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - Москва : ИНФА-М, 2007.- 392 с.
7. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст] / В.А. Винокуров. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 2008 -260 с.
8. Волков, О.И. Экономика предприятия [Текст] / О.И. Волков. - Москва : Наука, 2009 - 187 с.
9. Гончаров, В.В. Руководство для высшего управленческого персонала [Текст] / В.В. Гончаров. - Москва : МНИИПУ, 2010. - 149 с.
10. Горемыкин, В.А. Бизнес-план: методика разработки. 25 реальных образцов бизнес плана [Текст] / В.А. Горемыкин. - 3-е издание - Москва : Ось-89, 2008. - 576 с.
11. Горемыкин, В.А. Энциклопедия бизнес-планов: Методика разработки. 75 реальных образцов бизнес-планов [Текст] / В.А. Горемыкин. - Москва : Ось, 2009.- 315 с.
12. Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности [Текст] / В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - Москва : Инфра-М, 2013. - 134 с.
13. Горохов, Н.Ю. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ [Текст] / Н.Ю. Горохов, В.В. Малев. - Москва : Информационно-издательский дом Филинъ, 2014 - 208 с.
14. Грибалев, Н.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению [Текст] / Н.П. Грибалев, И.П. Игнотов. - Санкт-Петербург : Белл, 2010 - 203 с.
15. Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планирования [Текст] : Учебное пособие для вузов / В.С. Ефрмемов. - Москва : Фин- пресс, 2008.- 196 с.
16. Ефремова, М.В. Основы технологии бизнеса [Текст] : Учебное пособие / М.В. Ефремова. - Москва : Ось-89, 2009. - 252 с.
17. Жуков, В.В. SWOT-анализ: Бизнес-план инновационного проекта: теория и практика [Текст] / В.В. Жуков. - Москва : Финпресс, 2007.- 269 с.
18. Кистерева, Е.В. Инвестиционный бизнес-план: расчет эффективности проекта [Текст] / Е.В. Кистерева. - Москва : Филинъ, 2007. - 110 с.
19. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] /
A. И. Ковалев, В.П. Привалов. - издание 2-е, переработанное и дополненное - Москва : ЗАО «Центр экономики и маркетинга», 2009. - 511 с.
20. Колчина, Н.В. Финансы предприятий [Текст] / Н.В. Колчина. - Москва : Финансы Юнити, 2008.- 241 с.
21. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф Котлер. - Москва : Прогресс, 2009. - 341с.
22. Кочеткова, А. В. Бизнес-план: коммуникационный менеджмент [Текст] / А. В. Кочеткова. - Москва, 2014. - 292 с.
23. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации [Текст] / Л.И. Лукичева,
B. А. Квартальнов. - Москва : Финансы и статистика, 2012. - 271 с.
24. Мазур, И.И. Управление проектами [Текст] : Учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - Москва : Омега-Л, 2014. - 215 с.
25. Макдональд, Малкольм. Стратегическое планирование маркетинга: Процесс планирования маркетинга [Текст] / Малкольм Макдональд: - пер. с англ. М. Бугаева. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 417 с.
26. Малышков, В.И. Потребительский рынок России: вчера, сегодня и ближнее завтра [Текст] / В.И. Малышков. - Москва : Изд-во тип. им. А.С.Пушкина, 2007. - 312 с.
27. Маниловский, Р.Г. Бизнес-план [Текст] / Р.Г. Маниловский. - Москва : Финансы и статистика, 2007. - 292с.
28. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании [Текст] : учебное пособие для вузов / Е.Р. Орлова. - 3-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2011. - 152 с.
29. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст] : Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - Москва : ИВУ «Маркетинг», 2008. - 328 с.
30. Попов, В.М. Сборник бизнес-планов [Текст] : учебно-практическое пособие / В.М. Попов. - Москва : Финансы и статистика, 2007. - 118 с.
31. Попова, Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие бизнеса в России [Текст] / Р.Ю. Попова. - Москва : МГГУ 2007. - 149 с.
32. Радионов, Б.Н. Организация планирования управления предприятием [Текст] / Б.Н. Радионов. - Москва : Финансы и Статистика, 2008.-248 с.
33. Рукина, С.Н. Финансы коммерческих предприятий и организаций [Текст] / С.Н. Рукина. - Москва : Экспертное бюро, 2007. - 317 с.
34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В. Савицкая. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 336 с.
35. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле [Текст] : Учебник / М.В. Сорокина. - Санкт-Петербург : Бизнес-пресса, 2008. - 408 с.
36. Сорокина. М.В. Менеджмент торгового предприятия [Текст] / М.В. Сорокина. - Санкт-Петербург : Питер, 2013.-528 с.
37. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование [Текст] : Учебное пособие / Н.Д. Стрекалова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 352 с.
38. Сухова Л.Ф. Разработка бизнес-плана и финансовый анализ пред-приятия [Текст] / Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова. - Москва : Финансы и статистика, 2011. - 428 с.
39. Ушаков И.И. Бизнес-план [Текст] / И.И. Ушаков. - Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 351 с.
40. Шевчук Д.А. Как составить бизнес-план: первый шаг к своему биз-несу [Текст] / Д.А. Шевчук. - Москва : АСТ Астрель, 2009. - 311 с.
41. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии [Текст] : учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов / Г.И. Шепеленко. - 2-е изд., доп. и переработ. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2011. - 544 с.
42. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля [Текст] / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - Москва : Издательство «Дело и Сер-вис», 2010. - 311 с.